Авторы: Кузнецова Анастасия Николаевна, Малдекова Олеся Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 39
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие ребенка в творческой деятельности
Раздел: дошкольное образование
Развитие ребенка в творческой деятельности.
Кузнецова А.Н. – заместитель заведующего по ВМР МАДОУ детский сад № 39
Малдекова О.В. – воспитатель МАДОУ детский сад № 39
Аннотация.
В
статье
рассматривается
проблема
развития
творческих
способностей у детей дошкольного возраста, раскрываются особенности работы
с
детьми,
раскрыта
специфика
деятельности
воспитателя
по
развитию
творческих
способностей
в
разных
видах
деятельности:
лепке,
аппликации,
рисовании.
Ключевые
слова: детское
творчество,
знание,
умение,
навыки,
дошкольное
образование,
стандарты,
среда,
дошкольный
возраст,
развитие,
способности,
творчество, деятельность, воображение, рисование.
Синити
Судзуки
однажды
сказал:
«Нет
неталантливых
детей.
Все
дети
рождаются совершенными. Дети – это продукт тренировки и окружающей среды, и
они
не
наследуют
таланты
родителей.
Ребенка
формирует
окружающий
мир
и
воспитание с момента рождения, все остальное зависит только от психологического
влияния,
которое
оказывает
на
ребенка
окружающая
среда.
Только
этим
определяются все его способности и таланты»
Многие
родители
хотят,
чтоб
их
ребенок
вырос
творческой
личностью.
Развитие ребенка как личности и его достижения на жизненном пути тесно связаны
с такими индивидуально-психологическими особенностями таким как: способности,
склонности, дарования. Детство — это время интенсивного развития, изменения и
обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе
процесс
становления
личности.
Наиболее
ярко
это
выражается
в
творческой
деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть внутренний мир ребенка.
Философы
и
психологи
подчеркивают
тот
факт,
что
творчество
в
любой
деятельности
человека
–
это
создание
объективно
нового,
ранее
не
созданного
произведения. Что же представляет собой детское творчество? Специфика детского
творчества
заключается
в
том,
что
ребенок
не
сможет
создать
новое
по
ряду
объективных причин (нет опыта, ограничение в знаниях, умениях и навыках). Но,
тем
не
менее,
детское
творчество
имеет
как
объективное
значение,
так
и
субъективное. Объективное значение детского творчества, в том, что в процессе и в
результате деятельности ребенок получает разнообразное развитие. Л.С. Выготскиий
писал, что детская творческая деятельность проявляется не сразу, а очень медленно
и
постепенно
развиваясь
постепенно
из простых
форм
в
сложные,
и
каждому
периоду детства свойственна своя форма.
Именно поэтому детское творчество все чаще рассматривается как наиболее
содержательная
форма
психической
активности,
универсальная
способность,
обеспечивающая удачное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
В понимании детского творчества и в подходе к развитию этих способностей
есть
два
противоположных
направления.
Приверженцы
первого
считают,
что
источниками творчества – являются внутренние импульсы, стремление человека
выразить свои чувства, мысли и настроение.
Следовательно, из этого вытекает требование не вмешиваться в процесс, не
мешать самовыражению, и не учить способам выражения, потому что ребенок
найдет
их
сам.
Второе
направление
отталкивается
из
потребности
человека
в
творческой деятельности, как способа воспроизведения впечатлений, полученных от
окружающего мира. Следуя из этого ребенка необходимо учить способам, чтобы он
мог точно изобразить предмет.
Разумеется, эти подходы очень противоположны и ими не исчерпываются
существующие
концепции.
Чаще
всего
нам
встречаются
нечто
среднее,
объединяющее позиции обоих этих направлений.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития
детского
творчества
–
разнообразность
и
вариативность
работы
с
детьми
на
занятиях. Не занимательные, не увлекательные занятия, нарушение дидактических
принципов
воспитательно
–
образовательной
деятельностью,
не
правильное
руководство
детским
творчеством
обусловлены
низким
уровнем
квалификации
педагога.
Низкий
уровень
квалификации
педагога
определяет
формальный,
не
творческий подход к организации занятий: используются однообразные приемы и
методы, работа не включает игровые приемы, постоянно дается установка, что
слепить, нарисовать, или как делать аппликацию и то после того, как воспитатель
покажет, что надо делать. Одной из распространенных ошибок, является недооценка
возможности ребенка и стремление педагога все самому разложить на столах. А ведь
включаясь
в
процесс
дети
мысленно
входят
в
творческую
работу
начинают
понимать,
что
им
делать:
лепить,
рисовать,
вырезать
или
наклеивать.
Некомпетентный педагог, прежде всего, понимает личную готовность к занятию
только как подготовку материалов, как правило не продумывают варианты занятия,
знакомятся
с
методическими
рекомендациям
или
конспектами
кем
–
то
разработанные.
Методические рекомендации создаются в помощь педагогу, но не могут быть
идеальными, точными и подходящими ко всем случаем жизни, поэтому относиться к
ним
нужно
творчески,
учитывая
обстановку,
возрастные
особенности,
уровень
развития
знаний,
умений,
навыков.
Бывает,
что
рекомендации
выполняются
и
воспринимаются
буквально,
как
правило,
или
требование
обязательное
к
исполнению.
Знание
условий,
отрицательно
влияющих
на
развитие
творческих
способностей детей, поможет педагогам избежать ошибок, сделать свою работу
наиболее эффективной и приносящей радость детям.
Новизна,
необычность
обстановки
или
нетрадиционное
начало
занятия,
нестандартные,
разнообразные
материалы,
возможность
выбора
и
еще
многие
другие факторы – все это помогает не допустить в детское творчество однообразие и
скуку.
Рисование,
лепка,
аппликация
конструирование,
как
виды
творческой
деятельности не терпят шаблонов, стереотипности. Именно поэтому важно, чтобы
педагог
умел
создавать
обстановку,
условия,
где
дети
с
одной
стороны
могли
применить усвоенные ранее знания, умения, навыки, а с другой стороны – находили
новые решения и творческие подходы.
Основная
задача
любой
деятельности
(изобразительной,
художественной,
творческой и тд.) заключается в том, чтобы развить эстетические представления,
взгляды на мир; научить детей создавать своими руками, аппликацию, рисунок; дать
возможность
растущему
человеку
возможность
познать
радость
созидания,
получить удовлетворение от своей деятельности.
Осуществляя руководство детской творческой деятельностью – необходимо
помнить о ее специфике – это не обычное занятие, на котором дети учатся чему – то,
что
–
то
узнают,
это
–
творческая
деятельность,
которая
требует
от
ребенка
положительного
настроя,
желание
что
–
то
создать,
прикладывая
свои
усилия,
мысли. Без этого успех не возможен.
Сегодня
совместная
деятельность
ребенка
и
педагога
–
это
не
готовый
конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать
выводы, приобретать новые знания через собственную деятельность.
В детском творчестве педагоги выделяют три основных этапа, каждый из которых
требует специальных методов и приемок со стороны взрослого.
I этап – это возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема
выбирается
либо
самостоятельно
ребенком,
либо
предлагается
воспитателем
(решение принимает ребенок). Ребенок должен осознать свое неумение.
II этап – то сам процесс создания детьми чего либо (рисунок, аппликация, коллаж и
тд.)
даже
если
тему
предлагал
воспитатель
то
он
не
может
лишить
ребенка
возможности
творить,
а
только
помогает
направить
его
воображение.
Большие
возможности появляются, когда сам ребенок выбрал тему. Именно на этом ребенок
может овладеть теми формами , методами, знаниями, выразительными средствами
которые необходимы для разных видов деятельности: рисование, лепка, аппликация.
III этап – это
анализ результатов. Этот этап связан с двумя предыдущими и
является их продолжением и заключением. Просмотр с детьми проходит смотр и
анализ сделанных работ.
Развитию
творческих
способностей,
активности,
воображения
будут
способствовать
разнообразие
предоставляемых
материалов
детям,
отход
от
традиционного к новому. Под творчеством мы будем понимать сам процесс создания
образов, и поиск способов, путей решения задач.
Самым эффективным средством для решения этих задач является творческие
задания и игры. Именно они помогают дошкольникам раскрепоститься. В этом
случае
дети
не
боятся
ошибиться,
так
как
нет
правильных
или
неправильных
ответов, все ответы и суждения принимаются на равных, не подвергаясь критике.
Ребенок в такой ситуации свободно фантазирует, а процесс познания доставляет ему
радость и удовольствие. Рекомендуется использовать словесные творческие игры,
эвристические
приемы,
элементы
технологии
ТРИЗ,
загадки-шутки,
логические
задачи, игры-ситуации.
Для полноценного развития творческой деятельности детей рекомендованы такие
формы организации.
Для
детей
2-
3
лет:
коллективная
деятельность
-
выполнение
коллективных
творческих работ, игры – занятия, показы инсценировки; подгрупповая деятельность
– художественная деятельность, игры – забавы; индивидуальная деятельность –
упражнения, игры, организация деятельности по интересам ребенка и тд.
Для детей 3-4 лет: коллективная детальность - выполнение коллективных
творческих
работ,
занятия
-эксперименты,
проведения
игр
–
развлечений
с
включением
различных
материалов,
методов;
подгрупповая
деятельность-
рассматривание книжных иллюстраций, игры- забавы с куклами; индивидуальная
деятельность – игры – упражнения, организация деятельности по интересам ребенка
(рассказывание сказок).
Для
детей
4
–
5
лет:
коллективная
деятельность
-творческие
занятия,
интегрированные занятия, выполнение коллективных работ, театрализованные игры
-занятия;
подгрупповая
деятельность
–
игры
упражнения,
самостоятельная
деятельность,
подготовка
инсценировок;
индивидуальная
деятельность
-
организация
деятельности
по
интересам
ребенка,
совершенствование
исполнительских умений.
Для
детей
5
–
6
лет:
коллективная
деятельность
-
творческие
занятия,
интегрированные занятия, выполнение коллективных работ, театрализованные игры
-занятия;
подгрупповая
деятельность
–
игры
–
упражнения,
самостоятельная
деятельность, игры – развлечение, подготовка инсценировок для младших групп;
индивидуальная деятельность - организация деятельности по интересам ребенка,
совершенствование исполнительских умений.
Для
детей
6
–
7
лет:
коллективная
деятельность
–
творческие
занятия,
интегрированные
занятия,
выполнение
коллективных
работ,
творческие
досуги,
представления
для
других
детей
и
родителей.;
подгрупповая
деятельность
-
упражнения,
самостоятельная
деятельность;
индивидуальная
деятельность
-
организация разных видов деятельности по интересам ребенка, совершенствование
исполнительских умений и навыков.
Решая задачи для формирования детского творчества в детском саду каждый,
педагог старается создать для детей благоприятную среду и условия развития через
творчество не только на занятиях, но и в игровой деятельности, на прогулке, на
занятиях эстетического цикла. Создание естественной стимулирующей среды, в
которой
ребенок
чувствует
себя
комфортно
и
защищено,
проявляя
творческую
активность.
В связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в
детском
сад,
с
внедрением
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
традиционные
подходы
к
развитию
дошкольника
претерпевают
значительные
изменения
как
по
форме,
так
и
по
содержанию.
Таким
образом,
использование различных форм в работе с целью развития творческого потенциала
детей становится возможным при выполнении следующих условий:
-совместного участия в данном процессе детей и взрослых;
-наличия интересных и эффективных методов, приемов, формы, материалы для
работы с детьми;
-при создании эстетической среды, создание элементов, деталей;
- последовательном ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными
средствами выразительности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности
детей;
-насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей
содержанием.
Чем
разнообразнее
будут
условия,
в
которых
протекает
творческая
деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также
материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские
творческие способности.
Список литературы
1.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,-1967.
2.
Ионова
С.П.
Методические
рекомендации.
Организация
предметно-
развивающей
среды
для
развития
творческих
способностей
детей
дошкольного
возраста. Костанай ,2008.
3.
Котова
Е.В.,
Кузнецова
СВ.,
Романова
Т.А.
Развитие
творческих
способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010
4.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика- Синтез,2015.
5.
Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения,
конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера,2015.