Напоминание

"Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС"


Автор: Инякина Тамара Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"Горельская СОШ" Тамбовского района Тамбовской области
Населённый пункт: село Малиновка Тамбовского района Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование

коммуникативной

компетентности

на

уроках

русского

языка

в

условиях реализации ФГОС

Инякина Т.М., учитель русского языка и литературы филиала

МБОУ «Горельская СОШ» в селе Малиновка Тамбовского района Тамбовской области.

Сегодня

мы

живём

в

эпоху

стремительных

перемен.

Система

образования

модернизуется, меняется её содержание, внедряются новые образовательные технологии.

Одно остаётся неизменным – великая роль учителя. Никакие инновации не заменят талант

и мастерство учителя, который постоянно находится в творческом поиске. Ведь учитель

только тогда учитель, когда он учится, а когда он перестаёт учиться, в нём умирает

учитель. Именно дети вдохновляют его на поиски новых идей. Детская душа ждёт чуда. И

учитель старается дарить его им на каждом уроке.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики

является создание

условий

для

достижения

нового

качества

образования

в

соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение

доступности образования для всех детей.

Сегодня остро стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком

меняющимся

условиям.

Формирование

коммуникативной

компетентности

обучающихся строится на моделировании исследовательских ситуаций практически

на каждом уроке, где преподаватель

учит детей ставить проблему, выдвигать

гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, искать пути

доказательств, обобщать полученные результаты.

.

Мы знаем, что дети от природы любознательны и полны желания учиться. И только

умелое руководство со стороны учителя поможет им проявить свои творческие дарования.

Современных подростков уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им

неинтересно записывать под диктовку учителя или списывать готовые задания с доски.

Они не склонны слушать слишком подробные объяснения учителя, Они ищут новых форм

з н а к о м с т а

с

н о в ы м

м а т е р и а л о м .

Диапазон творческих задач необычайно широк, но суть их одна: при

решении происходит акт творчества, создаётся нечто новое, лишенное шаблонности. Всё

это наполняет жизнь радостью, желанием искать и творить. Такое состояние мы называем

В Д О Х Н О В Е Н И Е М.

Слово – ключ к познанию языка. Об этом нельзя забывать никогда! Поэтому

скучные правила необходимо рифмовать (можно использовать при этом методическое

пособие Г.Арсирия «Занимательная грамматика», занимательный материал «Превращение

слов», очерки о языке Л.Успенского «Слово о словах» и ресурсы Интернета).

Например,

ученики

легко

находят

слова-исключения

из

правила

«Правописание

безударных личных окончаний глаголов», вспомнив краткую рифмовку:

Слышать, гнать, держать, дышать,

Смотреть, видеть, ненавидеть

И зависеть, и терпеть, и обидеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья:

Их на «Е» писать нельзя!

Приставка П Р И-

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело –

Пишем мы П Р И -, говоря обо всём,

Что добрые руки приделали.

Образность – один из результативных приёмов по созданию и развитию у детей так

называемого

«мысленного

экрана».

Особенно

при

запоминании

словарных

слов

(например: цыган сел на цыпочки и сказал цыплёнку: «Цыц!»).

Стихотворение О.И.Высотской «Весёлая грамматика» помогает им безошибочно

определять части речи:

Существительное - школа.

Просыпается – глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

Встали М Ы – местоименье,

Бьёт числительное С Е М Ь,

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем

(Продолжение - в учебнике Т.А. Ладыженской,5кл.)

Слово

живое существо, способное радоваться, грустить, обижаться,

упрямиться. У каждого слова, как и у людей, свой нрав, свой характер, своя душа.

Именно это необходимо внушить ученикам. Отличать слово доброе от слова злого нам

помогает его смысл. Лексическое значение можно узнать, заглянув в толковый словарь.

Алгоритм работы над словом:

Первая ступень.

Характеристика слова:

- определи правильность написания слова (ударение, орфограммы);

- проникни в тайну слова (толкование, происхождение, употребление);

- выдели морфемы; подбери родственные слова; определи способ словообразования.

(При выполнении такого задания ученики могут использовать словари).

Вторая ступень.

Размышляю о душе слова:

- воображаю, что слово - магнит (подбираю синонимы, антонимы).

- подбираю к слову ассоциации, рифмы, образы.

a)

- пишу мини – текст (этюд, мини – сочинение, зарисовку).

Вот такие ассоциации у детей вызвало слово «труд»: мать, правда, народ, Родина.

Короткое слово «вода». Очень по-разному служит оно. Дети без особого труда

определяют многозначность этого простого слова:

«немало воды утекло» - давно;

«сквозь огонь и воду пройдёт» - смелый;

«как с гуся вода»- незапятнанный;

Известно, что учащихся привлекает всегда все новое, необычное. А всякое познание

начинается с удивления. Удивление же есть момент пробуждения интереса к изучаемой

теме,

к

самостоятельной

работе.

Главное

в

уроке

-

постижение

красоты

языка,

удивление

перед

его

возможностями

и

открытия,

пусть

маленькие,

пусть

не

имеющие значение для науки. Вот когда ученик научится чувствовать язык, понимать,

почему так, а не иначе говорят или пишут, тогда придет и желание «изловить» законы

языка, т.е. через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей

ученики придут к грамотной устной и письменной речи.

Этимологический анализ слова – прекрасный способ познания тайны языка.

Его

можно проводить в три этапа:

1.

возбуждение интереса к слову;

2.

развитие познавательных возможностей учащихся;

3.

формирование

навыков

самостоятельной

работы

со

справочной

литературой.

Умения,

полученные

учащимися

в

результате

поэтапного

применения

этимологического анализа слова, являются важной основой для приобретения самого

главного из них – умения самостоятельно учиться, т.е. думать, рассуждать, искать,

пользоваться словарями и другой справочной литературой.

Схемы – алгоритмы при обучении орфографии

Всем

известно,

что

ученики

легче

запоминают

зримое,

видимое,

нежели

услышанное. В данном случае при формулировке правила по схеме работают два вида

памяти: зрительная и слуховая. Кроме того, развивается умение логически мыслить.

Уже с 5 класса необходимо отрабатывать с учащимся алгоритм каждого правила в

отдельности, а потом можно переходить к обобщающим: «Виды орфограмм гласных в

корне», «Правописание Н и НН в разных частях речи», «НЕ с разными частями речи»,

«Правописание омонимичных частей речи» и другие.

Важным

этапом

обучения

учащихся

является

формирование

умений

дифференцировать орфограммы, находить их опознавательные признаки.

Система упражнений:

Словарный диктант «Кто больше запомнит»

Учитель произносит один раз и больше не повторяет цепочку из трёх слов. Затем

делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку из

трёх слов и опять делает паузу, достаточную для того, чтобы дети успели записать. Так

происходит несколько раз, пока не будет записано примерно то количество слов, которое

задумал учитель. Когда все учащиеся овладеют серией из трёх слов, можно переходить к

более протяжной цепочке.

Целесообразная последовательность системы словарно

орфографических

диктантов:

предупредительный,

объяснительный,

выборочный,

творческий

продолжением, с сопоставлением, по сюжетным рисункам), зрительный, свободный.

Распространение простых предложений влево и вправо от главных членов.

Если

предложение

(Дует

ветер) надо

распространить

влево,

то

это

можно

сделать

следующим

образом: По-весеннему

радостно,

шелестя

первыми

зелёными

листочками,

дует

весёлый

ветер.

В

поле,

на

открытом

пространстве,

не

защищённом деревьями, дует холодный, пронизывающий ветер.

При распространении вправо второстепенные члены могут быть присоединены так:

Дождь, начавшийся вчера вечером, идёт до сих пор. Дождь, холодный и сильный, идёт

вторые сутки.

Перестановка частей предложения

Каждое предложение дети записывают несколько раз, ставя деепричастные обороты

то в начале, то в середине, то в конце.

Образец выполнения

Длинные вереницы журавлей летят на юг, жалобно курлыча.

1. Жалобно курлыча, летят на юг длинные вереницы журавлей.

2. Длинные вереницы журавлей, жалобно курлыча, летят на юг.

Такой приём можно использовать и с другими обособленными членами, и со вставными

конструкциями, и с придаточными частями.

Таким образом, в процессе распространения и перестановки частей предложения

изменяются стилистические оттенки, содержание и постановка знаков препинания. При

этом

происходят

изменения

и

в

работе

оперативной

памяти,

так

необходимой

для

формирования коммуникативной компетентности учащихся.



В раздел образования