Напоминание

Развитие ребенка в творческой деятельности


Авторы: Кузнецова Анастасия Николаевна, Малдекова Олеся Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 39
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие ребенка в творческой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие ребенка в творческой деятельности.

Кузнецова А.Н. – заместитель заведующего по ВМР МАДОУ детский сад № 39

Малдекова О.В. – воспитатель МАДОУ детский сад № 39

Аннотация.

В

статье

рассматривается

проблема

развития

творческих

способностей у детей дошкольного возраста, раскрываются особенности работы

с

детьми,

раскрыта

специфика

деятельности

воспитателя

по

развитию

творческих

способностей

в

разных

видах

деятельности:

лепке,

аппликации,

рисовании.

Ключевые

слова: детское

творчество,

знание,

умение,

навыки,

дошкольное

образование,

стандарты,

среда,

дошкольный

возраст,

развитие,

способности,

творчество, деятельность, воображение, рисование.

Синити

Судзуки

однажды

сказал:

«Нет

неталантливых

детей.

Все

дети

рождаются совершенными. Дети – это продукт тренировки и окружающей среды, и

они

не

наследуют

таланты

родителей.

Ребенка

формирует

окружающий

мир

и

воспитание с момента рождения, все остальное зависит только от психологического

влияния,

которое

оказывает

на

ребенка

окружающая

среда.

Только

этим

определяются все его способности и таланты»

Многие

родители

хотят,

чтоб

их

ребенок

вырос

творческой

личностью.

Развитие ребенка как личности и его достижения на жизненном пути тесно связаны

с такими индивидуально-психологическими особенностями таким как: способности,

склонности, дарования. Детство — это время интенсивного развития, изменения и

обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе

процесс

становления

личности.

Наиболее

ярко

это

выражается

в

творческой

деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть внутренний мир ребенка.

Философы

и

психологи

подчеркивают

тот

факт,

что

творчество

в

любой

деятельности

человека

это

создание

объективно

нового,

ранее

не

созданного

произведения. Что же представляет собой детское творчество? Специфика детского

творчества

заключается

в

том,

что

ребенок

не

сможет

создать

новое

по

ряду

объективных причин (нет опыта, ограничение в знаниях, умениях и навыках). Но,

тем

не

менее,

детское

творчество

имеет

как

объективное

значение,

так

и

субъективное. Объективное значение детского творчества, в том, что в процессе и в

результате деятельности ребенок получает разнообразное развитие. Л.С. Выготскиий

писал, что детская творческая деятельность проявляется не сразу, а очень медленно

и

постепенно

развиваясь

постепенно

из простых

форм

в

сложные,

и

каждому

периоду детства свойственна своя форма.

Именно поэтому детское творчество все чаще рассматривается как наиболее

содержательная

форма

психической

активности,

универсальная

способность,

обеспечивающая удачное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

В понимании детского творчества и в подходе к развитию этих способностей

есть

два

противоположных

направления.

Приверженцы

первого

считают,

что

источниками творчества – являются внутренние импульсы, стремление человека

выразить свои чувства, мысли и настроение.

Следовательно, из этого вытекает требование не вмешиваться в процесс, не

мешать самовыражению, и не учить способам выражения, потому что ребенок

найдет

их

сам.

Второе

направление

отталкивается

из

потребности

человека

в

творческой деятельности, как способа воспроизведения впечатлений, полученных от

окружающего мира. Следуя из этого ребенка необходимо учить способам, чтобы он

мог точно изобразить предмет.

Разумеется, эти подходы очень противоположны и ими не исчерпываются

существующие

концепции.

Чаще

всего

нам

встречаются

нечто

среднее,

объединяющее позиции обоих этих направлений.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития

детского

творчества

разнообразность

и

вариативность

работы

с

детьми

на

занятиях. Не занимательные, не увлекательные занятия, нарушение дидактических

принципов

воспитательно

образовательной

деятельностью,

не

правильное

руководство

детским

творчеством

обусловлены

низким

уровнем

квалификации

педагога.

Низкий

уровень

квалификации

педагога

определяет

формальный,

не

творческий подход к организации занятий: используются однообразные приемы и

методы, работа не включает игровые приемы, постоянно дается установка, что

слепить, нарисовать, или как делать аппликацию и то после того, как воспитатель

покажет, что надо делать. Одной из распространенных ошибок, является недооценка

возможности ребенка и стремление педагога все самому разложить на столах. А ведь

включаясь

в

процесс

дети

мысленно

входят

в

творческую

работу

начинают

понимать,

что

им

делать:

лепить,

рисовать,

вырезать

или

наклеивать.

Некомпетентный педагог, прежде всего, понимает личную готовность к занятию

только как подготовку материалов, как правило не продумывают варианты занятия,

знакомятся

с

методическими

рекомендациям

или

конспектами

кем

то

разработанные.

Методические рекомендации создаются в помощь педагогу, но не могут быть

идеальными, точными и подходящими ко всем случаем жизни, поэтому относиться к

ним

нужно

творчески,

учитывая

обстановку,

возрастные

особенности,

уровень

развития

знаний,

умений,

навыков.

Бывает,

что

рекомендации

выполняются

и

воспринимаются

буквально,

как

правило,

или

требование

обязательное

к

исполнению.

Знание

условий,

отрицательно

влияющих

на

развитие

творческих

способностей детей, поможет педагогам избежать ошибок, сделать свою работу

наиболее эффективной и приносящей радость детям.

Новизна,

необычность

обстановки

или

нетрадиционное

начало

занятия,

нестандартные,

разнообразные

материалы,

возможность

выбора

и

еще

многие

другие факторы – все это помогает не допустить в детское творчество однообразие и

скуку.

Рисование,

лепка,

аппликация

конструирование,

как

виды

творческой

деятельности не терпят шаблонов, стереотипности. Именно поэтому важно, чтобы

педагог

умел

создавать

обстановку,

условия,

где

дети

с

одной

стороны

могли

применить усвоенные ранее знания, умения, навыки, а с другой стороны – находили

новые решения и творческие подходы.

Основная

задача

любой

деятельности

(изобразительной,

художественной,

творческой и тд.) заключается в том, чтобы развить эстетические представления,

взгляды на мир; научить детей создавать своими руками, аппликацию, рисунок; дать

возможность

растущему

человеку

возможность

познать

радость

созидания,

получить удовлетворение от своей деятельности.

Осуществляя руководство детской творческой деятельностью – необходимо

помнить о ее специфике – это не обычное занятие, на котором дети учатся чему – то,

что

то

узнают,

это

творческая

деятельность,

которая

требует

от

ребенка

положительного

настроя,

желание

что

то

создать,

прикладывая

свои

усилия,

мысли. Без этого успех не возможен.

Сегодня

совместная

деятельность

ребенка

и

педагога

это

не

готовый

конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать

выводы, приобретать новые знания через собственную деятельность.

В детском творчестве педагоги выделяют три основных этапа, каждый из которых

требует специальных методов и приемок со стороны взрослого.

I этап – это возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема

выбирается

либо

самостоятельно

ребенком,

либо

предлагается

воспитателем

(решение принимает ребенок). Ребенок должен осознать свое неумение.

II этап – то сам процесс создания детьми чего либо (рисунок, аппликация, коллаж и

тд.)

даже

если

тему

предлагал

воспитатель

то

он

не

может

лишить

ребенка

возможности

творить,

а

только

помогает

направить

его

воображение.

Большие

возможности появляются, когда сам ребенок выбрал тему. Именно на этом ребенок

может овладеть теми формами , методами, знаниями, выразительными средствами

которые необходимы для разных видов деятельности: рисование, лепка, аппликация.

III этап – это

анализ результатов. Этот этап связан с двумя предыдущими и

является их продолжением и заключением. Просмотр с детьми проходит смотр и

анализ сделанных работ.

Развитию

творческих

способностей,

активности,

воображения

будут

способствовать

разнообразие

предоставляемых

материалов

детям,

отход

от

традиционного к новому. Под творчеством мы будем понимать сам процесс создания

образов, и поиск способов, путей решения задач.

Самым эффективным средством для решения этих задач является творческие

задания и игры. Именно они помогают дошкольникам раскрепоститься. В этом

случае

дети

не

боятся

ошибиться,

так

как

нет

правильных

или

неправильных

ответов, все ответы и суждения принимаются на равных, не подвергаясь критике.

Ребенок в такой ситуации свободно фантазирует, а процесс познания доставляет ему

радость и удовольствие. Рекомендуется использовать словесные творческие игры,

эвристические

приемы,

элементы

технологии

ТРИЗ,

загадки-шутки,

логические

задачи, игры-ситуации.

Для полноценного развития творческой деятельности детей рекомендованы такие

формы организации.

Для

детей

2-

3

лет:

коллективная

деятельность

-

выполнение

коллективных

творческих работ, игры – занятия, показы инсценировки; подгрупповая деятельность

– художественная деятельность, игры – забавы; индивидуальная деятельность –

упражнения, игры, организация деятельности по интересам ребенка и тд.

Для детей 3-4 лет: коллективная детальность - выполнение коллективных

творческих

работ,

занятия

-эксперименты,

проведения

игр

развлечений

с

включением

различных

материалов,

методов;

подгрупповая

деятельность-

рассматривание книжных иллюстраций, игры- забавы с куклами; индивидуальная

деятельность – игры – упражнения, организация деятельности по интересам ребенка

(рассказывание сказок).

Для

детей

4

5

лет:

коллективная

деятельность

-творческие

занятия,

интегрированные занятия, выполнение коллективных работ, театрализованные игры

-занятия;

подгрупповая

деятельность

игры

упражнения,

самостоятельная

деятельность,

подготовка

инсценировок;

индивидуальная

деятельность

-

организация

деятельности

по

интересам

ребенка,

совершенствование

исполнительских умений.

Для

детей

5

6

лет:

коллективная

деятельность

-

творческие

занятия,

интегрированные занятия, выполнение коллективных работ, театрализованные игры

-занятия;

подгрупповая

деятельность

игры

упражнения,

самостоятельная

деятельность, игры – развлечение, подготовка инсценировок для младших групп;

индивидуальная деятельность - организация деятельности по интересам ребенка,

совершенствование исполнительских умений.

Для

детей

6

7

лет:

коллективная

деятельность

творческие

занятия,

интегрированные

занятия,

выполнение

коллективных

работ,

творческие

досуги,

представления

для

других

детей

и

родителей.;

подгрупповая

деятельность

-

упражнения,

самостоятельная

деятельность;

индивидуальная

деятельность

-

организация разных видов деятельности по интересам ребенка, совершенствование

исполнительских умений и навыков.

Решая задачи для формирования детского творчества в детском саду каждый,

педагог старается создать для детей благоприятную среду и условия развития через

творчество не только на занятиях, но и в игровой деятельности, на прогулке, на

занятиях эстетического цикла. Создание естественной стимулирующей среды, в

которой

ребенок

чувствует

себя

комфортно

и

защищено,

проявляя

творческую

активность.

В связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в

детском

сад,

с

внедрением

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

традиционные

подходы

к

развитию

дошкольника

претерпевают

значительные

изменения

как

по

форме,

так

и

по

содержанию.

Таким

образом,

использование различных форм в работе с целью развития творческого потенциала

детей становится возможным при выполнении следующих условий:

-совместного участия в данном процессе детей и взрослых;

-наличия интересных и эффективных методов, приемов, формы, материалы для

работы с детьми;

-при создании эстетической среды, создание элементов, деталей;

- последовательном ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными

средствами выразительности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности

детей;

-насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей

содержанием.

Чем

разнообразнее

будут

условия,

в

которых

протекает

творческая

деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также

материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские

творческие способности.

Список литературы

1.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,-1967.

2.

Ионова

С.П.

Методические

рекомендации.

Организация

предметно-

развивающей

среды

для

развития

творческих

способностей

детей

дошкольного

возраста. Костанай ,2008.

3.

Котова

Е.В.,

Кузнецова

СВ.,

Романова

Т.А.

Развитие

творческих

способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010

4.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика- Синтез,2015.

5.

Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения,

конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера,2015.



В раздел образования