Напоминание

"Виды мотивации, используемые в обучении дошкольников"


Автор: Гальчанская Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: д/с № 89 "Крепыш"
Населённый пункт: ХМАО г.Сургут
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Виды мотивации, используемые в обучении дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Виды мотивации, используемые в обучении дошкольников»

Мотивация дошкольников – это психологическая готовность ребенка к школе. Позитивная

мотивация – это побуждение, которое обуславливает достижение позитивного результата к

будущей учебной деятельности. Нельзя допустить, чтобы дошкольные формы перешли на

школьное учение. Психологи и педагоги констатируют, что у нынешних дошкольников

существует целый ряд проблем, связанных с мотивацией:

-обеднение, ограниченность сюжетно-ролевых игр;

-неудовлетворенные потребности в самоуважении, любви и ощущении безопасности;

-неполноценная вовлеченность дошкольников в отношениях с детьми и взрослыми.

Неполноценная мотивация к обучению влечет важные, разрушающие личность школьника

последствия:

-отсутствие (потеря) интереса к учебе – личностно-отчужденное отношение к учебе;

-школьная дезадаптация;

-угнетенность, страх из-за негативного отношения педагога;

-нежелание идти в школу;

-негативные межличностные отношения;

-неврозы

Мотивация к обучению делят на четыре важных типа, которые педагог должен различать,

чтобы не допустить выше названные последствия.

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения,

решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и

показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный

(вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно

использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно

использовать на аппликации, конструировании, рисовании.

- Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь

животным? Можем сами построить им домики (из кубиков, аппликацию, нарисовать

красками)

Второй тип мотивации – помощь взрослому– «Помоги мне». Здесь мотивом для детей

является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к

совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по

схеме:

Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам.

Интересуетесь, как они могут вам помочь.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к

нему пришли все вместе. Использовать можно на ИЗО, в трудовой деятельности.

- Ребята, я хочу полить цветы. Но я одна, а цветов много. Я, наверное, не успею. Вы

хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя

знающим и умеющим.

Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите

детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует

похвалить его.

Например: -Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку.

Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Четвертый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на

внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию

предметов

и

поделок

для

собственного

употребления

или

для

своих

близких.

Дети

искренне

гордятся

своими

поделками

и

охотно

пользуются

ими.

(

конструирование,

логика, ручной труд, художественное творчество)

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1.

Вы

показываете

детям,

какую

либо

поделку,

раскрываете

его

преимущества

и

спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук –

важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если

ребёнок,

уже

занят

каким

либо

интересующим

делом,

а

значит,

уже

имеет

необходимую

мотивацию,

можно

познакомить

его

с

новыми

путями

решения

поставленных задач.

Например:

- Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить

маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это

изготовить.

Мотивируя детей, необходимо соблюдать следующие принципы:

- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка

будет свой путь решения проблемы)

- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их

достижения.

Использование

игровых

персонажей.На

занятиях

с

малышами

нельзя

обойтись

без

игровых

персонажей.

Использование

игровых

персонажей

и

игровая

мотивация

взаимосвязаны.

Игровые

и

сказочные

персонажи

могут

«приходить

в

гости»,

«знакомиться»,

«давать

задания»,

«рассказывать

увлекательные

истории»,

могут

и

оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд

требований.

Игрушки или игровые персонажи:

- должны соответствовать возрасту детей;

- должны быть эстетичными,

- должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

- должны иметь обучающую ценность,

- не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости.

Игровых персонажей не должно быть много. Каждый персонаж должен быть интересным

и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка,

Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом

знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется

«помощь»

детей.

Мишутка

-

спортсмен,

он

показывает

упражнения

для

разминки,

занимается

спортом.

Они

активно

выражают

свое

мнение,

спрашивают

непонятное,

ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему

существенно увеличивает активность и заинтересованность.

С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать

обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшилось бы обучение

детей,

значительно

возросла

бы

мотивация,

заинтересованность

детей

на

занятиях.

Использование

компьютера

позволяет

активизировать

непроизвольное

внимание,

повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом,

что способствует достижению поставленных целей.

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг,

что

дети

будут

помнить

долго.

Нужно

помнить

изречение

"Познание

начинается

с

удивления".

При

этом

важно

учесть

возраст

детей,

приемы,

которые

подходят

для

младшего - среднего возраста, но не подходит для старшей и подготовительной группы

Таким образом, соблюдая эти правила, можно заинтересовать детей на любом занятии, и

оно будет интересным, познавательным.



В раздел образования