Автор: Епишева Аксана Вячеславовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "Первовасильевская ООШ"
Населённый пункт: С. Верхняя Хава, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование метапредметных компетенций обучающихся основной школы.
Раздел: среднее образование
Епишева Аксана Вячеславовна
учитель истории и обществознания
МКОУ «Первоввасильевская ООШ» с. Васильевка 1-я
Верхнехавский муниципальный район
Формирование метапредметных компетенций обучающихся основной школы.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация
развивающего потенциала общего среднего образования. Целью образования становится
общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в
образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое
позволит педагогам осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение,
ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их
интеллектуального и личностного потенциала. Работа психолога становится необходимым
элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его
деятельности предполагауют оценку качества обучения в школе по ряду обязательных
критериев.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие
компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения
метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики
результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных
компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.
Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных
действий (УДД) как собственно психологической составляющей ядра образования.
Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального
опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность,
социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Что же такое метапредметы и метапредметные связи?
Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Работающие в
этой области кандидат философских наук Н.В. Громыко и кандидат психологических наук М.В.
Половкова ссылаются на мысль психолога В.В. Давыдова: школа должна в первую очередь
учить детей мыслить – причём всех детей, без всякого исключения. Метапредметы
соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею
рефлективности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия. Создаются
условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные
предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определённого блока
способностей.
Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого положен
метапредметный подход, учитель должен усвоить:
причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;
компоненты метапредметного содержания в обучении;
смысл термина «универсальные учебные действия»;
различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по
принципу метапредметности;
уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;
этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;
понятие рефлексии, как образовательной деятельности;
требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной
программы основного и общего (среднего) образования.
Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения метапредметных связей:
Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая
приоритетные и второстепенные задачи.
Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны
использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные
стратегии.
Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и
взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно
оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной
рефлексии.
В свете сказанного чётко просматривается необходимость работы над формированием
метапредметных связей на каждом уроке.
В основе психологического сопровождения образовательного процесса заложены следующие
принципы:
- принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей
всех основных направлений деятельности психолога;
- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития,
заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором
обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот
принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное,
духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с
учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо
работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных,
эмоциональных и др. проявлений.
- принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психологическое
воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен
осознавать, почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия. Воздействие должно
быть направлено на причину явления, а не на его следствие;
- принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено
вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;
- принцип активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической
педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной
позиции;
- принцип практической направленности - формирование универсальных учебных действий,
способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов
организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для
формирования универсальных учебных действий. Формирование и развитие системы
универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в
результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности
учащегося. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят
надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают
преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и
регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного
содержания.
Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования
универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности
«универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не
только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных
дисциплин. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального
общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий)
конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования, дополняет
традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой
разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин. Программа
формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-
деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать
реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы
универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного
процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных
предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного
присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки
рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий,
если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями
самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов
универсальных действий.
Психологические требования:
Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего
обучения
Особенности самоорганизации учителя
Организация познавательной деятельности
Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе
формирования новых знаний и умений
Организованность учащихся
Учёт возрастных особенностей
Примерная программа формирования универсальных учебных действий для начального общего
образования: -устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования;
-определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в
младшем школьном возрасте; -выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием
учебных предметов; -определяет условия, обеспечивающие преемственность программы
формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного
к начальному и основному общему образованию. Универсальные учебные действия, их
свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности
усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций
учащегося, в том числе социальной и личностной. В широком значении термин «универсальные
учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального
опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания,
формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса,
т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые
действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных
областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой
направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом,
достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех
компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы,
учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование
материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения
эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и
компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий: -обеспечение возможностей обучающегося
самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и
использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать
процесс и результаты деятельности; -создание условий для гармоничного развития личности и
её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного
усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной
области. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят
надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают
преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и
регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного
содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного
содержания и формирования психологических способностей обучающегося. Применительно к
учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: -личностное,
профессиональное, жизненное самоопределение; -смыслообразование, т.е. установление
обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами,
между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? —
и уметь на него отвечать; -нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание
усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее
личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию
своей учебной деятельности. К ним относятся: -целеполагание как постановка учебной задачи
на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
-планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и последовательности действий; -прогнозирование —
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны'х характеристик;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона; -коррекция — внесение необходимых
дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального
действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем,
товарищами; - оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё
нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в
ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические
учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные
действия: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и
выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием
общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
-структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной и письменной форме; -выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; -рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности; -смысловое чтение как осмысление цели чтения и
выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из
прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной
информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка
средств массовой информации; -постановка и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют Знаково-символические
действия: -моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-
символическая); -преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область. Логические универсальные действия: -анализ объектов с целью
выделения признаков (существенных, несущественных); -синтез — составление целого из
частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения, дробления, классификации объектов; -подведение
под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей,
представление цепочек объектов и явлений; -построение логической цепочки рассуждений,
анализ истинности утверждений; -доказательство; -выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы: -формулирование проблемы; -самостоятельное создание
способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные
универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции
других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся: -планирование учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; -умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных
средств коммуникации. Развитие системы универсальных учебных действий в составе
личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих
развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно
возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт
содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону
ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития,
соответствующий «высокой норме») и их свойства. Универсальные учебные действия
представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида
учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей
логикой возрастного развития. Так: -из общения и со регуляции развивается способность
ребёнка регулировать свою деятельность; -из оценок окружающих и в первую очередь оценок
близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется
самопринятие и самоуважение, т.е. самооценка и Я концепция как результат самоопределения;
-из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются
познавательные действия ребёнка. Содержание и способы общения и коммуникации
обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию
мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно
поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется
становлению коммуникативных универсальных учебных действий. По мере становления
личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая
ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий
(коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения.
Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и
результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я концепции.
Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и
оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на
самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося. Универсальный характер
учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и
саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного
процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо
от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают
этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей
учащегося.
Своевременная психологическая поддержка педагогов, родителей и учащихся позволяет
предотвратить многие проблемы, связанные с образованием учащихся, является своеобразной
«подушкой безопасности» модернизацией общего образования.
Таким образом, роль психолого-педагогического сопровождения в условиях внедрения новых
образовательных стандартов, на наш взгляд, состоит в специальной деятельности всего
педагогического коллектива в урочной и внеурочной деятельности, направленной на развитие у
обучающихся процессов самопознания, самоопределения, саморегуляции и самореализации;
создание в образовательном учреждении рефлексивно-инновационной среды, которая
мотивирует участников образовательного процесса на развитие и саморазвитие