Напоминание

"Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни студентов"


Автор: Филимонова Наталья Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ТОГБПОУ "Железнодорожный колледж им. В. М. Баранова"
Населённый пункт: Тамбовская обл. г. Мичуринск
Наименование материала: Программа"Здоровье"
Тема: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни студентов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление образования и науки Тамбовской области

Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение «Железнодорожный колледж им. В. М. Баранова»

УТВЕРЖДАЮ

Зам директора по УВР

Струкова Н.П.

________________________________

Программа «ЗДОРОВЬЕ»

по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни студентов

ТОГБПОУ «Железнодорожный колледж имени В. М. Баранова»

Педагог дополнительного профессионального образования

ТОГБПОУ «Железнодорожный колледж имени В. М. Баранова»

Филимонова Наталья Александровна

г. Мичуринск

1

Паспорт программы

Наименование

Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение «Железнодорожный колледж имени В.М.

Баранова»

Основание разработки

(актуальность)

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в

целом. В связи с тем, что наблюдается ухудшение здоровья, ранняя стадия

употребления алкоголя, распространение и употребление психоактивных

веществ, в соответствии с Законом «Об образовании в Р.Ф.», где четко

обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и

сохранность здоровья подростков. А также федеральными законами, согласно

Уставу колледжа - укрепление здоровья подростков и забота о нем – одна из

главных задач нашего образовательного учреждения.

Заказчики программы

Администрация колледжа

Разработчики программы

Струкова Н. П. – заместитель директора по УВР

Филимонова Н. А. – педагог дополнительного образования,

медицинский работник,

Колмыкова Т. В. - методист

Цель программы

Формирование культуры здорового и безопасного образа студентов колледжа,

поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья, создание

наиболее благоприятных условий для формирования у студентов отношения к

здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи программы

Содействие формированию осознанного отношения к необходимости ведения

здорового образа жизни как к главной ценности жизни и борьба с вредными

привычками;

Охрана и укрепление здоровья подростков (совершенствование их физического

развития, повышение защитных сил организма), а так

же физической и умственной работоспособности.

Формирование у всех участников образовательного учреждения, в том числе и

родителей, сознательного отношения к своему здоровью.

Развитие мотивации к здоровому образу жизни, как показателя

общечеловеческой культуры.

Обеспечение интернет - безопасности

формирование у студентов навыков эффективной адаптации в социуме, анализа

и контроля своего поведения;

внедрение современных методов мониторинга здоровья;

создать условия для формирования у студентов личных механизмов принятия

решений, личностных качеств - самоуважения, самосознания, уверенности в

себе.

Направления реализации

Просветительная работа с родителями, совершенствование материально

технической базы образовательного учреждения в сфере организации

здоровьесберегающего пространства

2

Пояснительная записка

В качестве приоритетов Российской образовательной политики на современном

этапе

выдвинуты

всесторонняя

забота

о

сохранности

жизни

и

здоровья,

физическом

развитии

и

воспитании

детей,

обеспечение

образовательных

условий, способствующих развитию и сохранению физического, психического и

нравственного здоровья нации.

Стандарт

нового

поколения

обеспечивает

формирование

знаний,

установок,

ориентиров

и

норм

поведения,

обеспечивающих

сохранение,

укрепление

здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью.

В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье — это важнейший

труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная

жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Основным стержневым направлением воспитательной деятельности, является

стимулирование здорового образа жизни всех участников образовательного

процесса: педагогов, студентов и родителей. Сегодня ни у кого уже не вызывает

сомнения положение о том, что формирование здорового образа жизни - не

только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-

педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей

потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.

В связи с тем, что наблюдается ухудшение здоровья, ранняя стадия

употребления алкоголя, распространение и употребление психоактивных

веществ

педагогический коллектив, ТОГБПОУ «Железнодорожный колледж

им. В. М. Баранова», совместно с медицинским работником, работает над

созданием программы «Здоровье». В соответствии с Законом «Об образовании

в Р.Ф.», где четко обозначена ответственность образовательного учреждения за

жизнь и сохранность здоровья подростков. А также федеральными законами,

согласно Уставу колледжа укрепление здоровья подростков и забота о нем – одна

из главных задач нашего учебного заведения.

Именно проект этой программы привел коллектив колледжа к

переосмыслению работы со студентами в сфере не только физического

воспитания, но и обучения в целом. Задача педагогов и медицинского работника -

полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все

предпосылки для этого, без сохранения здоровья это недостижимо. Поэтому,

обеспечивая охрану здоровья наших студентов, формируя у них культуру

здоровья, колледж закладывает фундамент благополучия будущих поколений.

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом

здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная, и

воспитательная деятельность семьи, колледжа и всего общества по вопросам

сохранения и укрепления здоровья. Воспитанию хороших, здоровых привычек у

подрастающего поколения будут способствовать возвращению

студентов в красоту слова и благородство поступка, воспитание культуры

внутреннего мира. Воспитание волевых качеств характера, основ охраны

здоровья, правильного отношения к жизненным ценностям, формирование

интереса к творческой, познавательной деятельности, создание условий для

3

социального и профессионального обучения, профилактические меры – все это

поможет развивать потребность в здоровом образе жизни.

Программа

«Здоровье»

направлена

на

внедрение

здоровьесберегающих

технологий,

гигиеническое

обучение

родителей

по

вопросам

охраны

и

укрепления соматического, психического, репродуктивного здоровья их детей. В

реализации программы задействованы все службы колледжа: администрация,

преподаватели,

педагог-психолог,

педагоги

дополнительного

образования,

медицинский работник и технический персонал.

Программа формирования

культуры

здорового

и

безопасного

образа

жизни

основана

на

принципах

природосообразности,

формирования

ценностных

установок

студентов

на

здоровый

образ

жизни,

культуросообразности,

ориентации на саморазвитие культуры здоровья, здоровьетворческой активности,

гуманности, социальной ответственности.

Цель программы:

Формирование культуры здорового и безопасного образа студентов

колледжа, поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья,

создание наиболее благоприятных условий для формирования у студентов

отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в

достижении успеха.

Задачи:

содействие формированию осознанного отношения к необходимости

ведения здорового образа жизни как к главной ценности жизни и борьба с

вредными привычками;

Охрана и укрепление здоровья подростков (совершенствование их

физического развития, повышение защитных сил организма), а так

же физической и умственной работоспособности.

Формирование у всех участников образовательного учреждения, в том

числе и родителей, сознательного отношения к своему здоровью.

Развитие мотивации к здоровому образу жизни, как показателя

общечеловеческой культуры.

Обеспечение интернет - безопасности

формирование у студентов навыков эффективной адаптации в социуме,

анализа и контроля своего поведения;

внедрение современных методов мониторинга здоровья;

4

создать

условия

для

формирования

у

студентов

личных

механизмов

принятия

решений,

личностных

качеств

-

самоуважения,

самосознания,

уверенности в себе.

Материальная база:

Наш

колледж

рассчитан

на

600

человек

обучающихся,

который

включает

основных 3 корпуса.

Для реализации задач, намеченных программой «Здоровье» в колледже имеются:

Арендуемый у ПК «Милорем» спортивный зал для проведения

уроков физкультуры и занятий спортивных секций», а также спортивная

площадка для занятий на свежем воздухе. На прилегающей к колледжу (2 корпус)

территории расположен стадион, который включает в себя футбольное поле,

волейбольную площадку, другие спортивные сооружения.

В

колледже

выделены

помещения

под

кабинеты

педагога

психолога,

колледжную библиотеку с читальным залом.

Колледж располагает медицинским кабинетом. Медицинское обслуживание в

колледже осуществляет штатный работник медицинская сестра в соответствии с

Уставом колледжа.

Приобретение

необходимого

компьютерного

оборудования

дало

нам

возможность

создать

кабинет

мультимедийных

технологий,

что

позволяет

использовать

информационные

технологии

в

урочное

и

внеурочное

время

в

соединении с возможностями системы Интернет.

В целях безопасности студентов, установлена система видеонаблюдение.

Возле колледжа (1 корпус) функционирует социокультурный центр для занятий

дополнительного образования.

Перед колледжем организована зеленая зона «Роща».

В работе по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни

колледж

сотрудничает

с

такими

учреждениями,

как

Мичуринским

отделом

УФСКН

России

и

«Центром

инновационных

технологий»,

с

медицинскими

работниками

и

психологами

нашего

города, с

представителями

Русской

Православной Церкви.

Формы, методы и средства реализации Программы

В

процессе

реализации

программы

«Здоровье»

используются

разнообразные

формы организации деятельности: уроки Здоровья, беседы, аукционы, диспуты,

дебаты, мозговой штурм, социально-значимые акции,

деловые и спортивно-

военизированные занятия,, устный журнал, конкурсы, соревнования, и др.

Активно используются методы убеждения, приучения, стимулирования, метод

социально-значимой деятельности, метод поддержки и успеха, сотворчества и

сотрудничества,

партнерства,

метод

творческой

и

учебно-исследовательской,

поисковой

деятельности,

различные

методики

изучения

личности

студентов,

изучение

среды

и

ее

влияния

на

здоровье

(анкетирование,

ранжирование,

опросы.).

Методическое обеспечение реализации Программы

5

1.

Рабочие программы учебных предметов, формирующих культуру здорового

и безопасного образа жизни (ОБЖ, биология, география, физкультура).

2.

Программы

дополнительного

образования

(«Литературный

театр»,

программа военно – патриотического объединения «Витязи» и др.)

3.

Пакет

диагностик

состояния

здоровья

студентов.

Анкета

склонности

к

вредным привычкам.

4.

Методические рекомендации классным руководителям.

5.

Методические рекомендации родителям.

6.

Программа ТОГБПОУ «Железнодорожный колледж им. В. М. Баранова «

Здоровье».

7.

План

спортивно-массовых

мероприятий

по

укреплению

здоровья

студентов.

8.

Программа летнего оздоровительного отдыха.

9.

Психодиагностика (по программе работы психолога).

Этапы реализации Программы

I этап – сентябрь-ноябрь 2015 года – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Внедрение

идеологии

здорового

образа

жизни

и

формирование

у

студентов

моделей

поведения, соответствующих здоровому и безопасному образу жизни;

II этап – декабрь 2015- 2016 год – ОСНОВНОЙ.

Формирование здорового и безопасного образа жизни с помощью реализации

программы специалистами и педагогическим коллективом колледжа, изучение

новых форм и методов пропаганды здорового и безопасного образа жизни и их

внедрение;

разработка

системы

профилактических

и

воспитательных

мероприятий по пропаганде здорового и безопасного образа жизни, выполнение

оздоровительных мероприятий.

III этап – 2016 -2017 год - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

Сбор и анализ результатов выполнения программы.

Основные направления и содержание деятельности в рамках реализации

Программы

Деятельность по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни

студентов

может

быть

представлена

в

виде

восьми

взаимосвязанных

направлений:

создание

здоровьесберегающей

инфраструктуры

колледжа,

включая

оптимальную организацию питания студентов;

рациональная организация учебной и внеурочной деятельности студентов;

организация физкультурно-оздоровительной работы;

реализация дополнительных образовательных программ;

просветительская работа с родителями (законными представителями);

информационно-методическая

работа

с

педагогическими

работниками

учреждения;

психолого-педагогическое направление.

6

I.

Создание

здоровьесберегающей

инфраструктуры

колледжа,

включая

оптимальную организацию питания студентов:

В колледже созданы необходимые условия для сбережения здоровья.

Прежде

всего

соответствие

состояния

и

содержания

здания

и

помещений

образовательного

учреждения

санитарным

и

гигиеническим

нормам,

нормам

пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда студентов;

наличие и необходимое оснащение помещений для питания студентов;

оснащённость

кабинетов,

физкультурного

зала,

спортплощадок

необходимым

игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

наличие медицинского кабинета, который работает с 8-00 до 15-00;

наличие

необходимого

и

квалифицированного

состава

специалистов,

обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физической

культуры, психолог, медицинский работник);

эстетическое оформление интерьера класса, колледжа;

смотр кабинетов (аттестация рабочих мест); их соответствие требованиям;

озеленение учебных кабинетов и территории колледжа.

II.

Организация учебной и внеурочной деятельности студентов:

создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и

обучения студентов и формирование их здоровья:

составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и

внеурочной нагрузки студентов на всех этапах обучения;

проведение уроков здоровья, применяя разнообразные формы;

введение элективного курса «Психология общения»;

обновление и пополнение нормативно-правовой базы колледжа;

обеспечение

соблюдения

санитарно-гигиенических

норм

при

организации

образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;

обеспечение здоровьесберегающего режима работы колледжа;

обеспечение оптимального режима двигательной активности студентов;

разработка

комплекса

мероприятий

по

выявлению

уровня

физического

и

психологического здоровья студентов.

разработка классных часов;

использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих

технологий (медико-гигиенических), физкультурно-оздоровительных технологий,

технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности ;

использование

методов

и

методик

обучения,

адекватных

возрастным

возможностям и особенностям обучающихся;

строгое

соблюдение

всех

требований

к

использованию

технических

средств

обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

реализация

индивидуальных

образовательных

программ

для

студентов

с

ограниченными

возможностями

здоровья

учет

индивидуальных

особенностей

развития студентов при организации образовательного процесса;

Разработка индивидуальных образовательных траекторий в условиях реализации

ФГОС;

7

пропаганда

здорового

образа

жизни

(тематические

классные

часы,

лекции,

познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные

акции;

совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел

по

профилактике

употребления

ПАВ;

пропаганда

физической

культуры

и

здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии,

ОБЖ, физической культуры), профилактика травматизма.

создание программы формирования здорового и безопасного образа жизни «

Здоровый дух в здоровом теле» с использованием форм, методов обучения и

воспитания, педагогических технологий, адекватных возрастным возможностям

и особенностям студентов.

занятия по правилам дорожного движения (выступления сотрудников ГИБДД,

тематические классные часы, викторины, конкурсы рисунков, плакатов)

тематические уроки по профилактике травматизма в рамках урока ОБЖ

инструктаж

сотрудников

колледжа

и

студентов

по

правилам

техники

безопасности

статистика и анализ случаев травматизма в колледже

организация оздоровительной программы студентов в каникулярное время.

использование активных формы пропаганды здорового и безопасного образа

жизни

на

уроках

биологии,

химии,

ОБЖ,

обществознания

и

литературы,

физической культуры;

создание благоприятного климата на уроках и во внеурочной деятельности.

III.

Организация физкультурно-оздоровительной работы:

системность организации физкультурно-оздоровительной работы в соответствии

с ФГОС нового поколения;

рациональная

организация

двигательного

режима

обучающихся,

физического

развития и двигательной подготовленности студентов всех возрастов;

эффективная работа со студентами всех групп здоровья (на уроках физкультуры,

в секциях и т. п.);

организация утренней зарядки;

организация

физкультминуток,

физкультпауз

на

уроках,

способствующих

эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного

функционирования;

регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта,

дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.);

организация наглядной агитации, выпуск листов здоровья;

анализ занятости студентов физкультурой и спортом;

разработка

комплексов

физических

упражнений

для

студентов,

имеющих

отклонения

в

состоянии

здоровья

(корригирующая

гимнастика,

комплексы

профилактики нарушения осанки, плоскостопия, индивидуальные консультации);

организация

работы

по

оздоровлению

педагогического

коллектива

(лыжные

прогулки, участие в спортивно-массовых мероприятиях);

8

обеспечение

участия

студентов,

в

региональных,

межрегиональных,

всероссийских физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.

привлечение

студентов,

родителей,

социальных

партнёров

колледжа

к

физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;

организация работы творческих объединений, направленной на сохранение и

укрепление здоровья и навыков безопасного поведения.

IV.

Реализация дополнительных образовательных программ:

реализация

программ

дополнительного

образования,

направленных

на

формирование ценности здоровья и здорового безопасного образа жизни.

вовлечение студентов в работу спортивных секций учреждений дополнительного

образования, работающих на базе колледжа «Каратэ», «Волейбол», «Настольный

теннис», «Баскетбол»; кружок военно- патриотического направления «Витязи».

А также работает кружок «Художественное чтение», разработана программа

«Литературный театр», танцевальный кружок «Фиеста», музыкальным

руководителем организована вокальная группа «Дружба», хоровой коллектив

«Локомотив». Одним из направлений деятельности нашего волонтерского отряда

«Экспресс» и молодежного объединения «Юность» является профилактика

наркомании.

сотрудничество

с

Мичуринским

отделом

УФСКН

России

и

«Центром

инновационных

технологий»,

с

медицинскими

работниками

и

психологами

нашего города, с представителями Русской Православной Церкви.

V.

Прос ветительс кая

работ а

с

родителями

( з а ко н н ы м и

представителями):

создание

и

внедрение

модели

взаимодействия

с

родителями

(законными

представителями) студентов.

организация

лекций,

семинаров,

консультаций,

по

различным

вопросам

студентов, его здоровья, и т. п.;

организация совместной

работы

педагогов

и

родителей

(законных

представителей)

студентов

по

проведению

спортивных

соревнований,

дней

здоровья, занятий по профилактике вредных привычек;

Привлечение

специалистов:

психологов,

медработников,

общественности

к

просветительской

работе

по

формированию

здорового

и

безопасного

образа

жизни.

VI.

Информационно-методическая

работа

с

педагогическими

работниками образовательного учреждения:

организация методических семинаров, совещаний, проведение педагогических

советов по темам «Система работы колледжа по формированию здорового образа

жизни

и

укрепления

здоровья

учащихся»,

«Здоровьесберегающее

и

здоровьеукрепляющее пространство колледжа»;

9

выставки

научно-методической

литературы

по

здоровьесбережению,

профилактике заболеваний, вредных привычек, безопасности студентов;

проведение

инструктажей

по

технике

безопасности,

охране

труда,

противопожарной безопасности и учебных тренировок;

консультации

для

классных

руководителей

по

пропаганде

здорового

и

безопасного образа жизни;

разработка рекомендаций для классных руководителей по проблемам воспитания

здорового образа жизни и профилактики вредных привычек.

планирование и проведение месячника «Здоровый образ жизни»

инструктивно-методическое совещание с классными руководителями:

работа мастеров производственного обучения по организации питания студентов;

создание копилки внеклассных мероприятий по формированию здорового и

безопасного образа жизни.

размещение методических материалов на сайте колледжа.

организация

взаимодействия

образовательного

учреждения

с

организациями

(учреждениями)

физической

культуры

и

спорта,

туризма,

культуры,

здравоохранения,

гражданской

обороны,

защиты

населения

и

территорий

от

чрезвычайных

ситуаций,

правоохранительными

органами

по

проведению

физкультурных

мероприятий,

спортивных

мероприятий,

мероприятий

по

формированию безопасного образа жизни, занятий по профилактике вредных

привычек, массовых мероприятий здоровьесберегающей направленности;

проведение в рамках КМО классных руководителей методических мероприятий,

повышения квалификации педагогических работников по различным вопросам

возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов,

положительно и отрицательно влияющих на здоровье и безопасность студентов,

здоровьесберегающих технологий.

VII.

Психолого-педагогическое направление:

психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса соответствии

с методической проблемой

педагога-психолога «Пропаганда здорового образа

жизни».

диагностика и обеспечение адаптации в колледже;

развитие познавательной и учебной мотивации;

формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

совершенствование деятельности психолого- педагогической службы колледжа

д л я

с в о е в р е м е н н о й

п р о ф и л а ктики

психологиче ского

з д о р о в ь я ,

совершенствование здоровьесберегающих технологий обучения;

обеспечение

благоприятных

эмоционально-психологических

условий

образовательной

среды,

содействие

формированию

у

студентов

адекватной

самооценки;

наличие системы комплексной педагогической, психологической и социальной

помощи

обучающимся,

воспитанникам

с

ограниченными

возможностями

здоровья;

проведение

социологических

исследований

на

предмет

удовлетворенности

студентов,

родителей

(законных

представителей),

педагогических

работников

10

колледжа, социальных партнеров образовательного учреждения системностью

работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья, а

также

на

предмет

наличия

благоприятного

мнения

об

образовательном

учреждении;

психологический мониторинг здоровья студентов.

VIII.Комплексное

оздоровление

студентов,

профилактика

заболеваний

у

студентов: проведение мониторинга состояния здоровья;

мониторинг заболеваемости;

проведение медицинских осмотров;

организация вакцинации против гриппа и других заболеваний;

отслеживание

динамики

показателей

здоровья

студентов

(общих

показателей

здоровья; показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного

аппарата; травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-

транспортного

травматизма;

показателя

количества

пропусков

занятий

по

болезни);

использование

рекомендованных

и

утвержденных

методов

профилактики

заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача;

наличие

и

периодическое

обновление

информации,

посвященной

проблемам

сохранения

здоровья,

организации

и

ведения

здорового

образа

жизни

на

информационных стендах образовательного учреждения;

четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния колледжа;

контроль состояния здоровья студентов по итогам диспансеризации;

оформление медицинских карт, листков здоровья в классных журналах;

состояние здоровья студентов (мониторинг здоровья).

Содержание программы предусматривает следующие виды деятельности:

11

п/п

Вид деятельности

Ответственные

1.Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения

1.

Содержание здания и помещений

образовательного учреждения в соответствии

с санитарными правилами и гигиеническими

нормами, нормами пожарной безопасности,

требованиями охраны здоровья и охраны

труда обучающихся.

Администрация

колледжа

2.

Необходимое оснащение помещений для

питания обучающихся, а также для хранения

и приготовления пищи.

Администрация колледжа

3.

Организация качественного питания и

работы столовой.

Администрация колледжа

4.

Привлечение родительской общественности к

контролю над сбалансированностью питания.

Администрация колледжа

5.

Оборудование спортивной площадки для

колледжа и социума.

Администрация г.

Мичуринска

6.

Открытие кабинета психологической

разгрузки.

Педагог-психолог

7.

Оборудование внутриколледжных зон для

активного отдыха.

Администрация колледжа

8.

Обеспечение необходимым оборудованием и

инвентарем Социокультурного центра

Администрация колледжа

9.

Установка в образовательном учреждении

питьевых фонтанчиков с очищающими

фильтрами.

Администрация колледжа

2.Организация учебной и внеурочной деятельности

1.

Соблюдение гигиенических норм и

требований к организации и объему учебной

и внеурочной нагрузки

Администрация колледжа

2.

Отбор и использование методов и методик

обучения, адекватных возрастным

возможностям и особенностям студентов,

использование индивидуальных

образовательных траекторий в условиях

Администрация колледжа

12

реализации ФГОС

3.

Соблюдение требований к использованию

технических средств обучения, в том числе

компьютеров и аудиовизуальных средств

Администрация колледжа,

педагогический коллектив

4.

Разработка рекомендаций по оценке

здоровьесберегающих факторов при

планировании и проведении урока (создание

психологически благоприятного климата и

условий для успешного самовыражения, учет

типологических особенностей личности

студента)

Педагог-психолог

5.

Обеспечение процесса адаптации студентов к

условиям колледжа на основе взаимодействия

с родителями (законными представителями)

студентов

Преподаватели,

мастера производственного

обучения, педагог-психолог

6.

Расширение практики использования

индивидуальных образовательных маршрутов

в образовательном процессе, их актуализация

в родительской среде

Кураторы, преподаватели,

педагоги доп. образования

7.

Диверсификация форм организации

образовательного процесса (экскурсии,

конференции, "круглые столы",

исследовательские проекты и др.)

Кураторы, преподаватели,

педагоги дополнительного

образования

8.

Отбор и использование в рамках внеклассных

мероприятий методик, направленных на

формирование благоприятного

психологического климата в колледже

Кураторы, преподаватели,

педагог-психолог, педагоги

дополнительного

образования

9.

Реализация программы «Здоровье»,

направленной на формирование у студентов

представления о факторах, влияющих на

здоровье.

Заместитель директора по

УВР

3.Организация физкультурно-оздоровительной работы

1.

Обеспечение оптимального двигательного

режима в рамках образовательного процесса:

проведение динамических часов, перемен,

пауз, организация подвижных игр в группах

Учителя физкультуры

2.

Проведение физкультминуток на уроках

Учителя-предметники

3.

Организация работы секций физкультурно-

Учителя физкультуры

13

оздоровительной направленности

(Настольный теннис, спортивные игры)

4.

Систематическое проведение спортивно-

оздоровительных мероприятий, (дни

здоровья, "Веселые старты", "Время заняться

здоровьем")

Учителя физкультуры

5.

Определение уровня физической

подготовленности студентов на начало и

конец учебного года.

Учителя физкультуры

6.

Организация показательных спортивных

выступлений.

Учителя физкультуры

7.

Актуализация использования приемов,

способствующих снятию утомления методами

релаксации

Педагог-психолог

8.

Организация группы ОФП для педагогов

"Движение – это жизнь"

Учителя физкультуры

4. Реализация дополнительных образовательных программ

1.

Организация совместной деятельности с

Мичуринским межрайонным отделом

УФСКН России по Тамбовской области и

МАУ «Центром инновационных технологий»

Заместитель директора по

УВР

2.

Работа молодежного объединения «Юность»

Руководитель творческого

объединения

3

Работа кружка «Художественное чтение»

Руководитель

4.

Работа программа музыкального образования

Музыкальный руководитель

5.

Работа танцевального кружка "Фиеста"

Руководитель- хореограф

6.

Работа кружка военно - патриотического

направления «Витязи»

Руководитель объединения

7.

Проведение цикла мероприятий в рамках

областной молодежной акции «Колледж —

территория без наркотиков»

Педагоги дополнительного

образования, классные

руководители

8.

Организация выставок и конкурсов рисунков

из цикла «Здоровье и безопасность»

Руководитель творческого

объединения «Юность»

9.

Мастер класс «Трезво жить – здорово!»

Руководитель творческого

объединения «Юность»

12.

Творческий отчет объединений

дополнительного образования «Наши успехи»

Руководители творческих

объединений, кружков,

14

секций

13.

Вовлечение студентов в спортивные секции,

работающих на базе колледжа ( каратэ,

настольный теннис, волейбол, баскетбол)

Классные руководители,

педагоги дополнительного

образования

5. Просветительская работа с родителями (законными представителями)

1.

Проведение цикла родительских собраний на

тему: «Выбор за тобой», «Береги здоровье

смолоду», «Профилактика вредных

привычек» и др.)

Заместитель директора по

УВР, классные руководители

2.

Организация психологического лектория для

родителей

Педагог-психолог

3.

Оформление стенда для родителей "Поможем

студенту быть здоровым, умным, счастливым"

Заместитель директора по

УВР

4.

Проведение индивидуальных консультаций

(по запросам родителей)

Классные руководители,

педагог-психолог

5.

Разработка памяток-рекомендаций для

родителей по формированию культуры

здорового и безопасного образа жизни

Заместитель директора по

УВР

6.

Проведение тренинговых занятий по

освоению приемов саморегуляции и

релаксации

Педагог-психолог

7.

Проведение цикла бесед медицинским

работником для родителей (законных

представителей) студентов

медсестра, приглашенные

специалисты

6.Информационно-методическая работа с педагогическими работниками

1.

Проведение методико-педагогического

семинара "Здоровый урок"

Заместитель директора по

УВР

2.

Направление педагогических и руководящих

работников на курсы повышения

квалификации

ТОГОАУ ДПО «Институт

повышения квалификации

работников образования»

3.

Содействие

педагогическим

работникам,

родителям в воспитании студентов, а также

ф о р м и р о в а н и е

у

н и х

п р и н ц и п о в

взаимопомощи,

толерантности,

милосердия,

ответственности

и

уверенности

в

себе,

способности

к

активному

социальному

взаимодействию,

без

ущемления

прав

и

свобод другой личности.

Педагог-психолог

15

4.

Подготовка и проведение дней диагностики,

регулирования и коррекции

Педагог-психолог

5.

Подготовка методических материала для

классных руководителей по теме "Роль семьи

в формировании положительной Я –

концепции ребенка"

Заместитель директора по

УВР

6.

Проведение практикума по изучению

индивидуально-психологических

особенностей студентов

Педагог-психолог

7.

Организация постоянно действующего

семинара для учителей по формированию

культуры здорового и безопасного образа

жизни у студентов и профилактике

травматизма

Заместитель директора по

УВР

8.

Формирование системы мотивирования

педагогов, реализующих программу

формирования культуры здорового и

безопасного образа жизни

Заместитель директора по

УВР

9.

Оформление информационного стенда

"Аксиомы здоровья"

Заместитель директора по

УВР

10.

Формирование методической копилки

разработок мероприятий, направленных на

формирование здорового и безопасного

образа жизни.

Заместитель директора по

УВР

11.

Размещение методических материалов и

рекомендаций на сайте школы.

Заместитель директора по

УВР, ответственный за

колледжный сайт

7. Психолого-педагогическое направление

1.

Психологическая помощь студентам,

родителям и педагогам.

Педагог-психолог

2.

Психологическое сопровождение субъектов

образовательного процесса.

Педагог-психолог

3.

Содействие в приобретении учащимися

психологических знаний, умений и навыков,

необходимых для получения профессии,

развития карьеры, достижения успеха в

жизни.

Педагог-психолог

16

4.

Оказание помощи студентам в определении

своих возможностей, исходя из способностей,

склонностей, интересов и состояния здоровья

Педагог-психолог

5.

Содействие

педагогическим

работникам,

родителям в воспитании студентов, а также

ф о р м и р о в а н и е

у

н и х

п р и н ц и п о в

взаимопомощи,

толерантности,

милосердия,

ответственности

и

уверенности

в

себе,

способности

к

активному

социальному

взаимодействию,

без

ущемления

прав

и

свобод другой личности.

Педагог-психолог

6.

Организация диагностической,

консультативной и профилактической работы.

Педагог-психолог, кураторы

7.

Диагностические

беседы,

консультации,

обследования

с

помощью

опросников,

выявление интересов, проблем, особенности

личностной

и

эмоциональной

сферы

студентов, склонных к вредным привычкам.

Педагог-психолог, классные

руководители

9.

Психолого-педагогические семинары

«Разрешение конфликтов в колледже».

Педагог-психолог

10.

Диагностика актуальных проблем учебно-

воспитательного процесса в школе

«Диагностика интересов».

Педагог-психолог

9.Комплексное оздоровление детей, профилактика заболеваний у студентов

1.

Мониторинг здоровья студентов

медсестра

2

Мероприятия по санитарно-гигиеническому

просвещению студентов, родителей,

педагогов.

медсестра

3.

Беседа с родителями «Профилактика гриппа»

медсестра

4.

Организация встречи студентов с врачом

гинекологом «Сохрани свое здоровье»

медсестра

5.

Организация встречи родителей с врачом

фтизиатром «Профилактика туберкулеза»

медсестра

6.

Рекомендации специалистов (по результатам

углубленного медосмотра студентов.)

медсестра

17

7.

Вакцинопрофилактика студентов против

гриппа

медсестра

8.

Оформление стендов «Осторожно, грипп!»,

«Профилактика туберкулеза», «Красивая

осанка – здоровый дух»

медсестра

9.

Обновление уголка Здоровья (на

разнообразную тематику)

медсестра

Ожидаемые результаты реализации Программы:

формирование

среди

подростков

и

молодежи

устойчивого

негативного

отношения к употреблению ПАВ;

повышение духовно-нравственного и интеллектуального потенциала молодого

поколения;

работа волонтерской группы и проведение бесед по пропаганде ЗОЖ, выпуск

листовок, агиток с призывами за здоровый образ жизни

повышение мотивации к сохранению собственного здоровья;

регулирование своего поведения: поведения без ущерба, но для благополучия

себя и других;

повышение уровня физического, психического и социального здоровья

студентов;

формирование отношения студентов и их родителей к своему здоровью как к

основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

улучшение организации досуга подростков;

умение справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;

умение

безопасно

вести

себя

в

ситуациях,

связанных

с

возможностью

неблагоприятного воздействия ПАВ, а также в социально опасных ситуациях;

наличие банка данных по методологической, диагностической деятельности

физкультурно-оздоровительной направленности;

формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных

поведенческих стратегий и личностных ресурсов у студентов

осознание личной ответственности и заинтересованности за свой жизненный

выбор

рост уровня физического развития и физической подготовленности

студентов;

повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в

сохранении и укреплении, как здоровья студентов, так и своего здоровья.

18

Контроль за реализацией

Программы

Создание методической копилки

наиболее эффективных форм

здоровьесберегающей

деятельности

Формы контроля за реализацией Программы:

проведение заседаний методических объединений школы;

мониторинг состояния здоровья студентов и морально-психологического климата

в колледже.

сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.

контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки,

объемом

домашних

заданий,

внеурочной

образовательной

деятельностью

студентов в свете формирования здорового образа жизни

оценка

результативности

программы

по

следующим

критериям:

психолого-

медико-педагогический

анализ

сформированности

культуры

здорового

и

безопасного образа жизни (диагностика, анкетирование, мониторинг).

Литература

1.

Базарный В.Ф.Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и

дома. М., АРКТИ, 2005.

2.

Баскаев,

Р.

Мониторинг

в

образовании:

определение

показателей/

Р.

Баскаев // Учитель – 2006 –№ 6– с.20-22.

3.

Безруких М.М., Здоровьесберегающие технологии в образовании. М., 2008

4.

Каргин

А.Н.,

Фокин

Ю.Н.

Медицинское

обеспечение

безопасности

в

образовательных учреждениях. М.: Айрис – пресс, 2006.

5.

Ирхин, В. Н. Эксперимент в школе здоровья (из опыта работы школ

здоровья Белгородской области): методическое пособие. Федеральное агентство

по

образованию,

Упр.

образования

и

науки

Белгородской

обл.,

ГОУ

ВПО

"Белгородский государственный университет". Белгород, 2007.

6.

Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании.- 3-е изд., испр. и доп. М., 2005.

7.

Моисеев

А.М.,

Моисеева

О.М.

Основы

стратегического

управления

школой. М., 2008.

8.

Поташник, М.М. Эксперимент в школе: организация и управление.

М.,

1991.

9.

Руководство

по

профилактике

злоупотребления

психоактивными

веществами несовершеннолетними и молодежью. Под науч. ред. заслуж. деят.

науки РФ, д.б.н., проф. Л.М. Шипицыной, д.м.н., проф. Л.С. Шпилени. М., 2006.

10.

Сайков,

Б.П.

Организация

информационного

п р о с т р а н с т ва

образовательного

учреждения:

практическое

руководство

/

Б.П.

Сайков.

М.,

2005.

11.

Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. М., 1998.

12.

Смирнов

Н.К.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии

в

современной школе. М., 2002.

19

13.

Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. Сборник

материалов

факультета

повышения

квалификации

и

профессиональной

переподготовки работников образования МГПУ Под.ред. Шамовой Т.И. М., 2008

г.

14.

Халемский Г.А. Школа – территория здоровья// Педагогика.-2005.-№3.-

C.42-46.

15.

Школа

здоровья:

пособие

для

учителей

и

родителей:

Специальное

приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».-2006.-№1.-

(Серия «Педагогические советы»

20



В раздел образования