Напоминание

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Гатауллина Гульнара Равиловна
Должность: воспитатель по обучению татарскому языку
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №87 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

Пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

В которых воплощается Родина.»

В.М. Сухомлинский

Культура любого народа формирует общечеловеческие ценности, такие как семья,

родительская любовь, почитание старших, уважение традиций своего народа и

сохранение их. Нужно прививать детям любовь, гордость за свою историю, свою

отчизну.

Федеральные государственные образовательные стандарты при планировании

образовательного процесса, большое внимание уделяют этнокультурной ситуации

развития детей. В дошкольном образовании предусматривают ознакомление

дошкольников с историей, культурой, бытом, как своего, так и народа, рядом с

которым мы проживем. Этот аспект имеет весомое значение в формировании

патриотических и социально-нравственных качеств.

Дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребёнком основ

личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями.

Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о

родном крае, национальной культуре, включение народных традиций в процессе

патриотического воспитания способствует к расширению знаний и представлений о

родном крае, развитию национального самосознания, формирование чувства

гордости за свою Родину.

Воспитывать любовь к своей Родине нужно с раннего детства. В настоящее время

много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у

каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его

личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти

переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому

воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные,

экономические особенности региона, где он живёт.

Для того чтобы увлечь детей, педагогу самому нужно быть крайне увлеченным и

компетентным в этой сфере. Работа по этнокультурному воспитанию более

эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только

помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности

ребёнка. Условия детского сада не всегда способствуют социализации детей жизни,

и здесь на помощь приходят родители. Проведение народных праздников с

привлечением членов семьи, имеет большое воспитательное и подтверждает

высокую, практическую значимость в работе с детьми. Ребята приобретают все

виды ценностей: познавательные, нравственные, эстетические и гуманные. У детей

принимающих активное участие в образовательном процессе с реализацией

программы этнокультурного содержания, отчётливо видна положительная

тенденция в развитии чувства толерантности.

Таким образом, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле,

на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, поможет в

дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и

культуре других народов. Чувство любви к Родине формируется постепенно, в

процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю,

интереса к доступным пониманию детей явлениям, общественной жизни, осознания

причастности к судьбе Родины.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина»

В.М. Сухомлинский

Культура народа формирует общечеловеческие ценности, такие как семья,

родительская любовь, почитание старших, уважение традиций своего народа

и сохранение их. Нужно прививать детям любовь, гордость за свою историю,

свою отчизну.

Воспитывать любовь к своей Родине нужно с раннего детства. В настоящее

время много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм

формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным

миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов сделать

так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и

регионального уровня были определены ориентиры и направления нравственно-

патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:

в законе Российской Федерации «Об образовании»;

в Национальной доктрине образования Российской Федерации;

в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан

Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Принятые в 2013 г. Федеральные Государственные Образовательные

Стандарты Дошкольного Образования одними из своих принципов

определяют:

приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства;

учет этнокультурной ситуации развития детей.

Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения

обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе

духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе

правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного

образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о

природном и социальном мире, в котором он живет.

Таким образом, ФГОС определены единые воспитательные процессы

дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина,

любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к

культуре, традициям и обычаям других народов.

Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период

начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже

связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере

определяют его последующий путь жизни.

Применительно к ребенку старшего дошкольного возраста патриотизм

должен определятся, как потребность участвовать во всех делах на благо

семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой

природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие,

чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего

мира.

В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть

целый комплекс процессов:

приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума,

направленность на сохранение национальных культур;

гармоничное включение процесса передачи новому поколению

этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и

нравственных ценностей;

формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию

межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном

мегаполисе лежит.

Т.е. важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-

воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного

края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка,

на воспитание целостной гармоничной личности.

Работа по этнокультурному воспитанию более эффективна, если

установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только

помощники детского сада, но и равноправные участники формирования

личности ребёнка. Условия детского сада не всегда способствуют

социализации детей жизни, и здесь на помощь приходят родители.

Проведение народных праздников с привлечением членов семьи, имеет

большое воспитательное и подтверждает высокую, практическую значимость

в работе с детьми. Ребята приобретают все виды ценностей:

познавательные, нравственные, эстетические и гуманные. У детей

принимающих активное участие в образовательном процессе с реализацией

программы этнокультурного содержания, отчётливо видна положительная

тенденция в развитии чувства толерантности.

Таким образом, содержание проекта построено в соответствии с ФГОС и

отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам

социальной культуры, включенным в контекст патриотического,

нравственного, интернационального, правового воспитания.



В раздел образования