Автор: Медведева Евгения Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Карагайлинский детский сад"
Населённый пункт: с.Карагайла
Наименование материала: Статья
Тема: "Память и расстройства памяти"
Раздел: среднее профессиональное
Память- это психическая функция, которая обеспечивает фиксацию
(рецепцию, импрегнацию), сохранение (ретенцию) и воспроизведение
(репродукцию) различных впечатлений, дает возможность копить
информацию и пользоваться прежним опытом. Существует, кроме того,
особый механизм памяти – импринтинг (запечатление), включающийся
вскоре после рождения. Можно говорить также о таком процессе памяти, как
забывание, закономерности которого изучены в психологии.
Явления памяти могут в равной степени относиться к эмоциональной
сфере и сфере восприятий, закреплению двигательных процессов и
интеллектуального опыта. В соответствии с этим различают несколько видов
памяти. Образная память – способность запоминать образы предметов:
зрительные, слуховые, вкусовые и др. Понятием двигательная память
определяют способность запоминать последовательность и формулы
движений. Выделяют память на внутренние состояния, например,
эмоциональные (эмоциональная память), висцеральные ощущения (боль,
дискомфорт). Специфической для человека является символическая память,
в которой различают память на слова (символы) и память на мысли, идеи
(логическая память).
Индивидуальная память различается по объему, быстроте, точности и
прочности запоминания. Объем памяти исчисляется количеством
информации, которая может быть в ней зафиксирована. Запоминание
(быстрота, точность, воспоминание) и забывание во многом зависят от
личностных качеств, конкретного отношения данного человека к тому, что
подлежит запоминанию.
Различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольное
запоминание сопровождает деятельность человека и не связано со
специальным намерением запомнить что-либо. Произвольное запоминание
связано с предварительной установкой на запоминание. Оно наиболее
продуктивно и лежит в основе обучения, но требует соблюдения
специальных условий (осмысливание запоминаемого материала,
предельное внимание и сосредоточенность).
В зависимости от организации процессов памяти и длительности
удержания информации различают непосредственную, кратковременную,
промежуточную (буферную) и долговременную память. Первые три вида
иногда объединяют в кратковременную память. Каждая из них реализуется
на основе различных механизмов, обладает различной емкостью,
спецификой фиксируемых данных. Кратковременная память делится также
на так называемый непосредственный отпечаток, промежуточную форму
кратковременной памяти и оперативную память. Непосредственный
отпечаток характеризуется достаточной емкостью, длительность хранения
информации не превышает одной секунды. Непосредственная память
обеспечивает непрерывный характер восприятия. Это модально –
специфическая память с рядом хранилищ для каждого канала сенсорной
информации.
Затем информация из непосредственной памяти переводится в
кратковременную. Это модально – неспецифический вид памяти (с одним
накопителем информации). Процессами кратковременной памяти можно
управлять произвольно. Время хранения информации в памяти – до 20
секунд. Оперативная память, как разновидность кратковременной памяти,
служит для удержания информации по ходу ее извлечения из
долговременной памяти в процессе осуществления тех или иных видов
деятельности имеет исключительно большое значение при реализации почти
всех психических процессов.
Промежуточная (буферная) память имеет единственное хранилище
информации, в котором она удерживается до трех суток. Информация из
промежуточной направляется в кратковременную память, там
интерпретируется и только затем поступает на хранение в долговременную.
Долговременная память обеспечивает хранение впечатлений практически на
протяжении всей жизни. Она имеет двигательные, образные и словесные
структуры. В каждой из них существует два блока информации. В первом
блоке информация хранится в организованном и активно используется. В
другом блоке информация неорганизованна и произвольному
воспроизведению у большинства людей недоступна.
Механизмы непосредственной памяти связывают с изменениями на
уровне рецепторов. Работу кратковременной памяти объясняют
циркуляцией импульсов в замкнутых нейронных цепях. Стадия консолидации
памяти представляет собой латентный период длительностью от 15 до 60
минут. В течение этого времени нейронные структуры кратковременной
памяти должны быть неактивными. Разные воздействия на мозг в этот
период могут привести к стиранию следов памяти и амнезии. После стадии
консолидации информация переходит в долговременную память. Основным
субстратом хранения памяти считается синапс. Не исключается возможность
участия в этом нейроглии. Поражение мозговой коры никогда не приводит к
общему нарушению следов памяти, однако, при этом наблюдается
выпадение возможности закреплять следы модально – специфических
раздражений, соответствующих локализации поражения. Поражение
лобных долей больших полушарий специфически нарушает способность
произвольного управления функцией памяти, но не препятствует
бесконтрольному, пассивному запечатлению и репродукции следов памяти.
Повреждение височных областей коры приводит к правильной
последовательности воспроизведения памятных следов.
Расстройства памяти проявляются нарушениями запоминания, хранения,
забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта.
Различают количественные нарушения, выражающиеся ослаблением,
выпадением или усилением следов памяти, и качественные нарушения
(парамнезии), при которых наблюдаются ложные воспоминания, смешение
прошлого и настоящего, реального и воображаемого.
Количественные нарушения памяти включают амнезию, гипермнезию и
гипомнезию.
Амнезия – выпадение памяти на разные сведения, навыки на тот или иной
промежуток времени. Различают следующие виды амнезии.
Фиксационная амнезия – утрата способности запоминать и
воспроизводить новые сведения. Резко ослаблена или отсутствует память на
текущие, недавние события при сохранении ее на приобретенные в прошлом
знания. Ориентировка в обстановке, времени, окружающих лицах, в
ситуации нарушена – амнестическая дезориентировка. Фиксационная
амнезия является важнейшим признаком корсаковского синдрома (грубое
нарушение памяти), наблюдающегося при корсаковском психозе, черепно-
мозговых травмах, атеросклеротических , других органических психозах,
интоксикациях, атрофических процессах (старческое слабоумие, болезнь
Альцгеймера). При фиксационной амнезии нарушение касается механизмов
кратковременной, а возможно и непосредственной памяти. Существуют
экспериментальные доказательства того, что при фиксационной амнезии
нарушается скорее репродукция, а не процессы запечатления: та, пациент,
которому при рукопожатии незаметно наносят укол иглой, со временем
перестает протягивать руку для приветствия.
Прогрессирующая амнезия – постепенно нарастающее и далеко идущее
опустошение памяти. Утрата запасов памяти происходит в определенной
последовательности: от частного – к более общему, от позднее
приобретенного, менее прочно закрепленного и менее автоматизированного
– к тому, что было приобретено раньше, прочнее закреплено, более
организовано и автоматизировано, от менее эмоционально насыщенного – к
более эмоционально значимому. Дольше всего сохраняются следы
двигательной и эмоциональной памяти – двигательные навыки (привычные
действия, походка, жесты), характер аффективных реакций на определенные
ситуации. Различают несколько этапов прогрессирующей амнезии. На
первом этапе наблюдается резкое снижение памяти на текущие события –
фиксационная амнезия. На втором этапе амнезии присоединяются пробелы
памяти на события, предшествующие началу заболевания, а затем все более
отдаленные – ретроградная амнезия. На третьем этапе сохраняются
разрозненные и очень скудные воспоминания, относящиеся, в основном, к
детским годам жизни. Путаются события, даты, не узнаются родственники и
знакомые, теряются воспоминания о самых важных эпизодах жизни.
Собственное изображение в зеркале принимается за облик незнакомого
человека – симптом зеркала. Воспоминания далекого прошлого могут
переживаться как происходящее в данный момент – экмнезия. При
прогрессирующей амнезии страдают все виды памяти (кратковременная,
промежуточная, долговременная). Прогрессирующая амнезия наблюдается
при атрофических процессах, прогрессивном параличе, прочих грубо
органических поражениях.
Ретроградная амнезия – выпадение памяти на события, которые
предшествовали состоянию измененного сознания, грубо органическому
повреждению головного мозга, гипоксии, развитию острого психотического
синдрома. Амнезия может распространяться на различные по
продолжительности отрезки времени – от нескольких минут, часов, дней до
ряда месяцев и даже лет. Пробел памяти может быть стойким,
стационарным, но во многих случаях воспоминания частично или полностью
позднее возвращаются.
Антероградная амнезия – утрата воспоминаний о событиях,
непосредственно следующих за окончанием бессознательного состояния или
другого явного расстройства психики. Амнезия может распространяться на
значительные промежутки времени, достигающие нескольких дней, месяцев,
лет. Идентификация антероградной амнезии встречает иногда большие
затруднения, нередко она смешивается с фиксационной и конградной
амнезией. В основе развития антероградной амнезии лежит блокирование
механизмов, обеспечивающих перевод информации из промежуточной
памяти в долговременную. Антероградная амнезия может сочетаться с
ретроградной – антероретроградная амнезия.
Конградная амнезия – выпадение памяти о событиях в окружающем и о
собственном самочувствии на период нарушенного сознания. Амнезия
может быть полной или тотальной. Выпадение памяти выявляется сразу по
выходу из болезненного состояния, либо наступает спустя некоторое время –
отставленная или ретардированная амнезия.
Алкогольная амнезия – выпадение памяти на события, приуроченные к
опьянению больных алкоголизмом. Отчетливых нарушений сознания в
забытом периоде времени не наблюдается. При алкогольных амнезиях
больные могут припоминать, как, будучи в опьянении, пытались запомнить
или были уверены, что не забудут случившееся, но тем не менее амнезия
наступала.
Транзиторные амнестические эпизоды. У лиц в возрасте от 45 до 70 и
более лет описаны пробелы памяти продолжительностью от 1 до 24 часов.
Указанные амнестические эпизоды рассматриваются как неэпилептические
приступы, проявляющиеся в нарушении деятельности лимбических структур.
Отмечается однократность таких провалов памяти у одного и того же
пациента.
Систематизированные (системные) амнезии – выпадение
специализированных видов памяти (на лица, цвета, запахи, символы,
навыки). К данному виду амнезии относятся нарушения типа афазии,
агнозии, апраксии.
Моторная афазия характеризуется затруднениями в словесном выражении
мыслей. Страдает произвольная письменная речь, в то время как при
списывании она сохранена лучше. В более тяжелых случаях моторной афазии
нарушается письмо под диктовку. Сенсорная афазия проявляется
непониманием устной и письменной речи. Нарушаются чтение и письмо.
Амнестическая афазия проявляется забыванием нужных слов. Письмо не
нарушается. Семантическая афазия характеризуется непониманием сложных
слов из-за неспособности идентифицировать грамматические формы,
которые выражают отношения между понятиями.
Агнозия – нарушение узнавания предметов. При оптической агнозии
предметы не узнаются. Зрение и цветовосприятие не страдают. Нарушение
может касаться символов, рисунков, геометрических фигур. Соматоагнозия
выражается в неузнавании частей своего тела. Прозопагнозией называют
неузнавание лиц знакомых людей на фотографиях.
Апраксия – выпадение моторных навыков. При моторной апраксии
пациент забывает характер действий, требуемых для выполнения задания.
При идеаторной апраксии страдает план, последовательность действий,
которые нужно выполнить для достижения цели. Конструктивная апраксия
проявляется в том, что пациент не может из отдельных частей воссоздать
целостную структуру. При дислексии нарушены навыки чтения и понимание
прочитанного.
Мотивированная амнезия – выпадение памяти на отдельные
психотравмирующие события. Наблюдается у лиц с истерическими чертами
характера, при неврозах. Рассматривается как один из механизмов
психологической защиты.
Аффектогенная амнезия – утрата воспоминаний о событиях,
происшедших во время бурной эмоциональной реакции – аффекта.
Выявляется по выходе из состояния патологического аффекта, обусловлена
сужением сознания.
Периодическая амнезия – сопровождает состояния , при которых в одном
болезненном состоянии сознания отсутствуют воспоминания о пережитом в
другом. Наблюдается при истерии.
Скотомизация памяти. Близка к мотивированной амнезии. Амнезии
наблюдаются при нарушении сознания , при интоксикациях, уремии,
атрофических процессах, сосудистых заболеваниях головного мозга, после
черепно-мозговой травмы.
Детская амнезия проявляется забыванием событий первых 3-4 лет жизни.
Причины неизвестны.
Гипомнезия – ослабление памяти. Чаще всего проявляется в виде
дисмнезии – неравномерного поражения различных функций памяти.
Наступающее ослабление памяти более заметно в отношении механической
памяти, чем словесно-логической. Гипомнезия может проявляться
анэкфорией – нарушением памяти, при котором теряется способность
вспомнить о хорошо известном факте без запоминания. При более тяжелой
гипомнезии из памяти выпадает множество подробностей и значительных
событий, касающихся личной и общественной жизни. Типичны острые
эмоциональные реакции на снижение памяти, депрессии.
Гипермнезия – патологическое обострение памяти, проявляющееся
чрезмерным обилием воспоминаний, которые носят яркий чувственно-
образный характер, всплывают с необычной легкостью и охватывают как
события в целом, так и мельчайшие его подробности. Гипермнезия
неоднородна, могут быть разграничены ряд ее вариантов в зависимости от
клинического контекста, в котором она наблюдается ( аффективная
патология, галлюцинаторно-бредовые состояния спутанного сознания).
Гипермнезия встречается при гипоманиакальных и маниакальных
состояниях, в начальных стадиях опьянения, при шизофрении, может быть
при депрессии. Гипермнезия бывает парциальной, избирательной.
Парциальная гипермнезия может проявляться повышенной памятью на
впечатления раннего детства.
Парамнезии или качественные нарушения памяти. Встречаются как
самостоятельно, так и сочетании с количественными нарушениями.
Качественные нарушения памяти с учетом возможных нарушений:
феномены ранее виденного, слышанного, пережитого, испытанного,
рассказанного – впервые увиденное, услышанное, прочитанное или
пережитое воспринимается как знакомое, встречавшееся ранее и в данный
момент повторяющееся. Указанные нарушения возникают эпизодически,
могут быть стойкими и длительными; феномены никогда не виденного, не
слышанного, не пережитого – знакомое, известное привычное
воспринимается как новое, ранее не встречавшееся.
Иллюзия узнавания. Незнакомые лица, предметы, обстановка
принимаются за другие, действительно существующие и известные
больному. Иллюзии узнавания касаются обычно одного или ограниченного
круга лиц или предметов нестойки и тотчас забываются. Возникают на фоне
дезориентировки в месте , времени и обстановке при помрачнении
сознания, амнестическом синдроме.
Редуплицированная парамнезия Пика. Проявляется уверенностью в
существовании двойников у объектов, воспринимаемых в данный момент.
Наблюдается при относительно мягко протекающих сосудистых,
атрофических и других органических процессах, возникающих во второй
половине жизни.
Псевдореминисценция (ложные воспоминания). Выражается
своеобразное нарушение локализации событий во времени. То, что
случилось давно вспоминается как недавнее событие, и, напротив,
происшедшее в последнее время расценивается как имевшее место в
далеком прошлом.
Конфабуляции – патологические вымыслы, принимаемые больными за
воспоминания о реальных событиях прошлого. Существуют разные
классификации конфабуляции. Согласно одному из подходов разграничивают
мнестические (наблюдаются при амнезии) и фантастические (спутанности
сознания) конфабуляции. Э.Я. Штернберг различает замещающие (возникают
на фоне грубых амнестических выпадений памяти), экмнестические
(являются события ранних лет жизни), фантастические (представляют собой
вымыслы о необыкновенных событиях, увлекательных приключениях,
великих открытиях и т.п.), бредовые (галлюцинации памяти),
галлюцинаторные (представляют собой состояния зрительных и слуховых
псевдогаллюцинаций, содержанием которых являются различные события,
будто бы имевшие место в прошлом, встречаются при шизофрении).
Криптомнезии – проявляются нарушением способности
идентифицировать источник воспоминаний, что приводит к ослаблению
различия ( вплоть до полного его исчезновения) между действительно
происходившими и лично пережитыми событиями и событиями,
увиденными во сне, или о которых стало известно из книг, кинофильмов,
рассказам окружающих. Одно из проявлений криптомнезии состоит в том,
что больные могут считать себя авторами творческих достижений. К
криптомнезии относят ассоциированные воспоминания, при которых
прочитанное, услышанное или увиденное во сне расценивается как
происходившее в действительности с самим больным. Криптомнезии
встречаются при шизофрении, экзогенно-органических и сенильных
психозах.
Список литературы
1.
Марилов В.В. Общая психопатология : учеб.пособие для
студ.высш.учеб. заведений . – 4-еизд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2009. – 224 с.
2.
Кияценко Н.К. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга.
М.: Издательство МГУ, 1973.
3.
Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб.пособие для вузов. –М.:
Академия, 2002. -368с.