Напоминание

Разработка ОД по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы. Название " Летний фольклорный праздник русской берёзки- "Троица"


Автор: Носова Наталья Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Зёрнышки"
Населённый пункт: Нижегородская область, с.Работки
Наименование материала: Статья
Тема: Разработка ОД по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы. Название " Летний фольклорный праздник русской берёзки- "Троица"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Зёрнышки» села Работки

Разработка конспекта сценария летнего фольклорного праздника

русской берёзки «Троица» по духовно-нравственному воспитанию для

детей подготовительной к школе группы «Росточек»

Воспитатель: Носова Наталья Олеговна

с. Работки

2017год

Цель: прививать детям любовь и уважение к народной традиционной

культуре.

Задачи:

Способствовать формированию гармонически развитой личности,

усвоившей духовные ценности и традиции русского народа;

Способствовать всестороннему развитию творческих способностей

детей средствами русского фольклора;

Воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства – любовь к

природе, родному краю.

Возраст воспитанников: 6-7 лет.

Актуальность: праздник-это средство приобщения детей к национальным

традициям, обрядам, ритуалам и в то же время форма духовного обогащения

ребёнка,

его

становления,

как

личности.

В

каждом

человеке

ощущение

природы и всей её красоты сливается с радостью активной деятельности и

творчества.

Это

настроение

воплощается

и

находит

своё

выражение

в

празднике,

прославляющем

красоту

природы.

Символом

и

поэтическим

образом нашего праздника является белая берёзка. В природе нет более

поэтического дерева. О ней поётся в народных песнях, рассказывается в

былинах

и

сказках,

писатели

и

музыканты

посвятили

ей

много

слов

и

музыки. Белая береза стала поэтическим олицетворением нашей Родины.

Как

изве стно,

дошкольный

возраст

отличает ся

п о в ы ш е н н о й

восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир,

впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения,

используя

для

этого

собственные

наблюдения,

эмпирические

выводы

и

умозаключения, подражание взрослым.

В

наше

время

приобщение

детей

к

народному

творчеству,

искусству,

непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них

нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют

эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют

эстетический вкус.

Сформированные

в

дошкольном

возрасте

основы

нравственной

направленности личности в значительной степени определяют дальнейшую

ее

жизнь,

а

исправить

допущенные

родителями,

педагогами

ошибки

в

нравственном воспитании детей тяжело или невозможно.

Для

формирования

любого

нравственного

качества

важно,

чтобы

оно

проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка

будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его

необходимости и о преимуществах овладения им.

В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами

выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только

символически

отображают

и

углубляют

чувства

человека,

но

и

в

значительной степени облагораживают его. Значение народных праздников и

обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства

и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют

оптимистическое настроение.

Ведущая образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое

развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Участники праздника: дети подготовительной группы «Росточек»,

воспитатель, родители, музыкальный руководитель.

Длительность мероприятия: 30 минут

Предварительная работа: беседы, просмотр мультфильмов, Рассмотрение

березы в разное время года. Знакомство с тем, что береза – это олицетворение

Родины, весны, душевного добра, дерево «четырех угодий». Подбор и

выставка художественной литературы и иллюстраций пейзажей русских

художников о березе (Левитан, Саврасов, Шишкин и др.). Чтение и

разучивание песен, стихов, игр, хороводов. Слушанье музыкальных

произведений: «Вальс» А. Петрова», старинный вальс «Березка» Е. Дрейзина.

Материал и оборудование: макет дерева «Берёза»(из-за непогоды праздник

проходил в музыкальном зале), ленточки, платочки, ведёрки, шишки, ИКТ.

Список используемой литературы:

1. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова, Народные праздники в детском саду,

Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2005.

2. С.Н. Николаева, Парциальная программа «Юный эколог». Система работы

в подготовительной группе детского сада. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

3. Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова, Патриотическое воспитание детей 6-7 лет.

ТЦ «Сфера»,Москва 2007.

Ход развлечения:

Под русскую народную плясовую мелодию, звучащую в аудиозаписи, дети

парами заходят в музыкальный зал, образуют круг. Их встречает ведущий в

русском национальном костюме.

Воспитатель: Утро доброе ребята!

Вы не спать пришли, не стоять пришли,

А Троицу-праздник встречать пришли.

Троица зеленая, гостья наша дорогая,

Ты пришла в воскресенье - всю неделюшку веселье.

Троица - это старинный народный праздник земли, воды, леса. Троица - их

день рождения. В этот день земля, вода и лес - именинники. С давних времен

люди прославляли и оберегали лес, а больше всего народ любил березку -

символ добра, любви и чистоты.

1-й ребенок:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В зеленом сарафанчике,

С платочками в карманчике.

Воспитатель: В Троицу нельзя было рубить и ломать лес. Разрешалось

срубить только одну маленькую березку. Ее наряжали как красную девицу - в

сарафан и платочек, ходили с нею в гости. Вот и к нам сегодня должны

прийти девицы-красавицы со своей березкой. Посмотрите, а вот и они.

Под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла» выходят шесть

девочек из подготовительной группы в русских сарафанах. Они идут плавно,

хороводным шагом, парами. Две девочки в средней паре несут наряженную

березку, ставят ее в центре. Девочки останавливаются полукругом, лицом к

детям.

Воспитатель:

Белая

березка,

милости

просим

к

нам.

Березонька

белая,

березонька кудрявая, на чем прибыла ты к нам?

1-я девочка: На ковре, на золоте, на атласе, на бархате. Ведущий. У кого же

ты гостила?

2-я девочка: У отца, у матери, у рода, у племени, у красных девушек.

Воспитатель:

Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая!

Под тобой, березонька, все не мак цветет.

Под тобой, березонька, не огонь горит - Красны девицы в хороводе стоят,

Для тебя, березонька, плясать хотят.

Девочки исполняют хоровод вокруг березки.

Березка Музыка Р. Рустамова Слова А. Матлиной

1. Мы вокруг березки хороводом стали,

Яркие платочки высоко подняли.

Припев.

Ты, березка, посмотри, посмотри,

Это пляшут девицы, девицы. (2 раза)

2. Мы вокруг березки Весело гуляем,

Весело гуляем, ножками шагаем.

3. Мы с тобой, березка, поиграем в прятки

Отгадай, березка, где же все ребятки.

3-я девочка:

Ой, девицы, ой, красные,

В Троицу березоньку надо бы украсить.

4-я девочка: Надо бы венки плести, косы завивати.

Под русскую народную мелодию «Во поле береза стояла» девочки украшают

березку лентами, венками, приготовленными заранее.

5-я девочка: Девицы-красавицы, мы венки плели - желание загадывали.

Через три дня придем развевать березку. Если венок не завял — желание

исполнится.

6-я девочка:

Березка - красавица русских полей,

Порадуй, березонька, наших детей!

Воспитатель:

Все вместе хоровод мы заведем,

Про березоньку споем.

Все дети исполняют хоровод о березке «Ах, ты береза», музыка Т. Попатенко

1.

С праздником веселым всех мы поздравляем

Игры и пляски дружно начинаем

Припев: Топ-топ, ручки в бок застучали ножки

Все в пляс, раз, два, раз, ай, да ребятишки

2.

Ясносолнце выгляни в оконце

Стало теплее, спляшем веселее

Припев:

3.

Дождик не капай, подожди немного,

Нашим ребятам не стучи в окошко

Припев:

Воспитатель: Как у наших у ворот собирается народ.

Все со скрипочками да с балалаечками.

Выходит группа детей (мальчиков) в народных костюмах с музыкальными

инструментами (ложками, бубнами, трещотками). Они исполняют частушки.

1-й ребенок:

Начинаю я припевку - первую, начальную,

Я хочу развеселить публику печальную.

2-й ребенок:

На окошке два цветочка-голубой да аленький.

Я парнишка боевой, хоть и ростом маленький.

3-й ребенок:

В песнях радость, в песнях - горе,

В песнях и весельице.

Только в песнях нахожу сердечку утешеньице.

4-й ребенок:

Мы частушки петь кончаем

И садимся в решето,

Уезжаем мы в деревню

За частушками еще.

Воспитатель: У ворот солнцеворот. Выходи плясать, народ!

Дети исполняют русский танец «Подгорка».

Ведущий. Песня, русская песня, как же ты хороша!

Песня, русская песня, жизни нашей душа!

Дети исполняют русскую народную песню «Посею лебеду на берегу».

1.

Посею лебеду на берегу-2р

Мою крупную рассадушку, мою крупную зеленую

2.

Сама по воду пойду я со ведром-2р

Чтоб полить мою рассадушку, чтоб полить мою зеленую

3.

Погорит вся лебеда вся без воды-2р

Моя крупная рассадушка, моя крупная зеленая.

Из-за кустов появляется Леший с мешком за плечами.

Леший: Что это за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой,

птички поют, цветы цветут и вдруг - шум, гам, громко поют, в барабаны

бьют!

Ведущий: Здравствуй, Леший! Не обижайся на нас. Мы сегодня Троицу

празднуем, день рождения земли, леса и воды.

Леший: Тогда ладно, не сержусь. Я-то думал, что вы пришли костры жечь,

птичьи гнезда разорять, да лес ломать. Таких я не люблю и лес от них

защищаю. А с вами я и сам поиграю. В лесу много шишек - и еловых и

сосновых. (Вытряхивает шишки из мешка) Хочу я посмотреть, кто из вас

быстрый и ловкий, кто больше шишек наберет.

Леший

держит

мешок,

ребята

подбегают

к

нему

с

шишками,

он

их

пересчитывает и складывает в мешок.

Леший: Ох, как весело с вами, только мне пора,

До свиданья, детвора.

Поёт вместе с детьми песню и покидает музыкальный зал.

Дети поют русскую народную песню «Земелюшка-чернозем».

1.

Земелюшка-чернозем-2р

Чернозем-2р., земелюшка- чернозем

2.

Тут березка выросла-2р

Выросла-2р., тут березка выросла

3.

На березке листочки-2р

Листочки-2р., на березе листочки

4.

Под березкой травонька-2р

Травонька-2р., под березкой травонька

5.

На травоньке цветики-2р

Цветики-2р, на травоньке цветики

6.

Рвали цветы со травы-2р

Со травы-2р, рвали цветы со травы

7.

Плели венки из цветов-2р

На последнем куплете дети провожают Лешего.

Воспитатель: Чтобы цвела наша земля, чтобы росли на ней цветы и деревья,

нужен дождь, нужна вода. Вот поэтому в Троицу девушки бросали березку в

реку или озеро и зазывали дождь.

5-й ребенок:

Туча со громом сговаривались:

Пойдем, гром, погуляем с тобой

По полям, по деревням,

Во ту да в другую сторону.

Воспитатель: И шли дожди проливные, поливали луга заливные, благодарил

народ дождь, без воды все засохнет, все погибнет. Охраняли реки и озера

русалки и водяные.

Вот так ребята, встречали раньше летний праздник. Ну и мы с вами не

засидимся, будем дальше веселиться.

Рефлексия:

Дети исполняют парный танец «Аннушка». После танца девочки выносят на

подносах пироги.

Воспитатель: А заканчивается наше веселье сладким угощеньем:

Киселем, да крендельком, да вкусным пирогом.

Воспитатель вместе с детьми покидают зал. После чаепития дети выбирают

материал

для

творчества

(рисование,

аппликация,

лепка)

и

изображают

виновницу праздника, поддерживая беседу.

Выставка детского творчества

«Люблю берёзку русскую…»

Александровская Настя, 7 лет

Рисунок « Символ Родины моей-белая берёзка»

Фадеева Таисия , 6.7 лет

Рисунок «Белоствольная красавица»

Копытова Катя, 7 лет

Аппликация «Раскудрявая красавица-берёза,»

Моисеевы Никита и Милана, 7 лет

Лепка «Берёзовая аллея»



В раздел образования