Автор: Пожидаева Евгения Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Сергиевский губернский техникум"
Населённый пункт: с. Сергиевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: среднее профессиональное
П
СИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ
ПАМЯТИ
ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно
одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только
память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи
в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только
некоторыми ее видами. Актуальность темы, память – одно из необходимых
условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего
времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст,
где,
как
казалось,
ребенок
приобретает
необходимые
каждому
знания
и
умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным
образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл «информационный
взрыв»
–
знамение
нашего
времени.
Это
связано
в
первую
очередь
со
средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра
до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы.
У
младших
дошкольников
непроизвольное
запоминание
и
непроизвольное
воспроизведение
единственная
форма
работы
памяти.
Развитие
памяти
в
дошкольном
возрасте
характеризуется
постепенным
переходом
от
непроизвольного
и
непосредственного
к
произвольному
и
посредственному запоминанию и припоминанию.
Теория развития памяти породила большие споры в психологии. В
связи
с
этим,
исследование
развития
памяти
дошкольников
достаточно
актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные
заключения.
Объект исследования: развитие памяти детей дошкольного возраста в
дошкольном образовательном учреждении.
Предмет
исследования:
процесс
развития
памяти
в
дошкольном
возрасте.
Цель: изучение психологических особенностей памяти в дошкольном
возврате.
Гипотеза: Если целенаправленно и систематически применять методы
и приемы развития памяти в работе с детьми дошкольного возраста, то это
обусловит
наиболее
эффективное
развитие
процессов
запоминания,
сохранения и воспроизведения информации.
Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2)
охарактеризовать
виды
памяти,
ее
особенности
в
дошкольном
возрасте;
4) изучение психологических особеностей памяти детей дошкольного
возраста;
В
ходе
изучения
вопроса
об
особенностях
развития
памяти
дошкольника
выяснилось,
что
память
в
дошкольном
возрасте
носит
преимущественно непроизвольный характер. А к 6-7 годам структура памяти
претерпевает
существенные
изменения,
связанные
со
значительным
развитием произвольных форм запоминания и припоминания.
Непроизвольное
запоминание
-
продукт
деятельности
субъекта.
Необходимое условие запоминания - взаимодействие субъекта с предметами.
Таким
образом,
целенаправленное
действие
являются
продуктивным
в
непроизвольном
запоминании.
При
такой
структуре
деятельности
складываются
наиболее
благоприятные
условия
для
образования
и
закрепления нервных связей.
У
дошкольников
непроизвольное
запоминание
и
непроизвольное
воспроизведение
-
единственная
форма
работы
памяти.
Ребенок
еще
не
может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и
тем более не применяет для этого специальных приемов.
При созревании ребёнка, у него возникают моторная, эмоциональная,
образная и словесная память, именно в данной последовательности. Развитие
памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от
непроизвольного
и
непосредственного
к
произвольному
запоминанию
и
припоминанию. Совершенствование произвольной памяти у дошкольников
тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на
запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением в
процессах
запоминания
и
воспроизведения
материала
мыслительных
операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых
связей.
Улучшение
памяти
ребёнка
происходит
одновременно
с
совершенствованием
его
умственной
деятельности.
Желание
ребенка
запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только
памяти, но и других познавательных способностей.
Список литературы
1. Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. - М.:
Просв., 2003
2. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. - М.: ЭКСПО-Пресс,
2002
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. - М.: 2005
4. Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б.А. Бенедиктова. - Мн.: 2006
5.
Истомина
З.М.
Развитие
произвольного
запоминания
у
дошкольников Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч.
2, - М.: 2007
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие
человека от рождения до поздней зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
7.
Мухина
В.С.
Возрастная
психология:
Феноменология
развития,
детство, отрочество. - М.: Издательский центр Академия, 2003.
8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, -
М.: Гуманит.