Автор: Мусифуллина Лариса Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 34
Населённый пункт: г. Октябрьский Республика Башкортостан
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Реализация регионального компонента в системе образовательной работы с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
Центр развития ребёнка - детский сад № 34 «Радуга»
городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Семинар- практикум
на тему:
«Реализация регионального компонента
в системе образовательной работы с дошкольниками»
Составила: старший воспитатель
Мусифуллина Л.Г
МАДОУ Детский сад № 34
г.Октябрьский РБ
2017г.
Урала сердцевина,
России середина,
Башкортостан ты - мой восторг
Мое ты - вдохновение,
Мое ты - восхищение
Ты - родина моя, ты - мой исток.
Широкие долины
И снежные вершины -
Здесь горы до небес
А в облаках, как вата,
Парит орел крылатый,
И сказочно богатый
Шумит могучий лес.
И нет красивей края -
Земля моя родная-
Родной Башкортостан
Реализация регионального компонента — это неотъемлемая составляющая патриотического,
гражданского, нравственного воспитания подрастающего поколения.
Важность его подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан
Российской
Федерации»,
утвержденной
Правительством
РФ.
Ориентированная
на
разные
возрастные группы программа определяет основные пути развития системы патриотического
воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях. Особое место в программе
уделено воспитанию патриотизма именно у подрастающего поколения.
В
Федеральном
законе «Об
образовании
в
РФ» в
статье
3,
пунктах
3,4
сказано,
что
государственная
политика
основывается
на
принципах
гражданственности,
патриотизма,
защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов РФ.
В ФГОС утверждаются принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества, государства и учет этнокультурной ситуации развития ребенка.
Региональное составляющее – прошлое и настоящее края, историко-культурные и природные
особенности, обычаи, трудовые достижения, культура межэтнических отношений. Это — то
самое наследство, которое мы должны беречь, развивать и распространять среди потомков.
В дошкольном образовании как первой ступени формирования и становления личности ребенка
важным компонентом содержания обучения и воспитания является национально-региональный
компонент. Дети, посещающие дошкольное образовательное учреждение, воспитываются в
среде с национальным колоритом, знакомятся с произведениями устного народного творчества,
играют в народные игры. Это способствует пробуждению в детях национального самосознания,
воспитанию чувства уважения к другим нациям, обучению основным правилам поведения в
обществе.
Задачи регионального дошкольного образования
МАДОУ Детский сад № 34 ведется работа по национально - региональному компоненту
используя следующие программы по данному направлению:
1. «Мой край – башкортостан» - автор Ф.Н.Фазлые
2. «Я – башкортостанец» - автор Р.Л. Агишева
3. «Земля отцов» - автор Р.Х.Гасанова
4. «Народное декоративно – прикладное искусство башкортостана – дошкольникам» - автор
А.В.Молчева
5. «Комплексное развитие детей в процессе общения с природой»
Марченко Л.И.;
6. «Словестное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры
башкирского народа» Гасанова Л.Н. Гасанова Р.Х.(Уфа 2013 г.)
Введение регионального компонента направлено на решение основных целей:
обновление содержания образования
овладение дошкольниками знаниями в области экологии, истории и культуры своего
региона
воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.
В рамках их реализации каждый педагог должен строит свою работу с учетом принципов
педагогического процесса, таких как:
"позитивный
центризм" (отбор
знаний,
наиболее
актуальных
для
ребенка
данного
возраста)
дифференцированный
подход
к
каждому
ребенку,
максимальный
учет
его
психологических особенностей, возможностей и интересов
постепенный
переход (от
более
близкого
ребенку,
личностно-значимого,
к
менее
близкому – культурно-историческим фактам) и других.
Представления
о
малой
родине
являются
содержательной
основой
для
осуществления
разнообразной деятельности и обеспечивает реализацию, интеграцию всех образовательных
областей.
Для
эффективной
реализации
региональной
составляющей
необходим
ряд
педагогических
условий таких как:
педагог
сам
должен
знать
культурные,
исторические,
природные,
этнографические
особенности региона, где он живет, а самое главное - должен быть патриотом своей
Родины.
С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся
консультации,
семинары-практикумы,
круглые
столы,
педсоветы
по
реализации
регионального компонента в повседневной жизни детского сада
создание предметно-пространственной среды, которая способствует развитию личности
ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.
Если
в
группах
младшего
и
среднего
возраста
–
уголки
социально-нравственного
воспитания с фотоальбомами семьи, фотографиями детского сада и пр., то в группах
старшего дошкольного возраста – уголки нравственно-патриотического воспитания и
уголки регионального содержания:
- с экспозициями «Дружба народов», «Юрта», «Русская изба», национального костюма
народностей, проживающих в Республике Башкортостан;
- полочка красоты для изделий и предметов декоративно-прикладного искусства. В
уголках разнообразие игр, макетов, гербариев, карт, альбомов, книг о родном городе,
республике, фотографий,
-папки: « Мой край родной – Башкортостан»; «Москва –столица России»; «Башкирский
фольклор»; «Мой город», «Уфа – столица РБ»
-репродукции картин к башкирским сказкам;
-писатели Башкортостана;
-народное декоративно-прикладное искусство.
Наглядно-дидактический материал:
-юрты;
-различная башкирская утварь;
-куклы в национальных башкирских костюмах;
-матрешки русская и башкирская;
-настольные игры;
-методические пособия, с помощью которых мы знакомим детей с культурой,
традициями, обычаями народов Республики Башкортостан.
организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и
социума.
Для
воспитанников
проводятся
различные
тематические
выставки,
экскурсии,
развлекательные
программы,
тематические
беседы.
Особо
хочу
отметить
работу
с
центром национальных культур «Дом Дружбы» – совместно организовываются выставки
«Урожай года», праздники, развлечения «Рождество», «Масленица», «Грачиная каша»,
«День Содружества», концерты «Дню Матери»
взаимодействие с родителями (тематические родительские собрания и консультации,
наглядно-информационные формы, интересно проходят совместные досуги, праздники,
дни открытых дверей).
Традиционными
стали
выставки
рисунков,
поделок
совместного
детско-родительского
творчества и пр. Но наиболее эффективным методом вовлечения родителей в данный вид
работы стал метод проектов. Работа над проектами дала совершенно неожиданные результаты.
Некоторые родители проявили инициативу и помимо проектов, которые предлагали мы, стали
представлять собственные проекты о семейных праздниках, традициях, коллекциях «Наши
увлечения», «Семейные праздники», «Традиции в семье».
работа с воспитанниками. Региональное содержание реализуется через организацию
различных видов детской деятельности, их интеграцию с использованием разнообразных
форм и методов работы, выбор которых осуществляется в зависимости от контингента
детей
и
решения
конкретных
образовательных
задач
в
соответствии
с
годовым,
перспективным планами
Знакомство с родным краем осуществляется по принципу постепенного перехода от более
близкого,
личностно-значимого,
к
менее
близкому
–
культурно-историческим
фактам.
В
младшем
дошкольном
возрасте
детям
еще
трудно
представить
себе
наш
город,
поэтому
знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им
приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улицы есть свое
название, а у дома – свой номер. С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу
по данному направлению: знакомим с городом, на территории которого находится дошкольное
учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые
прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. В
старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае, республике. Дети
з н а ком я т с я
с
и с то р и е й
го р од а ,
с тол и ц е й
Ре с п убл и к и
Б а ш ко рто с т а н ,
е г о
достопримечательностями, географическими особенностями, с разнообразием национальностей
и т.д.
Реализация регионального компонента в образовательную деятельность.
Ознакомление воспитанников с народной культурой происходит во всех видах
деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально-коммуникативное
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Физическое развитие».
Так в нашем саду в образовательную деятельность включается 1 занятие в ОД и 2 в совместную
деятельность в неделю, тем самым выполняя требования ФГОС.
В детском саду имеется Центр национальных культур, где размещены куклы в национальных
костюмах, башкирская посуда, имеется «Юрта» с башкирской утварью.
Всю
работу
по
реализации
регионального
компонента
можно
разбить
на
несколько
направлений:
Первое направление: природно-климатические особенности родного края
Второе направление: национально-культурные и исторические особенности края
Третье направление: ценностно-смысловая взаимосвязь поколений
Четвертое направление: символика РБ.
Рассмотрим перспективное планирование регионального компонента во всех возрастных
группах:
Младшая группа
Месяц
Неделя
Тема
Цель
Сентябрь
3 неделя
Экскурсия по территории
детского сада.
Формировать
интерес
к
ближайшему
окружению
–
детскому
саду,
помочь
лучше узнать и полюбить его.
4 неделя
Беседа о сотрудниках
детского сада.
Развивать интерес к людям родного края,
их профессиям, воспитывать уважение к
их труду.
Октябрь
1 неделя
Конкурс поделок «Урожай
года»
Воспитывать
интерес
к
совместному
т в о рч е с т ву
р од и т е л я
и
р е б е н к а .
Прививать
любовь
к
красоте.
Развитие
художественно-
эстетического
вкуса,
формирование ручных навыков, развитие
фантазии и воображения.
2 неделя
Беседа «Моя семья».
Н а з ы в а т ь
ч л е н о в
с в о е й
с е м ь и ,
воспитывать уважение к родителям.
3 неделя
Рассматривание альбомов
«Моя семья», «Труд
взрослых в семье».
Формировать умение называть свое имя,
фамилию, имена членов семьи, говорить
о
себе
в
первом
лице.
Разв ивать
представления о своей семье.
4 неделя
Рассматривание альбома
«Наш любимый город».
Воспитывать любовь к родному городу и
его улицам.
Ноябрь
1 неделя
Осенний утренник «Осень в
гости к нам пришла».
Систематизировать
знания
детей
об
осени.
Приобщать
детей
к
образам
осенней
поры,
познание
к ра с от ы
окружающего
мира,
п р оя в л е н н о й
с р е д с т в а м и
м у з ы к а л ь н о й
выразительно сти.
Создать
д е т я м
радостное праздничное настроение
2 неделя
Рассматривание осенних
репродукций башкирских
художников.
Познакомить
с
живописью
башкирских
художников.
Прививать
интерес
к
искусству.
3 неделя
Знакомство с башкирским
орнаментом.
Познакомить с башкирским орнаментом и
рассказать о том, что у каждого народа он
свой.
4 неделя
Лепка «Волшебные бусы».
Воспитывать
у д е т е й
и н т е р е с
к
творчеству,
ж елание
дарить
радость
другим.
Декабрь
1 неделя
Рассматривание фотоальбома
«Природа родного края».
Учить
детей
видеть
красоту
родной
природы. Воспитывать любовь к малой
родине.
2 неделя
Слушание башкирских
песен.
Продолжать
знакомить
со
знаменитыми
людьми
Башкорто стана,
у з н а в ат ь
башкирские мелодии.
3 неделя
Беседа о предметах быта.
Формировать представление о предметах
быта
в
русской
избе;
воспитывать
устойчивый
интерес
и
уважение
к
истории и культуре русского народа.
4 неделя
Подвижная игра «У медведя
во бору»
Вызвать
интерес
к
народным
играм,
и г р а т ь
д р у ж н о
н е
з а в и с и м о
о т
национальности.
Январь
2 неделя
Зимние забавы, развлечение
совместно с родителями на
улице.
У к р е п л е н и е
з д о р о в ь я
д е т е й ,
совершенствование
физических
качеств;
создать
у
детей
бодрое,
радостное
настроение.
3 неделя
Знакомство с малым
фольклором Башкортостана.
Учить эмоционально воспринимать текст
колыбельных, стихов, потешек.
4 неделя
Чтение башкирской сказки
«Щедрый заяц».
Познакомить с произведением, беседа по
ней,
прививать
любовь
к
чтению.
Помогать детям правильно воспринимать
содержание произведения, сопереживать
его героям
Февраль
1 неделя
Рассматривание
иллюстрацию к башкирским
сказкам.
Способствовать формированию интереса
к
башкирской
литературе,
ч е р е з
рассматривание иллюстраций в книгах.
2 неделя
Знакомство с башкирской
национальной одеждой.
Познакомить,
рассмотреть
башкирский
национальный костюм.
3 неделя
Рисование «Разукрасим
сапожок».
Формировать умение рисовать узоры из
прямых
и
волнистых
линий,
создавать
ритмическую
композицию,
используя
нетрадиционные техники рисования.
Развивать чувство ритма (чередование 2-3
цветов или разных линий).
Закреплять знания названий цветов.
Воспитывать эстетический вкус.
4 неделя
Народный праздник
«Масленица».
П р од о л ж а т ь
з н а ко м и т ь
д е т е й
с
народными традициями, праздниками.
Март
1 неделя
Беседа «праздник 23
февраля».
О с у щ е с т в л я т ь
п а т р и о т и ч е с к о е
воспитание.
Знакомить
с
«военными»
профессиями.
Воспитывать
любовь
к
Родине.
Формировать
п е р в и ч н ы е
гендерные представления (воспитывать в
мальчиках
стремления
быть
сильными,
смелыми, стать защитниками Родины).
2 неделя
Чтение стихов о маме
Г.Юнусовой.
Продолжать
работу
по
формированию
интереса к башкирской литературе.
3 неделя
У т р е н н и к
«
8
м а р т а -
праздник Мам».
Организовывать все виды детской
деятельности(игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно-
исследовательской ,продуктивной,
музыкально художественной, чтения)
вокруг темы семьи, любви к маме,
бабушке. Воспитывать уважение к родны
людям.
4 неделя
Заучивание
стихотворения
башкирских писателей.
Способствовать формированию интереса
к башкирской литературе, развитие речи.
Апрель
1 неделя
Знакомство с юртой.
Познакомить детей
с
национа льным
жильем
башкирского
народа
- юртой,
показать об основных строениях юрты.
2 неделя
Аппликация «Моя юрта».
Уточнить и закрепить знания о том, как
устанавливали юрту, какое убранство есть
в юрте. Формировать умение составлять
декоративные композиции подбирая их по
цвету,
развивать
чувство
симметрии,
ритма, цвета.
3 неделя
Драматизация
башкирской
потешки «Расти сынок, расти
сынок».
Формировать
умение
с
помощью
в о с п и т а т е л я
и н с ц е н и р о в а т ь
и
д р а м а т и з и р о в а т ь
н е б о л ь ш и е
стихотворения.
4 неделя
Ч т е н и е
с т и х о т в о р е н и я
«Зухра и цыплята»
К.Киньябулатовой.
Помогать детям правильно воспринимать
содержание произведения, сопереживать
его героям.
Май
1 неделя
П/и «Разноцветные
платочки».
Познакомить детей
с
играми
народов
Башкортостана, развивать
ловкость
и
быстроту движения.
2 неделя
Беседа и показ иллюстраций
на тему Великой
Отечественной войны.
Формировать знания детей о Великой
Отечественной войне, празднике
Победы. Формировать умение
уважительно относиться к подвигу наших
солдат.
3 неделя
Разгадывание загадок.
Уточнять представления детей о загадках,
ф орми роват ь
уме н и е
о т г а д ы в а т ь
описательные загадки.
4 неделя
Беседа «Что я могу
рассказать о своей малой
родине»
Выявить
уровень
знаний. Воспитывать
чувство любви к своей малой родине.
Средняя группа
месяцы
Речевое
развитие
Познавательное
развитие
Социально –
коммуникативное
развитие
Художественно –
эстетическое
развитие
Физическо
е развитие
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
1.Беседа о городе
Цель: уточнить
представление детей
о родном крае, о
красоте.
2.Рассказывание
башкирской сказки
«Лиса-сирота».
Цель: побуждать
рассказывать о своем
отношении к
конкретному
поступку
литературного
персонажа.
3.Чтение стихов
башкирских поэтов о
1.Рассматривание
иллюстрации «Гуси
и гусята»
Цель: способствовать
формированию
интереса к
башкирской
литературе, через
рассматривание
иллюстраций в
книгах.
2.Зимующие птицы
нашей республики. -
уточнить знания
детей о птицах РБ,
закрепить и
расширять знания о
способности птиц
приспосабливаться к
1.Словесная игра
«Хорошо-плохо»
Цель: учить
высказывать свое
мнение; находим
хорошие, плохие
стороны в посуде,
одежде.
2.Д/и «Кто где
живет?»
Цель: закреплять
знание детей о
месте жительства:
город, улица, дом.
3.С/р игра
«Путешествие в
1.Рисование
«Украсим сапожки
кукле Айгуль»
Цель: учить детей
составлять на бумаге
узор из элементов
башкирского
орнамента.
2.Лепка «Угощение
для кукол»
Цель: воспитывать
стремление делать
что – то для других,
формировать
стремление работать
аккуратно, доводить
все до конца.
1.П/и
«Хитрая
лиса»
Цель:
Разви
вать у детей
ловкость и
умение
выполнять
движение
по сигналу,
упражнять в
беге с
увертывани
ем, в ловле,
в лазании,
прыжках в
глубину.
2.Башкирск
ая игра
детях «Гуси и
Мунира» Г.Давлетова
Цель: учить
эмоционально
воспринимать текст
стихотворений,
потешек.
суровым зимним
условиям.
3.Драматизация
рассказа М.Карима
«В березовом лесу»
Цель: с помощью
воспитателя
инсценировать и
драматизировать
небольшие
произведения.
магазин «Посуда»
Цель: закрепить
знание детей о
классификации
посуды.
3.Конструирование из
строительного
материала «Терема»
Цель: развивать
конструкторские
навыки детей.
«Липкие
пеньки»
Цель:
познакомит
ь с
правилами
игры,
воспитыват
ь дружеские
отношения.
3.Игра м/п
«Камешки»
Цель:
развивать
внимание,
умение
действовать
по сигналу.
Декабрь
Январь
Февраль
1.Беседа «Я –
гражданин РБ»
Цель: воспитывать
чувство гордости за
свою Родину.
2.Составление
рассказа по
иллюстрациям
«Дикие животные
РБ»
Цель: побуждать
рассказывать по
иллюстрациям,
воспитывать
чуткость к
художественному
слову.
3.Рассказывание
башкирской сказки
«Медведь и пчелы»
Цель: продолжать
развивать интерес с
1.Рассматривание
посуды –
путешествие в
прошлое посуды
Цель: ознакомление
детей с историей
возникновения
посуды, с процессом
ее преобразования
человеком,
формирования
интереса к предметам
рукотворного мира
прошлого.
2.ООД «Предметы
быта башкирского
народа»
Цель: продолжать
учить детей
рассматривать
предметы быта и
видеть в них
основные качества.
3.Знакомство с
1. С/р игра «Кафе –
бар»
Цель: продолжать
учить детей
распределять роли,
закреплять знания о
труде официанта,
повара, кондитера,
воспитывать
дружеские
взаимоотношения в
игре.
2. Настольно-
печатная игра
«Башкирская
посуда»
Цель: продолжать
знакомить детей с
посудой
башкирского
народа.
3.Д/и «Башкирский
узор»
1.Конструирование из
строительного
материала «Грузовой
автомобиль»
Цель: дать детям
обобщающие
представления о
грузовом транспорте;
познакомить
строительной
деталью – цилиндр.
2.Лепка «Курай»
Цель: знакомство с
башкирским
национальным
инструментом.
3.Аппликация
«Укрась коврик»
Цель: закреплять
приемы аккуратного
наклеивания, умение
чередовать
башкирский
1.П/и
«Стрелок»
Цель:
познакомит
ь с
правилами
игры и
умение их
соблюдать.
2.Игровое
упражнение
«Подбрось
и поймай»
Цель:
Упражнять
в бросании
мяча двумя
руками
снизу вверх
и ловить
его.
3.Игра
малой
подвижност
и «Угадай
башкирским сказкам. башкирскими
песнями.
Цель: учить
эмоционально
воспринимать текст
песен.
2. Рассматривание
картины художника
А.Ситдикова
«Урожайный год.
Пасека»
Цель: уточнить
представление детей
о башкирском
орнаменте.
орнамент.
по голосу»
Цель:
развивать
слуховое
восприятие,
внимание.
Март
Апрель
Май
1.Перессказ сказки
«Ленивый сын»
Цель: учить детей
пересказывать
сказку, выразительно
передавать диалог
персонажей
2.Чтение
художественной
литературы о
перелетных птицах
РБ.
Цель: продолжать
воспитывать желание
узнать о перелетных
птицах, формировать
бережное отношение
к ним.
3. Заучивание
стихотворения
К.Даяна «Весенние
цветы»
Цель: пополнять
литературный багаж
детей башкирскими
произведениями,
воспитывать
чуткость к
поэтическому слову.
1.Рассматривание
иллюстрации
«Плетенный аласык»
- летний домик.
Цель: продолжать
знакомить с бытом
башкирского народа.
2.Беседа по
иллюстрации из
серии «Домашние
животные»
Цель: продолжать
знакомить детей с
домашними
животными, их
питании, где живут.
3.Знакомство с
башкирской
национальной
одеждой.
Цель: познакомить с
башкирскими
национальными
костюмами,
воспитывать интерес
к башкирской
культуре.
1.Д/и «Что сделали
люди»
Цель: закрепить
представление о
том, что такое
«рукотворный мир»
- это то, что сделал
человек своими
руками.
2.Словесная игра
«Если бы я был
строителем, какое
здание я бы
построил в родном
городе»
Цель: учить детей
делится своими
впечатлениями,
мыслями, мечтами.
3.
С/р игра «В
гостях у подружек»
Цель: Формировать
нравственность,
потребность изучать
историю и культуру
башкирского
народа.
Познакомить с
особенностями
гостеприимства
1.Конструирование из
бумаги «Наша улица»
Цель: продолжать
учить детей
конструировать по
шаблону дома и
строить улицы.
2.Аппликация
«Ракета»
Цель: продолжать
учить детей вырезать
бумаги и аккуратно
наклеивать.
3.Рисование
«Природа моего
родного края»
Цель: закреплять
приемы рисования:
деревьев, травы,
цветов; развивать
фантазию,
творчество.
1.П/и
«Палка-
кидалка
(Сойош
таяк)»
Цель:
знакомство
с новой
башкирской
игрой.
2.Игра по
ПДД
«Светофор»
Цель:
развивать
внимание,
различать
цвета.
3.Праздник
башкирског
о фольклора
«В гостях у
сказки»
Цель:
продолжать
знакомить
детей с
башкирски
ми
произведен
этого народа.
иями.
Старшая группа
№
п.п.
месяц
тема
1
сентябр
ь
1.Устройство башкирского дома.
2.Профессия-пчеловод
3.Животные и птицы, обитающие в Башкортостане.
4.Водный мир Башкортостана.
5.Устное народное творчество. Башкирская народная сказка «Волк и коза»
2
октябрь
1.Символы Башкортостана.
2.Уфа-столица Башкортостана.
3.Салават Юлаев-национальный герой.
4.День Республики.
3
ноябрь
1.Знакомство с изобразительным искусством республики Башкортостан.
2.Творчество художника Нурмухаметова Р.М.
3.Рассматривание репродукций «Легенда о батыре»
4.Мы художники. Рисуем природу своего края.
4
декабрь
1.Национальный мужской костюм.
2.Национальный женский костюм.
3.Знакомство с башкирскими головными уборами.
4.Аппликация «Украсим фартук Айгуль»
5
январь
1.Башкирские народные музыкальные инструменты.
2.История курая.
3.Слушание башкирских народных песен.
6
февраль
1.Предметы быта башкирского народа.
2. «Бабушкин сундучок»
3.Конструирование «Макет дома башкир»(юрта)
4.Устное народное творчество. Башкирская народная сказка «Лиса-
сирота»
7
март
1.Просмотр видеозаписей о Башкортостане.
2.Знакомство с башкирскими пословицами.
3.Рассматривание иллюстраций о Башкортостане, об Уфе.
4.Рисование на тему «Мой край родной»
8
апрель
1.Я живу в Уфе.
2.Чтение рассказов об Уфе.
3.Знакомство с памятниками С.Юлаеву, А.Матросову
4.Театры Уфы.
9
май
1.Рассматривание фотоальбомов «Мои путешествия по республике»
2.Разучивание стихотворений об Уфе, республике.
3.Составление альбома «Моя республика»
4.Итоговая беседа о Башкортостане.
Подготовительная группа
Квартал
Организованно-
образовательная
деятельность
Совместная деятельность
взрослого и детей
Взаимодействие с
семьей
1 квартал
(сентябрь
, октябрь,
ноябрь).
1.Познание:
-«Путешествие по
родному городу»,
-«Мой край –
Башкортостан»,
- «Страна моя
родная».
Художественное
творчество
1.Рисование:
- «Украшение
платочка
башк.растительным
орнаментом»,
-«Украшение
салфетки башк
орнаментом»,
2. Лепка:
- «Национальные
блюда башкир»
- «Пиала»
3.Аппликация:
«Украшение
женской головной
Повязки- харауса»
«Сапожок»
Краеведческие игры:
- «Птицы нашего края»,
- «Что можно, что нельзя?»,
- «Берегите природу»,
- «Дикие животные нашего
края»,
Дидактические игры:
домино «Башкирские узоры»,
«Узнай свой элемент», «Собери
башкирскую посуду», «Сотки
ковер», «Разрезные узоры»,
«Башкирская посуда»,
«Башкирские национальные
костюмы», «Составь узор»,
«Башкирские узоры»,
«Государственные символы
России», «Флаг и герб
Башкортостана», «Башкирское
лото»,
Подвижные игры:
«Хитрая лиса», «Липкие
пеньки», «Сапожник»,
«Курай», «Резвые лошадки»,
«Медведь и пчелы», «Медный
пень».
Чтение произведений:
- «Лиса в медвежьей берлоге»,
- Гюльгизар»
(Ф.Губайдуллиной),
- «Легенда о курае»,
- стих-е «В родном краю»
А. Йгебаева,
- «Лиса-сирота»,
- «Медведь и пчелы»,
- Р.Мухаметова «Как медвежонок
поумнел», - М.Карим «В
березовом лесу» и «Туда или
сюда».
Рассматривание альбомов:
- «Мой родной край»,
- «Мы живем в Башкортостане»,
- «Чем богата наша
Республика?»,
- «Башкирский национальный
костюм женщин» (головные
уборы, женская нательная
одежда, верхняя одежда,
украшения, обувь),
- «Города Башкортостана»,
- «Национальные блюда башкир»
(беляши, кыстыбый, элеш,
усбосмак),
- Привлечь
родителей в
оказании помощи
по оформлению
тематических
альбомов, обшить
кукол в
национальные
костюмы.
- Предложить в
уголке для
родителей стихи
для заучивания с
детьми о природе,
о родном крае.
- «Промышленность
Башкортостана, нашего края»
Знакомство с произведениями
башкирских художников:
картина Ф.Кащеева
«Башкирский кумыс»,
Беседы:
- «11 октября – День
Республики»,
- «Башкирские сувениры»,
- «Моя малая Родина»,
- «Мустай Карим – народный
поэт Башкортостана»,
- «День согласия и примирения»,
- «Поэты и писатели
Башкортостана»,
- «Ф.Я.Кащеев – художник
Башкортостана»,
-Показ театра из
коробочек «Медведь и пчелы»
Игровая ситуация
«Угостим куклу Айгуль
овощным салатом»
Самостоятельная деятельность:
«Раскрашивание башк. национ.
костюмов».
2 квартал
(декабрь,
январь,
февраль)
1. Познание:
- «История моего
села»
Художественное
творчество
1.Рисование:
- «Украсим детский
сапожек»,
- «Роспись
матрешки –
бурзяночки»,
- «Укрась ковер»,
- «Полотенце»,
– «Украсим
башкирский
фартук»,
- «Укрась ковер»,
- «Коврик»
(коллектив. работа)
-«Полотенце с
растительным
узором»,
2.Лепка
-«Матрешка –
Бурзяночка»,
Краеведческие игры:
- «Дикие животные нашего
края»,
Дидактические игры:
«Башкирская утварь», «Блюда
башкирских народов»
(бешбармак, баурсак, чак - чак),
«Составь флаг Башкортостана»,
«Башкирское домино», «Собери
целое», «Сложи герб РБ»,
«Укрась пиалу», «Собери
коврик»
Подвижные игры:
«Хитрая лиса», «Меткие
стрелки», «Игра в коней»,
«Летели, летели», «Найди
колечко», «Бег в мешках»,
«Медведь и пчелы».
Чтение произведений:
Сказки:
- «Легенда о курае»,
- «Петух – батыр», «Кто
сильней?».
Рассматривание альбомов:
- «Башкирский орнамент»,
Беседы:
-Оформить
совместно с
родителями
альбома «Моя
родословная»,
-Предложить в
уголке для
родителей стихи
для заучивания с
детьми о природе,
о родном крае.
- Оформить
информацию для
папка-передвижка
«Приобщаем
детей к культуре
народов
Башкортостана».
- Беседа по
воспитанию у
детей любви и
уважения к
родным и
близким.
- «Сосуд для
Катыка».
- «Ковши с цепью»,
- «Кони»
3. Аппликация
- «Укрась и вырежи
башкирский
сундук»,
- «Укрась скатерть».
- «Вырежи и укрась
кадку для кумыса»,
- «Украсим чепрак к
женскому седлу».
- «Республика моя -
Башкортостан»
- «Город и деревня» (чем
похожи, чем отличаются.
Название района. Соседние
города, город Уфа.)
3 квартал
(март,
апрель,
май)
1. Познание:
- «Растения и
животные
Башкортостана».
Художественное
творчество
1.Рисование:
-«Укрась скатерть»,
-«Укрась рубашку
Булату»,
-«Ковер
Башкортостана»
- «Укрась ромб»,
- «Украсим женский
елян»
2.Лепка:
- «Медовница»,
- «Сувенир в
подарок другу».
- «Набор для
Катыка» (коллект.
работа),
«Башкирская
посуда»
3.Аппликация:
- «Украсим любую
вещь башкирским
орнаментом»
- «Украсим любую
вещь башкирским
орнаментом»
- Итоговое занятие
«Чему мы
научились» (по
родному краю).
Краеведческие игры:
- «Топографические знаки»
- «Берегите природу».
Дидактические игры:
«Укрась башкирскую посуду»,
«Одень башкирскую куклу»,
«Башкирские узоры»,
«Башкирское лото», «Разрезные
узоры», «Башкирский коврик»,
«Флаг и герб Башкортостана»,
«Назови города Башкортостана»,
«Составь узор».
Подвижные игры:
«Юрта», «Эстафета всадников»,
«Бой с мешком», «Меткие
стрелки», «Стрелок», «Серый
волк».
Чтение произведений:
Сказки:
- «Тан – батыр», «Батыры –
близнецы»
- «Подорожник», «Шумбай».
Произведения башкирских
поэтов и писателей:
- Абдулхак Игебаев «В родном
краю»,
Мустай Карим «Прилетай»,
Баязит Бикбай «Наш дедушка»,
Рассматривание альбомов:
- «Моя родословная»,
- «Национальные костюмы
Башкортостана» (шуба, камзол,
тюбетейка, сапоги),
- «Национальные напитки»
(кумыс, буза, айран, катык»,
- «Башкирские танцоры, певцы»
- «Лекарственные растения
Башкортостана», «Уфа-столица
Башкортостана»,
Конкурс
плакатов «Земля –
наш общий дом»
-Беседа
«Как закрепить
полученные
знания о родном
крае»
-Предложить в
уголке для
родителей стихи
для заучивания с
детьми о природе,
о родном крае.
Беседы:
- «Прошлое нашего края»
(жизнь народа в прошлом, герои
прошлого, архитектурные
памятники: здания, родник и
т.д.), «Настоящее края».
Знакомство с произведениями
башкирских художников:
- Б.Ф.Домашников и «Под
Уфой. Весна»,
- А.Ф.Лутфуллин «Женский
портрет».
Построенная таким образом работа в нашем учреждении, значительно расширяет знания детей
о своем городе, республике, стране.
В целом это положит основу формирования ребенка как гражданина своего города, своей
страны, настоящего патриота.