Автор: Гребенщикова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №29 "Теремок"
Населённый пункт: РС(Якутия) Мирнинский район, п. Светлый
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Ребенок – исследователь: как развивать и поддерживать в ребенке стремление познавать мир в игре"
Раздел: дошкольное образование
Презентацию подготовила
воспитатель 1-ой младшей
группы «Подсолнух»
Коновалова Ю.А
«Развитие мелкой моторики рук
у детей дошкольного возраста»
Презентацию подготовила
воспитатель младшей
группы «Колокольчик»
Гребенщикова Е.А
«Ребенок – исследователь: как развивать
и поддерживать в ребенке стремление
познавать мир в игре».
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий. Это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности».
В.А . Сухомлинский.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе
которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память,
воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того это
своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения
общественного опыта.
В младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит
значительно успешнее в игре . Обучающая задача, поставленная в игровой
форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры, ребенку понятна сама
необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Дошкольный
возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда
возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение,
активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако
все эти важнейшие качества формируются не в учебных мероприятиях, а в
ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки
полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются
особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность,
активность, развивающаяся потребность в общении. Дошкольное детство –
короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок
приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает
формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются
навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. И в
дошкольном возрасте, игре, как важнейшему виду деятельности, принадлежит
огромная роль. Игра является эффективным средством формирования личности
ребенка, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность
воздействия на мир. Учитывая важнейшее значение игры в жизни детей, является
целесообразным изучение особенностей игровой деятельности ребенка. Для того
чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее
грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры
в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального
мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии
игры.
Поставленные мною задачи для реализации игр:
Формировать умение детей отражать в играх несложный сюжет,
выполнять действия в определённой последовательности;
Обогащать речь детей, содействуя развертыванию ролевого
диалога в играх;
Определить уровень игровых навыков и умений детей;
Развивать и обогащать игровой опыт детей;
Воспитывать самостоятельность, инициативность, воображение и
творчество в играх.
Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и
сверстникам – партнёрам по игре, побуждая к проявлению
эмоциональной отзывчивости на их состояние в процессе игры;
Развивающие игры
Направлены на развитие следующих
интеллектуальных качеств: память (в
особенности зрительная), логическое
мышление, внимание, умение находить
закономерности и зависимости, ошибки
или недостатки, умение
систематизировать и классифицировать
материал, воображение и
пространственное представление,
способность к комбинированию,
способность предугадывать результаты
своих действий.
Сюжетно- ролевые игры
В ходе сюжетно-ролевых игр ребенок
приобретает знания о том, как строятся
взаимоотношения людей, учится общаться со
сверстниками, «примеряет» на себя различные
социальные роли.
Игры с конструктором
В младшей группе роль ведущего всегда берет
на себя педагог, так как дети еще не могут
распределить свои роли в игре. Для детей
младшей группы педагог выбирает самые
простые игры с целью формирования
представления о цвете (синий, красный,
желтый, зеленый), названиях деталей
конструктора, форму (квадрат, прямоугольник).
Игры – драматизации
Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно
обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка,
способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и
самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном
развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно
полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.
Подвижные игры.
Играя в подвижные игры, дети приобретают
навыки действовать согласно правилам,
усваивают смысл игры, запоминают правила,
учатся разумно действовать в переменившейся
игровой ситуации, познают окружающею среду.
В процессе игры активируется память,
развивается умственные способности,
воображение, логика, фантазия.
Обучая детей в процессе игры, будем стремиться к
тому, чтобы радость игр перешла в радость учения!
Учение должно быть радостным!!!