Напоминание

Формирование метапредметных компетенций обучающихся основной школы.


Автор: Епишева Аксана Вячеславовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "Первовасильевская ООШ"
Населённый пункт: С. Верхняя Хава, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование метапредметных компетенций обучающихся основной школы.
Раздел: среднее образование





Назад




Епишева Аксана Вячеславовна

учитель истории и обществознания

МКОУ «Первоввасильевская ООШ» с. Васильевка 1-я

Верхнехавский муниципальный район

Формирование метапредметных компетенций обучающихся основной школы.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация

развивающего потенциала общего среднего образования. Целью образования становится

общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в

образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое

позволит педагогам осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение,

ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их

интеллектуального и личностного потенциала. Работа психолога становится необходимым

элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его

деятельности предполагауют оценку качества обучения в школе по ряду обязательных

критериев.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие

компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения

метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики

результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных

компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных

действий (УДД) как собственно психологической составляющей ядра образования.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и

самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального

опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность,

социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых

знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Что же такое метапредметы и метапредметные связи?

Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Работающие в

этой области кандидат философских наук Н.В. Громыко и кандидат психологических наук М.В.

Половкова ссылаются на мысль психолога В.В. Давыдова: школа должна в первую очередь

учить детей мыслить – причём всех детей, без всякого исключения. Метапредметы

соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею

рефлективности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия. Создаются

условия, чтобы ученик начал рефлексировать собственный опыт работы: несмотря на разные

предметы, он проделывает одно и то же – производит формирование определённого блока

способностей.

Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого положен

метапредметный подход, учитель должен усвоить:

причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;

компоненты метапредметного содержания в обучении;

смысл термина «универсальные учебные действия»;

различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по

принципу метапредметности;

уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;

этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;

понятие рефлексии, как образовательной деятельности;

требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной

программы основного и общего (среднего) образования.

Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения метапредметных связей:

Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая

приоритетные и второстепенные задачи.

Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны

использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные

стратегии.

Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и

взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно

оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной

рефлексии.

В свете сказанного чётко просматривается необходимость работы над формированием

метапредметных связей на каждом уроке.

В основе психологического сопровождения образовательного процесса заложены следующие

принципы:

- принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей

всех основных направлений деятельности психолога;

- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития,

заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором

обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот

принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное,

духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с

учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- принцип целостности – при любом психологическом воздействии на личность необходимо

работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных,

эмоциональных и др. проявлений.

- принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психологическое

воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен

осознавать, почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия. Воздействие должно

быть направлено на причину явления, а не на его следствие;

- принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено

вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;

- принцип активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической

педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной

позиции;

- принцип практической направленности - формирование универсальных учебных действий,

способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов

организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для

формирования универсальных учебных действий. Формирование и развитие системы

универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в

результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности

учащегося. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят

надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного,

личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают

преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и

регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного

содержания.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования

универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности

«универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не

только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных

дисциплин. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального

общего образования (далее — программа формирования универсальных учебных действий)

конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения

основной образовательной программы начального общего образования, дополняет

традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой

разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин. Программа

формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-

деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать

реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы

универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного

процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и

самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных

предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного

присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки

рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий,

если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями

самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов

универсальных действий.

Психологические требования:

Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего

обучения

Особенности самоорганизации учителя

Организация познавательной деятельности

Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе

формирования новых знаний и умений

Организованность учащихся

Учёт возрастных особенностей

Примерная программа формирования универсальных учебных действий для начального общего

образования: -устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования;

-определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в

младшем школьном возрасте; -выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием

учебных предметов; -определяет условия, обеспечивающие преемственность программы

формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного

к начальному и основному общему образованию. Универсальные учебные действия, их

свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности

усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций

учащегося, в том числе социальной и личностной. В широком значении термин «универсальные

учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и

самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального

опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания,

формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса,

т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые

действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных

областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой

направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом,

достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех

компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы,

учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование

материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения

эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и

компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий: -обеспечение возможностей обучающегося

самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и

использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать

процесс и результаты деятельности; -создание условий для гармоничного развития личности и

её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного

усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной

области. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят

надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного,

личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают

преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и

регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного

содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного

содержания и формирования психологических способностей обучающегося. Применительно к

учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: -личностное,

профессиональное, жизненное самоопределение; -смыслообразование, т.е. установление

обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами,

между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? —

и уметь на него отвечать; -нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание

усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее

личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию

своей учебной деятельности. К ним относятся: -целеполагание как постановка учебной задачи

на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

-планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного

результата; составление плана и последовательности действий; -прогнозирование —

предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны'х характеристик;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью

обнаружения отклонений и отличий от эталона; -коррекция — внесение необходимых

дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального

действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем,

товарищами; - оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё

нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в

ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические

учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные

действия: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и

выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием

общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

-структурирование знаний; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в

устной и письменной форме; -выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий; -рефлексия способов и условий действия, контроль и

оценка процесса и результатов деятельности; -смысловое чтение как осмысление цели чтения и

выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из

прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной

информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,

публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка

средств массовой информации; -постановка и формулирование проблемы, самостоятельное

создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют Знаково-символические

действия: -моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где

выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-

символическая); -преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих

данную предметную область. Логические универсальные действия: -анализ объектов с целью

выделения признаков (существенных, несущественных); -синтез — составление целого из

частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-выбор оснований и критериев для сравнения, дробления, классификации объектов; -подведение

под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей,

представление цепочек объектов и явлений; -построение логической цепочки рассуждений,

анализ истинности утверждений; -доказательство; -выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы: -формулирование проблемы; -самостоятельное создание

способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные

универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции

других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся: -планирование учебного сотрудничества с учителем

и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка

альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; -умение с

достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в

соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных

средств коммуникации. Развитие системы универсальных учебных действий в составе

личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих

развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно

возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт

содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону

ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития,

соответствующий «высокой норме») и их свойства. Универсальные учебные действия

представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида

учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей

логикой возрастного развития. Так: -из общения и со регуляции развивается способность

ребёнка регулировать свою деятельность; -из оценок окружающих и в первую очередь оценок

близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется

самопринятие и самоуважение, т.е. самооценка и Я концепция как результат самоопределения;

-из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются

познавательные действия ребёнка. Содержание и способы общения и коммуникации

обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию

мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно

поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется

становлению коммуникативных универсальных учебных действий. По мере становления

личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая

ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий

(коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения.

Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и

результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я концепции.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и

оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на

самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося. Универсальный характер

учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер;

обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и

саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного

процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо

от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают

этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей

учащегося.

Своевременная психологическая поддержка педагогов, родителей и учащихся позволяет

предотвратить многие проблемы, связанные с образованием учащихся, является своеобразной

«подушкой безопасности» модернизацией общего образования.

Таким образом, роль психолого-педагогического сопровождения в условиях внедрения новых

образовательных стандартов, на наш взгляд, состоит в специальной деятельности всего

педагогического коллектива в урочной и внеурочной деятельности, направленной на развитие у

обучающихся процессов самопознания, самоопределения, саморегуляции и самореализации;

создание в образовательном учреждении рефлексивно-инновационной среды, которая

мотивирует участников образовательного процесса на развитие и саморазвитие



В раздел образования