Автор: Арапова Маргарита Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Зеленогайский филиал МБОУ Заворонежской СОШ Населённый пункт: Тамбовская область Мичуринский район Наименование материала: Внеклассное занятие Тема: “Широкая Масленица" Раздел: начальное образование
Цели:
•
Знакомство с русским народным праздником Масленица, традициями,
обычаями.
•
Воспитание духовно-нравственных чувств, патриотизма, уважительного
отношения к народным традициям
•
Развитие творческого воображения.
Задачи:
•
Познакомить с традициями празднования Масленицы.
•
Воспитывать личностные качества: культуру поведения, дружелюбие.
•
Развивать познавательную активность, коммуникативность, творчество,
воображение, мышление, активизировать словарный запас, расширять
кругозор.
•
Формировать чувство коллективизма, внимания и чуткости друг другу и
окружающим людям.
Оборудование: выставка поделок, проектор, ноутбук, экран.
Ход занятия
1.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что
сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
Успехов вам и удач!
2.
Вступительное слово учителя.
Очень часто за событиями
И суетою дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
- Каждому народу, ребята, дороги его традиции, праздники.
Сегодня мы с вами попытаемся прикоснуться к одной из любимых традиций
русского народа. А к какой, я надеюсь, вы назовёте сами, отгадав мою
загадку.
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают!
- Конечно, это традиция празднования Масленицы.
( Слайд 1)
- Масленица – это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием
близкого тепла, весеннего обновления природы. Масленицу в народе всегда
любили и ласково называли “ касаточка”, “ веселая”. Это недельный праздник –
обряд с песнями, плясками, играми.
- Празднуется Масленица в последнюю неделю перед Великим постом, за семь
недель до Пасхи.
- Теперь послушаем, что вы знаете о Масленице.
1. Почему праздник называется Масленица?
2. Почему именно блин символ Масленицы?
3. Из чего делают блины и с чем их едят?
3.
Сообщения учащихся.
(Слайд 2)
1 ученик.
Есть несколько объяснений появлению названия праздника Масленица.
По одному из утверждений в основе появления слова “масленица” лежит
традиция выпекания блинов. Оказывается, традиция выпекания блинов в
этот день связана с тем, что люди, как могли, пытались привлечь милость
солнышка, уговорить его побольше греть замерзшую землю. Вот и спрятали
блины – этакие солнечные малышки – кругляшки. Кроме того, в русских
деревнях было принято производить различные действия, связанные с
кругом, - объезжать несколько раз село на лошадях, украшать колесо от
телеги и на шесте носить его по улицам, водить хороводы. Считалось, что
подобные церемонии “ умасливать” солнце, делают его добрее. Отсюда и
название - “ Масленица”.
Учитель.
-А еще, ребята, в давние времена блин можно было есть только руками, его
нельзя было разрезать ножом или прокалывать вилкой. Считалось, что если
проколешь или отрежешь — обязательно случиться беда, потому что блин —
это солнце и обращаться с ним нужно очень аккуратно и бережно. Эта
традиция существует и до сегодняшних дней — сворачивайте блинчик,
скручивайте его, рвите, но делайте это только руками!
(Слайд 3)
2 ученик.
По другой версии, название “масленица” возникло потому, что на этой
неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а
молочные продукты еще можно было употреблять.
(Слайд 4)
3 ученик.
Третье утверждение имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое
обряжают в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках. С
этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним
разъезжали на тройках, а в конце праздника хоронили Масленицу или
провожали, разрывая чучело в мелкие клочья на краю села. Солому от
распотрошенного чучела разбрасывали по полям для того, чтобы обеспечить
хороший урожай и придать земле плодородие. Но, чаще всего, чучело
Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили
обязательно “ на горке” – на какой – нибудь возвышенности.
(Слайд 5)
4.
Изготовление куклы Масленицы
Учитель.
- Чучело - неотъемлемый атрибут праздника Масленицы. Изготавливали
этот атрибут из самых разнообразных материалов, которые хорошо
поддавались горению: соломы, сена, ткани, бумаги. И сейчас мы вместе с
вами изготовим куклу Масленицы своими руками. Для этого у нас уже есть
необходимый материал.
(Дети под руководством учителя изготавливают куклу Масленицы)
Учитель.
-Кукла Масленицы готова, теперь надо поприветствовать Масленицу:
1-й ребенок. Дорогая наша гостья, Масленица!
2-й ребенок. Авдотья Изотьевна!
3-й ребенок. Дуня белая, Дуня румяная!
4-й ребенок. Коса длинная, триаршинная.
5-й ребенок. Лента алая, двухполтинная.
6-й ребенок. Платок беленький, новомодненький.
Учитель.
- Ребята, каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.
(Слайд 6)
4 ученик.
Понедельник – встреча
Утро. Понедельник. Наступает “встреча”
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер.
Накатавшись вволю, все блины едят.
На первый день русский народ справлял встречу Масленицы. Наряжали
чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам, обращались к нему
ласково. К первому дню устраивали горы, висячие качели. Чем дальше
катятся салазки, тем лучше будет урожай, длиннее лен. Для того, чтобы
лучше росли растения, нужно качаться на качелях – чем выше, тем лучше.
(Слайд 7)
5 ученик.
Вторник – заигрыш
Заигрыш беспечный – вторника отрада,
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них награда
Сдобный и румяный масленичный блин
В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают
блинами. Также в этот день сооружают снежные городки, и происходит
взятие таких городков.
(Слайд 8)
5.
Проведение игры «Топай – хлопай».
Воспитатель.
- Сейчас и мы с вами поиграем в одну игру.
( Игра, проводится учителем со всеми ребятами)
-Как услышите весть хорошую – в ладони хлопайте,
- А если не очень хорошую – ногами топайте.
У весны сегодня день рождения! (Хлопки)
Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки)
Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки)
Рубль последний здесь готовы прокутить! (Топот)
За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки)
Вы откроете, а там – ничего нет! (Топот)
Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки)
Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки)
Блины с мёдом да с вареньем! (Хлопки)
Не блины, а объеденье! (Хлопки)
Блины сладкие с начинкою! (Хлопки)
Все с пуховую перинкою! (Топот)
А иные и с подушками! (Топот)
А другие и с ракушками! (Топот)
6.
Сообщения учащихся.
(Слайд 9)
6 ученик.
Среда – лакомка
Тут среда подходит – лакомкой зовется,
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – все им удается,
Пироги и блинчики – все на стол мечи!
На лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы созывали всех
родных. По вечерам пели песни о заботливой теще.
(Слайд 10)
7 ученик.
Четверг – разгуляй
А в четверг раздольный разгуляй приходит
Ледяные крепости, снежные бои…
Тройки с бубенцами на поля выходят
Парни ищут девушек – суженых своих.
(Слайд 11)
8 ученик.
Пятница – тещины вечерки
Хоть тещины блинки и сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки.
Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья приглашали тещу
на блины.
(Слайд 12)
7.
Игра “Собери блин”.
(На кусочках блина написано начало пословицы, на плакате окончание
пословицы. Дети соединяют начало пословицы и ее окончание и в итоге
получают блин, похожий на солнце)
- У вас на партах лежат кусочки «блина» с пословицами, но пословицы
разделены на две части. На кусочках «блина» написано начало пословицы,
на плакате окончание и вам предстоит их соединить вместе.
Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
Не житье, а Масленица.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица объедуха, деньгам приберуха.
Без блина не Масленица.
После Масленицы – Великий пост, а за страстною – Пасха.
В прощеный день, как на Пасху все целуются.
8.
Сообщения учащихся.
(Слайд 13)
9 ученик.
Суббота – золовкины посиделки
Близится суббота – золовки угощенье.
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. И опять главным
угощением являются блины.
9.
Исполнение песни “Блины”.
(Слайд 14)
( Дети исполняют русскую народную песню “ Блины”)
10. Сообщения учащихся.
(Слайд 15)
10 ученик.
Воскресенье – прощеный день
Воскресенье светлое быстро наступает,
Облегчают душу все в прощеный день.
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…
В этот день устраивали проводы Масленицы. Чучело сжигали на костре, а
пеплом посыпали землю к новому урожаю. В последний день Масленицы
принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог
простит!» В этот день прощают все обиды и оскорбления.
(Слайд 16)
(мальчики и девочки просят друг у друга прощение)
- Красные девицы! За обиды нас простите, зла на нас вы не держите.
- Добрые молодцы! Вас мы прощаем, и обижаться на вас мы не станем. И в
свой черед, вы нас тоже простите, зла на душе на нас не держите.
(Слайд 17)
11. Чтение стихотворения о встрече весны.
Ученик.
Зима уходит, мы весну встречаем,
Ее приход повсюду ощутим.
Все беды, все плохое мы сжигаем,
И все друг другу в этот день простим.
Прощеный день приносит обновленье,
И тает снег, и в душах тает лед…
Весна идет! С цветами, с птичьим пеньем,
Весна идет! Весна! Весна идет!
(Дети работают в группах. Каждая группа получает контур женской
фигуры и рисуют, как представляют Девушку-Весну. Затем создается
выставка.)
(Слайд 18)
12. Рефлексия.
- С традициями какого праздника мы познакомились?
- Сколько дней длился праздник?
- Что мастерили люди к началу праздника?
- Основное масленичное блюдо? Почему?
- С помощью мимики и жестов покажите свое настроение.
- Ребята, вот мы и узнали историю Масленицы. Спасибо всем, что вы так
хорошо подготовились, внимательно слушали.
- А теперь, ребята, пришло время полакомиться блинками.