Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Образовательная область: Познавательное развитие
(формирование целостной картины мира и расширение кругозора).
Образовательная ситуация: «Встреча с операторами».
Тема: Северный край.
(старшая группа).
Воспитатель: Ефимова Лидия Леонидовна
МАДОУ ДС «Калинка»
г. Новый Уренгой.
Программное содержание:
закрепить знания детей о природе родного края: растениях (о
ягодах, грибах, деревьях).
Образовательные задачи: развивать у детей познавательные
интересы, речь, творческие
с п о с о б н о с т и ,
р а с ш и р я т ь
к ру го з о р ,
о б о г ат и т ь
ж и з н е н н ы й
о п ы т
д е т е й .
Воспитывающие: воспитывать чувство прекрасного, любовь к родному краю, городу
Предварительная
работа:
экскурсия
в
городской
музей,
наблюдения
на
прогулке,
рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край». Чтение ненецких сказок рассказов,
подвижные игры народов Севера, рассматривание иллюстраций с орнаментом.
Материал : конверты с карточками, дидактические игры «Наведи порядок», «Что сначала, что
потом», маски оленей, вожжи,
Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска, слайд с презентацией, диск с песней «Лесной
олень».
Используемые
педагогические
технологии:
Технология
«Ситуация»
Л.
Г.
Петерсон,
здоровьесберегающие, развивающего обучения, ИКТ.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1.
Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Любите ли вы смотреть фильмы?
- Зачем нужны фильмы? (Узнать что-то новое).
- Как называют человека, который снимает фильмы? (Оператором).
- Хотите послушать один рассказ? (Да)
- Я вам предлагаю сесть на волшебные коврики. Садитесь по удобнее.
Воспитатель: Однажды в тундру впервые прилетели операторы, чтобы снять фильм о
северных растениях. Они мало знают о северных растениях.
- Хотите им помочь?
- Сможете?
- Тогда я вам предлагаю купить билеты на вертолет, но в вертолете вы будете сидеть парами.
Для этого вам нужно купив билет найти свою пару, и пройти вертолет в паре. (Билеты с
одной стороны цифрами, а с другой цветные).
- Я буду проверять ваши билеты.
- Садитесь правильно, пристегните ремни безопасности.
- За штурвалом я. (Надеваю наушники). Дети издают звук вертолета: «ГУ- ГУ).
- Мы приземлились с вами удачно.
- Появляется слайд (На экране появляются операторы).
2. Актуализация знаний .
Дидактическая игра «Наведи порядок».
Воспитатель.
Я
предлагаю
открыть
конверты,
которые
лежат
на
столе.
Внимательно
послушайте. Нужно среди растений найти только северные растения и положить на зеленый
лист бумаги и назвать одним словом, не нужные положить на красный лист бумаги.
- Пожалуйста,
первая пара назовите? (Брусника, голубика, черника, ежевика, морошка,
шиповник). (Это северные ягоды).
-
Вторая
пара,
назовите?
(Кедр,
ольха,
лиственница,
карликовая
береза,
пихта).
(Это
северные деревья).
- Третья пара, назовите? (Масленок, белый гриб, мухомор, груздь). (Это грибы).
3. Затруднение в ситуации.
Воспитатель. Операторы решили сфотографировать кедровое дерево. Нужно им помочь
определить возраст кедрового дерева.
- Знаете ли вы, как правильно определить возраст кедрового дерева? (Нет).
4 . О т к р ы т и е
н о в о г о
з н а н и я .
Дидактические задачи:
- сформировать представление о способе вычисления о возрасте кедрового дерева.
- Как это можно узнать? (Можно почитать в энциклопедиях, поискать информацию в
интернете, спросить у родителей, обратится к воспитательнице за помощью).
-
Я
в а с
п р и гл а ш а ю
п о д о й т и
к
с т о л у,
гд е
л е ж а т ь
к е д р о в ы е
в е т к и .
- Что вы о них можете сказать? (Вкусно пахнут, гладкие, темно-серого цвета).
Воспитатель. Возраст хвойного дерева можно узнать, пересчитав количество мутовок
(ярусов кольцеобразного расположения веток) на стволе. Ежегодно на стволе образуется
только одна мутовка. Всё дело в том, что первая мутовка появляется не в первый год,
а в разном возрасте в зависимости от породы дерева. Полученная сумма и будет
означать возраст дерева. Но помните: мутовки чётко видны до 30-40 лет, после этого
нижние сучья начинают отпадать, их основания зарастают древесиной и их следы
очень трудно обнаружить!
5.Включение нового знания в систему знаний.
5 . 1 .
Д и д а к т и ч е с к а я
и г р а
« Ч т о
с н а ч а л а ,
ч т о
п о т о м » :
тренировать
мыслительную
деятельность,
развивать
память,
внимание,
мышление.
Воспитатель. Операторы в своем фильме хотят рассказать о пользе северных растениях.
Пожалуйста, откройте желтые конверты и расположите полезные свойства растений. Для
чего они нам нужны.
5.2. Дидактическая задача «Катание на оленях».
Организовать активный отдых детей.
З а к р е п и т ь
з н а н и я
о
п о л ь з е
с е в е р н ы х
р а с т е н и й .
Отгадайте загадку и вы узнаете, кого в тундре увидели операторы.
Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не строит птица в них,
В ветвях краса и мощь моя,
Скажите быстро - кто же я? (Олень).
-
Р е ш и л и
п р о к а т и т ь с я
н а
о л е н я х .
В ы
х о т и т е
п р о к а т и т ь с я ?
Под музыку, парами вставайте. (Мальчики одевают маски оленей, девочки берут за вожжи и
под музыку «Лесной олень катаются).
-
Воспитатель.
Кому
нужны
северные
ягоды,
грибы,
деревья?
Хотите,
рассказать
операторам? (Да). Тогда, пожалуйста, покажите операторам.
Нам с вами пора попрощаться с операторами и вернутся домой. Наш вертолет нас ждет.
П о ж а л у й с т а ,
с а д и м с я .
В с п о м н и т е
п р а в и л а
б е з о п а с н о с т и .
Вот мы с вами и приземлились.
6.Осмысление.
Дидактические
задачи:
сформировать
первичный
опыт
осмысления
собственной
деятельности,
фиксирования
достижения
запланированного
результата
и
условий,
которые
позволили ему достичь.
- Кому вы сегодня помогли?
- Что полезного сделали?
- Где, могут пригодиться эти знания?
Список литературы.
1.Л.Г.
Примерная
основная
образовательная
программа
дошкольного
образования
«Мир
открытий» / И. А. Лыкова. М.: Институт системно – деятельностной педагогики,2014г.
2. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. «Ребенок и окружающий мир».
Комплект методических пособий для второй младшей, средней, старшей и подготовительной к
школе групп детского сада. – М.: Цветной мир, 2014.
3.Бережнова
О.В.
Проектирование
основной
образовательной
программы
дошкольной
организации. Рабочая программа педагога. Методическое пособие. – М.: Цветной мир, 2014.
4.Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Технология проектирования образовательного процесса в
дошкольной организации. Методическое пособие. – М.: Цветной мир, 2014.
5.Бережнова О.В.,
Бойко О.Н.,
Максимова
И.С. Интегрированное планирование работы
детского сада в летний период. Методическое пособие (соответствует ФГОС ДО). –
М.:
Цветной мир, 2014.
6.Бережнова О.В. Интегрированное планирование образовательной деятельности в детском
саду. – М.: Институт СДП, 2013.
7.Бережнова О.В.
Образовательная
деятельность
в старшей группе
детского
сада.
Технология
интегрированного
планирования. Методическое пособие. –
М.: Цветной мир,
2014.