Напоминание

"Влияние метода проектной деятельности на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"


Автор: Петренко Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №71 "Сибирская сказка"
Населённый пункт: город Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Влияние метода проектной деятельности на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние метода проектной деятельности на развитие познавательных

процессов у детей дошкольного возраста

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является

первооткрывателем,

исследователем

того

мира,

который

его

окружает.

Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Дошколят

называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень

высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы

на все, интересующее его, – в этом ему помогают педагогии родители. Но наряду с

объяснительно-иллюстративным

методом

обучения

должны

использоваться

дополнительные

методы.

Одним

из

эффективных

методов

работы

с

детьми

дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на

понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Обычно под

личностью

понимается

человек

с

присущими

индивидуальными

особенностями.

Личность

особая

социальная

характеристика

человека,

которая

имеет

две

особенности. Первая связана с тем, что человек делает такое, что отличает его от

других людей. Вторая особенность заключается в том, что это отличие оказывается

важным и полезным для других людей.

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста

в последнее

время весьма актуальна по целому ряду причин:

Во-первых,

ребенок

как

можно

раньше

должен

получить

позитивный

социальный

опыт

реализации

собственных

замыслов.

Уникальность

личности

проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное

окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для

других

людей,

он

оказывается

в

ситуации

социального

принятия,

которая

стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических

и социальных

отношений

требует

поиска

новых,

нестандартных

действий

в

самых

разных

обстоятельствах.

Нестандартность

действий

основывается

на

оригинальности

мышления.

В-третьих,

идея

гармоничного

разнообразия

как

перспективная

форма

социального

развития

также

предполагает

умение

проявлять

продуктивную

инициативу. Подобное умение необходимо воспитывать с детства.

В

проектной

деятельности

под

субъектностью

подразумевается

выражение

инициативы

и

проявление

самостоятельной

активности,

при

этом

субъектность

ребенка может проявляться по-разному.

Ребенок

высказывает

оригинальную

идею,

ее

нужно

поддержать

и

немного

видоизменить.

Это

особенно

важно

для

пассивных

детей,

не

имеющих

положительного опыта проявления инициативы.

«Метод

проектов»

нашел

свое

отражение

в

идеях

отечественных

ученых:

Е.Г.Кагарова, М.В.Крупениной, Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко, Л.А.Венгера.

Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить

развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.

Жизнь человека предстает как переход из одной ситуации в другую. Но не овладев

правилами, возникает трудность решения задач: понять, что это за ситуация, какие в

ней действуют правила; нравится или нет эта ситуация и что в ней нужно изменить,

чтобы ее улучшить. Порой взрослый не учитывает правила и факты, намеренно

организовывает

ситуацию,

сам

придумывает

действие,

что

приводит

к

задержке

детской активности в познавательной сфере.

Социально

значимой

формой

детской

познавательной

активности

является

проектная деятельность. Ребенок в ходе занятий проблемного обучения

получает

свободу, способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя

при построении продуктов воображения, не просто передают в своих произведениях

те или иные впечатления, но и начинают целенаправленно искать приемы для этой

передачи.

А

это

очень

и

очень

значимо

для

современного

будущего

ученика

и

человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям. Проектно

– исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным

этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальных классов.

Работая по внедрению проектного метода, в своей деятельности подобрала методы и

приемы, которые успешно использую в

работе с детьми, учитывая возрастные и

индивидуальные особенности, это:

• наглядный;

• словесный;

• практический;

• проблемно-поисковый;

• исследовательский;

• сюрпризный момент;

• элемент загадочности;

• создание воображаемой ситуации;

• использование музыки.

Результативность.

Метод проектов, используемый в работе с детьми, представляет собой важную сферу

познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других

форм активности дошкольников.

Проектная деятельность обладает целым рядом

характеристик,

которые

оказывают

положительное

влияние

на

развитие

ребенка-

дошкольника.

Прежде всего в ходе работы по проектной деятельности расширяются знания

детей

об

окружающем

мире.

В

первую

очередь

это

связано

с

выполнением

исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, происходит развитие общих способностей детей – познавательных,

коммуникативных и регуляторных.

Выполняя совместный проект, дети приобретают

навык публичного изложения

своих мыслей, необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг

к

другу,

учатся

руководствоваться

не

столько

собственными

мотивами,

сколько

установленными нормами.

При реализации проектов происходит

влияние и на содержание игровой

деятельности –игры становятся более разнообразными, сложно структурированными,

а сами дети интересными друг другу.

В ходе проектной деятельности дети становятся

интересны родителям,

поскольку выдвигают различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.

Жизнь детей, педагогов и родителей наполняется богатым содержанием.

Эффективное использование данной образовательной технологии приводит к

отчетливым

позитивным

изменениям

в

познавательном

развитии

детей,

к

личностному росту дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению

оригинальных творческих работ.

Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен.

-

Он

даёт

ребёнку

возможность

экспериментировать,

синтезировать

полученные

знания.

- Развивать творческие, познавательные

способности и коммуникативные навыки,

что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с

помощью доступной системы средств.

- Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения

своих мыслей.

2. Одежда ребенка:

Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика или не сковывала его движений.

Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить.

Большая просьба вместо перчаток иметь варежки, пришить обязательно на резинку.

Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать размеру ноги ребенка, легко сниматься и надеваться. Учите

самостоятельно обуваться и разуваться.

Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке.

Иметь запасную одежду.

- Порядок в шкафчике:

Складываем вещи в определенном порядке. При одевании и раздевании ребенок должен это делать сам.

Запасные вещи должны лежать в пакете на вешалке, чтобы ребенку было, куда складывать вещи.

Для спортивной формы тоже пакет, крепкий, маленький, с ручками. (Для спортивной формы нам нужны чисто белые

футболки, без рисунков, черные шорты, белые носки х/б. Маркировка имени.)

У кого сломанные крючки в шкафчике, просьба заменить самостоятельно.

Чтобы избежать случаев травматизма, каждый день проверяйте содержимое карманов одежды ребенка на наличие

опасных предметов. Запрещается приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а также мелкие бусинки,

пуговицы, жевательные резинки, таблетки, монетки.

Не рекомендуется надевать на ребенка дорогие ювелирные украшения. Напоминаем, что в случае потери воспитатель не

несет за них материальной ответственности.

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

Следите и дома за тем, как ребенок моет руки (не разбрызгивая воду, правильно пользуясь мылом, не мочить одежду,

насухо вытираться полотенцем.);

следить, как одевается и раздевается (давать это делать ему самому, в определенной последовательности, определить,

где перед у одежды, вывернуть; одежду складывать, вешать на стульчик, расстегивать - застегивать пуговицы, прежде,

чем обуваться, сандалики или сапожки надо поставить так, чтобы они смотрели друг на друга, а не «поссорились»);

пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, салфеткой; во второй

половине года будем обучать кушать вилкой;

учить самообслуживанию в туалете.

- Не обсуждайте при ребенке дома свои опасения, претензии и переживания по поводу детского сада, но обязательно

поделитесь ими, прежде всего с воспитателями.

(Добавить информацию на стенде об обязанностях родителей).

Главным для успешной адаптации являются ваш положительный настрой, соблюдение режима дня и рекомендаций

педагогов. Прежде, чем ожидать от ребенка самостоятельности, его нужно научить действиям, необходимым в процессе

одевания, умывания, приема пищи.

Надеемся на плодотворное сотрудничество!

Памятка «Что должен знать ребенок к концу учебного года».

Организационные вопросы (разное)

1.

Во время пребывания ребенка в детском саду мы (дети, педагоги, родители)

составляем треугольник. Во главе треугольника, конечно же, стоит ребенок. Он,

познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что способен). Задача

взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме,

который играет большую роль в развитии ребёнка.

Как Вы думаете, что произойдет с треногим табуретом, если подломится одна ножка?

Или вспомним басню Крылова «Лебедь, рак и щука» - «Когда в товарищах согласья

нет, на лад их дело не пойдет, выйдет из него не дело, только мука!».

Отсюда вывод, что нам предстоит объединить наши усилия для того, чтобы детям

было комфортно и интересно в детском саду, и здесь очень важно наличие

взаимопонимания и поддержки.

Мы с Вами 4 года будем жить одной, я надеюсь, дружной семьей.



В раздел образования