Напоминание

"Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками"


Автор: Мусифуллина Лариса Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 34
Населённый пункт: г. Октябрьский Республика Башкортостан
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

Центр развития ребёнка - детский сад № 34 «Радуга»

городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Семинар- практикум

на тему:

«Реализация регионального компонента

в системе образовательной работы с дошкольниками»

Составила: старший воспитатель

Мусифуллина Л.Г

МАДОУ Детский сад № 34

г.Октябрьский РБ

2017г.

Урала сердцевина,

России середина,

Башкортостан ты - мой восторг

Мое ты - вдохновение,

Мое ты - восхищение

Ты - родина моя, ты - мой исток.

Широкие долины

И снежные вершины -

Здесь горы до небес

А в облаках, как вата,

Парит орел крылатый,

И сказочно богатый

Шумит могучий лес.

И нет красивей края -

Земля моя родная-

Родной Башкортостан

Реализация регионального компонента — это неотъемлемая составляющая патриотического,

гражданского, нравственного воспитания подрастающего поколения.

Важность его подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан

Российской

Федерации»,

утвержденной

Правительством

РФ.

Ориентированная

на

разные

возрастные группы программа определяет основные пути развития системы патриотического

воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях. Особое место в программе

уделено воспитанию патриотизма именно у подрастающего поколения.

В

Федеральном

законе «Об

образовании

в

РФ» в

статье

3,

пунктах

3,4

сказано,

что

государственная

политика

основывается

на

принципах

гражданственности,

патриотизма,

защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов РФ.

В ФГОС утверждаются принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям

семьи, общества, государства и учет этнокультурной ситуации развития ребенка.

Региональное составляющее – прошлое и настоящее края, историко-культурные и природные

особенности, обычаи, трудовые достижения, культура межэтнических отношений. Это — то

самое наследство, которое мы должны беречь, развивать и распространять среди потомков.

В дошкольном образовании как первой ступени формирования и становления личности ребенка

важным компонентом содержания обучения и воспитания является национально-региональный

компонент. Дети, посещающие дошкольное образовательное учреждение, воспитываются в

среде с национальным колоритом, знакомятся с произведениями устного народного творчества,

играют в народные игры. Это способствует пробуждению в детях национального самосознания,

воспитанию чувства уважения к другим нациям, обучению основным правилам поведения в

обществе.

Задачи регионального дошкольного образования

МАДОУ Детский сад № 34 ведется работа по национально - региональному компоненту

используя следующие программы по данному направлению:

1. «Мой край – башкортостан» - автор Ф.Н.Фазлые

2. «Я – башкортостанец» - автор Р.Л. Агишева

3. «Земля отцов» - автор Р.Х.Гасанова

4. «Народное декоративно – прикладное искусство башкортостана – дошкольникам» - автор

А.В.Молчева

5. «Комплексное развитие детей в процессе общения с природой»

Марченко Л.И.;

6. «Словестное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры

башкирского народа» Гасанова Л.Н. Гасанова Р.Х.(Уфа 2013 г.)

Введение регионального компонента направлено на решение основных целей:

обновление содержания образования

овладение дошкольниками знаниями в области экологии, истории и культуры своего

региона

воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

В рамках их реализации каждый педагог должен строит свою работу с учетом принципов

педагогического процесса, таких как:

"позитивный

центризм" (отбор

знаний,

наиболее

актуальных

для

ребенка

данного

возраста)

дифференцированный

подход

к

каждому

ребенку,

максимальный

учет

его

психологических особенностей, возможностей и интересов

постепенный

переход (от

более

близкого

ребенку,

личностно-значимого,

к

менее

близкому – культурно-историческим фактам) и других.

Представления

о

малой

родине

являются

содержательной

основой

для

осуществления

разнообразной деятельности и обеспечивает реализацию, интеграцию всех образовательных

областей.

Для

эффективной

реализации

региональной

составляющей

необходим

ряд

педагогических

условий таких как:

педагог

сам

должен

знать

культурные,

исторические,

природные,

этнографические

особенности региона, где он живет, а самое главное - должен быть патриотом своей

Родины.

С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся

консультации,

семинары-практикумы,

круглые

столы,

педсоветы

по

реализации

регионального компонента в повседневной жизни детского сада

создание предметно-пространственной среды, которая способствует развитию личности

ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.

Если

в

группах

младшего

и

среднего

возраста

уголки

социально-нравственного

воспитания с фотоальбомами семьи, фотографиями детского сада и пр., то в группах

старшего дошкольного возраста – уголки нравственно-патриотического воспитания и

уголки регионального содержания:

- с экспозициями «Дружба народов», «Юрта», «Русская изба», национального костюма

народностей, проживающих в Республике Башкортостан;

- полочка красоты для изделий и предметов декоративно-прикладного искусства. В

уголках разнообразие игр, макетов, гербариев, карт, альбомов, книг о родном городе,

республике, фотографий,

-папки: « Мой край родной – Башкортостан»; «Москва –столица России»; «Башкирский

фольклор»; «Мой город», «Уфа – столица РБ»

-репродукции картин к башкирским сказкам;

-писатели Башкортостана;

-народное декоративно-прикладное искусство.

Наглядно-дидактический материал:

-юрты;

-различная башкирская утварь;

-куклы в национальных башкирских костюмах;

-матрешки русская и башкирская;

-настольные игры;

-методические пособия, с помощью которых мы знакомим детей с культурой,

традициями, обычаями народов Республики Башкортостан.

организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и

социума.

Для

воспитанников

проводятся

различные

тематические

выставки,

экскурсии,

развлекательные

программы,

тематические

беседы.

Особо

хочу

отметить

работу

с

центром национальных культур «Дом Дружбы» – совместно организовываются выставки

«Урожай года», праздники, развлечения «Рождество», «Масленица», «Грачиная каша»,

«День Содружества», концерты «Дню Матери»

взаимодействие с родителями (тематические родительские собрания и консультации,

наглядно-информационные формы, интересно проходят совместные досуги, праздники,

дни открытых дверей).

Традиционными

стали

выставки

рисунков,

поделок

совместного

детско-родительского

творчества и пр. Но наиболее эффективным методом вовлечения родителей в данный вид

работы стал метод проектов. Работа над проектами дала совершенно неожиданные результаты.

Некоторые родители проявили инициативу и помимо проектов, которые предлагали мы, стали

представлять собственные проекты о семейных праздниках, традициях, коллекциях «Наши

увлечения», «Семейные праздники», «Традиции в семье».

работа с воспитанниками. Региональное содержание реализуется через организацию

различных видов детской деятельности, их интеграцию с использованием разнообразных

форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости от контингента

детей

и

решения

конкретных

образовательных

задач

в

соответствии

с

годовым,

перспективным планами

Знакомство с родным краем осуществляется по принципу постепенного перехода от более

близкого,

личностно-значимого,

к

менее

близкому

культурно-историческим

фактам.

В

младшем

дошкольном

возрасте

детям

еще

трудно

представить

себе

наш

город,

поэтому

знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им

приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улицы есть свое

название, а у дома – свой номер. С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу

по данному направлению: знакомим с городом, на территории которого находится дошкольное

учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые

прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. В

старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае, республике. Дети

з н а ком я т с я

с

и с то р и е й

го р од а ,

с тол и ц е й

Ре с п убл и к и

Б а ш ко рто с т а н ,

е г о

достопримечательностями, географическими особенностями, с разнообразием национальностей

и т.д.

Реализация регионального компонента в образовательную деятельность.

Ознакомление воспитанников с народной культурой происходит во всех видах

деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально-коммуникативное

развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое

развитие», «Физическое развитие».

Так в нашем саду в образовательную деятельность включается 1 занятие в ОД и 2 в совместную

деятельность в неделю, тем самым выполняя требования ФГОС.

В детском саду имеется Центр национальных культур, где размещены куклы в национальных

костюмах, башкирская посуда, имеется «Юрта» с башкирской утварью.

Всю

работу

по

реализации

регионального

компонента

можно

разбить

на

несколько

направлений:

Первое направление: природно-климатические особенности родного края

Второе направление: национально-культурные и исторические особенности края

Третье направление: ценностно-смысловая взаимосвязь поколений

Четвертое направление: символика РБ.

Рассмотрим перспективное планирование регионального компонента во всех возрастных

группах:

Младшая группа

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Сентябрь

3 неделя

Экскурсия по территории

детского сада.

Формировать

интерес

к

ближайшему

окружению

детскому

саду,

помочь

лучше узнать и полюбить его.

4 неделя

Беседа о сотрудниках

детского сада.

Развивать интерес к людям родного края,

их профессиям, воспитывать уважение к

их труду.

Октябрь

1 неделя

Конкурс поделок «Урожай

года»

Воспитывать

интерес

к

совместному

т в о рч е с т ву

р од и т е л я

и

р е б е н к а .

Прививать

любовь

к

красоте.

Развитие

художественно-

эстетического

вкуса,

формирование ручных навыков, развитие

фантазии и воображения.

2 неделя

Беседа «Моя семья».

Н а з ы в а т ь

ч л е н о в

с в о е й

с е м ь и ,

воспитывать уважение к родителям.

3 неделя

Рассматривание альбомов

«Моя семья», «Труд

взрослых в семье».

Формировать умение называть свое имя,

фамилию, имена членов семьи, говорить

о

себе

в

первом

лице.

Разв ивать

представления о своей семье.

4 неделя

Рассматривание альбома

«Наш любимый город».

Воспитывать любовь к родному городу и

его улицам.

Ноябрь

1 неделя

Осенний утренник «Осень в

гости к нам пришла».

Систематизировать

знания

детей

об

осени.

Приобщать

детей

к

образам

осенней

поры,

познание

к ра с от ы

окружающего

мира,

п р оя в л е н н о й

с р е д с т в а м и

м у з ы к а л ь н о й

выразительно сти.

Создать

д е т я м

радостное праздничное настроение

2 неделя

Рассматривание осенних

репродукций башкирских

художников.

Познакомить

с

живописью

башкирских

художников.

Прививать

интерес

к

искусству.

3 неделя

Знакомство с башкирским

орнаментом.

Познакомить с башкирским орнаментом и

рассказать о том, что у каждого народа он

свой.

4 неделя

Лепка «Волшебные бусы».

Воспитывать

у д е т е й

и н т е р е с

к

творчеству,

ж елание

дарить

радость

другим.

Декабрь

1 неделя

Рассматривание фотоальбома

«Природа родного края».

Учить

детей

видеть

красоту

родной

природы. Воспитывать любовь к малой

родине.

2 неделя

Слушание башкирских

песен.

Продолжать

знакомить

со

знаменитыми

людьми

Башкорто стана,

у з н а в ат ь

башкирские мелодии.

3 неделя

Беседа о предметах быта.

Формировать представление о предметах

быта

в

русской

избе;

воспитывать

устойчивый

интерес

и

уважение

к

истории и культуре русского народа.

4 неделя

Подвижная игра «У медведя

во бору»

Вызвать

интерес

к

народным

играм,

и г р а т ь

д р у ж н о

н е

з а в и с и м о

о т

национальности.

Январь

2 неделя

Зимние забавы, развлечение

совместно с родителями на

улице.

У к р е п л е н и е

з д о р о в ь я

д е т е й ,

совершенствование

физических

качеств;

создать

у

детей

бодрое,

радостное

настроение.

3 неделя

Знакомство с малым

фольклором Башкортостана.

Учить эмоционально воспринимать текст

колыбельных, стихов, потешек.

4 неделя

Чтение башкирской сказки

«Щедрый заяц».

Познакомить с произведением, беседа по

ней,

прививать

любовь

к

чтению.

Помогать детям правильно воспринимать

содержание произведения, сопереживать

его героям

Февраль

1 неделя

Рассматривание

иллюстрацию к башкирским

сказкам.

Способствовать формированию интереса

к

башкирской

литературе,

ч е р е з

рассматривание иллюстраций в книгах.

2 неделя

Знакомство с башкирской

национальной одеждой.

Познакомить,

рассмотреть

башкирский

национальный костюм.

3 неделя

Рисование «Разукрасим

сапожок».

Формировать умение рисовать узоры из

прямых

и

волнистых

линий,

создавать

ритмическую

композицию,

используя

нетрадиционные техники рисования.

Развивать чувство ритма (чередование 2-3

цветов или разных линий).

Закреплять знания названий цветов.

Воспитывать эстетический вкус.

4 неделя

Народный праздник

«Масленица».

П р од о л ж а т ь

з н а ко м и т ь

д е т е й

с

народными традициями, праздниками.

Март

1 неделя

Беседа «праздник 23

февраля».

О с у щ е с т в л я т ь

п а т р и о т и ч е с к о е

воспитание.

Знакомить

с

«военными»

профессиями.

Воспитывать

любовь

к

Родине.

Формировать

п е р в и ч н ы е

гендерные представления (воспитывать в

мальчиках

стремления

быть

сильными,

смелыми, стать защитниками Родины).

2 неделя

Чтение стихов о маме

Г.Юнусовой.

Продолжать

работу

по

формированию

интереса к башкирской литературе.

3 неделя

У т р е н н и к

«

8

м а р т а -

праздник Мам».

Организовывать все виды детской

деятельности(игровой, коммуникативной,

трудовой, познавательно-

исследовательской ,продуктивной,

музыкально художественной, чтения)

вокруг темы семьи, любви к маме,

бабушке. Воспитывать уважение к родны

людям.

4 неделя

Заучивание

стихотворения

башкирских писателей.

Способствовать формированию интереса

к башкирской литературе, развитие речи.

Апрель

1 неделя

Знакомство с юртой.

Познакомить детей

с

национа льным

жильем

башкирского

народа

- юртой,

показать об основных строениях юрты.

2 неделя

Аппликация «Моя юрта».

Уточнить и закрепить знания о том, как

устанавливали юрту, какое убранство есть

в юрте. Формировать умение составлять

декоративные композиции подбирая их по

цвету,

развивать

чувство

симметрии,

ритма, цвета.

3 неделя

Драматизация

башкирской

потешки «Расти сынок, расти

сынок».

Формировать

умение

с

помощью

в о с п и т а т е л я

и н с ц е н и р о в а т ь

и

д р а м а т и з и р о в а т ь

н е б о л ь ш и е

стихотворения.

4 неделя

Ч т е н и е

с т и х о т в о р е н и я

«Зухра и цыплята»

К.Киньябулатовой.

Помогать детям правильно воспринимать

содержание произведения, сопереживать

его героям.

Май

1 неделя

П/и «Разноцветные

платочки».

Познакомить детей

с

играми

народов

Башкортостана, развивать

ловкость

и

быстроту движения.

2 неделя

Беседа и показ иллюстраций

на тему Великой

Отечественной войны.

Формировать знания детей о Великой

Отечественной войне, празднике

Победы. Формировать умение

уважительно относиться к подвигу наших

солдат.

3 неделя

Разгадывание загадок.

Уточнять представления детей о загадках,

ф орми роват ь

уме н и е

о т г а д ы в а т ь

описательные загадки.

4 неделя

Беседа «Что я могу

рассказать о своей малой

родине»

Выявить

уровень

знаний. Воспитывать

чувство любви к своей малой родине.

Средняя группа

месяцы

Речевое

развитие

Познавательное

развитие

Социально –

коммуникативное

развитие

Художественно –

эстетическое

развитие

Физическо

е развитие

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1.Беседа о городе

Цель: уточнить

представление детей

о родном крае, о

красоте.

2.Рассказывание

башкирской сказки

«Лиса-сирота».

Цель: побуждать

рассказывать о своем

отношении к

конкретному

поступку

литературного

персонажа.

3.Чтение стихов

башкирских поэтов о

1.Рассматривание

иллюстрации «Гуси

и гусята»

Цель: способствовать

формированию

интереса к

башкирской

литературе, через

рассматривание

иллюстраций в

книгах.

2.Зимующие птицы

нашей республики. -

уточнить знания

детей о птицах РБ,

закрепить и

расширять знания о

способности птиц

приспосабливаться к

1.Словесная игра

«Хорошо-плохо»

Цель: учить

высказывать свое

мнение; находим

хорошие, плохие

стороны в посуде,

одежде.

2.Д/и «Кто где

живет?»

Цель: закреплять

знание детей о

месте жительства:

город, улица, дом.

3.С/р игра

«Путешествие в

1.Рисование

«Украсим сапожки

кукле Айгуль»

Цель: учить детей

составлять на бумаге

узор из элементов

башкирского

орнамента.

2.Лепка «Угощение

для кукол»

Цель: воспитывать

стремление делать

что – то для других,

формировать

стремление работать

аккуратно, доводить

все до конца.

1.П/и

«Хитрая

лиса»

Цель:

Разви

вать у детей

ловкость и

умение

выполнять

движение

по сигналу,

упражнять в

беге с

увертывани

ем, в ловле,

в лазании,

прыжках в

глубину.

2.Башкирск

ая игра

детях «Гуси и

Мунира» Г.Давлетова

Цель: учить

эмоционально

воспринимать текст

стихотворений,

потешек.

суровым зимним

условиям.

3.Драматизация

рассказа М.Карима

«В березовом лесу»

Цель: с помощью

воспитателя

инсценировать и

драматизировать

небольшие

произведения.

магазин «Посуда»

Цель: закрепить

знание детей о

классификации

посуды.

3.Конструирование из

строительного

материала «Терема»

Цель: развивать

конструкторские

навыки детей.

«Липкие

пеньки»

Цель:

познакомит

ь с

правилами

игры,

воспитыват

ь дружеские

отношения.

3.Игра м/п

«Камешки»

Цель:

развивать

внимание,

умение

действовать

по сигналу.

Декабрь

Январь

Февраль

1.Беседа «Я –

гражданин РБ»

Цель: воспитывать

чувство гордости за

свою Родину.

2.Составление

рассказа по

иллюстрациям

«Дикие животные

РБ»

Цель: побуждать

рассказывать по

иллюстрациям,

воспитывать

чуткость к

художественному

слову.

3.Рассказывание

башкирской сказки

«Медведь и пчелы»

Цель: продолжать

развивать интерес с

1.Рассматривание

посуды –

путешествие в

прошлое посуды

Цель: ознакомление

детей с историей

возникновения

посуды, с процессом

ее преобразования

человеком,

формирования

интереса к предметам

рукотворного мира

прошлого.

2.ООД «Предметы

быта башкирского

народа»

Цель: продолжать

учить детей

рассматривать

предметы быта и

видеть в них

основные качества.

3.Знакомство с

1. С/р игра «Кафе –

бар»

Цель: продолжать

учить детей

распределять роли,

закреплять знания о

труде официанта,

повара, кондитера,

воспитывать

дружеские

взаимоотношения в

игре.

2. Настольно-

печатная игра

«Башкирская

посуда»

Цель: продолжать

знакомить детей с

посудой

башкирского

народа.

3.Д/и «Башкирский

узор»

1.Конструирование из

строительного

материала «Грузовой

автомобиль»

Цель: дать детям

обобщающие

представления о

грузовом транспорте;

познакомить

строительной

деталью – цилиндр.

2.Лепка «Курай»

Цель: знакомство с

башкирским

национальным

инструментом.

3.Аппликация

«Укрась коврик»

Цель: закреплять

приемы аккуратного

наклеивания, умение

чередовать

башкирский

1.П/и

«Стрелок»

Цель:

познакомит

ь с

правилами

игры и

умение их

соблюдать.

2.Игровое

упражнение

«Подбрось

и поймай»

Цель:

Упражнять

в бросании

мяча двумя

руками

снизу вверх

и ловить

его.

3.Игра

малой

подвижност

и «Угадай

башкирским сказкам. башкирскими

песнями.

Цель: учить

эмоционально

воспринимать текст

песен.

2. Рассматривание

картины художника

А.Ситдикова

«Урожайный год.

Пасека»

Цель: уточнить

представление детей

о башкирском

орнаменте.

орнамент.

по голосу»

Цель:

развивать

слуховое

восприятие,

внимание.

Март

Апрель

Май

1.Перессказ сказки

«Ленивый сын»

Цель: учить детей

пересказывать

сказку, выразительно

передавать диалог

персонажей

2.Чтение

художественной

литературы о

перелетных птицах

РБ.

Цель: продолжать

воспитывать желание

узнать о перелетных

птицах, формировать

бережное отношение

к ним.

3. Заучивание

стихотворения

К.Даяна «Весенние

цветы»

Цель: пополнять

литературный багаж

детей башкирскими

произведениями,

воспитывать

чуткость к

поэтическому слову.

1.Рассматривание

иллюстрации

«Плетенный аласык»

- летний домик.

Цель: продолжать

знакомить с бытом

башкирского народа.

2.Беседа по

иллюстрации из

серии «Домашние

животные»

Цель: продолжать

знакомить детей с

домашними

животными, их

питании, где живут.

3.Знакомство с

башкирской

национальной

одеждой.

Цель: познакомить с

башкирскими

национальными

костюмами,

воспитывать интерес

к башкирской

культуре.

1.Д/и «Что сделали

люди»

Цель: закрепить

представление о

том, что такое

«рукотворный мир»

- это то, что сделал

человек своими

руками.

2.Словесная игра

«Если бы я был

строителем, какое

здание я бы

построил в родном

городе»

Цель: учить детей

делится своими

впечатлениями,

мыслями, мечтами.

3.

С/р игра «В

гостях у подружек»

Цель: Формировать

нравственность,

потребность изучать

историю и культуру

башкирского

народа.

Познакомить с

особенностями

гостеприимства

1.Конструирование из

бумаги «Наша улица»

Цель: продолжать

учить детей

конструировать по

шаблону дома и

строить улицы.

2.Аппликация

«Ракета»

Цель: продолжать

учить детей вырезать

бумаги и аккуратно

наклеивать.

3.Рисование

«Природа моего

родного края»

Цель: закреплять

приемы рисования:

деревьев, травы,

цветов; развивать

фантазию,

творчество.

1.П/и

«Палка-

кидалка

(Сойош

таяк)»

Цель:

знакомство

с новой

башкирской

игрой.

2.Игра по

ПДД

«Светофор»

Цель:

развивать

внимание,

различать

цвета.

3.Праздник

башкирског

о фольклора

«В гостях у

сказки»

Цель:

продолжать

знакомить

детей с

башкирски

ми

произведен

этого народа.

иями.

Старшая группа

п.п.

месяц

тема

1

сентябр

ь

1.Устройство башкирского дома.

2.Профессия-пчеловод

3.Животные и птицы, обитающие в Башкортостане.

4.Водный мир Башкортостана.

5.Устное народное творчество. Башкирская народная сказка «Волк и коза»

2

октябрь

1.Символы Башкортостана.

2.Уфа-столица Башкортостана.

3.Салават Юлаев-национальный герой.

4.День Республики.

3

ноябрь

1.Знакомство с изобразительным искусством республики Башкортостан.

2.Творчество художника Нурмухаметова Р.М.

3.Рассматривание репродукций «Легенда о батыре»

4.Мы художники. Рисуем природу своего края.

4

декабрь

1.Национальный мужской костюм.

2.Национальный женский костюм.

3.Знакомство с башкирскими головными уборами.

4.Аппликация «Украсим фартук Айгуль»

5

январь

1.Башкирские народные музыкальные инструменты.

2.История курая.

3.Слушание башкирских народных песен.

6

февраль

1.Предметы быта башкирского народа.

2. «Бабушкин сундучок»

3.Конструирование «Макет дома башкир»(юрта)

4.Устное народное творчество. Башкирская народная сказка «Лиса-

сирота»

7

март

1.Просмотр видеозаписей о Башкортостане.

2.Знакомство с башкирскими пословицами.

3.Рассматривание иллюстраций о Башкортостане, об Уфе.

4.Рисование на тему «Мой край родной»

8

апрель

1.Я живу в Уфе.

2.Чтение рассказов об Уфе.

3.Знакомство с памятниками С.Юлаеву, А.Матросову

4.Театры Уфы.

9

май

1.Рассматривание фотоальбомов «Мои путешествия по республике»

2.Разучивание стихотворений об Уфе, республике.

3.Составление альбома «Моя республика»

4.Итоговая беседа о Башкортостане.

Подготовительная группа

Квартал

Организованно-

образовательная

деятельность

Совместная деятельность

взрослого и детей

Взаимодействие с

семьей

1 квартал

(сентябрь

, октябрь,

ноябрь).

1.Познание:

-«Путешествие по

родному городу»,

-«Мой край –

Башкортостан»,

- «Страна моя

родная».

Художественное

творчество

1.Рисование:

- «Украшение

платочка

башк.растительным

орнаментом»,

-«Украшение

салфетки башк

орнаментом»,

2. Лепка:

- «Национальные

блюда башкир»

- «Пиала»

3.Аппликация:

«Украшение

женской головной

Повязки- харауса»

«Сапожок»

Краеведческие игры:

- «Птицы нашего края»,

- «Что можно, что нельзя?»,

- «Берегите природу»,

- «Дикие животные нашего

края»,

Дидактические игры:

домино «Башкирские узоры»,

«Узнай свой элемент», «Собери

башкирскую посуду», «Сотки

ковер», «Разрезные узоры»,

«Башкирская посуда»,

«Башкирские национальные

костюмы», «Составь узор»,

«Башкирские узоры»,

«Государственные символы

России», «Флаг и герб

Башкортостана», «Башкирское

лото»,

Подвижные игры:

«Хитрая лиса», «Липкие

пеньки», «Сапожник»,

«Курай», «Резвые лошадки»,

«Медведь и пчелы», «Медный

пень».

Чтение произведений:

- «Лиса в медвежьей берлоге»,

- Гюльгизар»

(Ф.Губайдуллиной),

- «Легенда о курае»,

- стих-е «В родном краю»

А. Йгебаева,

- «Лиса-сирота»,

- «Медведь и пчелы»,

- Р.Мухаметова «Как медвежонок

поумнел», - М.Карим «В

березовом лесу» и «Туда или

сюда».

Рассматривание альбомов:

- «Мой родной край»,

- «Мы живем в Башкортостане»,

- «Чем богата наша

Республика?»,

- «Башкирский национальный

костюм женщин» (головные

уборы, женская нательная

одежда, верхняя одежда,

украшения, обувь),

- «Города Башкортостана»,

- «Национальные блюда башкир»

(беляши, кыстыбый, элеш,

усбосмак),

- Привлечь

родителей в

оказании помощи

по оформлению

тематических

альбомов, обшить

кукол в

национальные

костюмы.

- Предложить в

уголке для

родителей стихи

для заучивания с

детьми о природе,

о родном крае.

- «Промышленность

Башкортостана, нашего края»

Знакомство с произведениями

башкирских художников:

картина Ф.Кащеева

«Башкирский кумыс»,

Беседы:

- «11 октября – День

Республики»,

- «Башкирские сувениры»,

- «Моя малая Родина»,

- «Мустай Карим – народный

поэт Башкортостана»,

- «День согласия и примирения»,

- «Поэты и писатели

Башкортостана»,

- «Ф.Я.Кащеев – художник

Башкортостана»,

-Показ театра из

коробочек «Медведь и пчелы»

Игровая ситуация

«Угостим куклу Айгуль

овощным салатом»

Самостоятельная деятельность:

«Раскрашивание башк. национ.

костюмов».

2 квартал

(декабрь,

январь,

февраль)

1. Познание:

- «История моего

села»

Художественное

творчество

1.Рисование:

- «Украсим детский

сапожек»,

- «Роспись

матрешки –

бурзяночки»,

- «Укрась ковер»,

- «Полотенце»,

– «Украсим

башкирский

фартук»,

- «Укрась ковер»,

- «Коврик»

(коллектив. работа)

-«Полотенце с

растительным

узором»,

2.Лепка

-«Матрешка –

Бурзяночка»,

Краеведческие игры:

- «Дикие животные нашего

края»,

Дидактические игры:

«Башкирская утварь», «Блюда

башкирских народов»

(бешбармак, баурсак, чак - чак),

«Составь флаг Башкортостана»,

«Башкирское домино», «Собери

целое», «Сложи герб РБ»,

«Укрась пиалу», «Собери

коврик»

Подвижные игры:

«Хитрая лиса», «Меткие

стрелки», «Игра в коней»,

«Летели, летели», «Найди

колечко», «Бег в мешках»,

«Медведь и пчелы».

Чтение произведений:

Сказки:

- «Легенда о курае»,

- «Петух – батыр», «Кто

сильней?».

Рассматривание альбомов:

- «Башкирский орнамент»,

Беседы:

-Оформить

совместно с

родителями

альбома «Моя

родословная»,

-Предложить в

уголке для

родителей стихи

для заучивания с

детьми о природе,

о родном крае.

- Оформить

информацию для

папка-передвижка

«Приобщаем

детей к культуре

народов

Башкортостана».

- Беседа по

воспитанию у

детей любви и

уважения к

родным и

близким.

- «Сосуд для

Катыка».

- «Ковши с цепью»,

- «Кони»

3. Аппликация

- «Укрась и вырежи

башкирский

сундук»,

- «Укрась скатерть».

- «Вырежи и укрась

кадку для кумыса»,

- «Украсим чепрак к

женскому седлу».

- «Республика моя -

Башкортостан»

- «Город и деревня» (чем

похожи, чем отличаются.

Название района. Соседние

города, город Уфа.)

3 квартал

(март,

апрель,

май)

1. Познание:

- «Растения и

животные

Башкортостана».

Художественное

творчество

1.Рисование:

-«Укрась скатерть»,

-«Укрась рубашку

Булату»,

-«Ковер

Башкортостана»

- «Укрась ромб»,

- «Украсим женский

елян»

2.Лепка:

- «Медовница»,

- «Сувенир в

подарок другу».

- «Набор для

Катыка» (коллект.

работа),

«Башкирская

посуда»

3.Аппликация:

- «Украсим любую

вещь башкирским

орнаментом»

- «Украсим любую

вещь башкирским

орнаментом»

- Итоговое занятие

«Чему мы

научились» (по

родному краю).

Краеведческие игры:

- «Топографические знаки»

- «Берегите природу».

Дидактические игры:

«Укрась башкирскую посуду»,

«Одень башкирскую куклу»,

«Башкирские узоры»,

«Башкирское лото», «Разрезные

узоры», «Башкирский коврик»,

«Флаг и герб Башкортостана»,

«Назови города Башкортостана»,

«Составь узор».

Подвижные игры:

«Юрта», «Эстафета всадников»,

«Бой с мешком», «Меткие

стрелки», «Стрелок», «Серый

волк».

Чтение произведений:

Сказки:

- «Тан – батыр», «Батыры –

близнецы»

- «Подорожник», «Шумбай».

Произведения башкирских

поэтов и писателей:

- Абдулхак Игебаев «В родном

краю»,

Мустай Карим «Прилетай»,

Баязит Бикбай «Наш дедушка»,

Рассматривание альбомов:

- «Моя родословная»,

- «Национальные костюмы

Башкортостана» (шуба, камзол,

тюбетейка, сапоги),

- «Национальные напитки»

(кумыс, буза, айран, катык»,

- «Башкирские танцоры, певцы»

- «Лекарственные растения

Башкортостана», «Уфа-столица

Башкортостана»,

Конкурс

плакатов «Земля –

наш общий дом»

-Беседа

«Как закрепить

полученные

знания о родном

крае»

-Предложить в

уголке для

родителей стихи

для заучивания с

детьми о природе,

о родном крае.

Беседы:

- «Прошлое нашего края»

(жизнь народа в прошлом, герои

прошлого, архитектурные

памятники: здания, родник и

т.д.), «Настоящее края».

Знакомство с произведениями

башкирских художников:

- Б.Ф.Домашников и «Под

Уфой. Весна»,

- А.Ф.Лутфуллин «Женский

портрет».

Построенная таким образом работа в нашем учреждении, значительно расширяет знания детей

о своем городе, республике, стране.

В целом это положит основу формирования ребенка как гражданина своего города, своей

страны, настоящего патриота.



В раздел образования