Автор: Ильина Светлана Юрьевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ СШ № 83
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Модель внутришкольной системы оценки качества образования"
Раздел: полное образование
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки
работников образования
Кафедра управления образованием
Управленческий проект
Модель внутришкольной системы
оценки качества образования
Автор:
слушатель курсов повышения
квалификации группы У-11
Ильина Светлана Юрьевна,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 83
Научный руководитель:
заведующая кафедрой управления
образованием УИПК ПРО,
к.п.н. В.А. Основина
г.Ульяновск
2014 год
Оглавление
Стр.
Введение …………………………………………………………………… 3
Основная часть проекта……………………………………………………..
1. Внутришкольная система оценки качества образования (ВСОКО)… 6
2. Организационная и функциональная структура ВСОКО…………… 8
3. Объекты, базовые показатели (индикаторы) и уровни оценки качества
образования ………………………………………………………………… 11
4. Модель внутришкольной системы оценки качества образования на уровне
администрации школы……………………………………………………… 12
Заключение…………………………………………………………………… 24
Литература…………………………………………………………………… 26
Приложение 1 Положение о регламенте функционирования
внутришкольной системы мониторинга и оценки качества образования 28
2
Введение
Сегодня одним из направлений модернизации российского образования
является совершенствование контроля и управления качеством образования.
В
одобренных
Правительством
РФ
приоритетных
направлениях
развития
образовательной
системы
России
отмечается,
что
необходимо
«…
сформировать общенациональную систему оценки качества образования,
получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ».
К сожалению, анализ существующей образовательной практики
указывает на то, что оценка качества образования на всех уровнях
образования продолжает сводиться чаще всего к оценке качества обучения.
На протяжении последних лет в научно-педагогическом, экспертном
сообществе
неоднократно
предпринимались
попытки
описать
задачи,
стоящими перед российскими учеными, по стратегическим направлениям
развития оценки качества образования: внешней оценки индивидуальных
достижений
школьников;
оценки
эффективности
образовательных
учреждений, оценки эффективности деятельности образовательных систем;
формативной
(формирующей)
оценки
для
обучения
в
образовательном
учреждении.
В
решении
некоторых
задач
уже
достигнут
определенный
прогресс, по некоторым даже не сформулированы гипотезы исследования.
До недавнего времени в образовательной практике использовалась лишь
внутренняя оценка качества. Желание руководителей иметь внешнюю оценку
уровня
образовательных
достижений
стало
основанием
обязательности
введения ЕГЭ для всех выпускников школ.
ЕГЭ является очень важным элементом системы оценки качества
образования, однако, он не дает исчерпывающей информации для управления
качеством.
Для
принятия
управленческих
решений
этого
недостаточно,
необходимы дополнительные данные.
3
Кроме того, качество образования не тождественно качеству обученности.
В ст. 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации» под качеством
образования
понимается
«комплексная
характеристика
образовательной
деятельности
и
подготовки
обучающегося,
выражающая
степень
их
соответствия федеральным государственным образовательным стандартам
образовательной программы». Оценка качества образования подразумевает
не только оценку качества образовательных достижений обучающихся, но и
оценку качества образовательного процесса. Действительно, для того, чтобы
понять,
насколько
эффективна
работа
того
или
иного
образовательного
учреждения, важно, с одной стороны, посмотреть не только уровень знаний в
этой
школе
(причем
за
несколько
лет),
а
с
другой
стороны
–
иметь
представление
о
контингенте
учащихся,
условиях
в
которых
она
функционирует,
где
располагается,
кадровом
потенциале,
материально-
техническом обеспечении и пр.
Таким образом, при создании системы оценки качества образования,
наряду
с
оценкой
знаний
школьников,
следует
включить
весь
комплекс
показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до
учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Важно также
оценивать степень доступности образовательных услуг с учетом реальных
потребностей и возможностей школьников; учитывать влияние школы на
здоровье детей и их социализацию; говорить о системе дополнительного
образования, о наличии в ней ресурсов, направленных на решение вопросов
сопровождения
и
поддержки
развития
детей
разных
категорий;
анализировать
отсроченные
или
косвенные
эффекты
деятельности
образовательных учреждений и системы образования в целом.
Создание в общеобразовательной организации системы оценки качества
образования
в
современных
условиях
требует
принципиально
новых
подходов к пониманию качества образования и процедур, связанных с его
оценкой.
4
В условиях формирования общероссийской системы оценки качества
образования актуальной и в то же время сложной является
работа по
созданию в образовательных учреждениях общего образования внутренней
системы оценки качества образования, согласованной с внешней оценкой
качества образования. Сложность решения данной проблемы обусловлена и
тем, что до сих пор
система оценки качества образования в России в
завершенном виде не разработана:
-
н е
с ф о рмировано
единое
концептуально-методологическое
понимание проблем качества образования и подходов к его измерению;
- неопределенна специфика каждого уровня школьного образования в
общей системе оценки качества образования;
- не разработаны контрольно-измерительные материалы под новые
образовательные результаты, заявленные в федеральных государственных
стандартах общего образования всех уровней.
Участие России в международных исследованиях качества образования
учащихся школ позволил выявить еще одну проблему в создании системы
оценки
качества
образования.
Как
показывают
многочисленные
международные
эксперты,
в
России
необходим
переход
от
модели
"контроля
качества"
к
модели
"обеспечения
качества",
поскольку
технология "контроля качества" не эффективна.
При
оценке
качества
деятельности
образовательных
учреждений
определяется,
что
главным
субъектом
образовательного
процесса
в
нем
является
учащийся.
Следовательно,
оценка
качества
деятельности
образовательного
учреждения
должна
опираться
на
свой
базовый
(центральный)
элемент
-
оценку
личности
обучающегося,
которая
производится на основе оценки его индивидуальных достижений.
Основой современных результатов являются сквозные образовательные
результаты
(ключевые
компетентности),
к о т о р ы е
к а к
б а з о в ы е
прослеживаются
через
все
образовательные
области, уровни образования,
5
являясь
интегральной
характеристикой
образовательной
результативности
школьника, которая описывается через:
образовательную
самостоятельность
,
подразумевающую
умения
школьника создавать средства для собственного продвижения, развития;
образовательную
инициативу
–
умение
выстраивать
с во ю
образовательную
траекторию,
умение
создавать
необходимые
для
собственного развития ситуации и адекватно их реализовать;
образовательную ответственность
– умение принимать для себя
решения
о
готовности
действовать
в
определенных
нестандартных
ситуациях.
Таким образом, разрабатываемая система оценки качества образования по
своей структуре является иерархической, нижним (базовым) уровнем которой
выступает оценка учащегося в системе общего образования.
Следующим
уровнем
в
этой
системе
является
оценка
качества
деятельности образовательного учреждения, которая базируется не только на
индивидуальных достижениях учащихся , а включает в себя еще и оценку
условий, в рамках которых организуется образовательный процесс (оценка
образовательных программ, оценка кадрового состава, оценка материально-
технических условий, оценка информационно- коммуникационного ресурса,
оценка
финансового
и
управленческого
обеспечения,
эффективность
функционирования внутренней системы оценки качества образования).
Решение
этих
проблем
требует
целенаправленных
усилий
по
формированию общего системного подхода к оценке качества образования на
всех
уровнях
и,
прежде
всего,
на
уровне
образовательного
учреждения.
Осуществлению этой важной задачи призван способствовать данный проект,
который рассматривает модель оценки качества образования как систему,
включающую
организацию
образовательного
процесса,
материально
–
техническое и научно – методическое обеспечение, систему мониторинга
качества образования в общеобразовательном учреждении .
6
См. выделенный
ниже зеленым определение ВСОКО. Посмотрите чего
не достает в предлагаемой Вами модели. И на стр.11
Вы рассматриваете в
качестве объектов 3 выделенные ниже.
1. Внутришкольная система оценки качества образования
(ВСОКО)
ВСОКО представляет собой совокупность организационных структур ,
норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на
единой основе :
- оценку образовательной деятельности учащихся;
- эффективности реализации Образовательной программы;
- условий реализации Образовательной программы.
Цели ВСОКО:
- формирование единой системы диагностики и контроля состояния
образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное
выявление изменений , влияющих на качество образования в ОО;
- получение объективной информации о функционировании и развитии
системы образования в ОО, тенденциях ее изменения и причинах, влияющих
на качество образования;
- предоставление всем участникам образовательных отношений и
общественности достоверной информации;
- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений
по совершенствованию образования и повышению уровня
информированности потребителей образовательных услуг при принятий
таких решений;
- прогнозирование развития образовательной системы ОО.
Задачи ВСОКО:
7
- формирование единого понимания критериев качества образования и
подходов к его измерению;
- формирование системы аналитических показателей, позволяющей
эффективно реализовать основные цели ОКО;
- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования
школьной статистики;
- изучение и самооценка состояния развития и эффективности
деятельности ОО;
- определение степени соответствия условий осуществления
образовательного процесса государственным требованиям;
- определение степени соответствия Образовательной программы с
учетом запросов основных потребителей образовательных услуг
нормативным требованиям;
-обеспечение доступности качественного образования;
- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений
учащихся;
- выявление факторов, влияющих на качество образования;
- содействие повышению квалификации учителей, принимающих
участие в процедурах оценки качества образования;
-
определение
направлений
повышения
квалификации
педагогических
работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов,
индивидуальных достижений учащихся.
2. Организационная и функциональная структура ВСОКО
Организационная
структура,
занимающаяся
внутренней
оценкой,
экспертизой
качества
образования
и
интерпретацией
полученных
результатов, включает в себя :
8
- администрацию школы;
- педагогический совет;
- методический совет;
- методические объединения учителей - предметников;
- временные структуры (педагогический консилиум, комиссии, команды
качества и др.)
Администрация школы:
-разрабатывает
и
готовит
предложения,
направления
по
совершенствованию ВСОКО, участвует в этих мероприятиях;
- обеспечивает на основе Образовательной программы проведение в
школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических
и статистических исследований по вопросам качества образования;
-
организует
систему
оценки
качества
образования
в
школе,
осуществляет сбор, хранение и предоставление информации о состоянии и
динамике развития, анализирует результаты оценки качества образования на
уровне школы;
-
организует
изучение
информационных
запросов
основных
пользователей системы оценки качества образования;
- обеспечивает предоставление информации о качестве образования на
муниципальный и региональный уровни;
- формирует информационно-аналитические материалы по результатам
оценки качества образования (анализ результатов за учебный год, публичный
доклад, материалы самообследования);
-
принимает
управленческие
решения
по
развитию
системы
оценки
качества образования на основе анализа полученных результатов.
Методический совет школы и методические объединения учителей-
предметиков:
9
- участвует в разработке методики оценки качества образования;
-
участвует
в
разработке
системы
показателей,
характеризующей
состояние и динамику развития школы;
-
участвует
в
разработке
критериев
оценки
ре зульт атов
профессиональной
деятельности педагогов школы.
-
содействуют
проведению
подготовки
работников
школы
по
осуществлению контрольно-оценочных процедур;
-
проводят
экспертизу
организации,
содержания
и
результатов
аттестации учащихся и формируют предложения по их совершенствованию;
-
готовят
предложения
для
администрации
по
выработке
управленческих решений по результатам оценки качества на уровне школы.
Педагогический совет школы :
-
содействует
определению
стратегических
направлений
развития
системы образования в школе;
-
содействует
реализации
принципа
общественного
участия
в
управлении образованием в школе;
-
принимает
участие
в
формировании
информационных
запросов
основных пользователей системы оценки качества образования в школе;
- принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов,
условий организации учебного процесса в школе;
- содействует организации работы по повышению квалификации
педагогических работников, развитию их творческих инициатив.
С
истема оценки качества образования - это система сбора, обработки
данных
по
внутришкольным
показателям
и
индикаторам,
хранения
и
предоставления
информации
о
качестве
образования
при
проведении
внешних процедур оценки образовательной деятельности образовательной
10
организации,
в
том
числе
в
рамках
лицензирования,
аккредитации,
государственного контроля и надзора.
Под
к
ачественным образованием
мы будем понимать совокупность
образовательных результатов, обеспечивающих возможность
самостоятельного решения обучаемыми значимых для них проблем, для
достижения которых требуется такое время, которое позволяет обучаемым
заниматься и другими видами деятельности, значимыми для их развития.
Раскроем их содержание и сравним с традиционными и другими
образовательными результатами.
3. Объекты, базовые показатели (индикаторы) и уровни оценки
качества образования
Объектами оценки качества общего образования являются три ос-
новные элемента:
- образовательная программа школы (начального общего, основного
общего, среднего общего образования).
Разработка эффективной образовательной программы представляет
интерес и для потребителя, и для общеобразовательной организации
(учреждения), так как именно качественная программа влияет на
конкурентоспособность образовательной организации. Соответственно,
оценка качества и сертификация образовательных программ становится
широко востребованной функцией системы оценки качества, которая
позволяет
включить программы в число основных объектов оценки;
- общеобразовательная организация (учреждение) с точки зрения
условий (психолого- педагогических, кадровых, финансовых, учебно-
методических, информационных, материально-технических), необходимых
для эффективного, доступного и результативного образования;
11
индивидуальные образовательные достижения обучающихся
как наиболее значимый объект оценки. Индивидуальные образовательные
достижения включают в себя как учебные, так и внеучебные результаты.
4. Модель внутришкольной системы оценки качества
образования на уровне администрации школы.
Функционирование ВСОКО обеспечивается существующими системами :
внутришкольного
мониторинга
качества
образования
на
уровне
управляющей и управляемой подсистем ОО;
внутришкольного контроля (инспекционно-контрольной деятельности
администрации ОО).
Внутришкольная
система оценки
качества образования –
системная
диагностика
качественных
и
количественных
характеристик
эффективности
функционирования и развития образовательной системы,
включающая
ее
цели,
содержание,
формы,
методы,
дидактические
и
технические
средства,
условия
и
результаты
обучения,
воспитания
и
развития личности коллектива. Он включает в себя элементы экспертизы,
диагностики
развития
процессов,
явлений,
систем
образовательной
практики, самодиагностики и самоанализа управленческой деятельности.
Последние являются важными предпосылками перехода управления ОО
на уровень управления развитием ОО.
Технология мониторинга в управлении качеством образования имеет свои
особенности на уровне управляющей и управляемой подсистем ОУ.
Для разработки технологии мониторинга качества образования на
уровне
управляющей
подсистемы,
необходимо
еще
раз
обратиться
к
управленческому циклу, наиболее полно отражающему взаимосвязь
всех
функций
управления:
информационно-аналитическую,
мотивационно-
целевую,
планово-прогностическую,
организационно-исполнительскую,
контрольно-диагностическую,
регулятивно-коррекционную.
Предложенная
П.И. Третьяковым цикличная
структура бинарных
функций управления
12
соответствует
мониторинговому
циклу.
Взаимосвязь
управленческих
функций и задач мониторинга представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Взаимосвязь управленческих функций и задач мониторинга
Название
функции
управления
Задачи мониторинга
Содержание мониторинговой
деятельности
Информационн
о-
аналитическая
Изучение
информационно-
аналитического
обеспечения
управленческой
деятельности;
создание целостной
системы информации в
управлении ОУ
Сбор и обработка информации
(систематизация, обобщение материалов,
анализ данных и т.д.) по основным
блокам управленческой деятельности;
определение эффективности
функционирования ОУ, характеристика
циркулирующих в ОУ информационных
потоков (содержание информации,
степень ее централизации и
децентрализации, источники получения,
способы анализа, хранения и т.д.)
Мотивацинно-
целевая
Изучение целей и
мотивов деятельности
всех участников
образовательного
процесса
Постоянное выявление обоснованности
целей, их соответствия образовательным
потребностям участников
образовательного процесса;
определение источника и способа выбора
оперативной цели, степени ее принятия
и осознания на всех уровнях управления
ОУ
Планово-
прогностическ
ая
Выявление степени
оптимальности программ,
выбранных для
реализации намеченных
целей и достижения
желаемых результатов
Установление соответствия Программы
развития ОУ, Образовательной
программы, планов деятельности
( единство целевых установок и условий
реализации, единство долгосрочного и
краткосрочного планирования,
осуществление принципа сочетания
государственных и общественных начал
при разработке прогнозов и планов,
13
обеспечение комплексного характера
прогнозирования и планирования,
стабильность и гибкость планирования на
основе прогноза)
Организационн
о-
исполнительск
ая
Выявление
эффективности
организационной
структуры управления
ОУ
Определение уровня соответствия
организационной структуры управления
ОУ современным принципам управления.
Изучение организационно-
педагогических условий (уровень
педагогического мастерства,
управленческой компетентности
участников образовательного процесса,
информационного обеспечения и пр.)
Постоянное и оперативное наблюдение за
процессом реализации намеченных
планов и программ, распределением
функциональных обязанностей, прав и
полномочий участников образовательного
процесса.
Контрольно-
диагностическ
ая
Педагогическая
экспертиза
образовательной
деятельности
Систематический оперативный контроль
выполнения мероприятий, изучение
опыта, определение его новизны,
перспективности, значимости;
объективная оценка результатов
деятельности ОУ, педагогов;
выявление соответствия (несоответствия)
результатов поставленным задачам.
Регулятивно-
коррекционная
Определение способов
устранения недостатков и
ошибок, выявленных в
результате оценки
(диагностики, экспертизы
и пр.)
Оперативное выявление причин,
вызывающих отклонения в
проектируемых и полученных
результатах; установление оперативных
способов, средств воздействия в процессе
управления педагогической системой для
поддержания ее на запрограммированном
уровне
14
Создание
в
ОО
внутренней
системы
мониторинга
качества
образования
достаточно
сложный
процесс,
требующий
наличие
определенных условий. Прежде всего, это:
-формирование специальной службы мониторинга;
-
создание
баз
данных
для
проведения
мониторинговых
исследований
(данные обучаемости учащихся, обученности, качества обучения по уровням
обучения, по классам, по предметам, по учителям;
- освоение методов и методик мониторинговых исследований;
- формирование программ мониторинговых исследований и их реализация;
-
овладение
участниками
мониторинговых
исследований
специальными
аналитическими умениями;
- автоматизация мониторинговых процедур;
-
создание
в
ОО
системы
внутрикорпоративного
повышения
профессионального
уровня
педагогов
по
проблемам:
проектирования
и
организации
учебного
процесса
на
системно
-
деятельностной
основе;
создания
принципиально
новой
системы
контроля
и
оценивания
образовательной подготовки учащихся.
Для
грамотного
проведения
мониторинговых
исследований,
позволяющих выявить
позитивные и негативные
тенденции в развитии
субъектов
диагностики
(учащихся,
педагогов,
руководителей)
необходимо
иметь начальную информацию о них.
Для учащихся – уровень обучаемости и уровень интеллектуального
развития.
Для педагогов и руководителей – профессиональный уровень, который
проявляется в реализуемых функциях педагогической или профессиональной
деятельности.
15
Наличие начальной информации позволит на основе сопоставления ее
с
последующей
выявить
динамику
развития
субъектов
диагностики
и
принимать эффективные управленческие решения.
Системный подход к управлению ОО предполагает создание системы
мониторинга
качества
образования
на
каждой
из
подсистем
ОО
–
управляющей и управляемой.
Модель системы мониторинга на уровне управляющей подсистемы ОО
Факторы, влияющие на качество конечных результатов, условия достижения
оптимальных конечных результатов определены П.И. Третьяковым.
ФГОС общего образования позволил оформить их документационно.
В таблице 2 представлены материалы, позволяющие выстроить в ОО
внутреннюю систему мониторинга качества образования на уровне
управляющей подсистемы.
Таблица 2
Факторы,
влияющие
на
качество
конечных
результатов,
условия
достижения
оптимальных
конечных
результатов
и
документационное
обеспечение управления достижением конечных результатов в соответствии с
требованиями ФГОС общего образования
Конечные
результаты
Главные факторы,
влияющие на
качество конечных
результатов
Условия
достижения
конечных
результатов
Документационное
обеспечение управления
достижением конечных
результатов в соответствии с
требованиями ФГОСов
Уровень
здоровья и
здорового
образа
жизни
Качество
медицинского
обслуживания,
питания,
комфортности
среды и
физкультурно-
оздоровительной
Система
диспансеризации с
лечением;
система
физкультурно-
оздоровительной
работы,
рационального
Программа формирования
э ко л о г и ч е с ко й
к у л ь т у р ы ,
к у л ь т у р ы
з д о р о в о г о
и
безопасного
образа
ж изни,
включающая 5 направлений:
- с о з д а н и е
э к о л о г и ч е с к и
безопасной
здоровьесберагающей
16
работы
питания,
комфортной вещно-
пространственной
и психологической
среды
инфраструктуры;
-рациональная
организация
у ч е б н о й
и
в н е у ч е б н о й
деятельности обучающихся;
-эффективная
организация
физкультурно-оздоровительной
работы;
- р е а л и з а ц и я
м о д у л ь н ы х
образовательных программ;
-просветительская
работа
с
р о д и т е л я м и
( з а к о н н ы м и
представителями).
Программа коррекционной
работы
направлена
на
создание
системы
комплексной
помощи
д е т я м
с
о г р а н и ч е н н ы м и
возможно стями
здоровья
в
о с в о е н и и
о с н о в н о й
образовательной
программы
основного общего образования
Уровень
нравственно
го,
духовного и
морального
воспитания
личности
Качество
нравственного,
духовного и
морального
воспитания в
процессе
социализации
личности
Система сфер
внешней и
внутренней
деятельности
человека (познания,
досуга, общения,
труда), связанных с
социумом
Программа воспитания и
социализации обучающихся,
включающая 6 направлений :
-Воспитание гражданственности,
патриотизма, уважения к правам,
с в о б од а м
и
о б я з а н н о с т я м
человека;
- В о с п и т а н и е
с о ц и а л ь н о й
о т в е т с т в е н н о с т и
и
компетентности:
-Во спитание
н р а в с т в е н н ы х
чувств,
убеждений,
этического
сознания;
17
-Воспитание экологической
культуры, культуры здорового и
безопасного образа жизни;
-
Во спитание
т р уд о л ю б и я ,
сознательного,
т во рч е с ко го
отношения к образованию, труду
и
ж и з н и ,
п о д г о т о в к а
к
с о з н а т е л ь н о м у
в ы б о р у
профессии;
-Воспитание ценностного
отношения к прекрасному,
формирование основ
эстетической культуры
(эстетическое воспитание).
Уровень
базового и
дополнител
ьного
образования
Качество базового
и дополнительного
образования
Система
преподавания,
воспитания,
дополнительного
образования (цели,
содержание,
условия, методы и
технологии
обучения)
П р о г р а м м ы
р а з в и т и я
у н и в е р с а л ь н ы х
у ч е б н ы х
действий
на
каждой
ступени
общего образования;
программы
учебных
предметов,
курсов
и
курсов
внеурочной
деятельности;
программы
коррекционной
работы
с
обучающимися
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
инвалидами.
Материалы
мониторинговых
и с с л е д о в а н и й
р е а л и з а ц и и
Программ
Уровень
готовности
к
продолжени
ю
Качество
формирования
непрерывной
системы
образования и
Система
непрерывной
стратификации
образовательных
услуг
Планирование социализации
о бу ч а ю щ и хс я ,
с о в м е с т н о й
д е я т е л ь н о с т и
ш к о л ы
с
предприятиями,
общественными
о р г а н и з а ц и я м и ,
с и с т е м о й
18
образования
и труду в
рыночных
условиях
трудовой
подготовки в
новых рыночных
условиях
( выбор,
альтернатива)
дополнительного
образования,
иными социальными субъектами.
Уровень
готовности
к жизни в
семье и
обществе
Качество
взаимодействия с
семьей, знания
психологии и быта
семьи, традиций
общества.
Система
взаимодействия,
партнерского
сотрудничества с
семьей и всеми
институтами
общества
Педагогическая поддержка
социализации осуществляется в
процессе обучения, создания
дополнительных пространств
самореализации обучающихся с
учётом урочной и внеурочной
деятельности, а также форм
участия специалистов и
социальных партнёров по
направлениям социального
воспитания, методического
обеспечения социальной
деятельности и формирования
социальной среды школы
Уровень
адаптивност
и
образовател
ьной среды
Качество изучения
спроса на
образовательные
услуги
Система
образовательных
услуг с учетом
потребностей и
спроса
(востребованности)
у родителей и
учащихся
М а т е р и а л ы
м о н и т о р и н г а
изучения запросов потребителей
образовательных услуг
Материалы таблицы 2, составленной на основе сравнения показателей
конечных результатов деятельности ОО, главных факторов, влияющих на
качество
конечных
результатов,
условий
достижения
оптимальных
конечных
результатов
и
документационного
обеспечения
управления
достижением конечных результатов в соответствии с требованиями ФГОС
общего
образования
позволяют
«наполнить»
отдельные
показатели
конечных результатов и условий их достижения материалами Стандартов.
19
Показатели конечных результатов:
- уровень сформированности экологической культуры, культуры здорового
и безопасного уровня жизни, здоровья учащихся;
- качество воспитательной работы;
- уровень базового образования:
- уровень сформированности личностных результатов, сформировавшихся
в
образовательном
процессе
мотивация,
познавательные
потребности,
а
также
система
ценностных
отношений
обучающихся
–
к
себе,
другим
участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и
его результатам;
-
уровень
сформированности
метапредметных
универсальных
учебных
действий
и
способов
деятельности
–
познавательных,
коммуникативных,
регулятивных;
- уровень сформированности предметных универсальных учебных действий
и способов деятельности по областям знаний Образовательной программы
ОУ;
-
качество
и
уровень
реализации дополнительных
учебных
предметов,
курсов по выбору обучающихся;
- готовность учащихся к продолжению образования и труду
в рыночных
условиях, к жизни в семье и обществе;
- адаптивность созданной в ОУ образовательной среды .
Условия
достижения результатов государственных образовательных
стандартов:
организация
образовательного
процесса
на
систем но-
деятельностной основе;
качество основных и дополнительных образовательных программ,
принятых и реализуемых в школе, условия их реализации;
кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
психолого-педагогическое обеспечение;
20
финансовое и материально-техническое обеспечение;
информационно-методическое обеспечение учебного процесса
Модель внутренней системы мониторинга качества образования
Для администрации школы всегда важно иметь оперативную, точную и
объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса. Это
позволяет своевременно осуществить методическую поддержку учителей,
внести
требуемые
коррективы
в
учебно-воспитательный
процесс
и,
как
следствие, приводит к повышению качества образовательного процесса в
школе.
Такую
информацию
на
школьном
уровне
могут
предоставить
регулярно
проводимые
мониторинговые
исследования,
которые
являются
необходимым инструментом анализа различных сторон учебного процесса.
Был разработан общий алгоритм проведения мониторинга:
Проблема - Постановка целей и задач - Выбор тактики и обеспечения -
Проведение - Обработка результатов - Анализ результатов – Рекомендации.
Результаты мониторинга обрабатываются как в целом по школе, по
профилю, по параллели, по классу, по предмету, так и по каждому учащемуся
и учителю в отдельности, причем все рассматривается в динамике, как в
течение учебного года, так и по сравнению с предыдущим учебным годом.
Результаты мониторинга доступны как администрации школы, так и
всему
учительскому
коллективу
школы.
Для
этого
создан
единый
банк
данных
мониторинговых
работ
на
электронных
носителях
и
в
школе
осуществляется развертывание локальной компьютерной сети. На данном
этапе
работы
необходимо
компьютерное
обеспечение
уч ебно-
воспитательного процесса для информирования как учителей и учащихся
школы,
так
и
родителей.
На
основе
результатов
мониторинга
качества
образования
администрацией
школы
проводится
большая
методическая
работа. Она включает в себя работу и по оказанию методической помощи
учителю, и по психологической подготовке учащихся к тестовым формам
контроля,
и
по
выстраиванию
индивидуальной
траектории
преодоления
неуспешности различных участников образовательного процесса.
21
Здесь важно:
а)
не
допускать
использование
заместителем
директора,
педагогами,
психологом
методик,
предназначение
которых
не
соответствует
области
применения;
б) контролировать степень освоенности методического средства
заместителем директора, педагогами, психологом;
в) не допускать использования в деятельности заместителем директора,
педагогами,
психологом
случайных
анкет,
методик,
диагностических
материалов,
не
имеющих
методического
описания
и
теоретического
обоснования и история создания которых не известна;
г) осуществлять контроль за использованием информации заместителем
директора, педагогами, психологом, полученный с помощью специальных
средств;
д)
создать
внутришкольную
нормативную
базу,
регулирующую
проведение сбора любых видов массовой информации путем анкетирования,
диагностирования интервьюирования и т.д. школьников, опросов родителей,
педагогов, общественности.
22
Заключение
Качество образования – это всеобъемлющая система, в которой все
компоненты
взаимосвязаны
и
дополняют
друг
друга.
Непрерывное
отслеживание
и
адекватная
оценка
качества
образования
могут
быть
осуществлены посредством мониторинга.
Организация,
содержание
и
осуществление
мониторинга
качества
образования должны быть подчинены практической реализации требований,
вытекающих
из
принципов:
целенаправленности,
непрерывности,
целостности
и
разносторонности
изучения,
согласованности
действий
субъектов мониторинга, адресности и гласности добываемой с его помощью
информации.
Таким образом, система мониторинга гарантирует непрерывное творческое
взаимодействие, направляющее и координирующее усилия всех участников
образовательного
процесса
и
позволяет
осуществить
управление
ОО
максимально эффективно.
23
В результате выполнения проекта достигнуты планируемые задачи:
1.
Проведён
анализ нормативно-правовой базы, учебно-методической,
психолого-педагогической
и
специальной
литературы
по
данной
проблеме.
2.
Локальные
акты,
регламентирующие
создание
в
МБОУ
СОШ
№83
системы оценки
качества образования, приведены
в соответствии с
требованиями стандарта.
3.
Адаптирована комплексная программа мониторинговых исследований
качества образования в МБОУ СОШ № 83
Использование
внутришкольной
системы
мониторинга
качества
образования позволяет осуществлять:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка
предметных, метапредметных и личностных результатов общего
образования);
- использование планируемых результатов освоения основной
образовательной программы в качестве содержательной и критериальной
базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на
основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к
выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений учащихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения
качества образования;
- использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и
аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки
состояния и тенденций развития ОУ;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и
представлению данных;
24
- использование накопительной системы оценивания (портфолио),
характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или
устными работами таких методов и средств оценки, как проекты,
практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка,
наблюдения и др.;
- использование контекстной информации об условиях и особенностях
реализации образовательных программ при интерпретации результатов
педагогических измерений.
Список использованной литературы
1
Государственная
программа
Российской
Федерации
«Развитие
образования» на 2013-2020 годы.
2.
Федеральный
закон
от
29.12
2012г.№
273
«Об
образовании
в
Российской Федерации».
3.
Постановление Правительства РФ «Об осуществлении мониторинга
системы образования» от 05 августа 2013 г.№662.
4.
Постановление Правительства Ульяновской области «Об утверждении
государственной программы Ульяновской области «Развитие и модернизация
образования в Ульяновской области» на 2014 – 2018 годы»
5.
Майоров, А.Н. Основы педагогических измерений. Учебное пособие
[Текст]/ А.Н. Майоров. — М.: Логос, 2010.
6.
Матрос, Д.Ш. Менеджмент качества в школе на основе стандартов
серии
ГОСТ
Р
ИСО
9000-2001,
новых
информационных
технологий
и
25
образовательного
мониторинга
[Текст]
/
Д.Ш.
Матрос.
-
М.:
Центр
педагогического образования, 2008.
7.
Основина,
В.А.
Контрольно-диагностическая
деятельность
руко-
водителя
школы
в
условиях
модернизации
образования:
Учебно-мето-
дическое пособие [Текст] / В.А. Основина. - Ульяновск: «Медиа-групп»,
2007.
8.
Основина, В.А. Проектирование и организация учебного процесса на
системно-деятельностной основе: Учебное пособие [Текст] / В.А. Основина.
— Ульяновск: «Медиа-групп», 2012.
9.
Основина,
В.А.,
Елисеев,
В.В.
Управление
образовательным
процессом в школе в условиях введения Федерального государственного
стандарта
общего
образования
[Текст]
/
В.А.
Основина,
В.В.
Елисеев
-
Ульяновск: УИПКПРО, 2008.
10.
Елисеев В. В. Планирование инспекционно-контрольной деятельности
администрации
школы
в
условиях
реализации
Федерального
государственного образовательного стандарта. Методическое пособие.–
Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2013. -100с.
11.
Основина
В.А.
Создание
в
образовательной
организации
системы
мониторинга качества образования в условиях введения государственных
стандартов общего образования нового поколения. Учебно-методическое
пособие. – Ульяновск: УИПКПРО, 2014. -88с.
12.
Основина В.А. Опыт реализации ФГОС нового поколения в контексте
системно-деятельностного подхода в обучении. Методическое пособие.–
Ульяновск, 2013.-88с.
13.
Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое
пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.
14.
Третьяков П.И. ШКОЛА: Управление качеством образования
по
результатам. – М.: Издательство УЦ «Перспектива»,2009.-492с
26
Приложение 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №83» г.Ульяновска
Рассмотрено
Утверждено
на педагогическом совете
Приказ от «___»________2014г №___
протокол от «_ » _____2014г №
Директор школы___ Н.Н.Соловьёва
27
ПОЛОЖЕНИЕ
о регламенте функционирования внутришкольной
системы мониторинга и оценки качества образования
ПОЛОЖЕНИЕ
о внутришкольной системе оценки качества образования
1. Общие положения
1.1.
Регламент
функционирования
внутришкольной
системы
оценки
качества образования МБОУ СОШ №83 г. Ульяновска (далее - Регламент)
определяет разделение полномочий организационных структур, порядок их
взаимодействия,
порядок
и
технологии
проведения
мониторинговых
исследований
и
оценочных
процедур
но
оценке
качества
образования
в
МБОУ СОШ №83.
1.2.
Внутришкольная
система
мониторинга и
оценки
качества
образования
включает
уровни
управляющей
и
управляемой
подсистем
(педагоги, обучающиеся).
1.3.
Внутришкольная
система
мониторинга
и
оценки
качества
образования состоит из следующих функционально связанных между собой:
•
содержания
процедур
мониторинговых
исследований
и
оценки
качества образования;
•
измерительных средств и инструментов;
•
организационных
структур,
осуществляющих
мониторинг
и
оценку
качества образования;
28
Регламент разработан в соответствии с Положением о системе мониторинга
и оценки качества образования в МБОУ СОШ №83 , утвержденным приказом
по 00 от .................№ ....
Регламент, а также дополнения к нему утверждаются приказом по ОО.
2.
Содержание
мониторинговых
исследований
и
оценки
качества
образования в МБОУ СОШ № г. Ульяновска
Содержательную основу мониторинговых исследований и оценки
качества образования составляют принятые в системе менеджмента качества
и ФГОС конечные результаты и условия их достижения.
2.1.
Показатели конечных результатов:
•
уровень
сформированности
экологической
культуры,
культуры
здорового и безопасного уровня жизни, здоровья учащихся;
•
качество воспитательной работы;
•
уровень базового образования:
-уровень сформированности метапредметных умений;
—
уровень сформированности предметных умений по областям знаний
Образовательной программы МБОУ СОШ №83;
•
качество и уровень реализации дополнительных учебных предметов,
курсов по выбору обучающихся;
•
готовность учащихся к продолжению образования и труду в рыночных
условиях, к жизни в семье и обществе;
•
адаптивность созданной в МБОУ СОШ №83 образовательной среды.
2.2.
Условия достижения, результатов государственных образовательных
стандартов:
•
организация образовательного процесса;
•
качество
основных
и
дополнительных
образовательных
программ,
принятых и реализуемых в школе, условия их реализации;
•
кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса ;
•
психолого-педагогическое обеспечение;
•
финансовое и материально-техническое обеспечение;
•
информационно-методическое обеспечение.
3.
Организационные
структуры,
осуществляющие
мониторинг
и
оценку качества образования. Организационная структура внутренней
системы мониторинга и оценки качества образования
3.1.
Организационная
структура,
занимающаяся
внутришкольной
оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных
результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет,
методический
совет
школы,
методические
объединения
учителей-
предметников,
временные
структуры
(психолого-мсдико-педагогический
29
консилиум,
творческие
группы,
комиссии
и
др.).
Функции
каждого
компонента организационной структуры:
3.2.
Администрация школы:
-
формирует пакет локальных актов, регулирующих функционирование
СОКО школы и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и
контролирует их исполнение;
-
разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на
совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует
в этих мероприятиях;
-
обеспечивает
на
основе
образовательной
программы
проведение
в
школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических
и статистических исследований по вопросам качества образования;
-
организует
систему
мониторинга
качества
образования
в
школе,
осуществляет
сбор,
обработку,
хранение
и
представление
информации
о
состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки качества
образования на уровне школы;
-
организует
изучение
информационных
запросов
основных
поль-
зователей системы оценки качества образования;
-
обеспечивает
условия
для
подготовки
работников
школы
и
общественных
экспертов
по
осуществлению
контрольно-оценочных
процедур;
-
обеспечивает предоставление информации о качестве образования на
муниципальный
и
региональный
уровни
системы
оценки
качества
образования;
формирует
информационно-аналитические
материалы
по
результатам оценки качества образования (анализ работы школы за учебный
год, публичный доклад директора школы);
-
принимает управленческие решения по развитию качества образования
на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации СОКО;
3.3.
Методический совет школы и методические объединения учителей-
предметников:
-
участвуют в разработке методики оценки качества образования;
-
участвуют
в
разработке
системы
показателей,
характеризующих
состояние и динамику развития МБОУ СОШ №83;
-
участвуют
в
разработке
критериев
оценки
результативности
про-
фессиональной деятельности педагогов школы;
-
содействуют
проведению
подготовки
работников
школы
и
общест-
венных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
-
проводят
экспертизу
организации,
содержания
и
результатов
ат-
тестации
обучающихся
и
формируют
предложения
по
их
совершенст-
вованию;
30
-
готовят предложения для администрации по выработке управленческих
решений по результатам оценки качества образования на уровне школы.
3.4.
Педагогический совет школы:
-
содействует
определению
стратегических
направлений
развития
системы образования в ОО;
-
содействует
реализации
принципа
общественного
участия
в
управ-
лении образованием в ОО;
-
инициирует
и
участвует
в
организации
конкурсов
образовательных
программ,
конкурсов
педагогического
мастерства,
образовательных
тех-
нологий;
-
принимает
участие
в
формировании
информационных
запросов
основных пользователей системы оценки качества образования ОО;
—
принимает
участие
в
обсуждении
системы
показателей,
характе -
ризующих состояние и динамику развития системы образования ОО;
—
принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов,
условий организации учебного процесса в ОО;
—
принимает
участие
в
оценке
качества
и
результативности
труда
работников
школы,
распределении
выплат
стимулирующего
характера
работникам и согласовании их распределения в порядке, устанавливаемом
локальными актами МБОУ СОШ №83 ;
—
содействует
организации
работы
по
повышению
квалификации
педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
—
принимает
участие
в
обсуждении
системы
показателей,
характе -
ризующих состояние и динамику развития системы образования в ОО;
—
заслушивает
информацию
и
отчеты
педагогических
работников,
доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с
ОО по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том
числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима
в школе, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы
образовательной деятельности ОО;
—
принимает
решение
о
перечне
учебных
предметов,
выносимых
на
промежуточную аттестацию по результатам учебного года.
4.
Порядок,
взаимодействия
организационных
структур
системы
мониторинга и оценки качества образования
4.1.
Оценка
качества
образования
в
МБОУ
СОШ
№83
г.
Ульяновска
осуществляется
в
соответствии
программой
развития,
образовательной
программой, программой формирования универсальных учебных действий,
программой
здорового
образа
жизни,
программой
патриотического
воспитания,
программой
повышения
качества
образования
и
другими
31
целевыми программами и проектами развития школы.
4.2.
Лицензирование
образовательной
деятельности
и
государственная
аккредитация образовательного учреждения осуществляется на основании
существующих в регионе регламентов.
4.3.
Процедуры
сбора,
хранения,
обработки
информации
о
качестве
образования в школе, а также исполнители работ и формы представления
информации
в
рамках
внутришкольной
системы
мониторинга
и
оценки
качества образования устанавливаются педагогическим советом.
4.4.
К оценочным процедурам в рамках внутришкольной системы оценки
качества образования привлекаются представители общественности.
5. Использование результатов оценки качества образования
Результаты
мониторинговых
исследований
оценки
качества
образования
являются
основой
вырабатываемых
и
реализуемых
управленческих
воздействий на образовательный процесс.
32