Автор: Филимонова Наталья Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ТОГБПОУ "Железнодорожный колледж им. В. М. Баранова"
Населённый пункт: Тамбовская обл. г. Мичуринск
Наименование материала: Программа"Здоровье"
Тема: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни студентов"
Раздел: дополнительное образование
Управление образования и науки Тамбовской области
Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Железнодорожный колледж им. В. М. Баранова»
УТВЕРЖДАЮ
Зам директора по УВР
Струкова Н.П.
________________________________
Программа «ЗДОРОВЬЕ»
по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни студентов
ТОГБПОУ «Железнодорожный колледж имени В. М. Баранова»
Педагог дополнительного профессионального образования
ТОГБПОУ «Железнодорожный колледж имени В. М. Баранова»
Филимонова Наталья Александровна
г. Мичуринск
1
Паспорт программы
Наименование
Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Железнодорожный колледж имени В.М.
Баранова»
Основание разработки
(актуальность)
Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в
целом. В связи с тем, что наблюдается ухудшение здоровья, ранняя стадия
употребления алкоголя, распространение и употребление психоактивных
веществ, в соответствии с Законом «Об образовании в Р.Ф.», где четко
обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и
сохранность здоровья подростков. А также федеральными законами, согласно
Уставу колледжа - укрепление здоровья подростков и забота о нем – одна из
главных задач нашего образовательного учреждения.
Заказчики программы
Администрация колледжа
Разработчики программы
Струкова Н. П. – заместитель директора по УВР
Филимонова Н. А. – педагог дополнительного образования,
медицинский работник,
Колмыкова Т. В. - методист
Цель программы
Формирование культуры здорового и безопасного образа студентов колледжа,
поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья, создание
наиболее благоприятных условий для формирования у студентов отношения к
здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи программы
Содействие формированию осознанного отношения к необходимости ведения
здорового образа жизни как к главной ценности жизни и борьба с вредными
привычками;
Охрана и укрепление здоровья подростков (совершенствование их физического
развития, повышение защитных сил организма), а так
же физической и умственной работоспособности.
Формирование у всех участников образовательного учреждения, в том числе и
родителей, сознательного отношения к своему здоровью.
Развитие мотивации к здоровому образу жизни, как показателя
общечеловеческой культуры.
Обеспечение интернет - безопасности
формирование у студентов навыков эффективной адаптации в социуме, анализа
и контроля своего поведения;
внедрение современных методов мониторинга здоровья;
создать условия для формирования у студентов личных механизмов принятия
решений, личностных качеств - самоуважения, самосознания, уверенности в
себе.
Направления реализации
Просветительная работа с родителями, совершенствование материально
технической базы образовательного учреждения в сфере организации
здоровьесберегающего пространства
2
Пояснительная записка
В качестве приоритетов Российской образовательной политики на современном
этапе
выдвинуты
всесторонняя
забота
о
сохранности
жизни
и
здоровья,
физическом
развитии
и
воспитании
детей,
обеспечение
образовательных
условий, способствующих развитию и сохранению физического, психического и
нравственного здоровья нации.
Стандарт
нового
поколения
обеспечивает
формирование
знаний,
установок,
ориентиров
и
норм
поведения,
обеспечивающих
сохранение,
укрепление
здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью.
В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший
труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная
жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Основным стержневым направлением воспитательной деятельности, является
стимулирование здорового образа жизни всех участников образовательного
процесса: педагогов, студентов и родителей. Сегодня ни у кого уже не вызывает
сомнения положение о том, что формирование здорового образа жизни - не
только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-
педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей
потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.
В связи с тем, что наблюдается ухудшение здоровья, ранняя стадия
употребления алкоголя, распространение и употребление психоактивных
веществ
педагогический коллектив, ТОГБПОУ «Железнодорожный колледж
им. В. М. Баранова», совместно с медицинским работником, работает над
созданием программы «Здоровье». В соответствии с Законом «Об образовании
в Р.Ф.», где четко обозначена ответственность образовательного учреждения за
жизнь и сохранность здоровья подростков. А также федеральными законами,
согласно Уставу колледжа укрепление здоровья подростков и забота о нем – одна
из главных задач нашего учебного заведения.
Именно проект этой программы привел коллектив колледжа к
переосмыслению работы со студентами в сфере не только физического
воспитания, но и обучения в целом. Задача педагогов и медицинского работника -
полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все
предпосылки для этого, без сохранения здоровья это недостижимо. Поэтому,
обеспечивая охрану здоровья наших студентов, формируя у них культуру
здоровья, колледж закладывает фундамент благополучия будущих поколений.
Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом
здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная, и
воспитательная деятельность семьи, колледжа и всего общества по вопросам
сохранения и укрепления здоровья. Воспитанию хороших, здоровых привычек у
подрастающего поколения будут способствовать возвращению
студентов в красоту слова и благородство поступка, воспитание культуры
внутреннего мира. Воспитание волевых качеств характера, основ охраны
здоровья, правильного отношения к жизненным ценностям, формирование
интереса к творческой, познавательной деятельности, создание условий для
3
социального и профессионального обучения, профилактические меры – все это
поможет развивать потребность в здоровом образе жизни.
Программа
«Здоровье»
направлена
на
внедрение
здоровьесберегающих
технологий,
гигиеническое
обучение
родителей
по
вопросам
охраны
и
укрепления соматического, психического, репродуктивного здоровья их детей. В
реализации программы задействованы все службы колледжа: администрация,
преподаватели,
педагог-психолог,
педагоги
дополнительного
образования,
медицинский работник и технический персонал.
Программа формирования
культуры
здорового
и
безопасного
образа
жизни
основана
на
принципах
природосообразности,
формирования
ценностных
установок
студентов
на
здоровый
образ
жизни,
культуросообразности,
ориентации на саморазвитие культуры здоровья, здоровьетворческой активности,
гуманности, социальной ответственности.
Цель программы:
Формирование культуры здорового и безопасного образа студентов
колледжа, поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья,
создание наиболее благоприятных условий для формирования у студентов
отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в
достижении успеха.
Задачи:
содействие формированию осознанного отношения к необходимости
ведения здорового образа жизни как к главной ценности жизни и борьба с
вредными привычками;
Охрана и укрепление здоровья подростков (совершенствование их
физического развития, повышение защитных сил организма), а так
же физической и умственной работоспособности.
Формирование у всех участников образовательного учреждения, в том
числе и родителей, сознательного отношения к своему здоровью.
Развитие мотивации к здоровому образу жизни, как показателя
общечеловеческой культуры.
Обеспечение интернет - безопасности
формирование у студентов навыков эффективной адаптации в социуме,
анализа и контроля своего поведения;
внедрение современных методов мониторинга здоровья;
4
создать
условия
для
формирования
у
студентов
личных
механизмов
принятия
решений,
личностных
качеств
-
самоуважения,
самосознания,
уверенности в себе.
Материальная база:
Наш
колледж
рассчитан
на
600
человек
обучающихся,
который
включает
основных 3 корпуса.
Для реализации задач, намеченных программой «Здоровье» в колледже имеются:
Арендуемый у ПК «Милорем» спортивный зал для проведения
уроков физкультуры и занятий спортивных секций», а также спортивная
площадка для занятий на свежем воздухе. На прилегающей к колледжу (2 корпус)
территории расположен стадион, который включает в себя футбольное поле,
волейбольную площадку, другие спортивные сооружения.
В
колледже
выделены
помещения
под
кабинеты
педагога
–
психолога,
колледжную библиотеку с читальным залом.
Колледж располагает медицинским кабинетом. Медицинское обслуживание в
колледже осуществляет штатный работник медицинская сестра в соответствии с
Уставом колледжа.
Приобретение
необходимого
компьютерного
оборудования
дало
нам
возможность
создать
кабинет
мультимедийных
технологий,
что
позволяет
использовать
информационные
технологии
в
урочное
и
внеурочное
время
в
соединении с возможностями системы Интернет.
В целях безопасности студентов, установлена система видеонаблюдение.
Возле колледжа (1 корпус) функционирует социокультурный центр для занятий
дополнительного образования.
Перед колледжем организована зеленая зона «Роща».
В работе по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
колледж
сотрудничает
с
такими
учреждениями,
как
Мичуринским
отделом
УФСКН
России
и
«Центром
инновационных
технологий»,
с
медицинскими
работниками
и
психологами
нашего
города, с
представителями
Русской
Православной Церкви.
Формы, методы и средства реализации Программы
В
процессе
реализации
программы
«Здоровье»
используются
разнообразные
формы организации деятельности: уроки Здоровья, беседы, аукционы, диспуты,
дебаты, мозговой штурм, социально-значимые акции,
деловые и спортивно-
военизированные занятия,, устный журнал, конкурсы, соревнования, и др.
Активно используются методы убеждения, приучения, стимулирования, метод
социально-значимой деятельности, метод поддержки и успеха, сотворчества и
сотрудничества,
партнерства,
метод
творческой
и
учебно-исследовательской,
поисковой
деятельности,
различные
методики
изучения
личности
студентов,
изучение
среды
и
ее
влияния
на
здоровье
(анкетирование,
ранжирование,
опросы.).
Методическое обеспечение реализации Программы
5
1.
Рабочие программы учебных предметов, формирующих культуру здорового
и безопасного образа жизни (ОБЖ, биология, география, физкультура).
2.
Программы
дополнительного
образования
(«Литературный
театр»,
программа военно – патриотического объединения «Витязи» и др.)
3.
Пакет
диагностик
состояния
здоровья
студентов.
Анкета
склонности
к
вредным привычкам.
4.
Методические рекомендации классным руководителям.
5.
Методические рекомендации родителям.
6.
Программа ТОГБПОУ «Железнодорожный колледж им. В. М. Баранова «
Здоровье».
7.
План
спортивно-массовых
мероприятий
по
укреплению
здоровья
студентов.
8.
Программа летнего оздоровительного отдыха.
9.
Психодиагностика (по программе работы психолога).
Этапы реализации Программы
I этап – сентябрь-ноябрь 2015 года – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Внедрение
идеологии
здорового
образа
жизни
и
формирование
у
студентов
моделей
поведения, соответствующих здоровому и безопасному образу жизни;
II этап – декабрь 2015- 2016 год – ОСНОВНОЙ.
Формирование здорового и безопасного образа жизни с помощью реализации
программы специалистами и педагогическим коллективом колледжа, изучение
новых форм и методов пропаганды здорового и безопасного образа жизни и их
внедрение;
разработка
системы
профилактических
и
воспитательных
мероприятий по пропаганде здорового и безопасного образа жизни, выполнение
оздоровительных мероприятий.
III этап – 2016 -2017 год - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
Сбор и анализ результатов выполнения программы.
Основные направления и содержание деятельности в рамках реализации
Программы
Деятельность по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
студентов
может
быть
представлена
в
виде
восьми
взаимосвязанных
направлений:
создание
здоровьесберегающей
инфраструктуры
колледжа,
включая
оптимальную организацию питания студентов;
рациональная организация учебной и внеурочной деятельности студентов;
организация физкультурно-оздоровительной работы;
реализация дополнительных образовательных программ;
просветительская работа с родителями (законными представителями);
информационно-методическая
работа
с
педагогическими
работниками
учреждения;
психолого-педагогическое направление.
6
I.
Создание
здоровьесберегающей
инфраструктуры
колледжа,
включая
оптимальную организацию питания студентов:
В колледже созданы необходимые условия для сбережения здоровья.
Прежде
всего
соответствие
состояния
и
содержания
здания
и
помещений
образовательного
учреждения
санитарным
и
гигиеническим
нормам,
нормам
пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда студентов;
наличие и необходимое оснащение помещений для питания студентов;
оснащённость
кабинетов,
физкультурного
зала,
спортплощадок
необходимым
игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
наличие медицинского кабинета, который работает с 8-00 до 15-00;
наличие
необходимого
и
квалифицированного
состава
специалистов,
обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физической
культуры, психолог, медицинский работник);
эстетическое оформление интерьера класса, колледжа;
смотр кабинетов (аттестация рабочих мест); их соответствие требованиям;
озеленение учебных кабинетов и территории колледжа.
II.
Организация учебной и внеурочной деятельности студентов:
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и
обучения студентов и формирование их здоровья:
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и
внеурочной нагрузки студентов на всех этапах обучения;
проведение уроков здоровья, применяя разнообразные формы;
введение элективного курса «Психология общения»;
обновление и пополнение нормативно-правовой базы колледжа;
обеспечение
соблюдения
санитарно-гигиенических
норм
при
организации
образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;
обеспечение здоровьесберегающего режима работы колледжа;
обеспечение оптимального режима двигательной активности студентов;
разработка
комплекса
мероприятий
по
выявлению
уровня
физического
и
психологического здоровья студентов.
разработка классных часов;
использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих
технологий (медико-гигиенических), физкультурно-оздоровительных технологий,
технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности ;
использование
методов
и
методик
обучения,
адекватных
возрастным
возможностям и особенностям обучающихся;
строгое
соблюдение
всех
требований
к
использованию
технических
средств
обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
реализация
индивидуальных
образовательных
программ
для
студентов
с
ограниченными
возможностями
здоровья
учет
индивидуальных
особенностей
развития студентов при организации образовательного процесса;
Разработка индивидуальных образовательных траекторий в условиях реализации
ФГОС;
7
пропаганда
здорового
образа
жизни
(тематические
классные
часы,
лекции,
познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные
акции;
совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел
по
профилактике
употребления
ПАВ;
пропаганда
физической
культуры
и
здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии,
ОБЖ, физической культуры), профилактика травматизма.
создание программы формирования здорового и безопасного образа жизни «
Здоровый дух в здоровом теле» с использованием форм, методов обучения и
воспитания, педагогических технологий, адекватных возрастным возможностям
и особенностям студентов.
занятия по правилам дорожного движения (выступления сотрудников ГИБДД,
тематические классные часы, викторины, конкурсы рисунков, плакатов)
тематические уроки по профилактике травматизма в рамках урока ОБЖ
инструктаж
сотрудников
колледжа
и
студентов
по
правилам
техники
безопасности
статистика и анализ случаев травматизма в колледже
организация оздоровительной программы студентов в каникулярное время.
использование активных формы пропаганды здорового и безопасного образа
жизни
на
уроках
биологии,
химии,
ОБЖ,
обществознания
и
литературы,
физической культуры;
создание благоприятного климата на уроках и во внеурочной деятельности.
III.
Организация физкультурно-оздоровительной работы:
системность организации физкультурно-оздоровительной работы в соответствии
с ФГОС нового поколения;
рациональная
организация
двигательного
режима
обучающихся,
физического
развития и двигательной подготовленности студентов всех возрастов;
эффективная работа со студентами всех групп здоровья (на уроках физкультуры,
в секциях и т. п.);
организация утренней зарядки;
организация
физкультминуток,
физкультпауз
на
уроках,
способствующих
эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного
функционирования;
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта,
дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.);
организация наглядной агитации, выпуск листов здоровья;
анализ занятости студентов физкультурой и спортом;
разработка
комплексов
физических
упражнений
для
студентов,
имеющих
отклонения
в
состоянии
здоровья
(корригирующая
гимнастика,
комплексы
профилактики нарушения осанки, плоскостопия, индивидуальные консультации);
организация
работы
по
оздоровлению
педагогического
коллектива
(лыжные
прогулки, участие в спортивно-массовых мероприятиях);
8
обеспечение
участия
студентов,
в
региональных,
межрегиональных,
всероссийских физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.
привлечение
студентов,
родителей,
социальных
партнёров
колледжа
к
физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;
организация работы творческих объединений, направленной на сохранение и
укрепление здоровья и навыков безопасного поведения.
IV.
Реализация дополнительных образовательных программ:
реализация
программ
дополнительного
образования,
направленных
на
формирование ценности здоровья и здорового безопасного образа жизни.
вовлечение студентов в работу спортивных секций учреждений дополнительного
образования, работающих на базе колледжа «Каратэ», «Волейбол», «Настольный
теннис», «Баскетбол»; кружок военно- патриотического направления «Витязи».
А также работает кружок «Художественное чтение», разработана программа
«Литературный театр», танцевальный кружок «Фиеста», музыкальным
руководителем организована вокальная группа «Дружба», хоровой коллектив
«Локомотив». Одним из направлений деятельности нашего волонтерского отряда
«Экспресс» и молодежного объединения «Юность» является профилактика
наркомании.
сотрудничество
с
Мичуринским
отделом
УФСКН
России
и
«Центром
инновационных
технологий»,
с
медицинскими
работниками
и
психологами
нашего города, с представителями Русской Православной Церкви.
V.
Прос ветительс кая
работ а
с
родителями
( з а ко н н ы м и
представителями):
создание
и
внедрение
модели
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями) студентов.
организация
лекций,
семинаров,
консультаций,
по
различным
вопросам
студентов, его здоровья, и т. п.;
организация совместной
работы
педагогов
и
родителей
(законных
представителей)
студентов
по
проведению
спортивных
соревнований,
дней
здоровья, занятий по профилактике вредных привычек;
Привлечение
специалистов:
психологов,
медработников,
общественности
к
просветительской
работе
по
формированию
здорового
и
безопасного
образа
жизни.
VI.
Информационно-методическая
работа
с
педагогическими
работниками образовательного учреждения:
организация методических семинаров, совещаний, проведение педагогических
советов по темам «Система работы колледжа по формированию здорового образа
жизни
и
укрепления
здоровья
учащихся»,
«Здоровьесберегающее
и
здоровьеукрепляющее пространство колледжа»;
9
выставки
научно-методической
литературы
по
здоровьесбережению,
профилактике заболеваний, вредных привычек, безопасности студентов;
проведение
инструктажей
по
технике
безопасности,
охране
труда,
противопожарной безопасности и учебных тренировок;
консультации
для
классных
руководителей
по
пропаганде
здорового
и
безопасного образа жизни;
разработка рекомендаций для классных руководителей по проблемам воспитания
здорового образа жизни и профилактики вредных привычек.
планирование и проведение месячника «Здоровый образ жизни»
инструктивно-методическое совещание с классными руководителями:
работа мастеров производственного обучения по организации питания студентов;
создание копилки внеклассных мероприятий по формированию здорового и
безопасного образа жизни.
размещение методических материалов на сайте колледжа.
организация
взаимодействия
образовательного
учреждения
с
организациями
(учреждениями)
физической
культуры
и
спорта,
туризма,
культуры,
здравоохранения,
гражданской
обороны,
защиты
населения
и
территорий
от
чрезвычайных
ситуаций,
правоохранительными
органами
по
проведению
физкультурных
мероприятий,
спортивных
мероприятий,
мероприятий
по
формированию безопасного образа жизни, занятий по профилактике вредных
привычек, массовых мероприятий здоровьесберегающей направленности;
проведение в рамках КМО классных руководителей методических мероприятий,
повышения квалификации педагогических работников по различным вопросам
возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов,
положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность студентов,
здоровьесберегающих технологий.
VII.
Психолого-педагогическое направление:
психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса соответствии
с методической проблемой
педагога-психолога «Пропаганда здорового образа
жизни».
диагностика и обеспечение адаптации в колледже;
развитие познавательной и учебной мотивации;
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
совершенствование деятельности психолого- педагогической службы колледжа
д л я
с в о е в р е м е н н о й
п р о ф и л а ктики
психологиче ского
з д о р о в ь я ,
совершенствование здоровьесберегающих технологий обучения;
обеспечение
благоприятных
эмоционально-психологических
условий
образовательной
среды,
содействие
формированию
у
студентов
адекватной
самооценки;
наличие системы комплексной педагогической, психологической и социальной
помощи
обучающимся,
воспитанникам
с
ограниченными
возможностями
здоровья;
проведение
социологических
исследований
на
предмет
удовлетворенности
студентов,
родителей
(законных
представителей),
педагогических
работников
10
колледжа, социальных партнеров образовательного учреждения системностью
работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья, а
также
на
предмет
наличия
благоприятного
мнения
об
образовательном
учреждении;
психологический мониторинг здоровья студентов.
VIII.Комплексное
оздоровление
студентов,
профилактика
заболеваний
у
студентов: проведение мониторинга состояния здоровья;
мониторинг заболеваемости;
проведение медицинских осмотров;
организация вакцинации против гриппа и других заболеваний;
отслеживание
динамики
показателей
здоровья
студентов
(общих
показателей
здоровья; показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного
аппарата; травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-
транспортного
травматизма;
показателя
количества
пропусков
занятий
по
болезни);
использование
рекомендованных
и
утвержденных
методов
профилактики
заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача;
наличие
и
периодическое
обновление
информации,
посвященной
проблемам
сохранения
здоровья,
организации
и
ведения
здорового
образа
жизни
на
информационных стендах образовательного учреждения;
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния колледжа;
контроль состояния здоровья студентов по итогам диспансеризации;
оформление медицинских карт, листков здоровья в классных журналах;
состояние здоровья студентов (мониторинг здоровья).
Содержание программы предусматривает следующие виды деятельности:
11
№
п/п
Вид деятельности
Ответственные
1.Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения
1.
Содержание здания и помещений
образовательного учреждения в соответствии
с санитарными правилами и гигиеническими
нормами, нормами пожарной безопасности,
требованиями охраны здоровья и охраны
труда обучающихся.
Администрация
колледжа
2.
Необходимое оснащение помещений для
питания обучающихся, а также для хранения
и приготовления пищи.
Администрация колледжа
3.
Организация качественного питания и
работы столовой.
Администрация колледжа
4.
Привлечение родительской общественности к
контролю над сбалансированностью питания.
Администрация колледжа
5.
Оборудование спортивной площадки для
колледжа и социума.
Администрация г.
Мичуринска
6.
Открытие кабинета психологической
разгрузки.
Педагог-психолог
7.
Оборудование внутриколледжных зон для
активного отдыха.
Администрация колледжа
8.
Обеспечение необходимым оборудованием и
инвентарем Социокультурного центра
Администрация колледжа
9.
Установка в образовательном учреждении
питьевых фонтанчиков с очищающими
фильтрами.
Администрация колледжа
2.Организация учебной и внеурочной деятельности
1.
Соблюдение гигиенических норм и
требований к организации и объему учебной
и внеурочной нагрузки
Администрация колледжа
2.
Отбор и использование методов и методик
обучения, адекватных возрастным
возможностям и особенностям студентов,
использование индивидуальных
образовательных траекторий в условиях
Администрация колледжа
12
реализации ФГОС
3.
Соблюдение требований к использованию
технических средств обучения, в том числе
компьютеров и аудиовизуальных средств
Администрация колледжа,
педагогический коллектив
4.
Разработка рекомендаций по оценке
здоровьесберегающих факторов при
планировании и проведении урока (создание
психологически благоприятного климата и
условий для успешного самовыражения, учет
типологических особенностей личности
студента)
Педагог-психолог
5.
Обеспечение процесса адаптации студентов к
условиям колледжа на основе взаимодействия
с родителями (законными представителями)
студентов
Преподаватели,
мастера производственного
обучения, педагог-психолог
6.
Расширение практики использования
индивидуальных образовательных маршрутов
в образовательном процессе, их актуализация
в родительской среде
Кураторы, преподаватели,
педагоги доп. образования
7.
Диверсификация форм организации
образовательного процесса (экскурсии,
конференции, "круглые столы",
исследовательские проекты и др.)
Кураторы, преподаватели,
педагоги дополнительного
образования
8.
Отбор и использование в рамках внеклассных
мероприятий методик, направленных на
формирование благоприятного
психологического климата в колледже
Кураторы, преподаватели,
педагог-психолог, педагоги
дополнительного
образования
9.
Реализация программы «Здоровье»,
направленной на формирование у студентов
представления о факторах, влияющих на
здоровье.
Заместитель директора по
УВР
3.Организация физкультурно-оздоровительной работы
1.
Обеспечение оптимального двигательного
режима в рамках образовательного процесса:
проведение динамических часов, перемен,
пауз, организация подвижных игр в группах
Учителя физкультуры
2.
Проведение физкультминуток на уроках
Учителя-предметники
3.
Организация работы секций физкультурно-
Учителя физкультуры
13
оздоровительной направленности
(Настольный теннис, спортивные игры)
4.
Систематическое проведение спортивно-
оздоровительных мероприятий, (дни
здоровья, "Веселые старты", "Время заняться
здоровьем")
Учителя физкультуры
5.
Определение уровня физической
подготовленности студентов на начало и
конец учебного года.
Учителя физкультуры
6.
Организация показательных спортивных
выступлений.
Учителя физкультуры
7.
Актуализация использования приемов,
способствующих снятию утомления методами
релаксации
Педагог-психолог
8.
Организация группы ОФП для педагогов
"Движение – это жизнь"
Учителя физкультуры
4. Реализация дополнительных образовательных программ
1.
Организация совместной деятельности с
Мичуринским межрайонным отделом
УФСКН России по Тамбовской области и
МАУ «Центром инновационных технологий»
Заместитель директора по
УВР
2.
Работа молодежного объединения «Юность»
Руководитель творческого
объединения
3
Работа кружка «Художественное чтение»
Руководитель
4.
Работа программа музыкального образования
Музыкальный руководитель
5.
Работа танцевального кружка "Фиеста"
Руководитель- хореограф
6.
Работа кружка военно - патриотического
направления «Витязи»
Руководитель объединения
7.
Проведение цикла мероприятий в рамках
областной молодежной акции «Колледж —
территория без наркотиков»
Педагоги дополнительного
образования, классные
руководители
8.
Организация выставок и конкурсов рисунков
из цикла «Здоровье и безопасность»
Руководитель творческого
объединения «Юность»
9.
Мастер класс «Трезво жить – здорово!»
Руководитель творческого
объединения «Юность»
12.
Творческий отчет объединений
дополнительного образования «Наши успехи»
Руководители творческих
объединений, кружков,
14
секций
13.
Вовлечение студентов в спортивные секции,
работающих на базе колледжа ( каратэ,
настольный теннис, волейбол, баскетбол)
Классные руководители,
педагоги дополнительного
образования
5. Просветительская работа с родителями (законными представителями)
1.
Проведение цикла родительских собраний на
тему: «Выбор за тобой», «Береги здоровье
смолоду», «Профилактика вредных
привычек» и др.)
Заместитель директора по
УВР, классные руководители
2.
Организация психологического лектория для
родителей
Педагог-психолог
3.
Оформление стенда для родителей "Поможем
студенту быть здоровым, умным, счастливым"
Заместитель директора по
УВР
4.
Проведение индивидуальных консультаций
(по запросам родителей)
Классные руководители,
педагог-психолог
5.
Разработка памяток-рекомендаций для
родителей по формированию культуры
здорового и безопасного образа жизни
Заместитель директора по
УВР
6.
Проведение тренинговых занятий по
освоению приемов саморегуляции и
релаксации
Педагог-психолог
7.
Проведение цикла бесед медицинским
работником для родителей (законных
представителей) студентов
медсестра, приглашенные
специалисты
6.Информационно-методическая работа с педагогическими работниками
1.
Проведение методико-педагогического
семинара "Здоровый урок"
Заместитель директора по
УВР
2.
Направление педагогических и руководящих
работников на курсы повышения
квалификации
ТОГОАУ ДПО «Институт
повышения квалификации
работников образования»
3.
Содействие
педагогическим
работникам,
родителям в воспитании студентов, а также
ф о р м и р о в а н и е
у
н и х
п р и н ц и п о в
взаимопомощи,
толерантности,
милосердия,
ответственности
и
уверенности
в
себе,
способности
к
активному
социальному
взаимодействию,
без
ущемления
прав
и
свобод другой личности.
Педагог-психолог
15
4.
Подготовка и проведение дней диагностики,
регулирования и коррекции
Педагог-психолог
5.
Подготовка методических материала для
классных руководителей по теме "Роль семьи
в формировании положительной Я –
концепции ребенка"
Заместитель директора по
УВР
6.
Проведение практикума по изучению
индивидуально-психологических
особенностей студентов
Педагог-психолог
7.
Организация постоянно действующего
семинара для учителей по формированию
культуры здорового и безопасного образа
жизни у студентов и профилактике
травматизма
Заместитель директора по
УВР
8.
Формирование системы мотивирования
педагогов, реализующих программу
формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни
Заместитель директора по
УВР
9.
Оформление информационного стенда
"Аксиомы здоровья"
Заместитель директора по
УВР
10.
Формирование методической копилки
разработок мероприятий, направленных на
формирование здорового и безопасного
образа жизни.
Заместитель директора по
УВР
11.
Размещение методических материалов и
рекомендаций на сайте школы.
Заместитель директора по
УВР, ответственный за
колледжный сайт
7. Психолого-педагогическое направление
1.
Психологическая помощь студентам,
родителям и педагогам.
Педагог-психолог
2.
Психологическое сопровождение субъектов
образовательного процесса.
Педагог-психолог
3.
Содействие в приобретении учащимися
психологических знаний, умений и навыков,
необходимых для получения профессии,
развития карьеры, достижения успеха в
жизни.
Педагог-психолог
16
4.
Оказание помощи студентам в определении
своих возможностей, исходя из способностей,
склонностей, интересов и состояния здоровья
Педагог-психолог
5.
Содействие
педагогическим
работникам,
родителям в воспитании студентов, а также
ф о р м и р о в а н и е
у
н и х
п р и н ц и п о в
взаимопомощи,
толерантности,
милосердия,
ответственности
и
уверенности
в
себе,
способности
к
активному
социальному
взаимодействию,
без
ущемления
прав
и
свобод другой личности.
Педагог-психолог
6.
Организация диагностической,
консультативной и профилактической работы.
Педагог-психолог, кураторы
7.
Диагностические
беседы,
консультации,
обследования
с
помощью
опросников,
выявление интересов, проблем, особенности
личностной
и
эмоциональной
сферы
студентов, склонных к вредным привычкам.
Педагог-психолог, классные
руководители
9.
Психолого-педагогические семинары
«Разрешение конфликтов в колледже».
Педагог-психолог
10.
Диагностика актуальных проблем учебно-
воспитательного процесса в школе
«Диагностика интересов».
Педагог-психолог
9.Комплексное оздоровление детей, профилактика заболеваний у студентов
1.
Мониторинг здоровья студентов
медсестра
2
Мероприятия по санитарно-гигиеническому
просвещению студентов, родителей,
педагогов.
медсестра
3.
Беседа с родителями «Профилактика гриппа»
медсестра
4.
Организация встречи студентов с врачом
гинекологом «Сохрани свое здоровье»
медсестра
5.
Организация встречи родителей с врачом
фтизиатром «Профилактика туберкулеза»
медсестра
6.
Рекомендации специалистов (по результатам
углубленного медосмотра студентов.)
медсестра
17
7.
Вакцинопрофилактика студентов против
гриппа
медсестра
8.
Оформление стендов «Осторожно, грипп!»,
«Профилактика туберкулеза», «Красивая
осанка – здоровый дух»
медсестра
9.
Обновление уголка Здоровья (на
разнообразную тематику)
медсестра
Ожидаемые результаты реализации Программы:
формирование
среди
подростков
и
молодежи
устойчивого
негативного
отношения к употреблению ПАВ;
повышение духовно-нравственного и интеллектуального потенциала молодого
поколения;
работа волонтерской группы и проведение бесед по пропаганде ЗОЖ, выпуск
листовок, агиток с призывами за здоровый образ жизни
повышение мотивации к сохранению собственного здоровья;
регулирование своего поведения: поведения без ущерба, но для благополучия
себя и других;
повышение уровня физического, психического и социального здоровья
студентов;
формирование отношения студентов и их родителей к своему здоровью как к
основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
улучшение организации досуга подростков;
умение справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
умение
безопасно
вести
себя
в
ситуациях,
связанных
с
возможностью
неблагоприятного воздействия ПАВ, а также в социально опасных ситуациях;
наличие банка данных по методологической, диагностической деятельности
физкультурно-оздоровительной направленности;
формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных
поведенческих стратегий и личностных ресурсов у студентов
осознание личной ответственности и заинтересованности за свой жизненный
выбор
рост уровня физического развития и физической подготовленности
студентов;
повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в
сохранении и укреплении, как здоровья студентов, так и своего здоровья.
18
Контроль за реализацией
Программы
Создание методической копилки
наиболее эффективных форм
здоровьесберегающей
деятельности
Формы контроля за реализацией Программы:
проведение заседаний методических объединений школы;
мониторинг состояния здоровья студентов и морально-психологического климата
в колледже.
сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки,
объемом
домашних
заданий,
внеурочной
образовательной
деятельностью
студентов в свете формирования здорового образа жизни
оценка
результативности
программы
по
следующим
критериям:
психолого-
медико-педагогический
анализ
сформированности
культуры
здорового
и
безопасного образа жизни (диагностика, анкетирование, мониторинг).
Литература
1.
Базарный В.Ф.Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и
дома. М., АРКТИ, 2005.
2.
Баскаев,
Р.
Мониторинг
в
образовании:
определение
показателей/
Р.
Баскаев // Учитель – 2006 –№ 6– с.20-22.
3.
Безруких М.М., Здоровьесберегающие технологии в образовании. М., 2008
4.
Каргин
А.Н.,
Фокин
Ю.Н.
Медицинское
обеспечение
безопасности
в
образовательных учреждениях. М.: Айрис – пресс, 2006.
5.
Ирхин, В. Н. Эксперимент в школе здоровья (из опыта работы школ
здоровья Белгородской области): методическое пособие. Федеральное агентство
по
образованию,
Упр.
образования
и
науки
Белгородской
обл.,
ГОУ
ВПО
"Белгородский государственный университет". Белгород, 2007.
6.
Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании.- 3-е изд., испр. и доп. М., 2005.
7.
Моисеев
А.М.,
Моисеева
О.М.
Основы
стратегического
управления
школой. М., 2008.
8.
Поташник, М.М. Эксперимент в школе: организация и управление.
М.,
1991.
9.
Руководство
по
профилактике
злоупотребления
психоактивными
веществами несовершеннолетними и молодежью. Под науч. ред. заслуж. деят.
науки РФ, д.б.н., проф. Л.М. Шипицыной, д.м.н., проф. Л.С. Шпилени. М., 2006.
10.
Сайков,
Б.П.
Организация
информационного
п р о с т р а н с т ва
образовательного
учреждения:
практическое
руководство
/
Б.П.
Сайков.
М.,
2005.
11.
Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. М., 1998.
12.
Смирнов
Н.К.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
в
современной школе. М., 2002.
19
13.
Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. Сборник
материалов
факультета
повышения
квалификации
и
профессиональной
переподготовки работников образования МГПУ Под.ред. Шамовой Т.И. М., 2008
г.
14.
Халемский Г.А. Школа – территория здоровья// Педагогика.-2005.-№3.-
C.42-46.
15.
Школа
здоровья:
пособие
для
учителей
и
родителей:
Специальное
приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».-2006.-№1.-
(Серия «Педагогические советы»
20