Напоминание

Конспект ООД по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности (2 год обучения)


Автор: Краева Людмила Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ №131
Населённый пункт: г.Дзержинск Нижегородская обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект ООД по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности (2 год обучения)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема:

Пересказ рассказа Н.Сладкова «Как медведь сам себя

напугал

».

Цель: Формирование навыка связного последовательного пересказа текста с

использованием мнемотехники.

Задачи:

- активизировать речевую деятельность детей;

- формировать у детей умение внимательно слушать текст и понимать смысл рассказа;

заменять ключевые слова в предложениях знаками-символами;

- упражнять детей в выстраивании плана рассказа по мнемотаблице.

- развивать навыки подробного пересказа с опорой на мнемоквадраты;

- развивать произвольное внимание;

- развивать положительную установку на участие в занятии;

- воспитывать доброжелательные отношения между педагогом и детьми;

- воспитывать любовь к животным, к природе.

Способы: Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графических схем;

лексико-грамматические упражнения по тексту произведения (подбор слов-предметов к

словам -признакам, выстраивание графической мнемодорожки, договаривание

предложений детьми; пересказ с опорой на мнемодорожку, дид. упр. «Угадай кто я»,

«Составь предложение»; импровизация движений в такт стихотворению.)

Средства: мнемоквадраты, , предметные картинки к тексту, карточки с буквами

разного размера.

Предварительная работа:

- Чтение рассказа Н.Сладкова «Как медведь сам себя напугал» (литературный текст),

- Рассматривание иллюстраций;

- Лексико-грамматические упражнения «Скажи наоборот», «Чей, чья», «Назови семью

животных».

Лексический материал: Существительные: охотники

Глаголы: хрустнула, испугалась, затопал, решили

Индивидуальная работа: У детей с низким уровнем развития – Формировать

умение отвечать полным предложением, закрепить название диких животных.

Дифференцированный подход Дети с уровнем развития низкий и ниже среднего

раскладывают буквы на ковре от большой к маленькой, пересказывают рассказ по

цепочке; а дети с уровнем развития средний – читают получившиеся слова,

пересказывают рассказ целиком.

Слова и действия учителя-дефектолога

Слова и действия детей

Организационный момент

Ребята , вы хотите узнать куда мы сегодня

с вами отправимся?

Тогда раскладывайте

буквы,от самой маленькой до самой

большой.

Кто прочитает что у нас получилось.

Да, мы сегодня отправимся в лес.

Хотите.

А на чем можно поехать в лес?

Глазки закрываются

Дети в лес отправляются.

(Вносится елочка)

Вот мы с вами и оказались на лесной

полянке.

Дид.упр. «Угадай, кто я?» на елке

развешаны мнемоквадраты.

Ребята, у нас на полянке, стоят столы,

проходите, присаживайтесь.

д/и «Угадай о ком (о чем) я говорю»

Трусливый, длинноухий

Ловкая, проворная

Болтливая, любопытная

Осторожный, крупный, рогатый

Зеленая, хрупкая, тонкая

Ребята, Я вам сейчас загадаю загадку, а вы

внимательно послушайте и отгадайте ее.

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Дети с уровнем развития низкий и ниже

среднего раскладывают буквы на ковре от

большой к маленькой, а дети с уровнем

развития средний – читают получившиеся

слова

(ПОЛЯНА, БОЛОТО)

На машине, на автобусе, на электричке….

Вика, Злата, Максим., -называют

животных.

Кирилл. Ева, Аня отвечают предложением

На лесной поляне я увидел (а)……….

Дети садятся.

Кирилл, Аня, Саша Я, Максим , Ева

Заяц

Белка

Сорока

Лось

Ветка

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Ляжет в берлогу до весны,

Где он спит и видит сны.

Правильно, это медведь. А медведь какой?

А что делает медведь зимой?

А когда он просыпается?

Где живет медведь?

Как называется дом медведя?

Ребята, я сегодня вам расскажу историю

которая случилась с медведем

Учитель-дефектолог рассказывает

историю (адаптированный текст)

По ходу рассказа выставляются

предметные картинки:

медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лось.

Вошел медведь в темный лес. Хрустнула

под лапой ветка. Испугалась белка,

выронила шишку. Упала шишка на

зайца, затопал заяц по лесу. Увидела его

сорока, подняла крик на весь лес.

Решили лоси, что она охотников видит.

Пошли они по лесу кусты ломать.

Услышал медведь шум, испугался и

убежал из темного леса. Так медведь сам

себя напугал.

А сейчас давайте ответим на вопросы

полным предложением. (Отвечать будет

тот, у кого в руках медвежонок)

Куда вошел медведь?

медведь

Косолапый, лохматый, большой, бурый.

Зимой медведь спит.

Медведь просыпается весной.

Медведь живет в лесу.

Дом медведя называется берлога.

Дети слушают рассказ.

Медведь вошел в темный лес.

Что хрустнуло под его лапой?

Что сделала белка?

На кого упала шишка?

Что сделал заяц?

Кого увидела сорока и что она сделала?

Что решили лоси?

Что сделали лоси?

Как повел себя медведь?

Кто же напугал медведя?

Молодцы, вы внимательно слушали

рассказ и на все вопросы ответили

правильно.

Физкультминутка

Ребята я предлагаю вам немного

отдохнуть.

Мишка встал и потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Лапы в стороны развёл,

Значит, мёда не нашёл!

Мишка в улей влез и вот –

Каплет с лапок сладкий мёд

Я еще раз расскажу эту историю, а вы

мне помогайте ( игра «Составь

предложение». )

Учитель – дефектолог выставляет 1 ый

мнемоквадрат и называет слово

Вошел………………….

выставляет 2ой мнемоквадрат

Хрустнула………………..

выставляет 3ий мнемоквадрат

Испугалась………..

Под лапой хрустнула ветка.

Белка испугалась и выронила шишку.

Шишка упала на зайца.

Заяц затопал по лесу.

Сорока увидела зайца и подняла крик

на весь лес.

Лоси решили, что сорока видит

охотников.

Они пошли по лесу кусты ломать.

Медведь услышал шум, испугался и

убежал из темного леса.

Медведь сам себя напугал

Дети по тексту выполняют движения

Составляют предложение

Вошел медведь в темный лес.

Хрустнула под лапой ветка.

Испугалась белка, выронила шишку.

выставляет 4ый мнемоквадрат

Упала…………, затопал

выставляет 5ый мнемоквадрат

Увидела……………и подняла……..

выставляет 6ой мнемоквадрат

Решили……..

выставляет 7ой мнемоквадрат

Пошли……….

выставляет 8ой мнемоквадрат

Услышал……….., испугался

Я сейчас еще раз расскажу историю ,

которая случилась с медведем, а вы

внимательно слушайте

Ребята, сейчас вы сами расскажите

историю, которая произошла с

медведем, а помогут вам квадраты-

схемы.

( функциональное пособие Дом)

Молодцы! Хороший рассказ у нас

получился. Пора возвращаться в детский

сад.

Упала шишка на зайца, затопал заяц по

лесу.

Увидела его сорока, и подняла крик на

весь лес.

Решили лоси, что она охотников видит.

(К.Ар.)

Пошли они по лесу кусты ломать.

Услышал медведь шум,…….. и убежал из

темного леса.

Дети слушают

Дети с уровнем развития низкий и ниже

среднего – пересказывают рассказ по

цепочке

Дети со средним уровнем развития –

пересказывают рассказ полностью.

Дети закрывают глаза и поворачиваются

вокруг себя.

Глазки закрываются,

Дети в детский сад возвращаются.

( Убираю елочку)

Ребята, где мы с вами были?

О ком мы рассказывали ?

Что мы узнали из этой истории?

Рефлексия

На память о сегодняшнем дне медведь вам

дарит смайлики. Если у вас сегодня все

получилось - выберите веселый смайлик,

а если у вас что – то не получилось –

грустный смайлик).

Мы были на лесной полянке.

Мы рассказывали о медведе.

Медведь сам себя напугал.

Дети выбирают смайлик

Угадайте о ком или о чем я говорю.

-Косолапый МЕДВЕДЬ

-Трусливый ЗАЯЦ

-Болтливая СОРОКА

-Ловкая БЕЛКА

-Зеленая ВЕТКА

-Осторожные, крупные ЛОСИ

Педагог: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы внимательно послушайте и

отгадайте ее:

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Ляжет в берлогу до весны,

Где он спит и видит сны.

(Медведь)

2. Подготовка к восприятию текста

Педагог: Правильно, ребята, это медведь.

Педагог: А что делает медведь зимой?

Дети: Зимой медведь спит.

Педагог: А когда он просыпается?

Дети: Он просыпается весной.

Педагог: Где живет медведь?

Дети: Медведь живет в лесу.

Педагог: Как называется дом медведя?

Дети: Дом медведя называется берлога.

Педагог: Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать рассказ?

Дети: Мы будем читать рассказ о медведе.

Педагог: Рассказ написал Николай Сладков, называется «Как медведь сам себя

напугал». Вы внимательно слушайте и запоминайте.

3. Чтение рассказа

Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка, выронила

шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик

на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.

Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя

напугал.

По мере чтения выставляются предметные картинки в последовательности рассказа:

МЕДВЕДЬ, ВЕТКА, БЕЛКА, ЗАЯЦ,СОРОКА, ЛОСИ

Педагог: А теперь вы будете отвечать на вопросы по рассказу.

1.

Беседа по содержанию

Куда вошел медведь? (Медведь вошел в темный лес.)

Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка.)

Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку.)

На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца.)

Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу.)

Кого увидела сорока и что она сделала? (Сорока увидела зайца и подняла крик на

весь лес.)

Что решили лоси? (Лоси решили, что сорока видит охотников)

Что сделали лоси? (Они пошли по лесу кусты ломать)

Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного

леса.)

Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал)

2.

Коллективное составление предложений по опорному слову и мнемоквадрату

Вошел……..Хрустнула………Испугалась…..Упала…. Затопал…..Увидела…

Подняла…..Решили….Пошли…..Услышал…..Испугался и убежал…..Так медведь....

6. Физкультминутка.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам поиграть.

.

(дети повторяют движения воспитателя).

Поработали, ребятки,

А теперь все на зарядку!

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

Дети встают и выходят на ковер

Поворачиваются влево, вправо

Наклоняются, выпрямляются

Руки поднимают вверх, ставят на пояс

Прыжки на месте.

Двигаются по кругу поскоками

Идут медленно

Останавливаются на месте

Возвращаются на стульчики

7. Повторное чтение рассказа. Составление плана-рассказа( мнемоквадраты)

Педагог: Я прочитаю рассказ еще раз. . А помогут вам его запомнить -

мнемоквадраты

8. Пересказ по графическому плану( мнемоквадратам)

Дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ

целиком.

9. Оценка работы детей.

Молодцы. Хороший рассказ у нас получился. Пора вернуться в детский сад. Глазки

закрываются, ребята в детский сад возвращаются.

Где мы с вами были? Назовите главного героя рассказа? Кто запомнил, как называется

рассказ, который мы пересказывали.

Релаксация:

На память о сегодняшнем дне Медведь дарит Вам своё Фото. Выберите фотографию

(ВЕСЕЛЫЙ медведь – если у вас все получилось, ГРУСТНЫЙ- в чем-то было трудно,

что-то не получилось)



В раздел образования