Автор: Сокольникова Оксана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад 269"
Населённый пункт: города Перми
Наименование материала: Проект
Тема: "Прошлое предметов"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 269» г. Перми
Проект «Прошлое предметов»
Сокольникова Оксана Сергеевна
воспитатель
2015 г.
Проект в подготовительной группе «Прошлое
предметов».
Предметный мир, окружающие ребенка вещи имеют особое значение в
развитии
дошкольников.
Именно
в
предметной
деятельности
возникает
познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения.
Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире,
обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.
Через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также
их сущностная характеристика: дарования, характерные черты, жизненный опыт,
особенно творческое начало взрослых.
Окружающий
ребенка
мир
предметов
должен
вызывать
у
него
любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его,
усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен
иметь
достаточный
запас
представлений
об
истории
создания
и
изменении
предметов человеком.
Необходимость
исторического
знания
для
развития
перспективного
взгляда на окружающие предметы отметил еще Аристотель, выдвинув идею о том,
что без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего.
Рассматривая
вместе
с
детьми
окружающие
предметы,
взрослые,
как
правило, предлагают им упражняться в выделении форм, определении величины,
цвета, материала, функции. Вместе с тем суть предмета как продукта творческой
мысли человека раскрывается предельно редко. Трудно переоценить важность
данной
характеристики
предметного
мира
(предмет
-
творение
человеческой
мысли) для социального развития, мировидения дошкольников. Осознавая, что
вещи создаются и преобразовываются многими поколениями, ребёнок занимает
по отношению к ним общую с другими людьми позицию.
Таким
образом,
исторические
знания
выполняют
познавательную,
прогностическую,
воспитательную
функции,
а
также
функцию
накопления
и
обобщения социального опыта ребенка.
Цель проект: познакомить детей с историей вещей, с процессом их
преобразования
человеком,
вызвать
интерес
к
предметам
рукотворного
мира
прошлого, развивать ретроспективный взгляд на предметы человеческого быта,
научить детей понимать назначение и функции многих предметов одежды, обуви,
мебели, столовых и бытовых приборов.
Задачи проекта:
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
- активизировать познавательную деятельность детей;
- расширить кругозор детей, побуждать детей к творческой деятельности;
- научить находить нужную информацию;
- создавать атмосферу сотрудничества;
- воспитывать у детей чувство благодарности к тем, кто создал для них жизненно
необходимые вещи. Воспитывать бережное отношение к вещам.
Участники проекта.
Дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители.
Проект имеет значение для всех участников.
Дети:
обобщение
полученных
ранее
знаний,
проявление
творческой
активности в процессе деятельности.
Педагоги:
продолжение
освоения
метода
проектирования
–
метод
организации
насыщенной
детской
деятельности,
который
дает
возможность
расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно
развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: расширение возможности сотрудничества со своими детьми,
применяя
полученные
знания,
закрепляя
их
совместно
с
детьми
в
ходе
выполнения предложенных педагогом заданий.
Проблема проекта.
Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И
если
мы
говорим,
что
у
ребёнка
нет
никаких
интересов,
значит,
пока
его
внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это зависит от
взрослых, не сумевших вовремя направить внимание ребёнка на те предметы и
явления окружающего, которые захватили бы его ум и воображение. Воспитатель
формирует и направляет детские интересы, расширяет и углубляет их, старается
придать
им
устойчивость,
действенность,
нравственную
направленность.
Здоровый,
нормальный
ребёнок
интересуется
всем,
что
окружает
его,
хочет
проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения.
Однажды
нам
в
руки
попались
картинки
старинных
вещей,
прообразов
современных вещей, мы показали их детям и они заинтересовались тем, как эти
вещи выглядят сейчас. Мы решили помочь детям узнать историю возникновения
различных вещей.
Начиная работу по ознакомлению детей с историей развития предметов
быта,
мы
преследовали
цель
раскрытия
перед
детьми
дошкольного
возраста
удивительного рукотворного мира, мира творческой деятельности человека.
История - одна из увлекательнейших дисциплин.
Всем детям интересно узнать, что было, когда их самих еще не было на
свете. Самый факт, что в мире вообще что-то было, когда их самих еще не было,
завораживает и интригует. Что это за таинственное «давным-давно? » Во что
играли
дети,
когда
бабушкина
мама
была
маленькой
девочкой?
Как
тогда
одевались? Где спали? … Поэтому первыми уроками истории стали экскурсы в
историю вещей.
Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их удобными в
использовании, мы как бы отправлялись в прошлое и мысленно переносились в
быт и жизнь людей прошлых веков.
Реализация проекта.
-
Проведение
непосредственно-образовательной
деятельности
с
детьми
по
программе О.В. Дыбиной;
- Планирование совместной работы с детьми, родителями – создание альбома
«Прошлое предметов»;
- Доклады детей о предмете, который изучал дома;
- Создание в группе мини-музея «История вещей»;
- Художественное творчество (ручной труд) «Транспорт прошлого и будущего»;
- Экспериментальная деятельность «Солнечные часы».
Результаты проекта.
В ходе проведения проекта дети приобрели знания, умения, которые
способствуют усвоению детьми конкретных сведений о предметах рукотворного
мира, о технике, об истории их появления. У детей сформировались навыки
исследовательской деятельности, познавательная активность, самостоятельность,
творчество,
коммуникативность.
Родители
стали
активными
участниками
образовательного
процесса.
Взаимодействие
с
семьей
позволило
добиться
наибольших результатов в работе с дошкольниками.