Напоминание

Коррекция дислексии и дисграфии у детей младшего школьного возраста.


Автор: Алексюк Татьяна Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №55
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Коррекция дислексии и дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Раздел: начальное образование





Назад




Алексюк Татьяна Леонидовна, учитель начальных классов, г. Иркутск.

Учебно-методическая разработка.

Данная подборка будет полезна родителям, учителям начальных

классов, воспитателям детских садов, логопедам для практических занятий с

детьми, страдающими дислексией.

Данная тема очень актуальна в современное время.

Коррекция дислексии и дисграфии у детей младшего

школьного возраста.

Дислексия – проблема планетарного масштаба. Ею страдают 300

миллионов человек в мире. 5% из них не могут ни адаптироваться в социуме,

ни получить профессию. При этом к единому мнению о том, что считать

дислексией, специалисты пришли только в 2010 году – на первом всемирном

форуме ЮНЕСКО по проблемам дислексии, который проходил в Париже.

Было

признано,

что

это

неврологическое

нарушение,

проявляющееся

в

нарушениях чтения, письма и орфографии.

В

нашей

стране

принято

различать

дислексию

(как

стойкое

специфическое

нарушение

чтения)

и

дисграфию

(трудности

овладения

письменной речью). Страдающие ими дети имеют сохранные зрение и слух,

нормальный интеллект, но при этом они не могут научиться читать и писать.

Выявляются подобные расстройства, как только ребенок начинает читать и

писать, – по целому ряду специфических ошибок.

Учитель и родитель может выявить дислексию у своего ребенка по

следующим симптомам:

Дезорганизация.

Неуклюжесть и проблемы в координации, нарушение мелкой моторики.

Трудности в принятии информации и в её обработке.

Различные проблемы в усвоении слов.

Непонимание информации, которая была прочитана ребёнком в тексте.

Несмотря на плохие навыки чтения, интеллект у ребёнка отлично развит.

Возможны какие-либо проблемы со зрением ребёнка.

Возникают трудности при письме, а именно неразборчивый почерк.

Ошибки при письме или чтении, а именно пропуски букв или их

перестановка.

Плохая память.

Родителям очень важно отстаивать права своего ребенка, объяснять

учителям, что с ним происходит, и что к нему нужен специальный подход.

Ведь пока в российской школе чаще всего встречаются два варианта развития

событий. Один - это когда ребенка просто загоняют в угол, говорят, что этот

ребенок необучаемый невнимательный, ленивый и беспокойный. А другой -

когда

проблему

понимают,

но

ничего

с

ней

сделать

не

могут.

В данной статье я предлагаю системную подборку практических

упражнений,

в

помощь

при

работе

с

детьми,

которые

имеют

симптомы

дислексии.

При работе с ребенком не нагружайте его большим потоком

информации, ведь усвоить все и сразу у него не получиться. Упражнения,

представленные ниже, мягко и непринужденно воздействуют на сознание

ребенка.

Упражнение «Корректурная проба»

Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и

попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала гласные «и,

у, и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать

нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить

кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи

все «л» в кружочек, а все «г» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и

гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего. Это упражнение

позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и

написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.

Упражнение «Колечко»

Эта развивающая игра поможет развить мелкую моторику, память,

внимание

речь

и

устраняет

признаки

дислексии. Покажите

малышу

следующее

действие:

поочередно

перебирайте

пальцами

рук,

замыкая

каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного,

заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение

выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15

минут утром и днем на протяжении двух-трех месяцев.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в

целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые

карандаши или фломастеры. Начните рисовать обеими руками зеркально-

симметричные

рисунки

или

буквы.

Сначала

беритесь

рисовать

вместе

с

малышом,

чтобы

он

понял

принцип

упражнения,

а

затем

пусть

он

самостоятельно попробует что-нибудь изобразить. Упражнение нужно делать

ежедневно, не пропуская ни одного дня.

Игра «Вторая половинка»

Ребенок должен угадать окончание слова, увидев его первую половину,

например коло (бок), чело (век), теле (фон).

Игра «Пропущенные буквы»

При написании слова пропускают 2-3 буквы, ребенок должен узнать слово,

например: л . ш . дь, к . р . сель.

Упражнение «Диктанты»

Ежедневно писать небольшие диктанты. Тексты по 200 символов не

утомляют детей. В диктанте ошибки не исправляются, а просто помечаются

на полях ручкой, но только не красной. Затем ребенок сам находит свои

собственные ошибки.

Ряд следующих упражнений будет эффективен,

если заниматься

ребёнком

каждый

день,

только

при

этом

можно

добиться

неплохих

результатов:

Скороговорки. Да, произношение их очень помогает ребёнку. Дело в том,

что сами по себе

скороговорки — это последовательность схожих по

звучанию

слов.

Благодаря

этому

ребёнок

может

почувствовать

разницу.

Также можно пробовать чтение слов в обратном порядке.

Проговаривание различных звуков. Родители должны объяснить ребёнку,

что он должен проговаривать сначала согласные, а потом гласные звуки в

абсолютно любом порядке. Причём делать это необходимо на выдохе. Через

некоторое время необходимо смешивать гласные и согласные звуки.

Гимнастика для артикуляции. Производятся различные дыхательные

упражнения. Они являются разминкой перед коррекцией дислексии.

Резиновый мячик. Здесь необходимо учить ребёнка читать по слогам.

Мячик нужен для того, чтобы, когда ребёнок произносил слог, он сжимал его

всеми пальцами.

Упражнение «Буксир». Смысл его заключается в том, что кто-то из

родителей

должен

вместе

с

ребёнком

читать

текст.

Сначала

малыш

и

взрослый читают вместе вслух, а потом каждый про себя. Важно помнить,

что родители должны подстраиваться под скорость чтения ребёнка, т.к. он

может не успевать за взрослым.

Последнее упражнение — многократное чтение текста. Ребёнку даётся

отрывок, и в течение минуты он его читает. Когда проходит минута, ставится

отметка на том месте, где остановился ребёнок. Затем, спустя небольшой

промежуток

времени,

он

должен

снова

прочитать

тот

же

самый

кусок.

Родители, в свою очередь, должны следить за динамикой чтения, за тем,

больше или меньше в этот раз понял малыш. Важно помнить, что читать

текст нужно много раз за день, но с перерывами.

Упражнения, которые проводятся с логопедами:

Каждый врач, перед тем как начать занятия с ребёнком, смотрит, какой

именно

вид

дислексии

он

имеет.

Всё

потому,

что

к

каждому

виду

подбираются свои конкретные методы. Ниже будут приведены упражнения,

которые относятся к тому или иному виду дислексии:

Упражнения при фонематической дислексии. Работа с таким видом

проходит в два этапа. Первый заключается в уточнении артикуляции. Перед

зеркалом логопед показывает ребёнку то, как должен быть расположен язык,

как открыть рот при произношении конкретного звука. Когда этот этап будет

пройден и ребёнок поймет механику произношения, начинается второй этап.

Смысл его заключается в сопоставлении различных смешиваемых звуков как

при произношении, так и при прослушивании. Задача, поставленная перед

ребёнком, постепенно усложняется.

Упражнения при аграмматической дислексии. Специалисты решают эту

проблему с помощью составления с ребёнком сначала небольших, а затем и

более длинных предложений. Это помогает ему научиться изменять слова по

числам, родам, а также по падежам.

Упражнения при мнестической дислексии. Логопед использует в своей

работе при данном виде болезни предметы, которые максимально похожи на

букву. При этом модель может издавать различные звуки, которые помогут

ребёнку понять, какая именно буква имеется ввиду.

Упражнения при оптической дислексии. Здесь логопед ставит перед

ребёнком задачу найти необходимую букву. Она может прятаться в рисунке,

ее

необходимо

дорисовать

или

дописать.

Также

используется

лепка

из

пластилина, составление букв из счётных палочек.

Упражнения при семантической дислексии. Задача, которая стоит перед

логопедом в этой ситуации, — помочь ребёнку понимать, какое значение

несёт то или иное слово. Кроме того, необходимо добиться того, чтобы

школьник понимал смысл прочитанного текста. Понимание его производится

за счёт картинок или каких-либо вопросов по нему.

В завершении хочется сказать о профилактике дислексии.

Для того чтобы у ребенка уменьшить риск проявления дислексии и

дисграфии, необходимо с раннего возраста заниматься с ним специальными

упражнениями,

которые

нацелены

на

освоение

норм

грамотной

речи

и

письма.

Профилактика

дислексии

должна

основываться

на

развивающих

играх, а не на специальных уроках по 45 минут.

Игры способствуют умственному развитию детей, а также помогают

мыслить, анализировать, ориентироваться. Детям важно на начальном этапе

обучения показывать как можно больше образов: букв, животных, слов. Им

легче воспринимать информацию визуально. В памяти откладываются все

эти образы, и в будущем у них не возникнет таких проблем, как дислексия.

Еще в садике детям всегда представляют информацию в виде картинок и

красочных карт.

Игры для профилактики дислексии

1.

Предложите

ребенку

такую

игру:

напишите

легкое

предложение,

чтобы

каждое

слово

у

вас

было

написано

на

разных

карточках.

Озвучьте

ребенку предложение и попросите, чтобы он его составил из имеющихся

слов.

2.

Также можно использовать методику «Пишем вслух». Продиктуйте ребенку

маленький отрывок из его любимой сказки и наблюдайте за тем, как он будет

писать. Главное, чтобы текст, который вы ему будете диктовать, нравился

малышу.

3.

Для

развития

фонетических

способностей

поиграйте

с

ребенком

в

игру

«Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с

тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую

картинку.

Например,

дерево

или

солнце.

Также

можно

собирать

слоги.

Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова.

Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Такими играми вы научите ребенка не только грамотно читать, но и

писать,

ведь

зрительная

память

детей

очень

развита,

поэтому

им

легче

запоминать все «на глаз», так сказать. Успехов Вам в работе.



В раздел образования