Автор: Хайдарова Оксана Владимировна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "СШ им.Д.И.Коротчаева"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Изучаем английский в школе: для чего и как?"
Раздел: среднее образование
Изучаем английский в школе: для чего и как?
Вы никогда не задавались вопросами подобного характера:
1. Какую роль играет английский язык в жизни школьников?
2. Зачем школьникам нужно учить английский и может ли вообще понадобиться
английский язык им в будущем?
3. Почему родители хотят, чтобы их дети знали в совершенстве английский язык?
Начнём с того, что иностранный язык потому и называется иностранным, что он
постоянно находится в оппозиции к родному языку.
Роль иностранного языка в жизни школьников можно свести к следующему.
Изучение иностранного языка в аспекте грамматики и лексики развивает логическое и
абстрактное мышление, а также способствует общему интеллектуальному развитию детей.
Чтение оригинальной литературы, то есть литературы на иностранном языке
расширяет кругозор, эрудированность и повышает общий культурный уровень
школьников.
Владение иностранным языком открывает доступ в информационное пространство.
Многие дети спрашивают: - «А почему престижно учить именно английский язык, а,
скажем, не французский или немецкий язык»? С практической точки зрения английский
язык изучают, потому что он: самый распространенный в мире; имеет статус lingua franca
в интернете, бизнесе, науке, авиации, дипломатии.
Примерно по этим же причинам в свое время были популярными французский,
немецкий, латынь и греческий, по способности обеспечить доступ к содержанию
актуальной и ценной информации, которая закодирована тем или иным языком; и тот, кто,
знает этот язык, в нужный момент может получить доступ к этой информации и
эффективно применить ее на практике.
Роль иностранного языка в жизни современного молодого человека стала первой
необходимостью для личностного и профессионального развития. Многие дальновидные
родители давно уже поняли значимость иностранного языка в своей жизни и в будущем
для своих детей.
Самым важным условием в процессе изучения языка является усердие и желание, а
так же то, что изучение должно быть в радость. Учителю важно преподнести этот мир во
всей его красе, не отбив желание его изучать на начальной стадии обучения.
Мы прекрасно знаем, что одной из задач образовательного стандарта является воспитание
современной всесторонне развитой личности. Все это вряд ли можно считать возможным
в том случае, если ученик не овладеет английским языком.
В свете глобализационных процессов английский язык в образовательной системе
занял уверенные позиции и, наконец, стал одним из основных предметов школьной
программы.
У урока иностранного языка особенная специфика, которую учитель не может не
учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком
считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается
путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно
преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение
иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы,
является отличительной особенностью урока иностранного языка.
Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу
воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса.
Для повышения эффективности урока иностранного языка в современных условиях
имеется много возможностей.
К первым из них можно отнести обучение школьников приемам учения, способам
познания иностранного языка, столь необходимым для рациональной самостоятельной
работы учащихся по овладению им. Овладение любым предметом вообще, а иностранным
языком в большей мере, возможно лишь при условии активной деятельности каждого
ученика, вовлечения их в саму речевую деятельность.
Отсутствие у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться
изучаемым языком в коммуникативных целях создает большие трудности, как для учителя,
так и для них самих. Потребность может возникнуть только при условии такой
организации учебной деятельности учащихся, которая способна вызывать высокую
мотивацию, обеспечивающую не только их активность на уроке, но и сохраняющую свою
силу и во внеурочное время. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей
степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель и как учатся у
него школьники.
Тщательная подготовка к уроку иностранного языка - это другая возможность
повысить его эффективность.
Овладение языком осуществляется, прежде всего, на уроке. Современный урок
иностранного языка это сложное образование. Подготовка и проведение его требуют от
учителя большой затраты творческих сил.
Во-первых, на уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке учащиеся
непременно должны получить «прибавку» к практическому владению изучаемым языком.
Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов,
новой грамматической формы, структуры; в приобретении знаний о культуре страны
изучаемого языка в области литературы, музыки, истории, то есть учащиеся погружаются
в национальную культуру и национальную психологию страны изучаемого языка.
Материал урока и средства для его активизации следует использовать в воспитательных
целях. Учитель решает, что конкретно следует воспитывать у школьников на данном
уроке, используя приемы и методы для их эмоционального и интеллектуального развития.
Во-вторых, на уроке используются различные организационные формы работы:
групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого нужно развивать и
совершенствовать свои организаторские способности для подготовки своего рода
сценария урока.
В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими
решаемым задачам.
В-четвертых, использование учителем на уроке компонентов УМК и других средств
обучения должно быть доведено до степени свободного манипулирования ими. Эго
возможно только при условии, если учитель регулярно использует их и содержит
постоянно в рабочем состоянии.
В-пятых, важным фактором является создание положительной мотивации в изучении
иностранного языка при глубоком знании учителем личности каждого школьника. Это
достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у
ребят в выполнении заданий. К ним относятся речевые задания, проблемные задания.
Урок, как сложное образование, играет решающую роль в овладении учащимися
иностранным языком. Урок иностранного языка требует особенно тщательной подготовки.
На нем формируются и развиваются речевые навыки и умения.
Глубокое понимание учителем того, что от него ожидают дети, следует рассматривать как
еще одну возможность повышения действенности урока иностранного языка.
В глазах школьников учитель - прежде всего носитель преподаваемого им иностранного
языка. Следовательно, первое, что от учителя ожидают учащиеся - это хорошее
практическое владение преподаваемым языком.
Ученик воспринимает учителя иностранного языка как филологически образованного
человека, знакомого с иноязычной культурой, интересного собеседника на родном языке.
Учитель «представляет» школьникам культуру народов стран изучаемого языка, знакомит
их с традициями, памятниками культуры, выдающимися деятелями, писателями,
художниками и т.д.
Учитель образовывает, воспитывает и развивает учащихся. Он вдохновляет
школьников на изучение иностранного языка, организует процесс овладения им. Учитель
создает атмосферу иностранного языка, условия для овладения им, обеспечивая ощутимое
продвижение школьников вперед.
Итак, можно сказать, что английский язык просто необходим современному человеку.
Начинать его изучение стоит со школьной скамьи. Для этого необходимо объяснить
ребенку для чего ему это нужно, то есть нужна достаточно сильная мотивация. В этом
ребенку может помочь учитель, родители. Главная же задача учителя – увлечь ребенка
изучением английского языка путем подготовки интересных, познавательных материалов
для уроков, созданием такой атмосферы на уроке, при которой ученики будут чувствовать
себя свободно, и с удовольствием будут участвовать в процессе обучения.
Таким образом, еще раз необходимо подчеркнуть важность мотивации,
взаимодействия и сотрудничества учащихся и учителя, а так же подготовительной работы
к уроку иностранного языка, подбора эффективных методов обучения.