Автор: Маринова Юлия Евгеньевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ №8 "Огонек"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский АО, Сургутский р-н, г.Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные аспекты развития речи дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
«Современные аспекты развития речи дошкольника»
Тема: «Речевое развитие дошкольника 5-6 лет»
Речь — одна из основных линий развития ребёнка. Родной язык
помогает войти ребёнку в наш мир, открывает широкие возможности для
общения со взрослыми и сверстниками. С помощью речи ребёнок познаёт
мир, высказывает свои мысли и взгляды. В Федеральном Государственном
Образовательном Стандарте Дошкольного Образования (ФГОС ДО)
[1]
речевое
развитие
выделено
в
отдельную
образовательную
область.
ФГОС
ДО
определяет
речевое
развитие
следующим
образом:
«Речевое
развитие
включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного
словаря;
развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи;
развитие
речевого
творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов
различных
жанров
детской
литературы;
формирование
звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Известно, что речь не является врождённой способностью человека.
Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека.
Основные характеристики речи детей от 5 до 6 лет.
Словарь детей 5-6 лет.
В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми
словами. К пяти годам запас слов ребёнка увеличивается до 2500-3000, к
концу
шестого
года
жизни
до
3000-4000.
Это
связано
с
интенсивным
расширением представлений об окружающем мире. Расширяется словарь
обобщений, особенно за счёт широких родовых понятий, например: растения
— это деревья, кустарники, травы, цветы.
Грамматический строй речи детей 5-6 лет.
На шестом году жизни речь детей становится более правильной.
Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных
(кукла — куклы), изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных
суффиксов
(кукла
—
куколка).
Быстро
накапливается
«математический»
словарь. Дети начинают согласовывать числительные с существительными
(одна кукла, две куклы). Уверенно согласуют притяжательные местоимения
(мой, моя, моё, мои) с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако могут
быть
затруднения
при
образовании
некоторых
существительных
множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек
и т. д.).
Звуковая культура речи детей 5-6 лет.
Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребёнка в возрасте пяти лет
позволяет ему:
контролировать
правильность
собственной
речи
и
речи
окружающих в произношении звуков и слов;
усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного
языка;
выделять
первый
звук
в
слове,
находить
в
слове
место
определённого звука, определять последовательность звуков в односложных
словах (например, сок);
овладеть деление слова на слоги.
Речевое дыхание. Продолжает формироваться правильное речевое
дыхание
с
коротким
вдохом
и
длительным
выдохом.
Дыхательная
струя
становится длиннее, что позволяет ребёнку произносить на одном вдохе
фразу,
состоящую
из
5-6
слов.
В
противном
случае
может
возникнуть
физиологическое заикание, когда ребёнку при нехватке воздуха приходится
прерываться по середине слова. Так появляются речевые запинки, которые
могут перейти в привычку.
Звукопроизношение. В этот возрастной период, некоторые дети ещё
могут
испытывать
сложности
в
произношении
сонорных
звуков
[л],
[р],
шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в
замене звуков ([р] на [л], [ш] на [с]), нестойкости употребления (жук жуззит).
Словопроизношение. Детям доступно произношение слов сложной
звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и
сокращение слов. Успешно справляются с произнесением слов, в которых
имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).
Связная речь детей 5-6 лет.
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной
речи — диалога и монолога. Для детей дошкольного возраста первостепенное
значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием
полноценного
социального
развития
ребёнка.
Развитый
диалог
помогает
ребёнку легко входить в контакт со взрослыми и сверстниками.
Монолог — более сложная форма речи, развитие и становление
которой требуют от ребёнка определённого уровня общего развития. К пяти
годам жизни ребёнка появляются лишь элементы монологической речи. В
этот возрастной период ребёнок начинает овладевать сложнейшей формой
сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.
В
связной
речи
дошкольников
наблюдается
явное
преобладание
диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи
детей от 5 лет появляются элементы монологических высказываний, но они
ситуативны.
Для
правильного
понимания
прослушанного
необходимы
дополнительные вопросы - это означает, что монологические высказывания
старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.
Подводя итоги выше сказанному, можно заключить, что ребёнок в 5-6
лет:
способен произносить трудные звуки, речь отчётливая;
активен
в
словотворчестве,
словообразовании,
задаёт
много
поисковых вопросов;
грамотно использует все части речи;
хорошо
понимает
прочитанное,
отвечает
на
вопросы
по
содержанию и способен пересказать сказку, короткий рассказ;
спо собен
выходить
за
рамки
ре ального,
в о о б р а з и в
предшествующие и последующие события;
может подметить в рассказе не только существенное, но и детали,
частности;
улавливает в звучащем слове отдельные звуки, выделяет гласные
и согласные из слога и слова;
дифференцирует согласные по принципу мягкости и твёрдости,
глухости и звонкости;
определяет месторасположение звука в слове;
владеет связной речью и появляются элементы монологической
речи.
Таким образом, к концу шестого года жизни ребёнок в речевом
развитии
достигает
довольно
высокого
уровня.
Он
владеет
правильным
звукопроизношением,
выразительной
и
эмоциональной
речью,
имеет
необходимый
для
свободного
общения
со
взрослыми
и
сверстниками
словарный
запас,
грамматические
формы.
Его
высказывания
становятся
точнее, содержательнее и выразительнее.
Условия и факторы развития речи детей 5-6 лет.
Как развивать речь в этом возрастном периоде.
Условия и факторы развития речи детей 5-6 лет.
Речевое развитие ребёнка это сложный многоаспектный процесс.
Он
включает
в
себя
различные
стороны
овладения
ребёнком
речью:
психологиче скую,
нейропсихологиче скую,
л и н г в и с т и ч е с к у ю ,
педагогическую и другие. Каждый ребёнок в норме проходит своеобразные
ступени овладения различными сторонами речевого развития. Эти ступени
являются
условными,
так
как
развитие
каждого
ребёнка
протекает
индивидуально и зависит от разных факторов, но тем не менее развитие
подчиняется общим закономерностям, характерным для всех детей.
Как
и
в
любой
деятельности,
важнейшим
условием
для
формирования
устной
речи
является
развитие
у
ребёнка
мотивационной
стороны речевой деятельности. Для развития речи необходимо формирование
потребности
в
общении
через
деятельность
с
предметами
окружающего
мира.
Рассматривая
речевую
деятельность,
необходимо
подчеркнуть,
что
психическое
развитие
ребёнка
происходит
в
процессе
развития
его
деятельности, в процессе общения. Общение представляет собой особый вид
деятельности.
Языковой
процесс
является
реализацией
деятельностного
подхода
к
процессу
формирования
речи.
Деятельностный
подход
предполагает и саму речевую деятельность.
В
о снове
всего
вербального
развития
ребёнка
ле жит
коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции
зависит,
как
скоро
ребёнок
овладеет
высшими
уровнями
сознания
и
произвольности поведения.
С точки зрения нейропсихологии речь представляет собой одну из
сложных
высших
психических
функций
человека. Речевой
акт
осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль
принадлежит деятельности головного мозга.