Напоминание

"Три правды" в пьесе М.Горького "На дне"


Автор: Старостина Ольга Сергеевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ № 55
Населённый пункт: г. Тверь
Наименование материала: методическая разработка урока-учебный кейс
Тема: "Три правды" в пьесе М.Горького "На дне"
Раздел: среднее образование





Назад




Старостина Ольга Сергеевна, учитель литературы МБОУ СШ № 55 г. Твери, 2017 г.

Учебное занятие по литературе для учащихся 11 класса( УМК под редакцией В.П. Журавлева) по

теме: « Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и философская проблематика. Смысл

названия пьесы».

Цели: Формирование грамотного читателя, умеющего комментировать, анализировать

информацию; формирование УУД у обучающихся: понимание цели деятельности, способность

осуществлять библиографический поиск; формирование умения использовать навыки

сопоставления, критического мышления в учебной деятельности и реальной действительности.

Задачи: обеспечить понимание терминов: полилог, внутреннее действие, лейтмотив, новаторство,

драматургический конфликт.

Методы и формы занятия: создание проблемной ситуации, работа в группах, рефлексия

Задания учебного кейса:

Новаторство М. Горького заключалось не в новизне материала, не в теме, а в трактовке ее.

Персонажи «На дне» - это не бедные, падшие люди натуралистической литературы. Как

правильно говорил Воровский, у них не мольба об участии и подаянии, а гордая независимость,

едкая насмешка и презрение к хозяевам жизни. Пьеса горького прозвучала как грозный

обвинительный акт капиталистическому обществу. …»На дне» - это потрясающая картина

кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди. Но в этой пьесе…нет той

романтизации изгнанников, парий буржуазного общества, как в некоторых рассказах о босяках;

все положительные человеческие качества показаны здесь лишь как возможности, извращенные,

придавленные, нераскрывшиеся.

Ст. Б.В.Михайловского «Творчество Максима Горького и мировая литература» М.1965г.

-«На дне» - это прение о правде. Здесь все (разные люди, разные миросозерцания) идут на штурм

правды. Это слово чаще всего упоминается в пьесе-чаще даже, чем слово «человек». Пьеса

строится как цепь вопросов и ответов. Одни в исступлении проклинают правду, другие с

неменьшей остервенелостью и даже самоубийственным злорадством тычут себе и людям в лицо

эту правду…Но кто знает, что она такое? Тот революционный шаг в логике мышления, на который

в пьесе отважился Горький, состоял в том, что он прямо связал, перекинул мост между двумя

понятиями «Человек» и «Правда». В завершающих споры о правде и человеке монологах Сатина

эта мысль сформулирована четко: «Что такое-правда? Человек-вот правда».

Большой учебный справочник .Ст. Г.Д. Гачева.

-Где правда и где справедливость, где искать друзей и кто враг? Вот что волнует каждого в пьесе,

даже если он еще не осознает, что именно его волнует, не понимает, откуда его беспокойство.

Каждый из них не просто вот так живет для того, чтобы читатель или зритель сделал из его жизни

те или другие выводы, он к тому же так или иначе относится к жизни, ко злу жизни, и самого

зрителя вовлекает в эти размышления, предлагая ему сделать свой выбор. Каждый из них

занимает определенную жизненную позицию, даже если вовсе ее не осознает, как позицию;

столкновение этих точек зрения и определяет конфликт пьесы и саму цель пьесы. …Вся пьеса

тянется к Сатину, но с оглядкой на Луку. Вся пьеса прославила Сатина, но

оговорилась…»обмолвилась» в пользу Луки.

Ю.Юзовский. Из книги «Советские актеры в горьковских ролях»,М.1968.

Задания для учащихся:

1.Какое понятие играет в пьесе роль основного лейтмотива? Как оно связано с проблематикой

пьесы? Кто из персонажей и в какой ситуации впервые формулирует основной вопрос пьесы?

2.Для кого из персонажей пьесы правда есть отталкивающая реальность их жизни, для кого-мечта

о лучшей участи?

3. Может ли существовать правда без мечты?

Комментарии для учителя: персонажей можно поделить на две группы, вызывающих у читателя

симпатию и антипатию. Но эти различия важны автору для того, чтобы индивидуализировать

каждое действующее лицо. Это всего лишь разные вариации главной темы пьесы – темы правды;

для одних правда-отталкивающая реальность их жизни, для других-мечта о лучшей участи.

Рефлексия: какая информация о пьесе помогла вам в предложенной работе? О чем заставила

задуматься социально-философская драма М. Горького?

Д/задание: *Возникал ли основной вопрос пьесы «На дне» в прежних произведениях Горького?

Попытайтесь смоделировать другую драматургическую ситуацию, которая смогла бы объединить

горьковских персонажей.

-



В раздел образования