Напоминание

"Современные аспекты развития речи дошкольника"


Автор: Маринова Юлия Евгеньевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МАДОУ №8 "Огонек"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский АО, Сургутский р-н, г.Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные аспекты развития речи дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Современные аспекты развития речи дошкольника»

Тема: «Речевое развитие дошкольника 5-6 лет»

Речь — одна из основных линий развития ребёнка. Родной язык

помогает войти ребёнку в наш мир, открывает широкие возможности для

общения со взрослыми и сверстниками. С помощью речи ребёнок познаёт

мир, высказывает свои мысли и взгляды. В Федеральном Государственном

Образовательном Стандарте Дошкольного Образования (ФГОС ДО)

[1]

речевое

развитие

выделено

в

отдельную

образовательную

область.

ФГОС

ДО

определяет

речевое

развитие

следующим

образом:

«Речевое

развитие

включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение

активного

словаря;

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической речи;

развитие

речевого

творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух

текстов

различных

жанров

детской

литературы;

формирование

звуковой

аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Известно, что речь не является врождённой способностью человека.

Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека.

Основные характеристики речи детей от 5 до 6 лет.

Словарь детей 5-6 лет.

В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми

словами. К пяти годам запас слов ребёнка увеличивается до 2500-3000, к

концу

шестого

года

жизни

до

3000-4000.

Это

связано

с

интенсивным

расширением представлений об окружающем мире. Расширяется словарь

обобщений, особенно за счёт широких родовых понятий, например: растения

— это деревья, кустарники, травы, цветы.

Грамматический строй речи детей 5-6 лет.

На шестом году жизни речь детей становится более правильной.

Они достаточно хорошо образуют множественное число существительных

(кукла — куклы), изменяют слова с помощью уменьшительно-ласкательных

суффиксов

(кукла

куколка).

Быстро

накапливается

«математический»

словарь. Дети начинают согласовывать числительные с существительными

(одна кукла, две куклы). Уверенно согласуют притяжательные местоимения

(мой, моя, моё, мои) с существительными (моя кукла, мой мяч). Однако могут

быть

затруднения

при

образовании

некоторых

существительных

множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек

и т. д.).

Звуковая культура речи детей 5-6 лет.

Речевой слух. Уровень развития речевого слуха ребёнка в возрасте пяти лет

позволяет ему:

контролировать

правильность

собственной

речи

и

речи

окружающих в произношении звуков и слов;

усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного

языка;

выделять

первый

звук

в

слове,

находить

в

слове

место

определённого звука, определять последовательность звуков в односложных

словах (например, сок);

овладеть деление слова на слоги.

Речевое дыхание. Продолжает формироваться правильное речевое

дыхание

с

коротким

вдохом

и

длительным

выдохом.

Дыхательная

струя

становится длиннее, что позволяет ребёнку произносить на одном вдохе

фразу,

состоящую

из

5-6

слов.

В

противном

случае

может

возникнуть

физиологическое заикание, когда ребёнку при нехватке воздуха приходится

прерываться по середине слова. Так появляются речевые запинки, которые

могут перейти в привычку.

Звукопроизношение. В этот возрастной период, некоторые дети ещё

могут

испытывать

сложности

в

произношении

сонорных

звуков

[л],

[р],

шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ], трудности употребления проявляются в

замене звуков ([р] на [л], [ш] на [с]), нестойкости употребления (жук жуззит).

Словопроизношение. Детям доступно произношение слов сложной

звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и

сокращение слов. Успешно справляются с произнесением слов, в которых

имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).

Связная речь детей 5-6 лет.

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной

речи — диалога и монолога. Для детей дошкольного возраста первостепенное

значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием

полноценного

социального

развития

ребёнка.

Развитый

диалог

помогает

ребёнку легко входить в контакт со взрослыми и сверстниками.

Монолог — более сложная форма речи, развитие и становление

которой требуют от ребёнка определённого уровня общего развития. К пяти

годам жизни ребёнка появляются лишь элементы монологической речи. В

этот возрастной период ребёнок начинает овладевать сложнейшей формой

сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.

В

связной

речи

дошкольников

наблюдается

явное

преобладание

диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи

детей от 5 лет появляются элементы монологических высказываний, но они

ситуативны.

Для

правильного

понимания

прослушанного

необходимы

дополнительные вопросы - это означает, что монологические высказывания

старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.

Подводя итоги выше сказанному, можно заключить, что ребёнок в 5-6

лет:

способен произносить трудные звуки, речь отчётливая;

активен

в

словотворчестве,

словообразовании,

задаёт

много

поисковых вопросов;

грамотно использует все части речи;

хорошо

понимает

прочитанное,

отвечает

на

вопросы

по

содержанию и способен пересказать сказку, короткий рассказ;

спо собен

выходить

за

рамки

ре ального,

в о о б р а з и в

предшествующие и последующие события;

может подметить в рассказе не только существенное, но и детали,

частности;

улавливает в звучащем слове отдельные звуки, выделяет гласные

и согласные из слога и слова;

дифференцирует согласные по принципу мягкости и твёрдости,

глухости и звонкости;

определяет месторасположение звука в слове;

владеет связной речью и появляются элементы монологической

речи.

Таким образом, к концу шестого года жизни ребёнок в речевом

развитии

достигает

довольно

высокого

уровня.

Он

владеет

правильным

звукопроизношением,

выразительной

и

эмоциональной

речью,

имеет

необходимый

для

свободного

общения

со

взрослыми

и

сверстниками

словарный

запас,

грамматические

формы.

Его

высказывания

становятся

точнее, содержательнее и выразительнее.

Условия и факторы развития речи детей 5-6 лет.

Как развивать речь в этом возрастном периоде.

Условия и факторы развития речи детей 5-6 лет.

Речевое развитие ребёнка это сложный многоаспектный процесс.

Он

включает

в

себя

различные

стороны

овладения

ребёнком

речью:

психологиче скую,

нейропсихологиче скую,

л и н г в и с т и ч е с к у ю ,

педагогическую и другие. Каждый ребёнок в норме проходит своеобразные

ступени овладения различными сторонами речевого развития. Эти ступени

являются

условными,

так

как

развитие

каждого

ребёнка

протекает

индивидуально и зависит от разных факторов, но тем не менее развитие

подчиняется общим закономерностям, характерным для всех детей.

Как

и

в

любой

деятельности,

важнейшим

условием

для

формирования

устной

речи

является

развитие

у

ребёнка

мотивационной

стороны речевой деятельности. Для развития речи необходимо формирование

потребности

в

общении

через

деятельность

с

предметами

окружающего

мира.

Рассматривая

речевую

деятельность,

необходимо

подчеркнуть,

что

психическое

развитие

ребёнка

происходит

в

процессе

развития

его

деятельности, в процессе общения. Общение представляет собой особый вид

деятельности.

Языковой

процесс

является

реализацией

деятельностного

подхода

к

процессу

формирования

речи.

Деятельностный

подход

предполагает и саму речевую деятельность.

В

о снове

всего

вербального

развития

ребёнка

ле жит

коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции

зависит,

как

скоро

ребёнок

овладеет

высшими

уровнями

сознания

и

произвольности поведения.

С точки зрения нейропсихологии речь представляет собой одну из

сложных

высших

психических

функций

человека. Речевой

акт

осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль

принадлежит деятельности головного мозга.



В раздел образования