Автор: Королюк Елена Викторовна
Должность: заведующий доу
Учебное заведение: МАДОУ КВ "Детский сад № 4"
Населённый пункт: город Дзержинский, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Преемственность между дошкольным и начальным образованием на современном этапе реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Преемственность между дошкольным и начальным образованием
на современном этапе реализации ФГОС
«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно
и не ошеломляет лавиной впечатлений »
Василий Александрович Сухомлинский.
Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детских
садов с этим словом. Поступление в школу- это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение
его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками.
Переходный
период
от
дошкольного
к
школьному
детству
считается
наиболее
сложным
и
уязвимым. Для того, чтобы он прошел как можно «мягче», «безболезненно» необходимо тесное
сотрудничество
детского
сада,
школы
и
семьи.
Поэтому
проблема
преемственности
между
дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
На современном этапе (в связи с введением ФГОС ДО) произошло смещение акцента в понимании
готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную, которая определяется
сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя
новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы
обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже
полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не
столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
Организация системы преемственности ступеней образования на сегодняшний день имеет больше
вопросов, нежели ответов на них. Нарушилась преемственность учебных программ, учебников,
появилось
много
программ
по
учебным
и
образовательным
дисциплинам
и
развивающим
нетрадиционным авторским курсам. В основном, это явление расценивается как положительное,
но оно порождает много проблем.
В связи с последними тенденциями модернизации системы дошкольного образования и нового
Закона
«Об
образовании»
возникла
необходимость
пересмотра
целей,
задач
и
содержания
воспитательно- образовательной деятельности. Согласно новому Закону дошкольное образование
впервые
получило статус
первого
уровня
общего
образования в
России.
Это
та
ступень
образования, которая закладывает основы личности и интеллектуального развития подрастающего
поколения россиян.
Закон
«Об
образовании»
предусматривает
возможность
подготовки
к
школе
всех
ребят
дошкольного
возраста.
Преемственность
дошкольного
и
начального
общего
школьного
образования возможна только при условии стыковки программ и обучающих методик.
Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в
современных условиях нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования.
Концепция
провозглашает
отказ
от
диктата
начальной
ступени
школьного
образования
по
отношению
к
дошкольному,
утверждает
индивидуализацию
и
дифференциацию
образования,
создание
такой
образовательно-развивающей
среды,
где
каждый
ребенок
чувствует
себя
комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.
Приоритетные задачи непрерывного образования детей, обозначенные в концепции это-:
— приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
— обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного
самоощущения;
— развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому
самовыражению;
— формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной,
познавательной, игровой и других видов активности детей в различных видах деятельности;
— развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
—
включение
детей
в
различные
формы
сотрудничества
(со
взрослыми
и
детьми
разного
возраста).
Задача дошкольного образования в рамках проблемы преемственности — это обеспечение условий
для психического развития ребенка, обогащение развития через различные виды продуктивной
деятельности детей.
Задача начальной школы — оказание помощи в адаптации ребенка к школе. Не дети должны быть
подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных
детей, помогать их личностному росту — таков основополагающий принцип педагогики.
Ребенок по новому стандарту, должен развиваться в пяти образовательных областях:
- коммуникативно- личностной,
- познавательной,
- речевой,
- художественно- эстетической,
- и в области физического развития.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного
образования сегодня выделяют:
1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2.
Уровень
развития
их
познавательной
активности
как
необходимого
компонента
учебной
деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся.
4.
Сформированность
их
творческого
воображения,
как
направления
личностного
и
интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Психологическая преемственность требует учёта возрастных особенностей детей,
их ведущего типа деятельности, сензитивных периодов, и в то же время способствует снятию
психологических
трудностей
адаптационных
«переходных»
периодов.
Переходный
период
от
дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость
тесного сотрудничества дошкольного учреждения и школы очевидна, так почему же до сих пор
это
взаимодействие
осуществляется
крайне
слабо,
подчас,
практически
отсутствует?
С
какими же проблемами мы сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и
школы?
1.
Одной
из
проблем является
выбор
школы
для
обучения
ребёнка
и
выбор
программы
обучения.
Среди
сегодняшнего
разнообразия
общеобразовательных
школ,
гимназий,
лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ
(что, в принципе, положительный момент), определиться родителям с выбором очень
непросто.
Ведь
необходимо
учитывать
особенности
психики
и
физическое
состояние
ребёнка (зону его ближайшего развития), специфику предлагаемых программ, личностные
качества будущего учителя и многое другое.
Непосредственный контакт педагогов дошкольного учреждения и школы, встречи родителей и
детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления
ребёнка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные
последствия.
2. Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному
обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в такую школу требуется,
чтобы ребёнок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. Отсюда и
потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта
его индивидуальных особенностей. Хорошим считается дошкольное учреждение, из которого дети
переходят в «хорошую» школу. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать
в «школьной» логике — практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму,
чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов.
.3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности
при переходе детей в школу. Идет резкая перемена основного вида деятельности, что ведёт к
стрессу и к дезадаптации детей.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с
учебной
деятельностью
продолжает
занимать
игра,
она
по-прежнему
значима
и
актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность,
которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в
первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению
обучения.
Механизмом решения является последовательное выполнение следующих этапов:
1. составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;
2. проведение таких мероприятий, как:
«День открытых дверей», «День Знаний», совместные праздники и т.д.;
3. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция
развития детей);
4. проведение ППК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя
будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники,
старшие воспитатели, заместители директора);
5. планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
6. проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Одной
из
важнейших
задач,
требующих
комплексного
решения,
является
создание
единого
образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Есть три основных
направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием, а
именно:
1. Методическая работа.
2. Работа с родителями.
3. Работа с детьми.
• Результаты итоговой диагностики воспитанников ДОУ необходимо передавать в школы, они
должны учитываться при составлении рабочих программ учителей начальных классов.
•
На
наш
взгляд,
целесообразно
проведение
единого
мониторинга
уровня
развития
первоклассников в начале адаптационного периода, который отразит особенности развития детей в
период перехода к новому виду деятельности – учению, и позволит осуществить внешнюю оценку
качества образовательных услуг, предоставляемых ДОУ и зафиксировать точку отчета в оценке
динамики достижения обучащимися планируемых результатов освоения ООП НОО.
Формы осуществления преемственности.
Работа с детьми:
• Экскурсии в школу
• Посещение школьной библиотеки, школьного музея
• Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
• Выставки рисунков и поделок;
• Совместные праздники и соревнования.
Взаимодействие педагогов:
• Совместные педагогические совет;
• Семинары, мастер-классы, круглые столы;
• Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• Проведение диагностики по определению готовности к школе.
Сотрудничество с родителями:
• Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»
• Консультации с педагогами ДОУ и школы, в том числе и заочные, с использованием ИКТ
• Встречи родителей с будущими учителями;
• Дни открытых дверей;
• Творческие мастерские;
• Анкетирование и тестирование родителей.
Выводы:
1.
В
настоящей
ситуации
развития
системы
образования
с
учетом ФГОС, преемственность в
обучении слишком узкое понятие, и теперь мы будем говорить о преемственности в образовании.
2. Несмотря на то, что данная тема давно и постоянно рассматривается, некоторые проблемы
преемственности до сих пор не решены, и требуют пристального внимания.
3. Один из аспектов преемственности, готовность ребенка к школьному обучению. Для того чтобы
ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать
набором
качеств,
которые
тесно
переплетены
между
собой,
и
должны
формироваться
в
совокупности.
4.
Педагоги
и школы,
и
детского
сада
должны
работать
в
тесном
сотрудничестве,
учитывая
специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекая родителей.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского
сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и
средства для решения задачи преемственности.