Напоминание

Совершенствование образовательного процесса через применение современных педагогических технологий


Автор: Бойко Ирина Юрьевна
Должность: учитель физкультуры
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №190
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Совершенствование образовательного процесса через применение современных педагогических технологий
Раздел: полное образование





Назад





Совершенствование образовательного процесса через применение

современных педагогических технологий.
Ирина Юрьевна Бойко Учитель физической культуры ГБОУ гимнази №190 города Санкт-Петербурга Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить А. Дистервег В настоящее время существует много проблем в организации учебного процесса. Каждый учитель сталкивается с проблемами: что придаёт современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего? Какие характеристики урок может иметь? Понятие «педагогическая технология» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, своей задачей оптимизацию форм образования. Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса – использование педагогических технологий. С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой, это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения. Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:  цели обучения;  содержание обучения;  средства педагогического взаимодействия;  организация учебного процесса;  ученик, учитель;  результат деятельности. Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий – термина ставшего довольно популярным в последние десятилетия:  Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь русского языка»);  Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько);  Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе передачи информации. Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен уметь организовать учебную деятельность и управлять ею. Реализовать это можно, используя различные педагогические технологии. Только они помогут сформировать у наших учеников способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать применяемые решения и четко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Педагог создает особые условия, обеспечивающие деятельность Учителя и Ученика в новом образовательном процессе. Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии, проектировать их самим, необходимо понимать их сущностные характеристики, реальные возможности. Существует более ста различных педагогических технологий. Мы попробуем разобраться в их богатстве и разнообразии.
1.

Традиционная педагогическая технология
Нет силы более могущественной, чем традиция. Ф. Энгельс Традиционное обучение подразумевает классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в 17 веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским.Характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника.

Позиция ученика:
Ученик – подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик – еще не полноценная личность, бездуховный «винтик».
Позиция учителя:
Учитель – командир, единственное инициативное лицо, («Всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящий стрелы» Методы усвоения знаний основываются на: сообщении готовых знаний; обучении по образцу; индуктивной логике от частного к общему; механической памяти; вербальном изложении; репродуктивного воспроизведении.
2.

Игровые технологии
Раздражительный наставник не наставляет, а раздражает. Святитель Московский Филарет Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
3.

Технологии личностно-ориентированного обучения
Дари себя детям! Ш.А Амонашвили 
Технология поддержки ребенка
. Данная технология подразумевает помощь ребенку в его личностном росте. Наиболее полно она разработана зарубежными педагогами по гуманистической психологии. 
Педагогика сотрудничества
. Такое название было дано группой педагогов-новаторов: К. Ушинский, Н. Пирогов, Л. Толстой, С. Шацкий, В. Сухомлинский, А. Макаренко. Как целостная технология педагогика сотрудничества не воплощена в конкретной модели, но ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. 
Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.
Учитель должен любить и понимать ребенка, верить в свои педагогические способности, быть добрым, откровенным и искренним. 
Разноуровневое обучение.
В классах с уровневой дифференциацией учащиеся делятся на подвижные по составу группы, овладевающие программным материалом на минимальном, базовом и вариативном уровнях. 
Технология полного усвоения знан
ий. Все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса
.

Метод проектов –
вид обучения, базирующийся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний
.

Дальтон-технология
– сочетает в себе кабинетное обучение с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Она наиболее близка к методу проектов.
4.

Технологии развивающего обучения
Любая личность развивается Л.Карсавин

Дидактическая система Л.В. Занкова.
Способствует общему психическому развитию школьников. Акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. 
Система содержательного обобщения и формирования учебной

деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Особое внимание уделяется теоретическому мышлению школьников. 
Развивающее чтение –
как интегральное понятие возникло на пересечении педагогики развивающего обучения и развития речи.
5.

Технология коллективного взаимообучения
Обучение - это общение человека с человечеством. А. Петровский Технология группового обучения. Разновидности групповых технологий:  групповой опрос;  общественный смотр знаний;  учебная встреча;  диспут;  нетрадиционные уроки.
6.

Проблемное обучение.


Нужно выслушать человека таким, каков он есть Л.Шестов Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.
7.

Обучение на интегративной основе
Только сознание общих задач и конечных идеалов делает человека стойким и последовательным С.Л. Франк Обучение на интегративной основе предполагает вести интегрированные курсы (например, МХК, общество: история и социальные дисциплины).
8.

Витагенные технологии
Безжалостная действительность уничтожает иллюзию В.Ф.Эрн. Витагенная педагогика базируется на ряде принципов:  опора на жизненный опыт ученика – главный путь превращения знаний в ценность;  жизненный опыт дает личности возможность реализовать потенциальные возможности в образовательном процессе;  жизненный опыт должен использоваться многомерно;  актуализация интеллектуального потенциала ученика должна базироваться на самоуважении личности.
9.

Этнокультурные технологии
Национальность проявляется в культурном творчестве
С.Н. Булгаков Этнокультурные технологии - поликультурное образование.
10. Компьютерные (информационные) технологии
Могущество разума беспредельно И.Ефремов. Так называют все технологии обучения, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология».
11. Технология программированного обучения
Научимся программировать - научимся обучать А.Берг Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.) В основе программированного подхода лежат три представления об обучении: - как процессе управления; - информационном процессе; - процессе индивидуализированном. Программированное обучение включает в себя:
блочное и модульное.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы выбрали педагогические технологии: игра - как форма обучения, развивающее обучение, модельное обучение, метод проектов, компьютерные, дистанционные, интерактивные. Без спорно, применяя современные педагогические технологии, идет активное совершенствование образовательного процесса.


В раздел образования