Напоминание

"Личность как объект педагогического воздействия"


Автор: Беланенко Римма Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №32
Населённый пункт: город. Сургут, Ханты-Мансийский АО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Личность как объект педагогического воздействия"
Раздел: среднее образование





Назад





Личность обучающегося

Личность обучающегося

Что такое личность?

Что такое личность?

Что такое индивид?

Что такое индивид?
Беланенко Р.А., Беланенко Р.А., учитель математики учитель математики МБОУ СОШ № 32 города Сургута МБОУ СОШ № 32 города Сургута

Личность

Личность
Личность – понятие, обозначающее Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых совокупность устойчивых психологических качеств человека, психологических качеств человека, составляющих его составляющих его индивидуальность. индивидуальность.

Индивид

Индивид
Индивид – отдельно взятый человек в Индивид – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, качеств: биологических, физических, социальных, психологических и т.д. социальных, психологических и т.д.

Какими качествами должна

Какими качествами должна

обладать личность

обладать личность
 Обученность Обученность  Обучаемость Обучаемость  Умение работать Умение работать самостоятельно самостоятельно  Умение читать с нужной Умение читать с нужной скоростью и понимать текст скоростью и понимать текст  Способности Способности  Познавательный интерес Познавательный интерес  Положительное отношение к Положительное отношение к труду труду  Обостренное восприятие и Обостренное восприятие и внимание внимание  Хорошая память Хорошая память  Умение перерабатывать Умение перерабатывать информацию информацию  Регулируемость моторных Регулируемость моторных действий действий  Комплекс мотивов Комплекс мотивов  Самооценка Самооценка  Высокий уровень Высокий уровень притязаний притязаний  Социальная направленность Социальная направленность
 Личность должна обладать многими качествами, высоким уровнем Личность должна обладать многими качествами, высоким уровнем интеллекта, психического, духовного и нравственного развития. интеллекта, психического, духовного и нравственного развития.  Деятельность – это работа, занятие, труд; деятельность связана с Деятельность – это работа, занятие, труд; деятельность связана с изменениями, но не с любыми, а только с коренными, преобразующими изменениями, но не с любыми, а только с коренными, преобразующими сущность. Она состоит из действий, а те – из операций. сущность. Она состоит из действий, а те – из операций.  Преобразование – это изменение, затрагивающее внутреннюю суть; Преобразование – это изменение, затрагивающее внутреннюю суть; изменения внешние к нему не относятся. изменения внешние к нему не относятся.  Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, создание Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, создание каких-либо ценностей. каких-либо ценностей.  Развитие – восхождение от простого к сложному, процесс перехода от одного Развитие – восхождение от простого к сложному, процесс перехода от одного состояния в другое, более совершенное. состояния в другое, более совершенное.  Интеллект – способность к мышлению, познанию. Интеллект – способность к мышлению, познанию.  Мышление – способность рассуждать, делать выводы. Мышление – способность рассуждать, делать выводы.  Язык, речь – орудие мышления. Язык, речь – орудие мышления.  Самообразование – процесс сознательного приобретения знаний в ходе Самообразование – процесс сознательного приобретения знаний в ходе самостоятельных занятий. Это способ создания, «выстраивания» себя. самостоятельных занятий. Это способ создания, «выстраивания» себя.  Самообучение – самостоятельное овладение знаниями, способами познания Самообучение – самостоятельное овладение знаниями, способами познания разными видами деятельности (практической, коммуникативной, социальной). разными видами деятельности (практической, коммуникативной, социальной).  Самовоспитание – сознательная деятельность человека, направленная на Самовоспитание – сознательная деятельность человека, направленная на совершенствование своего поведения и образа жизни. совершенствование своего поведения и образа жизни.

Основные идеи развития

Основные идеи развития

личности

личности
 Гуманное отношение к ребенку, предоставления ему возможности Гуманное отношение к ребенку, предоставления ему возможности индивидуального развития; индивидуального развития;  Создание положительного эмоционального настроя и доверительной Создание положительного эмоционального настроя и доверительной атмосферы в классе; атмосферы в классе;  Знание, умение и навыки – база, информационный фундамент для Знание, умение и навыки – база, информационный фундамент для развития возможности ученика; развития возможности ученика;  Построение учебного процесса должно опираться на зону актуального Построение учебного процесса должно опираться на зону актуального развития (область наличных возможностей) и стимулировать продвижение развития (область наличных возможностей) и стимулировать продвижение в зону ближайшего развития (в область потенциальных возможностей); в зону ближайшего развития (в область потенциальных возможностей);  высокий уровень трудности предлагаемого учебного материала (из этого высокий уровень трудности предлагаемого учебного материала (из этого принципа вытекает условие: не давать знание в готовом виде; ученик принципа вытекает условие: не давать знание в готовом виде; ученик должен их добывать, выполнив задание, требующее личной работы); должен их добывать, выполнив задание, требующее личной работы);  Ученик должен понимать процесс учения; Ученик должен понимать процесс учения;

Влияние личности на коллектив и

Влияние личности на коллектив и

коллектива на личность

коллектива на личность
 Развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив. Развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив.  Нельзя, по-прежнему утверждать, что всякий поступок ребенка, не Нельзя, по-прежнему утверждать, что всякий поступок ребенка, не рассчитанный на интересы коллектива, вреден для общества. рассчитанный на интересы коллектива, вреден для общества.  Целесообразно фактически уравнять в педагогических правах и Целесообразно фактически уравнять в педагогических правах и обязанностях личность и коллектив, ребенка и взрослого, воспитателя обязанностях личность и коллектив, ребенка и взрослого, воспитателя и воспитанника. и воспитанника.  Это означает предоставление права не только взрослому и коллективу Это означает предоставление права не только взрослому и коллективу что-либо требовать от ребенка как личности, но так же право ребенка что-либо требовать от ребенка как личности, но так же право ребенка предъявлять требования к коллективу, взрослому человеку и остаться предъявлять требования к коллективу, взрослому человеку и остаться при своем мнении, если коллектив или взрослые нарушают права при своем мнении, если коллектив или взрослые нарушают права детей. детей.  Не только личность должна брать на себя определенные обязанности Не только личность должна брать на себя определенные обязанности перед коллективом и выполнять их, но и коллектив должен иметь перед коллективом и выполнять их, но и коллектив должен иметь четкие и равные обязанности перед каждой личностью. четкие и равные обязанности перед каждой личностью.  Необходимо полностью отказаться от мысли о том, что вне реального Необходимо полностью отказаться от мысли о том, что вне реального коллектива или без него полноценная личность сформироваться не коллектива или без него полноценная личность сформироваться не может. может.

Способности личности

Способности личности
 Способности - свойства души человека, понимаемые как Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии. в психологии.  Способности представляют собой высокий уровень развития общих и Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв., определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время. отчасти является употребимым и в настоящее время.  Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это деление принято сейчас эффективное использование на практике. Это деление принято сейчас и наиболее распространено и наиболее распространено . .

Творческие способности на уроках

Творческие способности на уроках

математики

математики
 Решение проблемы развития творческих способностей учащихся Решение проблемы развития творческих способностей учащихся предполагает учет и введение в обиход системы специальных предполагает учет и введение в обиход системы специальных развивающих средств, так как уровень развития творческих развивающих средств, так как уровень развития творческих способностей учащихся зависит от содержания и методов обучения в способностей учащихся зависит от содержания и методов обучения в школе. школе.  У каждого ребенка есть способности и таланты, они от природы У каждого ребенка есть способности и таланты, они от природы любознательны и полны желания учиться. любознательны и полны желания учиться.  Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. руководство со стороны взрослых.  Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить процессы перестройки, переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные мыслить, самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения. ощутить удовольствие от обучения.

Использования способностей личности в ходе

Использования способностей личности в ходе

учебного занятия

учебного занятия
Чтобы любой урок (факультатив, занятие) был направлен на развитие творческих способностей Чтобы любой урок (факультатив, занятие) был направлен на развитие творческих способностей учащихся и реализовал их, учителю необходимо при его проведении ориентироваться на учащихся и реализовал их, учителю необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы. следующие принципы.  Учитель должен пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями; Учитель должен пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями; ориентированными на развитие способности учащегося , быть субъектом образовательной ориентированными на развитие способности учащегося , быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего развития в целом: и телесного, и эмоционального, и деятельности как процесса своего развития в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного. интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного.  Принцип «принятия другого». Учитель должен изначально принимать ученика как Принцип «принятия другого». Учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими, уже сложившимися индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими, уже сложившимися особенностями. Это означает, что отношение ученик - учитель уже не может строиться по логике особенностями. Это означает, что отношение ученик - учитель уже не может строиться по логике объективно-субъектного взаимодействия. объективно-субъектного взаимодействия.  Принцип проектирования и реализации образовательной среды, способствующей раскрытию Принцип проектирования и реализации образовательной среды, способствующей раскрытию творческих способностей учащихся. Принцип «самосознающей позиции», т.е. умение встать в творческих способностей учащихся. Принцип «самосознающей позиции», т.е. умение встать в рефлексивную (самосознающую) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем рефлексивную (самосознающую) позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить. учить.  Принцип сотрудничества. Чтобы на любом уроке у учащихся была возможность развивать свои Принцип сотрудничества. Чтобы на любом уроке у учащихся была возможность развивать свои творческие способности, учителю в ходе проведения урока (факультатива, занятия) необходимо творческие способности, учителю в ходе проведения урока (факультатива, занятия) необходимо обращать внимание на: способность учащихся быстро схватывать смысл принципов, понятий, обращать внимание на: способность учащихся быстро схватывать смысл принципов, понятий, логических построений; потребность и способность длительно сосредотачиваться на логических построений; потребность и способность длительно сосредотачиваться на заинтересовавших ребенка сторонах. заинтересовавших ребенка сторонах.

Обязательные условия проведения урока

Обязательные условия проведения урока
 Учитель должен принимать все ответы и реакции детей (устные и Учитель должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека). форме, в форме поведения и реакции на другого человека).  Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение. контролировать собственное продвижение.  Каждой идеей ученика учитель должен восхищаться. Каждой идеей ученика учитель должен восхищаться.  Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное. неожиданного взгляда на что-то привычное.  Непременным условием проведения урока является положительная Непременным условием проведения урока является положительная поддержка личности каждого ребенка. поддержка личности каждого ребенка.  Во время урока (занятия) исключается всякая критика личности и Во время урока (занятия) исключается всякая критика личности и деятельности детей. деятельности детей.  Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей. опыт детей.  Основная задача урока - помочь раскрыть собственные Основная задача урока - помочь раскрыть собственные возможности ученика. возможности ученика.

Мотивация

Мотивация
– это создание и – это создание и поддержание у учащихся интереса к поддержание у учащихся интереса к изучаемому материалу. Чтобы умение изучаемому материалу. Чтобы умение было сознательным и успешным, было сознательным и успешным, ученик должен видеть, зачем нужен ученик должен видеть, зачем нужен предлагаемый ему материал. предлагаемый ему материал.

Формирование мотивации к учению

Формирование мотивации к учению
1. 1. Помогайте ребенку поверить в себя и свои способности. Помогайте ребенку поверить в себя и свои способности. 2. 2. Помогайте Помогайте ребенку избежать ошибок. ребенку избежать ошибок. 3. 3. Поддерживайте ребенка при неудачах. Поддерживайте ребенка при неудачах. 4. 4. Поощряйте ребенка. Поощряйте ребенка. 5. 5. Покажите ребенку, что он является важным членом коллектива и Покажите ребенку, что он является важным членом коллектива и значит для них больше, чем се связанные с ним проблемы. значит для них больше, чем се связанные с ним проблемы. 6. 6. Поддерживайте ребенка: Поддерживайте ребенка: 7. 7. Опирайтесь на сильные стороны; Опирайтесь на сильные стороны; 8. 8. Избегайте подчеркивать промахи; Избегайте подчеркивать промахи; 9. 9. Показывайте, что вы удовлетворены ребенком; Показывайте, что вы удовлетворены ребенком; 10. 10. Умейте помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, Умейте помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справится. такие, с которыми он может справится. 11. 11. Умейте взаимодействовать с ребенком; Умейте взаимодействовать с ребенком; 12. 12. Позволяйте ребенку самому решать проблемы там, где это Позволяйте ребенку самому решать проблемы там, где это возможно; возможно; 13. 13. Проявляйте веру в ребенка, симпатию к нему. Проявляйте веру в ребенка, симпатию к нему.


В раздел образования