Напоминание

Педагогический порфель ТРИЗ


Автор: Салимьянова Кристина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ ДС №12 " Росинка"
Населённый пункт: пгт Высокий
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педагогический порфель ТРИЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. В настоящее время приёмы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. Автор методики – изобретатель и писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер. Интересно то, что ТРИЗ изначально разрабатывалась не для детей, однако со временем была успешно внедрена в программу дошкольного образования. Приемы ТРИЗ завоевывают все большую популярность среди педагогов и родителей. Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями. Кроме этого, у них развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, системность. Главное отличие методики ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию — это возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Методика подходит для детей с 2-3 лет, когда ребенок начинает осознавать свои мысли и учится их формулировать посредством жестов или слов.
ТРИЗ в детском саду: принципы построения занятий
·0 При минимуме сообщения информации – максимум рассуждений. ·1 Предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций – мозговой штурм. ·2 Активизация творческого воображения. ·3 Использование в процессе «поиска истины» всех, доступных для ребенка, средств восприятия и операций: заключения, причинно- следственные связи и прочее. ·4 Подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов
Преимущества программы ТРИЗ в детском саду:
·5 Способствует развитию аналитических способностей. ·6 Учит ребенка рассуждать и отстаивать свою точку зрения. ·7 Помогает ребенку справиться с природной застенчивостью и замкнутостью. ·8 Культивирует стремление познавать и получать новую информацию. ·9 Дает свободу слова и свободу проявления личности.
·10 Универсальность: справляясь для начала с легкими задачами, ребенок постепенно учится находить выход из сложных ситуаций, что несомненно пригодится во взрослой жизни. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в пять этапов.
На первом этапе -
Занятия даются не как форма, а как поис истины и сути.Ребёнка подводят к проблеме многофукциона льного использования объекта.
Второй

этап
- это " тайна двойного" или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нём хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.
Т р е т и й

э т а п
- Разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: Как можно перенести воду в решете? Воспитатель формирует противоречие вода должна быть и решете, чтобы её перенести, и воды не должно быть, так как в решете её не перенести - вытечет. Разрешается противоречие применением агрегатного состояния вещества - воды. Вода будет в решете в изменном виде ( лёд) и её не будет, так как лёд это не вода. Решение задачи - перенести воду в решете в виде льда. На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить своё решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображании, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлогается ряд специальных заданий. Например, придумайте, новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.
Четвёртый этап
- это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает себя разные виды детской деятельности - игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.
Пятый

этап
- опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, ребёнок учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, Ребёнок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные. из любой области человеческой деятельности. Дети становятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения. Программа ТРИЗ даёт воспитателям и детям методы и инструменты
творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.
Принципы и методы технологии
Я вам хочу представить два варианта игры «Кольца Луллия». Первый вариант, тот, который представлен французским монахом, представляет собой круги (пластинки) закреплённые на картоне. Принцип изготовления игр заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбивают на 4.6.8 секторов. Для изготовления пособия берутся 2 прямоугольные формы картона шириной, равной диаметру колец (пластинок, и длиной на 2-4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепляются штыри. В верхнем прямоугольнике вырезается окошко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка свободно накрывается. Для вращения предлагается использовать основу в виде старых пластинок, их удобно вращать за выступы по бокам верхнего прямоугольника. Существуют и другие варианты изготовления игры, сохраняя принцип колец. Один из них – насаживание колец друг на друга, которые между собой крепко закреплены. В этом варианте нет съемных пластинок, на кругах секции в виде окошек, в которых меняются картинки. Варианты зависят от той цели, которую преследует педагог. Это игры с экологическим содержанием; игры на закрепление математических представлений; игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте; игры на формирование лексико-грамматических категорий; игры на развитие связной речи. Описание игры: 1-ый вариан: Игра проводится в паре или подгруппой детей. Берутся круги с выбранной темой. В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно картинка первого круга должна соответствовать картинке второго круга. 2-ой вариант: Игра проводится в паре или подгруппой детей. Например: на верхнем круге звуковая схема слов, в руках у детей картинки к этим схемам. По правилам игры к схеме нужно подобрать соответствующую картинку или к картинке подобрать соответствующую схему. Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети
сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте. 1. Назови букву (звук, если обозначен сигналом-кружочком) и подбери картинку. 2. Какой звук в начале слова? (гласный, твердый глухой согласный, мягкий глухой согласный, твердый звонкий согласный, мягкий звонкий согласный) 3. Уточнение звонких и глухих согласных звуков 4. Уточнение твердых и мягких согласных звуков 5. Подбери картинку по двум звукам в начале слова. 6. Подбери картинку по последним звукам. 7. Раздели слово на слоги, подбери схему, используя подсказку. 8. Раздели слово на слоги, найди нужную схему. 9. Подбери картинку к схеме или схему к картинке. 10. На каком круге буква написана неправильно? 11. Допиши букву (к недописанной букве подбери правильную букву). 12. Вставь пропущенную букву. 13. Разгадывание кроссвордов, ребусов и т. д. 14. Употребление предлогов, применение сигналов. 15. Согласование имен числительных и существительных. 16. Кто что делает? (составление предложений, используя пиктограммы) 17. Единственное и множественное число имен существительных. 18. Кто чем управляет?
Морфологический ящик
Метод морфологического ящика разработан в 1942 г. швейцарским астрономом Ф. Цвикки [19]. Ему же принадлежит ряд методов морфологического исследования, из которых метод морфологического ящика является наиболее разработанным и широко применяемым. Основная его цель состоит в построении всех возможных вариантов реализации исследуемого объекта, как правило, для определения возможных границ его изменения. Метод выполняют в следующем порядке. 1. Дают точную формулировку проблемы, подлежащей решению. На этом этапе очень важно привести общее описание исследуемого объекта. 2. Формируют (выявляют) важные характеристики (свойства, функции) объекта, совокупность которых обеспечивает существование и
функционирование объекта, решение проблемы. 3. Раскрывают возможные варианты реализации ка ждо й характеристики (свойства, функции). 4. Совокупность полученных вариантов сводят в морфологическую матрицу или морфологический ящик. 5. Выбирают решения из морфологического ящика и определяют их функциональную ценность. С помощью значков-фишек очень наглядно можно формировать у ребенка и другие представления об окружающим мире. Например, как животные готовятся к зиме. По вертикали располагаем различных животных (в зависимости от возраста количество животных увеличивается): заяц, лиса, медведь, белка, волк. По горизонтали обозначаем разнообразные способы подготовке к зиме: делает запасы, впадает в спячку, меняет шубку, накапливает жир, наращивает подшерсток и др. Сочетая элементы таблицы, нужная клеточка обозначается фишкой. Очень хорошо, если работу с таблицей Вы будете сочетать с чтением книжек по теме (например Как животные готовятся к зиме ) И, конечно, морфологическая таблица незаменима для развития творческого воображения и фантазирования. Например, можно придумать наряд для Весны. По горизонтали выкладываем приметы весны: ручьи, сосульки, снег с проталинками, подснежники (или первоцветы вашей местности), солнышко, первая травка и др. в зависимости от возраста и знаний ребенка. По вертикали продумываем вместе с малышом, какие предметы одежды могут быть у Весны. Допустим, это платье, корона, обувь. Комбинируя разные варианты, ребенок составляет портрет Весны, который потом изображает на бумаге. Например, у Весны может быть платье из ручейков, украшенное первоцветами, корона из сосулек с солнышком, а обувь из первой травки. Или платье может быть из снега с проталинками, венок из травы и первоцветов и солнечные туфельки. С маленькими детьми можно заняться придумыванием новых игрушек, комбинируя несколько объектов целиком, или разложив их на части. Придуманные образы обязательно нужно воплотить в рисунке или поделке. Например, как будет выглядеть кукла-мяч? А как машинка- пирамидка? А машинка-кукла? С какой игрушкой хотелось бы поиграть? Возможно ли самим сделать такую игрушку из имеющихся? Дети любят фантазировать они будут с увлечением сочинять новые сказки, объединяя и придумывая взаимодействие между разными персонажами из разных сказок. Помогайте детям наводящими
вопросами, уточнением – где происходит действие, какие элементы сказки он перенесет в свою историю, какие превращения будут сопровождать историю и т.п. В процессе придумывания или по окончании можно сделать рукописную книгу из рисунков- иллюстраций, который нарисует сам ребенок или совместно с вами. С помощью морфологических таблиц можно придумывать с ребенком новые виды транспорта, зданий, одежды, фантастических животных – что угодно! Но помните – любое придумывание должно быть воплощено в виде рисунка, поделки, книжки, иначе ребенок не почувствует удовлетворения от творческого процесса и потеряет к нему интерес. Для ребенка очень важно видеть результат своего творчества, осознавать, что он создал что-то сам.

Игра плюс сказка Первым принципом технологии Воскобовича " Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. особенность её в том, что в этой игре реально выстраиваются почти весь процесс обучения ребёнка. " Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определённого сюжета ( игры, сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В них сюжеты ограниченно вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребёнок её слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняем задания. Интеллект Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ( " по спирали") позволяет поддержать детскую в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребёнок всегда добивается какого-то " предметного" результата". Творчество Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - ранее творчество развития дошкольников. Игра создаёт условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребёнка. Взрослому остаётся лишь использовать эту естественную потребность
для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности. Развивающая среда - Фиолетовый лес Это развивающая сенсомоторная зона. Её делают из фанеры ковролина, рисует на стене, ткани. Ребёнок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрёл в совместной деятельности со взрослыми. В "Фиолетовом лесу" обязательно находятся сказочные персонажи – Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.
Способы реализации технологии ТРИЗ


Технология ограниченно вплетается в уже существующие порядки. В отношениях " взрослый - ребёнок" здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринужденно, весёлой. Интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребёнок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний. В своей работе можно использовать следующие игры:
" Необитаемый остров"
Золотая рыбка решила исполнить одно твоё желание. Ты загадал, что хочешь много денег, чтобы купить сладости, игрушки. Рыбка исполнит твоё желание, с тем условием, что ты попадёшь на необитаемый остров и будешь жить там один. Воспользуешься ли ты желанием? Как ты выберешься с необитаемого острова, если тебе надоест быть одному?
"Предложи выход из ситуации"
Маше на день рождения друзья подарили энциклопедию " Животный мир", мама подарила такую же энциклопедию, бабушка подарила такую же энциклопедию. Предложи Маше что сними делать?
" Эмпатия"
1." Ты - муха, которая залетела в дом, на столе стоит банка с вареньем, тебе очень хочется варенья, но банка закрыта, что ты сделаешь? расскажи. 2. " Я злая девочка, а ты мама птенца. Уговори меня. чтоб я не взяла в руки твоего птенца".


В раздел образования