Напоминание

“Широкая Масленица"


Автор: Арапова Маргарита Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Зеленогайский филиал МБОУ Заворонежской СОШ
Населённый пункт: Тамбовская область Мичуринский район
Наименование материала: Внеклассное занятие
Тема: “Широкая Масленица"
Раздел: начальное образование





Назад





Внеклассное занятие на тему: “Широкая Масленица"

Цели:
• Знакомство с русским народным праздником Масленица, традициями, обычаями. • Воспитание духовно-нравственных чувств, патриотизма, уважительного отношения к народным традициям • Развитие творческого воображения.
Задачи:
• Познакомить с традициями празднования Масленицы. • Воспитывать личностные качества: культуру поведения, дружелюбие. • Развивать познавательную активность, коммуникативность, творчество, воображение, мышление, активизировать словарный запас, расширять кругозор. • Формировать чувство коллективизма, внимания и чуткости друг другу и окружающим людям.
Оборудование:
выставка поделок, проектор, ноутбук, экран.
Ход занятия

1.

Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
2.

Вступительное слово учителя.
Очень часто за событиями И суетою дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. И хоть более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину. - Каждому народу, ребята, дороги его традиции, праздники.
Сегодня мы с вами попытаемся прикоснуться к одной из любимых традиций русского народа. А к какой, я надеюсь, вы назовёте сами, отгадав мою загадку. Всю неделю отдыхают, Всех блинами угощают! Холод, зиму провожают, А весну с теплом встречают! - Конечно, это традиция празднования Масленицы.
( Слайд 1)
- Масленица – это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли “ касаточка”, “ веселая”. Это недельный праздник – обряд с песнями, плясками, играми. - Празднуется Масленица в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. - Теперь послушаем, что вы знаете о Масленице. 1. Почему праздник называется Масленица? 2. Почему именно блин символ Масленицы? 3. Из чего делают блины и с чем их едят?
3.

Сообщения учащихся.

(Слайд 2)

1 ученик.
Есть несколько объяснений появлению названия праздника Масленица. По одному из утверждений в основе появления слова “масленица” лежит традиция выпекания блинов. Оказывается, традиция выпекания блинов в этот день связана с тем, что люди, как могли, пытались привлечь милость солнышка, уговорить его побольше греть замерзшую землю. Вот и спрятали блины – этакие солнечные малышки – кругляшки. Кроме того, в русских деревнях было принято производить различные действия, связанные с кругом, - объезжать несколько раз село на лошадях, украшать колесо от телеги и на шесте носить его по улицам, водить хороводы. Считалось, что подобные церемонии “ умасливать” солнце, делают его добрее. Отсюда и название - “ Масленица”.
Учитель.

-А еще, ребята, в давние времена блин можно было есть только руками, его нельзя было разрезать ножом или прокалывать вилкой. Считалось, что если проколешь или отрежешь — обязательно случиться беда, потому что блин — это солнце и обращаться с ним нужно очень аккуратно и бережно. Эта традиция существует и до сегодняшних дней — сворачивайте блинчик, скручивайте его, рвите, но делайте это только руками!
(Слайд 3)

2 ученик.
По другой версии, название “масленица” возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять.
(Слайд 4)

3 ученик.
Третье утверждение имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках. С этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздника хоронили Масленицу или провожали, разрывая чучело в мелкие клочья на краю села. Солому от распотрошенного чучела разбрасывали по полям для того, чтобы обеспечить хороший урожай и придать земле плодородие. Но, чаще всего, чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно “ на горке” – на какой – нибудь возвышенности.
(Слайд 5)

4.

Изготовление куклы Масленицы

Учитель.
- Чучело - неотъемлемый атрибут праздника Масленицы. Изготавливали этот атрибут из самых разнообразных материалов, которые хорошо поддавались горению: соломы, сена, ткани, бумаги. И сейчас мы вместе с вами изготовим куклу Масленицы своими руками. Для этого у нас уже есть необходимый материал. (Дети под руководством учителя изготавливают куклу Масленицы)
Учитель.
-Кукла Масленицы готова, теперь надо поприветствовать Масленицу:
1-й ребенок. Дорогая наша гостья, Масленица! 2-й ребенок. Авдотья Изотьевна! 3-й ребенок. Дуня белая, Дуня румяная! 4-й ребенок. Коса длинная, триаршинная. 5-й ребенок. Лента алая, двухполтинная. 6-й ребенок. Платок беленький, новомодненький.
Учитель.
- Ребята, каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.
(Слайд 6)

4 ученик.

Понедельник – встреча
Утро. Понедельник. Наступает “встреча” Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер. Накатавшись вволю, все блины едят. На первый день русский народ справлял встречу Масленицы. Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам, обращались к нему ласково. К первому дню устраивали горы, висячие качели. Чем дальше катятся салазки, тем лучше будет урожай, длиннее лен. Для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях – чем выше, тем лучше.
(Слайд 7)

5 ученик.

Вторник – заигрыш
Заигрыш беспечный – вторника отрада, Все гулять, резвиться вышли, как один! Игры и потехи, а за них награда Сдобный и румяный масленичный блин В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. Также в этот день сооружают снежные городки, и происходит взятие таких городков.
(Слайд 8)

5.

Проведение игры «Топай – хлопай».

Воспитатель.

- Сейчас и мы с вами поиграем в одну игру. ( Игра, проводится учителем со всеми ребятами) -Как услышите весть хорошую – в ладони хлопайте, - А если не очень хорошую – ногами топайте. У весны сегодня день рождения! (Хлопки) Угощаемся блинами и печеньем! (Хлопки) Зиму просим поскорее уходить! (Хлопки) Рубль последний здесь готовы прокутить! (Топот) За игру вручу коробочку конфет! (Хлопки) Вы откроете, а там – ничего нет! (Топот) Бабы, девки очаги все разожгли! (Хлопки) Всем блиночков, всем блиночков напекли! (Хлопки) Блины с мёдом да с вареньем! (Хлопки) Не блины, а объеденье! (Хлопки) Блины сладкие с начинкою! (Хлопки) Все с пуховую перинкою! (Топот) А иные и с подушками! (Топот) А другие и с ракушками! (Топот)
6.

Сообщения учащихся.

(Слайд 9)

6 ученик.

Среда – лакомка
Тут среда подходит – лакомкой зовется, Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – все им удается, Пироги и блинчики – все на стол мечи! На лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы созывали всех родных. По вечерам пели песни о заботливой теще.
(Слайд 10)

7 ученик.

Четверг – разгуляй
А в четверг раздольный разгуляй приходит Ледяные крепости, снежные бои… Тройки с бубенцами на поля выходят Парни ищут девушек – суженых своих.
(Слайд 11)

8 ученик.

Пятница – тещины вечерки

Хоть тещины блинки и сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья приглашали тещу на блины.
(Слайд 12)

7.

Игра “Собери блин”.
(На кусочках блина написано начало пословицы, на плакате окончание пословицы. Дети соединяют начало пословицы и ее окончание и в итоге получают блин, похожий на солнце) - У вас на партах лежат кусочки «блина» с пословицами, но пословицы разделены на две части. На кусочках «блина» написано начало пословицы, на плакате окончание и вам предстоит их соединить вместе.  Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.  Не житье, а Масленица.  Не все коту Масленица, будет и Великий пост.  Масленица объедуха, деньгам приберуха.  Без блина не Масленица.  После Масленицы – Великий пост, а за страстною – Пасха.  В прощеный день, как на Пасху все целуются.
8.

Сообщения учащихся.

(Слайд 13)

9 ученик.

Суббота – золовкины посиделки
Близится суббота – золовки угощенье. Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ! Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. И опять главным угощением являются блины.
9.

Исполнение песни “Блины”.

(Слайд 14)
( Дети исполняют русскую народную песню “ Блины”)

10. Сообщения учащихся.

(Слайд 15)

10 ученик.

Воскресенье – прощеный день
Воскресенье светлое быстро наступает, Облегчают душу все в прощеный день. Чучело соломенное – Зимушку – сжигают, Нарядив в тулупчик, валенки, ремень… В этот день устраивали проводы Масленицы. Чучело сжигали на костре, а пеплом посыпали землю к новому урожаю. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают все обиды и оскорбления.
(Слайд 16)
(мальчики и девочки просят друг у друга прощение) - Красные девицы! За обиды нас простите, зла на нас вы не держите. - Добрые молодцы! Вас мы прощаем, и обижаться на вас мы не станем. И в свой черед, вы нас тоже простите, зла на душе на нас не держите.
(Слайд 17)

11. Чтение стихотворения о встрече весны.

Ученик.
Зима уходит, мы весну встречаем, Ее приход повсюду ощутим. Все беды, все плохое мы сжигаем, И все друг другу в этот день простим. Прощеный день приносит обновленье, И тает снег, и в душах тает лед… Весна идет! С цветами, с птичьим пеньем, Весна идет! Весна! Весна идет! (Дети работают в группах. Каждая группа получает контур женской фигуры и рисуют, как представляют Девушку-Весну. Затем создается выставка.)
(Слайд 18)

12. Рефлексия.
- С традициями какого праздника мы познакомились? - Сколько дней длился праздник? - Что мастерили люди к началу праздника? - Основное масленичное блюдо? Почему?
- С помощью мимики и жестов покажите свое настроение. - Ребята, вот мы и узнали историю Масленицы. Спасибо всем, что вы так хорошо подготовились, внимательно слушали. - А теперь, ребята, пришло время полакомиться блинками.


В раздел образования