Напоминание

"Музыкально-эстетическое воспитание как средство формирования экологической культуры школьников."


Автор: Кувшинов Валерий Иванович
Должность: преподаватель по классу гитары
Учебное заведение: МОУ ДО "Школа искусств им. С. Сайдашева" Высокогорского муниципального района РТ
Населённый пункт: ст. Бирюли, Высокогорский р.,Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Музыкально-эстетическое воспитание как средство формирования экологической культуры школьников."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Кувшинов В.И. – преподаватель по классу гитары МОУ ДО «Школа искусств

им. С. Сайдашева» Высокогорского муниципального района РТ

Музыкально-эстетическое

воспитание

как

средство

формирования

экологической культуры школьников.

В системе школьного образования одним из средств, способствующих

формированию

у

учащихся

нравственно-эстетических

качеств,

по

праву

можно

считать

музыкальное

искусство.

В

процессе

воспитания

с

использованием музыкальных средств воплощается замысел развития у детей

воображения,

наблюдательности,

приобщения

к

миру

прекрасного,

т.е.

экологизированного мировоззрения (по выражению Л.С. Черепанова).

Из диалектичности принципа единства человека и природы следует

противоречивый

характер

их

взаимодействия.

Человек,

взаимодействуя

с

природой, устраивает себе жизнь, и все проблемы, с которыми цивилизация

сталкивается

в

процессе

этого

взаимодействия,

по

сути,

являются

экологическими.

Культура

представляет

собой

содержание

жизни

предшествующих

поколений.

Если

поставить

вопрос,

с

какой

целью

мы

воспроизводим

содержание деятельности предшествующих поколений, то мы увидим, что

это

содержание

является

проверенной

самой

жизнью

системой

условий

жизни, предоставленных нам естественной природой.

Мысль

о

родстве

эстетического

и

природного,

единый

подход

к

организованной природе и к художественному творчеству – одна из основных

идей «Критики способности суждения» И. Канта – работы, «сказавшей»

новое

слово

в

области

эстетики.

И

до

Канта

сопоставляли

природу

с

искусством.

Как и красота природы, эстетическое в искусстве – это тот же слой

реальности, только более сложный по своей структуре. Наиболее доступный

вид

искусства,

самый

распространенный

источник

эстетического

наслаждения – это музыка. Это также наиболее популярный вид эстетической

деятельности

в

плане

массового

потребления

содержащихся

в

музыке

духовных

благ.

Приобщение

к

музыке

формирует

интересы

широкого

эстетического

плана:

тонкую

эмоциональную

чувствительно сть,

отзывчивость, любовь к возвышенному, общее чувство красоты .

В.А.

Сухомлинский

писал:

«Детская

душа

в

одинаковой

мере

чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной

мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального

произведения,

многогранные

оттенки

человеческих

чувств,

человек

поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута

никакими другими средствами».

Возможности музыки неисчерпаемы и безграничны: воздействуя на

человека с самых первых дней его жизни, она становится средством общения

между людьми, объединяет их в едином переживании. По выражению Д.

Шостаковича,

музыка

это

«прекрасный

своеобразный

язык».

Сочетая

выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор

выражает своё мироощущение, своё отношение к окружающему. Такими

произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.

Гармоничное

сочетание

умственного

и

физического

развития,

нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству –

необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой

высокой

цели

во

многом

способствует

и

правильная

организация

музыкально-эстетического воспитания детей.

С середины XVI века, со времени завоевания Казани Иваном Грозным,

вплоть до ХХ века, национальная музыка была связана только с народным

бытом,

в

основном

сельским.

Дошедший

до

наших

времён

татарский

фольклор богат и представлен разнообразными жанрами: пословицами и

поговорками, сказками и загадками, героическими сказаниями, легендами,

песнями,

баитами

и

мунаджатами

о

природе

родного

края.

В

татарской

народной песне отражены труд и быт народа, его взгляды на природу и

общество, морально-этические и эстетические идеалы. Татарская народная

песня воспитывает вежливость, уважение к старшему поколению, верность и

справедливость, любовь к учению и скромность.

Сегодня во всем мире проводятся обширные исследования о влиянии

музыки не только на педагогический процесс, но и на личность в целом.

Цель и обобщенный результат музыкально-экологического воспитания

школьников – это становление экологической культуры.

Экологическая культура формируется в процессе определённой

деятельности школьников. Чем разнообразнее виды деятельности детей, тем

скорее у них будет формироваться экологическая культура.

Экологическую культуру школьников необходимо формировать с

помощью

доступных

эстетических

средств,

например

народного

музыкального

творчества. На уроке, посвященном природе, окружающему

миру,

прекрасным

дополнением

к

основному

содержанию

темы

будет

исполнение и слушание народной музыки, прежде всего, национальной. Урок

с применением элементов народного песенного творчества будет воспринят

более глубоко и вместе с тем легко и непринужденно. Повествование о

родном

крае,

земле,

природе,

проиллюстрированное

песней

такой

же

тематики,

оставляет

несравненно

более

яркое

впечатление,

чем

«сухой»

рассказ. Богатейший музыкальный материал народных песен, без сомнения,

может быть очень широко и с успехом использован в процессе обучения.

Сегодня в деле воспитания, образования, всестороннего развития учащихся

трудно переоценить значение фольклора, ибо народное творчество служит

основой

музыкально-эстетического

воспитания,

являющегося

залогом

успешного экологического образования. Выдающийся немецкий композитор

и педагог Карл Орф истолковывал сохранение и культивирование фольклора,

как сохранение основ культуры нации, защиты «культурной среды обитания.

В

формировании

экологической

культуры

сельских

школьников

неоценимую

роль

может

сыграть

использование

классической

музыки

о

природе.

Значительное

количество

произведений

изве стнейших

композиторов-классиков

посвящено

природе

и

природным

явлениям.

Педагогами-экологами практически не используется уникальная возможность

разнообразить

и

заметно

обогатить

эмоциональное

содержание

урока

с

помощью классического музыкального наследия.

Народная

и

классическая

музыка,

песни

о

природе

активно

могут

использоваться

не

только

на

уроках

экологии,

но

и

при

проведении

различных экологических мероприятий: конкурсов, викторин, тематических

праздников и вечеров, лекций, концертов, конференций, семинаров и т.д.

О малоизученном значении музыки в жизни человека пишет

современный

музыковед

Дина

Кирнарская

психолог,

доктор

искусствоведения,

одна

из

ведущих

специалистов

в

области

теории

и

практики

тестирования

специальных

музыкальных

способностей,

автор

печатных трудов: «Музыкальное восприятие», «Классическая музыка для

всех»,

«Психологический

портрет

композитора,

написанный

им

самим»,

«Феномен

музыкального

вундеркинда»

и

др.

В

своей

новой

книге

«Музыкальные способности» автор раскрывает явные и скрытые, воедино

собранные

воспитательные

возможности

музыки,

воздействие

которой

проявляется в совершенно, казалось бы, необычных областях человеческой

деятельности.

Размышления

автора

во

многом

отражают

современные

взгляды на музыкально-эстетическое образование: «На протяжении столетий

в

развитии

европейской

культуры

«музыкальный

акцент»

продолжал

существовать

и

активно

участвовать

в

процессе

образования.

Во

второй

половине ХХ века, наряду с гигантскими успехами науки и промышленности,

общество

столкнулось

с

некоторой

«механизацией»

мышления

и

его

формализацией. В современном обществе возобладала «исполнительская», а

не творческая тенденция по отношению к человеку. На рубеже третьего

тысячелетия

во

многих

странах

педагогическое

сообщество

осознало

ограниченность и опасность механической функциональности в понимании

человека

и

его

общественной

роли.

В

последние

годы

педагогическое

сообщество

развитых

стран

пытается

пересмотреть

философские

основы

образования, оно обращает свой взор к традициям, когда образование не

мыслилось вне искусства и широко включало его и как предмет, и как метод

обучения»

Если воспитательная и эстетическая функции музыки в развитии

эмоционально-ценностного

компонента

экологической

культуры

не

подвергаются сомнению, то функция познавательная часто опровергается.

Познавательность музыки несомненна, хотя и специфична: уступая

некоторым другим видам искусства в своих изобразительных возможностях,

она

вместе

с

тем

может

дать

слушателям

верное

и

достаточно

полное

представление

о

«духе

времени»,

о

мироощущении

определенной

общественной среды .

На протяжении веков вырабатывались различные познавательные

возможности

музыкальной

интонации.

В

настоящее

время

музыкальное

искусство

обладает

богатейшим

запасом

таких

возможностей.

Музыка

способна при посредстве интонаций выражать национальные, социальные,

возрастные, эмоциональные особенности речи, способна живо передавать

интонации радости и горя, спокойности и возбужденности и т.д. Музыка

обладает чрезвычайно сильными средствами ознакомления с той или иной

культурой.

За последние полтора столетия музыка великолепно овладела

мелодическими, гармоническими, ритмическими и тембровыми интонациями

музыкального

пейзажа.

Она

научилась

чрезвычайно

наглядно

рисовать

впечатления природы, жанровые сцены, картины войны и многое другое.

Бесспорна

познавательная

роль

этих

завоеваний

музыки.

Так,

например,

пейзажная звукопись Римского-Корсакова с её интонационной тонкостью и

меткостью позволяет нам вернее и внимательнее услышать реальные «голоса

природы», а следовательно, полнее постигнуть их существо. Музыка ведет к

более целостному познанию жизни через слух.

Цивилизация признала выдающуюся роль музыки в становлении

человеческого мозга. Не понимая и не зная музыку, нельзя понять и природу.



В раздел образования