Напоминание

"Прошлое предметов"


Автор: Сокольникова Оксана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад 269"
Населённый пункт: города Перми
Наименование материала: Проект
Тема: "Прошлое предметов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 269» г. Перми

Проект «Прошлое предметов»

Сокольникова Оксана Сергеевна

воспитатель

2015 г.

Проект в подготовительной группе «Прошлое

предметов».

Предметный мир, окружающие ребенка вещи имеют особое значение в

развитии

дошкольников.

Именно

в

предметной

деятельности

возникает

познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения.

Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире,

обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

Через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также

их сущностная характеристика: дарования, характерные черты, жизненный опыт,

особенно творческое начало взрослых.

Окружающий

ребенка

мир

предметов

должен

вызывать

у

него

любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его,

усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен

иметь

достаточный

запас

представлений

об

истории

создания

и

изменении

предметов человеком.

Необходимость

исторического

знания

для

развития

перспективного

взгляда на окружающие предметы отметил еще Аристотель, выдвинув идею о том,

что без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего.

Рассматривая

вместе

с

детьми

окружающие

предметы,

взрослые,

как

правило, предлагают им упражняться в выделении форм, определении величины,

цвета, материала, функции. Вместе с тем суть предмета как продукта творческой

мысли человека раскрывается предельно редко. Трудно переоценить важность

данной

характеристики

предметного

мира

(предмет

-

творение

человеческой

мысли) для социального развития, мировидения дошкольников. Осознавая, что

вещи создаются и преобразовываются многими поколениями, ребёнок занимает

по отношению к ним общую с другими людьми позицию.

Таким

образом,

исторические

знания

выполняют

познавательную,

прогностическую,

воспитательную

функции,

а

также

функцию

накопления

и

обобщения социального опыта ребенка.

Цель проект: познакомить детей с историей вещей, с процессом их

преобразования

человеком,

вызвать

интерес

к

предметам

рукотворного

мира

прошлого, развивать ретроспективный взгляд на предметы человеческого быта,

научить детей понимать назначение и функции многих предметов одежды, обуви,

мебели, столовых и бытовых приборов.

Задачи проекта:

- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

- развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

- активизировать познавательную деятельность детей;

- расширить кругозор детей, побуждать детей к творческой деятельности;

- научить находить нужную информацию;

- создавать атмосферу сотрудничества;

- воспитывать у детей чувство благодарности к тем, кто создал для них жизненно

необходимые вещи. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Участники проекта.

Дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители.

Проект имеет значение для всех участников.

Дети:

обобщение

полученных

ранее

знаний,

проявление

творческой

активности в процессе деятельности.

Педагоги:

продолжение

освоения

метода

проектирования

метод

организации

насыщенной

детской

деятельности,

который

дает

возможность

расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно

развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: расширение возможности сотрудничества со своими детьми,

применяя

полученные

знания,

закрепляя

их

совместно

с

детьми

в

ходе

выполнения предложенных педагогом заданий.

Проблема проекта.

Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И

если

мы

говорим,

что

у

ребёнка

нет

никаких

интересов,

значит,

пока

его

внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это зависит от

взрослых, не сумевших вовремя направить внимание ребёнка на те предметы и

явления окружающего, которые захватили бы его ум и воображение. Воспитатель

формирует и направляет детские интересы, расширяет и углубляет их, старается

придать

им

устойчивость,

действенность,

нравственную

направленность.

Здоровый,

нормальный

ребёнок

интересуется

всем,

что

окружает

его,

хочет

проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения.

Однажды

нам

в

руки

попались

картинки

старинных

вещей,

прообразов

современных вещей, мы показали их детям и они заинтересовались тем, как эти

вещи выглядят сейчас. Мы решили помочь детям узнать историю возникновения

различных вещей.

Начиная работу по ознакомлению детей с историей развития предметов

быта,

мы

преследовали

цель

раскрытия

перед

детьми

дошкольного

возраста

удивительного рукотворного мира, мира творческой деятельности человека.

История - одна из увлекательнейших дисциплин.

Всем детям интересно узнать, что было, когда их самих еще не было на

свете. Самый факт, что в мире вообще что-то было, когда их самих еще не было,

завораживает и интригует. Что это за таинственное «давным-давно? » Во что

играли

дети,

когда

бабушкина

мама

была

маленькой

девочкой?

Как

тогда

одевались? Где спали? … Поэтому первыми уроками истории стали экскурсы в

историю вещей.

Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их удобными в

использовании, мы как бы отправлялись в прошлое и мысленно переносились в

быт и жизнь людей прошлых веков.

Реализация проекта.

-

Проведение

непосредственно-образовательной

деятельности

с

детьми

по

программе О.В. Дыбиной;

- Планирование совместной работы с детьми, родителями – создание альбома

«Прошлое предметов»;

- Доклады детей о предмете, который изучал дома;

- Создание в группе мини-музея «История вещей»;

- Художественное творчество (ручной труд) «Транспорт прошлого и будущего»;

- Экспериментальная деятельность «Солнечные часы».

Результаты проекта.

В ходе проведения проекта дети приобрели знания, умения, которые

способствуют усвоению детьми конкретных сведений о предметах рукотворного

мира, о технике, об истории их появления. У детей сформировались навыки

исследовательской деятельности, познавательная активность, самостоятельность,

творчество,

коммуникативность.

Родители

стали

активными

участниками

образовательного

процесса.

Взаимодействие

с

семьей

позволило

добиться

наибольших результатов в работе с дошкольниками.



В раздел образования