Напоминание

"ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Пожидаева Евгения Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СО "Сергиевский губернский техникум"
Населённый пункт: с. Сергиевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




П

СИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ

РАЗВИТИЯ

ПАМЯТИ

ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно

одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только

память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи

в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только

некоторыми ее видами. Актуальность темы, память – одно из необходимых

условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего

времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст,

где,

как

казалось,

ребенок

приобретает

необходимые

каждому

знания

и

умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным

образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл «информационный

взрыв»

знамение

нашего

времени.

Это

связано

в

первую

очередь

со

средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра

до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы.

У

младших

дошкольников

непроизвольное

запоминание

и

непроизвольное

воспроизведение

единственная

форма

работы

памяти.

Развитие

памяти

в

дошкольном

возрасте

характеризуется

постепенным

переходом

от

непроизвольного

и

непосредственного

к

произвольному

и

посредственному запоминанию и припоминанию.

Теория развития памяти породила большие споры в психологии. В

связи

с

этим,

исследование

развития

памяти

дошкольников

достаточно

актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные

заключения.

Объект исследования: развитие памяти детей дошкольного возраста в

дошкольном образовательном учреждении.

Предмет

исследования:

процесс

развития

памяти

в

дошкольном

возрасте.

Цель: изучение психологических особенностей памяти в дошкольном

возврате.

Гипотеза: Если целенаправленно и систематически применять методы

и приемы развития памяти в работе с детьми дошкольного возраста, то это

обусловит

наиболее

эффективное

развитие

процессов

запоминания,

сохранения и воспроизведения информации.

Задачи:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

2)

охарактеризовать

виды

памяти,

ее

особенности

в

дошкольном

возрасте;

4) изучение психологических особеностей памяти детей дошкольного

возраста;

В

ходе

изучения

вопроса

об

особенностях

развития

памяти

дошкольника

выяснилось,

что

память

в

дошкольном

возрасте

носит

преимущественно непроизвольный характер. А к 6-7 годам структура памяти

претерпевает

существенные

изменения,

связанные

со

значительным

развитием произвольных форм запоминания и припоминания.

Непроизвольное

запоминание

-

продукт

деятельности

субъекта.

Необходимое условие запоминания - взаимодействие субъекта с предметами.

Таким

образом,

целенаправленное

действие

являются

продуктивным

в

непроизвольном

запоминании.

При

такой

структуре

деятельности

складываются

наиболее

благоприятные

условия

для

образования

и

закрепления нервных связей.

У

дошкольников

непроизвольное

запоминание

и

непроизвольное

воспроизведение

-

единственная

форма

работы

памяти.

Ребенок

еще

не

может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и

тем более не применяет для этого специальных приемов.

При созревании ребёнка, у него возникают моторная, эмоциональная,

образная и словесная память, именно в данной последовательности. Развитие

памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от

непроизвольного

и

непосредственного

к

произвольному

запоминанию

и

припоминанию. Совершенствование произвольной памяти у дошкольников

тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на

запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением в

процессах

запоминания

и

воспроизведения

материала

мыслительных

операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых

связей.

Улучшение

памяти

ребёнка

происходит

одновременно

с

совершенствованием

его

умственной

деятельности.

Желание

ребенка

запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только

памяти, но и других познавательных способностей.

Список литературы

1. Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. - М.:

Просв., 2003

2. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. - М.: ЭКСПО-Пресс,

2002

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Основы психологии. - М.: 2005

4. Зинц Р. Обучение и память: Под ред. Б.А. Бенедиктова. - Мн.: 2006

5.

Истомина

З.М.

Развитие

произвольного

запоминания

у

дошкольников Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч.

2, - М.: 2007

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие

человека от рождения до поздней зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

7.

Мухина

В.С.

Возрастная

психология:

Феноменология

развития,

детство, отрочество. - М.: Издательский центр Академия, 2003.

8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, -

М.: Гуманит.



В раздел образования