Напоминание

"Согласные звуки [с], [с"]. Буквы С,с"


Автор: Логунова Елена Серафимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №4"
Населённый пункт: город Луга
Наименование материала: уррок обучение грамоте
Тема: "Согласные звуки [с], [с"]. Буквы С,с"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока №16 (I четверть). Предмет: литературное чтение (обучение чтению). Класс:1. Тема урока Место урока по теме Согласные звуки [с], [с']. Буквы С,с. Урок №16 Тип урока Формы, приёмы, методы Урок открытия нового знания 1. Эвристическая беседа на тему «Прогулка в лесу. Безопасное поведение» 2. Фронтальная, индивидуальная и частично парная работа с иллюстрацией (с.44 – «Азбука») 3. Исследовательская работа ( по с.45 «Азбука» и компьютерной презентации к уроку «С какими звуками мы познакомимся сегодня?»). Групповые зарисовки отчёта. 4. Дополнение ленты букв новыми звуками. 5.Дискуссия на тему : «Сходства и различия звуков [с], [с']» 6. Взаимопроверка знаний по тренажёру ( на диске). 7. Самостоятельная оценка успешного усвоения материала. Цель урока Задачи урока Введение новых согласных звуков [с], [с'], обозначение их на письме буквами С,с Образовательные: 1. познакомить обучающихся с новыми согласными звуками [с], [с'] и с их письменными обозначениями с помощью букв С, с; 2. отрабатывать характеристику изученных звуков по заданному алгоритму и ленте букв; 3. формировать навыки чтения; Развивающие: 1.совершенствовать устную речь обучающихся; 2. мотивировать познавательную активность обучающихся, прививать интерес к чтению; 3. обогащать словарный запас обучающихся новыми словами; Воспитывающие: 1. воспитывать уважение к чужому мнению; 2. воспитывать умение следовать правилам работы на уроке Предполагаемый результат Знать Уметь
1. Обозначение звуков [с], [с'] буквами С,с. 2. Место новых звуков [с], [с'] в ленте букв. 1. Отличать гласные звуки от согласных. 2. Находить примеры слов с новыми буквами в написанном тексте. 3. Находить звучащие слова с новыми звуками из окружающей жизни, обосновывать свой выбор. Компетенции/УУД Педагогические технологии Оборудование Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: Общеучебные универсальные действия: - формирование умения искать и выделять необходимую информации из предложенных для анализа источников( «Азбуки», компьютерной презентации); - формирование умения производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные УУД: - обучение умению работать в парах, слушать учителя, правильно задавать вопросы; - формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свой ответ; Регулятивные УУД - обучение навыкам самоконтроля путём сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - формирование умения корректировать свою работу; 1. Игровые технологии (найди ошибку, стань учителем…). 2. Информационно-компьютерные технологии (работа с интерактивной доской, с электронной презентацией по теме). 3. Технология сотрудничества (помоги ближнему, проверь работу, подумайте вместе, побеседуйте и решите, обсудите написанные и звучащие слова, сравните с учебником …). 4. Рефлексия (Что говорит моё сердце по поводу изученного на уроке, понимаю ли я необходимость введения новых звуков?). 1. Учебники «Азбука» часть 1 В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградова, М.В. Бойкина, М. «Просвещение» 2015 (у каждого обучающегося). 2. Электронное приложение к учебнику с презентацией по теме урока. 4. Репродукция с 44-45 «Азбука» в увеличенном варианте. 5. Распечатки текстов для индивидуальной работы (у каждого обучающегося)
- формирование умения оценивать свою работу; Ход урока Цель урока Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции/аспекты Компетенции/УУД Оценивание/формы контроля Результат Введение новых согласных звуков [с], [с'], обозначение их на письме буквами С,с Организационный момент. Настрой на успех.
- Здравствуйте,

ребята! Мы

продолжаем наше

путешествие в

занимательное

королевство чтения.

В каждом

королевстве свои

законы и в этом

тоже, но чтобы

постичь и

разобраться в них

нужно быть

собранным,

внимательным и

настроить себя на

интересные

открытия.

Проверьте

готовность к уроку у

себя и у товарища.

Закройте глаза,

подумайте о том,

чего вы ждёте от

предстоящего урока,

запомните это.
Мобилизация внутренних сил, мотивации к обучению.
Дети выполняют

задание учителя,

отвечают на вопрос.

- Жду новых знаний

по предмету

литературное чтение

- Хочу узнать

больше звуков и

букв

- Хочу узнать о

правилах анализа

слов

- Жду интересной

беседы, общения с

одноклассниками.
Умение быстро включиться в работу, перестроиться с отдыха на трудовую деятельность. Чёткая организация своего рабочего места. Похвала, улыбка, ободрение. Быстрое включение в учебный процесс. Экономия времени для важных аспектов урока.

Теперь откройте,

тихонько садитесь.

- Чего вы ждёте от

нового урока?
Демонстрация рисунков ( см. диск: «Обучение грамоте», «С,с»). Поиск проблемы. Определение темы урока. Актуализация знаний.
- Всё то, что я вам

сейчас молча

показала

(попеременно, без

комментариев

открывались

слайды) вы

рассмотрите на

уроке, если будете

стараться, то мы

успеем узнать много

нового и

интересного. Я тоже

постараюсь, чтобы

ваши ожидания

оправдались.

- Расскажите, что вы

запомнили. Как вы

думаете, для чего я

вам показала эти

изображения?
Эвристическая беседа, дискуссия. -
Я увидел (-а)

изображения сома и

карася, новые слоги,

новые буквы,

печатную и

письменную буквы

С,с, слова с новыми

буквами,

изображения

собак…

- Мы будем учиться

находить новые

звуки [с], [с'] в

устной речи, читать

слоги, слова и

предложения с

новыми буквами.

- Мы будем учиться

запоминать новые

звуки
[с], [с']
и их

обозначения новыми

буквами С,с по

презентации и

страницам

«Азбуки».
Формирование цели урока, проблемы и путей её решения. Развитие навыков чёткого лаконичного высказывания, умения слушать и слышать товарищей. Развитие умений безболезненно выходить из спорных ситуаций. Похвала, улыбка, ободрение, выделение особенно ценных ответов. Выявление проблемы, путей решения, ожидаемого результата.

- Откройте

учебники,

посмотрите на тему

нового урока и сразу

же их закройте. Как

тема урока связана с

рассмотренными

вами

иллюстрациями?

- Правильно ли я

тебя поняла, Алёша,

мы узнаем, звуки

[с], [с'], буквы С,с,

освоим правила

правильного

употребления в

устной речи новых

звуков [с], [с'],

научимся читать с

новыми буквами

С,с?

- Давайте вернёмся к

нашим рисункам.

Скажите,

пожалуйста, чтобы

нам освоить новый

материал, чем нужно

научиться владеть в

первую очередь?

Тема урока : «Звуки

[с], [с'], Буквы С,с».

На диске и в

учебнике задания

помогут нам освоить

новый материал. В

них много раз

повторяются новые

буквы.

- Да, правильно.

- Устной речью.


- Какая ещё бывает

речь?

-В чём сходство

устной и письменной

речи?

-В чём различие?

- Из чего состоят

слова в устной речи?

- В письменной?

-Какие бывают

звуки?

- В чём их сходство?

- В чём их различие?

- Как я поняла тебя,

Света, хорошее и

плохое в мыслях и

поступках ты

рассматриваешь

применительно к

одному человеку?

- Письменная.

- Состоит из слов и

предложений.

- Устная речь –

«звучит», а

письменную мы

пишем или читаем.

- Из звуков.

- Из букв.

- Гласные и

согласные.

- Для произношения

нужно использовать

рот, язык, зубы…

- Гласные звуки

произносятся легко,

без препятствий.

-Согласные звуки

произносятся при

помощи различных

комбинаций языка,

зубов, положения рта

…, произносятся

тяжело, с

препятствиями…

-Научиться

правильно

произносить звуки

[с], [с'],

«переводить» эти


- Давайте чётко

сформулируем

проблему, которую

нам предстоит

решить на уроке.

- Для этого мы

должны открыть

с.44 – 45 «Азбуки» и

попробовать

выбрать из

составленного

вместе текста по

иллюстрации

нужные нам слова

для звуко-

буквенного анализа.

звуки в буквы С,с
Работа над новым материалом Эвристическая беседа по иллюстрации (Девочки заблудились в лесу.).Выделение слов лес и лось из устной речи обучающихся для фонетического разбора. Актуализация знаний из личного опыта обучающихся. Формирование навыков чтения, выборочного поиска слов по заданному алгоритму, поиска более точных и понятных лично каждому толкований. Формирование умений работать с текстом учебника, иллюстрацией, использовать личные знания для фонетического разбора Работа с цветовыми кружками ( возьми тот кружок и положи к себе в конверт, который соответствует твоему вкладу в общее дело: красный – отдавался работе полностью, всё получалось; жёлтый – отдавался работе полностью, но не всё Дана характеристика новых звуков [с], [с'], определено их место в ленте букв. Проведено знакомство с новыми слияниями букв, новыми для прочтения словами. Намечены пути по анализу своего жизненного багажа знаний в соответствии с
-
Рассмотрите

иллюстрацию в

учебнике на с.44 и на

доске.

- Каких главных

героев нашего

рассказа вы можете

выделить?

- Что с ними

произошло?

- Поработайте в

парах. Подумайте,

как произошло такое

несчастье?

- Как вы думаете,

девочки смогут

отыскать друг друга

в лесу?

- Давайте прочитаем

-Это две девочки.

- Они потеряли друг

друга в лесу.

- Девочки собирали

грибы и

потерялись..

- Да.

- Ау! Ау!
новых слов. Развитие навыков чёткого лаконичного высказывания, умения слушать и слышать товарищей. получалось; синий – пытался включиться в работу, но не всегда получалось следить за ходом урока; зелёный – не мог заставить себя думать, работать, анализировать). предлагаемыми заданиями.

друг другу в парах

предложения под

иллюстрацией.

Обсудите вместе и

скажите мне по

секрету «на ушко»,

какие слова помогут

девочкам найти друг

друга?

- Какой знак стоит в

конце этих

предложений?

- О чём он вас

предупреждает?

- Перечитайте текст

с сильным чувством.

А я посмотрю, у кого

лучше это

получается.

- Итак, девочки

нашли друг друга,

благодаря вашему

выразительному

чтению. Теперь

вернёмся к теме

урока. Кто нам её

напомнит?

- Давайте выделим

из наших

предложений,

составленных при

рассматривании

иллюстрации слова с

- Восклицательный.

- Надо читать с

сильным чувством.

-Звуки

[с], [с'], Буквы С,с.


новыми звуками и

проанализируем их.

- Где заблудились

девочки?

- Какое будет первое

слово?

- Сейчас Лиза вам

прочитает загадку, а

вы догадайтесь, кого

девочки увидели в

лесу?

- По каким

признакам вы

узнали, что это лось?

- Кто ещё может

дополнить ответ?

- Какое будет второе

слово?

- Прежде чем мы

сделаем звуко-

буквенный анализ

этих слов, давайте

закончим работу с

иллюстрацией и

определим правила

поведения в лесу.

- Подойдите к тому

- Девочки

заблудились в лесу.

- Лес.

- Трав копытами

касаясь,

Ходит по двору

красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув

широко.

- Это лось.

- Имеет копыта;

идёт смело, значит,

животное сильное,

большое; мощные

рога, потому что

широко раскинуты.

- Лось.

В процессе работы

на слайде


человеку, с которым

вам бы хотелось

поработать или

присоединитесь к

группе детей.

На слайде

появляются

изображения леса и

лося. Обучающиеся

под руководством

учителя производят

фонетический

анализ слов и

приходят к выводу,

что звуки [с], [с']

обозначаются

буквами С,с.

I группа детей

(читающие) –

работают на с.45

«Азбука», ситают

отрывок из

стихотворения И

Бунина «Лес, точно

терем расписной…»,

выделяют слова со

появляются

правила:

- Не уходить в лесу

далеко друг от друга.

- Не ходить по

незнакомым местам

без сопровождения

взрослых.

- Стараться не

показываться на

глаза животным

леса…

Фронтальная и

индивидуальная

работа в тетрадях по

печатанию.

Анализ места буквы

с в ленте букв ( с 47 –

«Азбука» и диск)

Вывод:

[с]- согласный,

глухой, твёрдый

[с']- согласный,

глухой, мягкий

- Лес, расписной,

пёстрою, стеной,

стоит, светлою

- Весёлой.


звуками [с], [с'] и

печатают их в

тетради в два

столбика.

Дополнительное

задание: выучить

наизусть,

выразительно

рассказать или

прочитать.

II группа детей под

руководством

учителя учатся

правильно

произносить звуки

[с], [с'], читать

слияния, слова по

диску и «Азбуке» с

45

- си са сы со су

- са-ас, со-ос, су-ус,

сы-ыс, си-ис

-сон-сны, нос-

носы,осины-осина,

сосна - сосны
Организация динамической паузы.
- Активный отдых

под песню из

мультфильма

«Дружба – это не

работа».
Активная двигательная деятельность. Физкультминутка. Формирование навыков релаксации, умения быстро перестроиться с трудовой деятельности на отдых. Улыбка, поддержка, одобрение. Дети отдохнули и готовы к дальнейшей продуктивной работе. Работа по развитию связной речи и навыков чтения (по диску, индивидуально распечатанным текстам на каждого обучающегося). Чтение и анализ текстов в парах по вопросам учителя. Перенос знаний, полученных из совместной работы по овладению новым материалом в реальные условия жизнедеятельности. Формирование навыков осознанного чтения, «умения читать между строчек». Отработка умений строить аналогии между прочитанным и реальным. Развитие навыков коллективной работы, Работа с цветовыми кружками ( возьми тот кружок и положи к себе в конверт, который соответствует твоему вкладу в общее дело: красный – отдавался работе полностью, Практическое закрепление нового понятийного аппарата. Связь с реалиями окружающего мира.

Пары составляются

так, чтобы хорошо

читающий ученик из

I группы находился с

начинающим читать

учеником из II

группы.

Распечатка текста

для I группы.

Задание1:

прочитайте

чистоговорку чётко

проговаривая звуки.

Са-са-са – слышен

шум от колеса.

Се-се-се – это дырка

в колесе.

Со-со-со – мы

сменили колесо.

Су-су-су – не стучи

по колесу.

Задание 2:

Прочитайте

стихотворение,
парных дискуссий, умения строить свои личные выводы, основываясь на знаниях других людей и на своих собственных находках. всё получалось; жёлтый – отдавался работе полностью, но не всё получалось; синий – пытался включиться в работу, но не всегда получалось следить за ходом урока; зелёный – не мог заставить себя думать, работать, анализировать).

подумайте, какое

слово нужно

запомнить как

пишется и почему?

Осень осину очень

любила,

Осень осину всю

нарядила

В яркий багрянец.

Как хорошо!

Слово осина начни с

буквы О!

Задание3:

Поиграйте в парах в

игру «Угадай

словечко»,

подумайте, что

общего у слов –

отгадок (все на с).

То погаснет, то

зажжётся

Ночью в роще

огонёк.

Угадай, как он

зовётся?

Золотистый ...

(светлячок).

На шесте дворец,

Во дворце певец.

А зовут его…

(скворец).

Вещунья – белобока,

А зовут её…

(сорока).


Распечатка текста

для II группы.

Задание 1: найдите

лишнее написание,

объясните свой

выбор (су –

повторяется)

си са со су сы

ис ас ос су ыс

Задание 2:

подчеркните

простым

карандашом звук [с],

а звук [с'] – синим;

прочитайте слова.

оси-осы

носы-носи

сыны-сани

сон-сын-сан

Задание3:

прочитайте текст,

расскажите его

товарищу.

Нина у осины.

Инна у сосны.

- Ау, Нина! Ау!

- Нет. (вещунья, сан)

- Заслушиваются

варианты ответов

без обсуждения.


-Все ли значения

слов были вам

понятны?

- Кто попробует

объяснить?

- Посоветуйтесь дома

с родителями:

правильно ли вы

понимаете значения

этих слов,

попробуйте сами или

с помощью взрослых

найти толкование

значений этих слов в

Википедии или

словарях.
Организация динамической паузы.
- Активный отдых

под песню из

мультфильма

«Дружба – это не

работа».
Активная двигательная деятельность. Физкультминутка. Формирование навыков релаксации, умения быстро перестроиться с трудовой деятельности на отдых. Улыбка, поддержка, одобрение. Дети отдохнули и готовы к дальнейшей продуктивной работе. Организация рефлексии. Эвристическая беседа, диспут с выходом на цели, проблему урока, анализом хода урока и полученных результатов. Формирование Формирование коммуникативных навыков (умения высказываться, не обижая мнение товарища и прислушиваясь к мнениям Анализ набранных знаков (кружочков), устное оценивание результатов своей работы с кратким комментированием успехов и неудач. Полная картина о взаимоотношениях на уроке, об успешности реализации цели, об атмосфере сотрудничества ( позволяет

- Давайте вернёмся к

теме нашего урока.

С чем мы

познакомились?

- Охарактеризуйте

звуки [с], [с'].

- Какие слова с

этими звуками вы

можете назвать.

- Какую проблему

вы поставили в

начале урока?
личного мнения по поводу проведения урока, своих достижений и неудач. Эмоциональный отклик на совместную работу. -
С тем, что звуки

[с], [с'] обозначаются

буквами С,с.

- [с]- согласный,

глухой, твёрдый

[с']- согласный,

глухой, мягкий

Организация игры

по группам. («Кто

больше назовёт слов

со звуком[с], со

звуком [с']?

- Научиться

правильно

произносить звуки

[с], [с'],

«переводить» эти

звуки в буквы С,с
одноклассников; чётко формулировать своё высказывание, прислушиваясь к своим внутренним ощущениям, планировать деятельность по собственному самосовершенствовани ю и устранению пробелов). проанализировать творческий настрой на успех, повышение мотивации к обучению).

- Удалось ли нам её

решить?

- Как мы добились

на уроке понимания

этой проблемы?

- Как вы считаете

пригодятся ли вам

полученные знания

в повседневной

жизни?

- Удалось.

- Работали со своим

речевым аппаратом,

чтобы правильно

произносить звуки,

делала звуко-

буквенный анализ

слов, читали

слияния, слова,

предложения с

буквами С,с…

- Да. Для этого

нужно в

повседневной жизни

читать,

рассказывать друг

другу то, что

прочитали и

постоянно работать

над

совершенствованием

своего навыка

чтения…


- Можно ли назвать

работу, проделанную

на уроке успешной?

- Что вам

запомнилось с

урока? Что

понравилось? Над

чем нам ещё нужно

поработать? Какие

впечатления

остались от урока?

Сдайте, пожалуйста,

в закрытом виде

конвертики с

кружками, которые

мне помогут

разобраться в том,

как вы отнеслись к

изученному

материалу, какой

отклик он нашёл в

ваших сердцах.

Спасибо за урок!

Мне было с вами

интересно

беседовать.

- Да. Узнали новые

слова (сан,

вещунья), научились

переводить звучащее

слово в письменное.

Фронтальная беседа.

По одному

предложению от

каждого.


В раздел образования