Напоминание

"Лиственные деревья"


Автор: Шурдикова Вера Димитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БОУ "Цивильская ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1" Минобразования Чувашии
Населённый пункт: г. Цивильск
Наименование материала: конспект открытого мероприятия
Тема: "Лиственные деревья"
Раздел: среднее образование





Назад





Конспект открытого внеклассного мероприятия
«
Лиственные деревья»

Воспитатель Шурдикова Вера Димитриевна г.Цивильск БОУ «Цивильская

ОШИ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии
I. Организационный момент. Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года наступило? Дети: Наступила осень. Воспитатель: По каким признакам мы узнаем, что пришла осень? Дети: По следующим признакам мы узнаем, что пришла осень: а) травы начинают желтеть и буреть; б) на кустарниках и на деревьях листья изменили свою окраску, а затем начали опадать; в) птицы собираются в стаи; г) часто идут холодные дожди. Воспитатель: Молодцы. Ребята сегодня мы с вами путешествуем. А сейчас подго- товимся к путешествию и слушаем внимательно меня. Если из космоса взглянуть на нашу планету, видны два основных цвета, которые как бы поде - лили земной шар на два огромных пространства - океан воды и океан растительности. Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков, запахов, загадок, тайн. Куда бы ты ни посмотрел, почти всюду увидишь разнообразные растения. Они растут в лесах и на лугах, в парках скверах. Их можно увидеть в прудах, озерах и реках. А сколько разных растений выращивает человек на полях, в садах, теплицах и даже на балконах. Каких только растений ты не встречаешь рядом с собой! Среди них есть большие и крошечные растения, жизнь которых коротка. Некоторые растения имеют необычную, порой причудливую форму. Растения радуют нас своей красотой и разнообразием. Растения кормят человека. Назовите растения, которые кормят чело- века? Дети: Это яблоня, груша, рожь, пшеница, горох, капуста, смородина и т.д. Воспитатель: Растения одевают человека. Назовите растения, которые одевают человека? Показать рисунки конопли, льна, хлопка. Дети: Это лен, хлопок, конопля. Воспитатель: Растения лечат человека. Назовите растения, которые лечат человека? Дети: Это мать-и-мачеха, зверобой, шиповник, чеснок, лук, помидор, береза. Воспитатель: Растения дают много полезных вещей. Ребята назовите, каких полезных вещей дают нам растения? Дети: Это мебель, строительство домов, топливо и т.д. Воспитатель: Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. Ребята назовите эти растения? Ответы детей: Это свекла, картофель, лук, морковь, капуста и т.д. Воспитатель: Как их можно назвать, одним словом? Ответы детей: Это овощи. Воспитатель: А есть растения, которые растут независимо от человека. Это сорняки, травы, кустарники и деревья. И об этих растениях мы говорим сегодня на занятии. Путешествуя, мы дошли до остановки «Народные приметы». В старину по народным приметам люди узнавали, какая будет погода. Кто познакомит с этими приметами? Сергей: Собаки мало едят, много спят, катаются по земле - к плохой погоде.
Коля: Лошади храпят и фыркают к плохой погоде. Н. Витя: Дым от костра идет вверх - будет хорошая погода. Саша: К хорошей погоде на траве, кустарниках обильная роса. Воспитатель: Погоду мы определили, день будет хороший. Путешествуем дальше. Наш девиз: «Любить и охранять родную природу!» Ребята давайте, повторяем «Правило друзей природы». 1. Не ломать ветки деревьев. 2. Не рвать цветы. 3. Не ловить бабочек. 4. Не разорять гнезда птиц. 5. Не ловить и не носить диких животных домой. П. Изучение нового материала. Мы входим в лес. Воспитатель: Здравствуй лес, могучий лес, полный сказок и чудес (воспитатель вывешивает картину «Лес»). Ребята посмотрите на картину. Что здесь изображено? Дети: Здесь нарисован лес. Воспитатель: Лес, какой? Дети: Лес осенний. Воспитатель: Почему осенний лес, докажите? Дети: Потому, что листья на деревьях желтые. А желтые листья бывают только осенью. Воспитатель: Какие растения растут в лесу? Дети: Травы растут в лесу. Воспитатель: Выше трав что растет? Дети: Кустарники. Воспитатель: Самые высокие растения в лесу что? Дети: Самые высокие в лесу деревья. Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что в лесу самая низкая? Дети: Это травы. Воспитатель: Чуть выше? Дети: Это кустарники. Воспитатель: Самые высокие? Дети: Это деревья. Воспитатель: Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные - это деревья, у которых листья в виде пластинки. Ребята назовите лиственные деревья. Дети: Это береза, осина, дуб, рябина. Воспитатель: Хвойные - это деревья, у которых листья в виде иголочек. Назовите хвойные деревья. Дети: Это ель, сосна, кедр. Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о лиственных деревьях. Сейчас я прочитаю загадку, а вы отгадайте о каких деревьях идет речь: 1. Русская красавица Стоит на поляне. В зеленой кофточке В белом сарафане. (Береза). 2. Никто не пугает, А она вся дрожит. (Осина). 3. Кудри в речку опустила, И о чем-то загрустила, А о чем она грустит Никому не говорит. (Ива). 4. Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель).
Воспитатель: О каких деревьях была загадка? Дети: О березе, об осине, об иве, о ели. Воспитатель: Все ли деревья одинаковы? Дети: Нет, не одинаковы. Воспитатель: Чем ель отличается от остальных деревьев? Дети: У ели вместо листьев иголки. III. Физкультминутка По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге). И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге). По тропинке побежим До лужайки добежим (Бег на месте). На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах). Стоп. Немного отдохнем И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте). IV. Закрепление изученного 1. Написать органы растений. Органы растений 1. Корень. 2. Ствол (стебель). 3. Ветка. 4. Лист. 5. Цветок. 6. Плод с семенами. 2. Игра «Что за дерево такое?» По изображению листьев назвать растение. 3. Составь словосочетание по образцу. Лист березы - березовый лист Лист клена – Лист дуба – Лист липы – Лист рябины – 4. Какие бывают леса? Если - в роще растут березы, это (березовая роща) - в роще растут дубы, это (дубовая роща - дубрава) - в лесу растут березы и дубы, это (смешанный лес) 5. Дополни предложения.
Кусты низкие, а деревья У кустов несколько стволов, а у деревьев.................. Из деревьев можно строить дома, корабли, изготавливать мебель, а из кустов -................. 6. Хоровод деревьев. Сергей: Береза Береза - самое любимое, самое родное дерево для каждого русского человека. Растет она очень быстро. За 25 лет береза достигает высоты пятиэтажного дома. Его можно назвать символом России. Далекие предки славян ласково называли ее «веселкой». От этой белоствольной красавицы, в самом деле, словно исходила радость жизни, веселее становилась на душе. Но береза не только радовала глаз. Она была еще и доброй помощницей крестьян. Когда строили избу, потолок поверху непременно покрывали листами тонкой березовой коры - бересты. Она не пропускала в избу влагу, если даже крыша прохудилась. Часто из бересты мастерили ведра-туеса, в которых хорошо хранились молоко и вода. . В бане русский человек издавна привык париться березовым веником. Часто поэты воспевали березу в стихах. Н. Витя: Дуб Дуб растет медленно, но глубоко пускает корни в землю. Первые желуди дает только через 20 лет. Он большой, могучий и может прожить очень долго - 500 и более лет. Да, дуб сильное дерево, но есть у него и слабая сторона - боится холода. Молодые листья и стебли весной погибают при заморозках. Чтобы уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть поздно. Хотя у дуба и есть слабости, он издавна пользуется любовью и почетом у самых разных народов. В Древней Греции дубовыми венками награждали воинов за выдающие подвиги. Славяне считали дуб святым деревом. В старину из дуба делали корабли. Саша: Клен Вот и клен. Клен остролистный. Очень рано, уже в первой половине мая, ветви его покрываются желто-зелеными букетиками цветов. На цветущий клен охотно летят пчелы. Для них это настоящий санаторий. После долгой зимовки пчелам есть чем подкрепиться. С одного гектара кленовых деревьев можно получить 200 кг меда. Из листьев получают желтую краску, с добавлением железного купороса - черную. В осеннем лесу клен радует глаз своим золотым нарядом. Из клена делают музыкальные инструменты - кларнеты и флейты. Роман: Липа Я расскажу о липе. Удивительное это дерево - липа. Хотя бы потому, что цветет в середине лета, когда остальные деревья уже отцветут. Насекомые 70 видов посещают липу. Цветы липы дают первоклассный мед. Еще 150 лет назад русские крестьяне просто не могли обходиться без липы. Из лыка плели лапти. В них щеголяли с весны до поздней осени, пока не выпадал снег. Тогда переходили на зимнюю обувь - валенки. Помимо лаптей из лыка делали еще мочалки. Мыло тогда в деревнях не употребляли - очищали тело в парной бане березовым веником да липовой мочалкой. Много лыка тратили на рогожи, заменявшие половики. Плохо липа переносит загрязненность воздуха. На вольном воздухе, в лесах, эти деревья доживают до 500 лет. А в городских условиях до 150 лет. Коля: Осина Осина - дерево раннецветущее. Из осины делают ложки. А из тонких, мягких, шелковых стружек осины делали корзины и шляпы. В старину осиновой щепкой
крыли крышу. Такая крыша служила долго и выглядела привлекательно. Их можно увидеть и сейчас на старинных постройках в Ростове Ярославском, в Суздале. Виталик: Сосна Вглядитесь, наверху, на фоне голубого неба колышутся сосны, как водоросли в море. Соснам нужно солнце, вот они и тянутся к нему. Сосны растут до 35 лет. Сосна хороший строительный материал. Из сосны делают пианино. Надя: Ель Ель знакома нам всем с детства. Круглый год ель зеленая. Листок - иголка живет 2-3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течение всего года. Одни иголки опадают, другие растут. Живет ель до 1200 лет. Красиво это дерево, но на новый год, сколько их вырубают. Очень много выброшенных елочек после Нового года. По-моему мнению лучше поставить ветки ели на Новый год и украсить их. Воспитатель: Ребята мы слушали рассказы о березе, дубе, клене, липе, осине, сосне, ели. Скажите, пожалуйста, все ли перечисленные деревья лиственные? Назовите их. Из перечисленных деревьев лиственные: дуб, клен, липа, береза, осина. Сосна и ель - хвойные деревья. 7. Предметы быта, выполненные из дерева. Воспитатель: Назовите и покажите на картинках декоративные (украшающие) предметы быта, выполненные из дерева. Дети: кастрюля, лапти, матрешка, самолет, свистулька, поднос, солдатики, лопатка. Воспитатель: Мы немножко устали и потихоньку идем обратно в школу. По дороге проведем викторину. 1) Какое дерево цветет позже всех? (Липа). 2) Почему у сосны нижние ветки отмирают? (Сосна светолюбивое дерево). 3) Какие хвойные деревья растут в наших лесах? (Ель, сосна, лиственница). 4) Какое дерево имеет белый ствол? (Береза). Вот и закончилось наше путешествие. V. Итог занятия. 1.О чем мы сегодня говорили на занятии? На занятии мы говорили о деревьях. 2.Какие деревья бывают? Деревья бывают лиственные и хвойные. 3.Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? У лиственных деревьев листья в виде пластинок, а у хвойных деревьях - листья в виде иголки - хвоинки.


В раздел образования