Автор: Рачковская Валентина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Березовская СОШ"
Населённый пункт: с. Елизаветовка Воробьевский район Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Простые и сложные предложения" (5 класс) (с использованием технологии проблемного диалога)
Раздел: среднее образование
Раздел образования: среднее полное образование
Автор: Рачковская Валентина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ «Березовская СОШ»
Населённый
пункт:
с.
Елизаветовка,
Воробьевский
район,
Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "
Простые и сложные предложения» (5 класс)
(с использованием технологии проблемного диалога)
Планируемые результаты
Предметные:
опознают
главные
и
второ степенные
члены,
в ы д е л я ют
грамматическую основу в предложении;
распознают виды второстепенных членов предложения, составляют
схемы распространенных предложений;
анализируют и составляют схемы предложений.
Метапредметные:
адекватно воспринимают текст;
вставляют по смыслу пропущенные слова.
Личностные:
выражают свое отношение к прочитанному.
1 этап: обобщение изученного материала.
Основное
средство
–
модель
«чистой»
(«слепой»)
таблицы,
которая
будет
заполняться
поэтапно
в
процессе
эвристической
беседы.
Модель
таблицы
вычерчивается на доске до начала урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Поднялась туча.
Поднялась темная туча.
Поднялась за рекой темная туча.
Прочитайте предложения и ответьте на
вопрос: одинаковы ли эти предложения
по смыслу и грамматически?
По смыслу эти предложения одинаковы,
а с точки зрения грамматики разные: 1-
ое
предложение
состоит
из
главных
членов, а во 2-ом и 3-ем, кроме главных,
есть и второстепенные члены.
Подумайте,
может
ли
существовать
предложение
без
главных
членов?
Ответ обоснуйте.
Предложение
не
может
существовать
без главных членов, потому что в них
з а к л ю ч е н а
о с н о в н а я
м ы с л ь
высказывания.
А может ли предложение существовать
б е з
в т о р о с т е п е н н ы х
ч л е н о в
предложения?
Какова
их
роль
в
предложении?
Второстепенные
члены
дополняют
(распространяют)
основную
мысль
в ы с к а з ы в а н и я ,
п о э т о м у
б е з
второстепенных
членов
предложение
может существовать.
К а к
н а з ы в а ю т с я
п р е д л о ж е н и я ,
Предложения,
состоящие
только
из
состоящие
только
из
главных
членов
(грамматической основы)?
грамматической
основы,
называется
нераспространенным.
Как
называются
предложения,
в
которых
имеются
второстепенные
члены?
Предложения, в которых есть хотя бы
о д и н
в т о р о с т е п е н н ы й
ч л е н
п р е д л о ж е н и я ,
н а з ы в а е т с я
распространенным.
Запишите
в
верхней
части
схемы
П р е д л о ж е н и е ,
а
н и ж е
–
нераспространенное, распространенное,
главные члены, второстепенные члены.
Заполняют схемы.
Вставьте в деформированный текст (на
месте пропусков) недостающие слова
Пришло теплое … . перелетные птицы
…
в
стаи
и
…
в
дальние
края.
Длинными цепочками … гуси.
Вставляют
слова: лето, собираются и
улетают, тянутся.
О п р е д е л и т е ,
к а к и м и
ч л е н а м и
предложения
являются
пропущенные
В
1 - ом
п р е д л ож е н и и
я в л я е т с я
подлежащим,
выраженным
именем
слова.
Какой
ч астью
реч и
о н и
выражены?
существительным. Во втором и третьем
э т о
–
с к а зу е м ы е ,
в ы р а ж е н н ы е
глаголами.
Заполните в схеме пустые ячейки слева.
Заполняют.
Н а й д и т е
в
п р е д л о ж е н и я х
второстепенные члены предложения и
подчеркните их.
1-ое: лето (какое?) теплое, теплое –
это определение.
2-ое
предложение: птицы
(какие?)
перелетные,
перелетные
–
э т о
определение; птицы
собираются
(во
что?) в стаи, в стаи – это дополнение;
края
(какие?)
дальние,
дальние
–
это
определение.
3-е
предложение: тянутся гуси (как?
Каким образом?) длинными цепочками,
длинными
цепочками
–
э т о
обстоятельство.
Как определить второстепенные члены
предложения?
По
вопросу
и
главному
слову,
от
которого задаем вопрос.
Заполните
в
схеме
пустые
ячейки
справа.
Заполняют.
Вы сами составили структурную схему.
Д ума ю ,
д л я
ва с
э то
о к а з а л о с ь
несложной задачей. Как вы думаете, как
можно
использовать
эту
структурную
схему
(таблицу)
на
этом
уроке?
А
в
дальнейшем?
Все
ли
мы
узнали
о
членах предложения? Выскажите свое
мнение.
Высказывают свое мнение.
Этап 2. Закрепление материала.
Упражнение 1.
1. Сквозь волнистые туманы
пробирается луна, на печальные поляны
льет печальный свет она.
2. Из теплого леса навстречу ему идет
вдохновенный кудесник.
3. Сижу за решеткой в темнице сырой.
4. По дороге зимней, скучной, тройка
борзая бежит, колокольчик
однозвучный утомительно гремит.
.
выпишите словосочетания с
определениями;
затем с обстоятельствами;
графически покажите часть слов
Определения:
туманы (какие?) волнистые, поляны
(какие?) печальные, свет (какой?)
печальный, из леса (какого?) темного,
кудесник (какой?) вдохновенный, в
темнице (какой?) сырой, по дороге
(какой?) зимней, скучной, тройка
(какая?) борзая, колокольчик (какой?)
однозвучный.
Обстоятельства:
Пробирается (как?) сквозь, идет (как?)
навстречу, гремит (как?) утомительно.
Упражнение 2.
Михаил
Илларионович
Кутузов
п_св_тил
св_ю
ж_знь
во енном у
иску_тву.Долгие
годы
он
пр_вел
в
п_ходах осадах сражениях штурмах. Он
ч а с то
р _ с ко ва л
с в _ е й
ж _ з н ь ю .
Вражеская
пуля
выб_ла
ему
правый
глаз. Но и после р_нения он воевал с
прежней храброст_ю.
вставьте пропущенные знаки;
найдите
второстепенные
члены
предложения, присоединяющиеся
к сказуемому.
Упражнение 2.
Михаил
Илларионович
Кутузов
по святил
свою
жизнь
во енном у
искусству. Долгие годы он провел
в
походах осадах сражениях штурмах. Он
ч а с то
р и с ко ва л
с во е й
ж и з н ь ю .
Вражеская
пуля
выбила
ему
правый
глаз. Но и после ранения он воевал с
прежней храбростью.
Домашнее задание.
Составьте
со
словом
земля
текст:
придумайте
три
распространенных
предложения так, чтобы в первом оно (слово земля) было подлежащим, во втором
– дополнением, а в третьем – обстоятельством.
Составьте схемы этих предложений.