Автор: Кувшинов Валерий Иванович
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МОУ ДО "Школа искусств им. С. Сайдашева" Высокогорского муниципального района РТ
Населённый пункт: ст. Бирюли, Высокогорский р.,Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Музыкально-эстетическое воспитание как средство формирования экологической культуры школьников."
Раздел: дополнительное образование
Кувшинов В.И. – преподаватель по классу гитары МОУ ДО «Школа искусств
им. С. Сайдашева» Высокогорского муниципального района РТ
Музыкально-эстетическое
воспитание
как
средство
формирования
экологической культуры школьников.
В системе школьного образования одним из средств, способствующих
формированию
у
учащихся
нравственно-эстетических
качеств,
по
праву
можно
считать
музыкальное
искусство.
В
процессе
воспитания
с
использованием музыкальных средств воплощается замысел развития у детей
воображения,
наблюдательности,
приобщения
к
миру
прекрасного,
т.е.
экологизированного мировоззрения (по выражению Л.С. Черепанова).
Из диалектичности принципа единства человека и природы следует
противоречивый
характер
их
взаимодействия.
Человек,
взаимодействуя
с
природой, устраивает себе жизнь, и все проблемы, с которыми цивилизация
сталкивается
в
процессе
этого
взаимодействия,
по
сути,
являются
экологическими.
Культура
представляет
собой
содержание
жизни
предшествующих
поколений.
Если
поставить
вопрос,
с
какой
целью
мы
воспроизводим
содержание деятельности предшествующих поколений, то мы увидим, что
это
содержание
является
проверенной
самой
жизнью
системой
условий
жизни, предоставленных нам естественной природой.
Мысль
о
родстве
эстетического
и
природного,
единый
подход
к
организованной природе и к художественному творчеству – одна из основных
идей «Критики способности суждения» И. Канта – работы, «сказавшей»
новое
слово
в
области
эстетики.
И
до
Канта
сопоставляли
природу
с
искусством.
Как и красота природы, эстетическое в искусстве – это тот же слой
реальности, только более сложный по своей структуре. Наиболее доступный
вид
искусства,
самый
распространенный
источник
эстетического
наслаждения – это музыка. Это также наиболее популярный вид эстетической
деятельности
в
плане
массового
потребления
содержащихся
в
музыке
духовных
благ.
Приобщение
к
музыке
формирует
интересы
широкого
эстетического
плана:
тонкую
эмоциональную
чувствительно сть,
отзывчивость, любовь к возвышенному, общее чувство красоты .
В.А.
Сухомлинский
писал:
«Детская
душа
в
одинаковой
мере
чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной
мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального
произведения,
многогранные
оттенки
человеческих
чувств,
человек
поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута
никакими другими средствами».
Возможности музыки неисчерпаемы и безграничны: воздействуя на
человека с самых первых дней его жизни, она становится средством общения
между людьми, объединяет их в едином переживании. По выражению Д.
Шостаковича,
музыка
–
это
«прекрасный
своеобразный
язык».
Сочетая
выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор
выражает своё мироощущение, своё отношение к окружающему. Такими
произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.
Гармоничное
сочетание
умственного
и
физического
развития,
нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству –
необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой
высокой
цели
во
многом
способствует
и
правильная
организация
музыкально-эстетического воспитания детей.
С середины XVI века, со времени завоевания Казани Иваном Грозным,
вплоть до ХХ века, национальная музыка была связана только с народным
бытом,
в
основном
сельским.
Дошедший
до
наших
времён
татарский
фольклор богат и представлен разнообразными жанрами: пословицами и
поговорками, сказками и загадками, героическими сказаниями, легендами,
песнями,
баитами
и
мунаджатами
о
природе
родного
края.
В
татарской
народной песне отражены труд и быт народа, его взгляды на природу и
общество, морально-этические и эстетические идеалы. Татарская народная
песня воспитывает вежливость, уважение к старшему поколению, верность и
справедливость, любовь к учению и скромность.
Сегодня во всем мире проводятся обширные исследования о влиянии
музыки не только на педагогический процесс, но и на личность в целом.
Цель и обобщенный результат музыкально-экологического воспитания
школьников – это становление экологической культуры.
Экологическая культура формируется в процессе определённой
деятельности школьников. Чем разнообразнее виды деятельности детей, тем
скорее у них будет формироваться экологическая культура.
Экологическую культуру школьников необходимо формировать с
помощью
доступных
эстетических
средств,
например
народного
музыкального
творчества. На уроке, посвященном природе, окружающему
миру,
прекрасным
дополнением
к
основному
содержанию
темы
будет
исполнение и слушание народной музыки, прежде всего, национальной. Урок
с применением элементов народного песенного творчества будет воспринят
более глубоко и вместе с тем легко и непринужденно. Повествование о
родном
крае,
земле,
природе,
проиллюстрированное
песней
такой
же
тематики,
оставляет
несравненно
более
яркое
впечатление,
чем
«сухой»
рассказ. Богатейший музыкальный материал народных песен, без сомнения,
может быть очень широко и с успехом использован в процессе обучения.
Сегодня в деле воспитания, образования, всестороннего развития учащихся
трудно переоценить значение фольклора, ибо народное творчество служит
основой
музыкально-эстетического
воспитания,
являющегося
залогом
успешного экологического образования. Выдающийся немецкий композитор
и педагог Карл Орф истолковывал сохранение и культивирование фольклора,
как сохранение основ культуры нации, защиты «культурной среды обитания.
В
формировании
экологической
культуры
сельских
школьников
неоценимую
роль
может
сыграть
использование
классической
музыки
о
природе.
Значительное
количество
произведений
изве стнейших
композиторов-классиков
посвящено
природе
и
природным
явлениям.
Педагогами-экологами практически не используется уникальная возможность
разнообразить
и
заметно
обогатить
эмоциональное
содержание
урока
с
помощью классического музыкального наследия.
Народная
и
классическая
музыка,
песни
о
природе
активно
могут
использоваться
не
только
на
уроках
экологии,
но
и
при
проведении
различных экологических мероприятий: конкурсов, викторин, тематических
праздников и вечеров, лекций, концертов, конференций, семинаров и т.д.
О малоизученном значении музыки в жизни человека пишет
современный
музыковед
Дина
Кирнарская
–
психолог,
доктор
искусствоведения,
одна
из
ведущих
специалистов
в
области
теории
и
практики
тестирования
специальных
музыкальных
способностей,
автор
печатных трудов: «Музыкальное восприятие», «Классическая музыка для
всех»,
«Психологический
портрет
композитора,
написанный
им
самим»,
«Феномен
музыкального
вундеркинда»
и
др.
В
своей
новой
книге
«Музыкальные способности» автор раскрывает явные и скрытые, воедино
собранные
воспитательные
возможности
музыки,
воздействие
которой
проявляется в совершенно, казалось бы, необычных областях человеческой
деятельности.
Размышления
автора
во
многом
отражают
современные
взгляды на музыкально-эстетическое образование: «На протяжении столетий
в
развитии
европейской
культуры
«музыкальный
акцент»
продолжал
существовать
и
активно
участвовать
в
процессе
образования.
Во
второй
половине ХХ века, наряду с гигантскими успехами науки и промышленности,
общество
столкнулось
с
некоторой
«механизацией»
мышления
и
его
формализацией. В современном обществе возобладала «исполнительская», а
не творческая тенденция по отношению к человеку. На рубеже третьего
тысячелетия
во
многих
странах
педагогическое
сообщество
осознало
ограниченность и опасность механической функциональности в понимании
человека
и
его
общественной
роли.
В
последние
годы
педагогическое
сообщество
развитых
стран
пытается
пересмотреть
философские
основы
образования, оно обращает свой взор к традициям, когда образование не
мыслилось вне искусства и широко включало его и как предмет, и как метод
обучения»
Если воспитательная и эстетическая функции музыки в развитии
эмоционально-ценностного
компонента
экологической
культуры
не
подвергаются сомнению, то функция познавательная часто опровергается.
Познавательность музыки несомненна, хотя и специфична: уступая
некоторым другим видам искусства в своих изобразительных возможностях,
она
вместе
с
тем
может
дать
слушателям
верное
и
достаточно
полное
представление
о
«духе
времени»,
о
мироощущении
определенной
общественной среды .
На протяжении веков вырабатывались различные познавательные
возможности
музыкальной
интонации.
В
настоящее
время
музыкальное
искусство
обладает
богатейшим
запасом
таких
возможностей.
Музыка
способна при посредстве интонаций выражать национальные, социальные,
возрастные, эмоциональные особенности речи, способна живо передавать
интонации радости и горя, спокойности и возбужденности и т.д. Музыка
обладает чрезвычайно сильными средствами ознакомления с той или иной
культурой.
За последние полтора столетия музыка великолепно овладела
мелодическими, гармоническими, ритмическими и тембровыми интонациями
музыкального
пейзажа.
Она
научилась
чрезвычайно
наглядно
рисовать
впечатления природы, жанровые сцены, картины войны и многое другое.
Бесспорна
познавательная
роль
этих
завоеваний
музыки.
Так,
например,
пейзажная звукопись Римского-Корсакова с её интонационной тонкостью и
меткостью позволяет нам вернее и внимательнее услышать реальные «голоса
природы», а следовательно, полнее постигнуть их существо. Музыка ведет к
более целостному познанию жизни через слух.
Цивилизация признала выдающуюся роль музыки в становлении
человеческого мозга. Не понимая и не зная музыку, нельзя понять и природу.