Автор: Хазиева Гюльнара Ильдаровна
Должность: преподаватель местных народных промыслов
Учебное заведение: ГАПОУ МО "Московский Губернский колледж искусств"
Населённый пункт: пос. Дорохово, Московской области
Наименование материала: Сатья
Тема: "Народные промыслы и современность: мечты и реальность"
Раздел: среднее профессиональное
Решение
творческих
задач
в
лепке
народных
игрушек
(Филимоново,
Каргополь, Дымка и др.
автор Хазиева Г.И.
Народные художественные промыслы - неотъемлемая часть отечественной
культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия
мира,
обращенный
в
будущее,
сохранены
глубокие
художественные
традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.
Народные
художественные
промыслы
в
современном
культурном
пространстве - это, прежде всего, художники, народные мастера, передающие
преемственную культуру молодому поколению; уникальные технологии и
техники,
художественно-стилистические
системы,
мотивы
и
сюжеты
народного
искусства.
Народные
художественные
промыслы
не
являются
«художественной резервацией», существующей вне времени и пространства,
они должны развиваться в соответствии с учетом современных требований к
изделиям, технологичности их изготовления.
На территории Московской области исторически сложились следующие виды
традиционных народных художественных промыслов – лаковая миниатюра,
художественная роспись, ткачество, гончарный промысел, лозоплетение. В
настоящее время прослеживается тенденция к угасанию многих народных
художественных
промыслов.
На
протяжении
длительного
времени
сокращаются объемы производства изделий, численность народных мастеров
и художников. Возникает необходимость во всестороннем анализе народных
художественных промыслов с целью их сохранения как части современной
культуры
Московской
области.
Актуальность
исследования
обусловлена
кризисным состоянием народных художественных промыслов, значимостью
проблемы сохранения и продолжения культурных традиций и заключается в
разрешении противоречий между:
высоким нравственно-эстетическим и культурным потенциалом народных
художественных промыслов и нарастающей тенденцией к их угасанию;
потребностью
государства
и
общества
в
сохранении
народных
художественных
промыслов
и
отсутствием
способов
решения
данной
проблемы в теории;
богатым культурным наследием, накопленным каждым центром народного
мастерства,
и
отсутствием
оптимальных
путей
и
условий
для
его
поддержания, сохранения и преемственности.
1
Данные
противоречия
выражают
суть
проблемы
исследования,
заключающейся в необходимости изучения, сохранения и преемственности
народных художественных промыслов для общества в современной культуре.
Одна из важнейших проблем народного искусства - проблема традиции и
новаторства в современных условиях.
Под традиционностью народного искусства понимают древность его образов,
форм и приёмов, устойчивость их сохранения и преемственность освоения.
Многие усматривают в традициях народного искусства лишь прошлое, не
видя
никаких
связей
с
современностью.
По
мнению
некоторых
исследователей, в традициях заключается неразвитый потенциал народного
искусства.
Величайшая
функция
культуры
-
традиция.
С
ней
связывают
многие
устойчивые
явления
человеческой
жизни,
которые
называют
вечными
истинами.
Изучение и сохранение, передачи новым поколениям основ национального
мировоззрения,
исторического
опыта
народа
для
обе спечения
преемственности
художественно-творческой
деятельности.
Поиск
научно-
обоснованных
путей
включения
регионального
компонента
как
важного
аспекта возрождения народных традиций.
Создание предметов было не только работой, но и творчеством, становилось
событием, что и делало его непреходящим, живым и столь необходимым
самому народу. В этом процессе не было ничего произвольного. В итоге, как
бы ритм народного бытия создал свою художественную форму.
Возвращаясь к изделиям крестьянских мастеров, скажем, что каждая вещь
обладала своим особым характером - пластической формой, отделкой.
Традиция, заложенная в основе всей народной культуры, передаваемая из
поколения
в
поколение,
послужила
основой
будущей
художественной
традиции,
позднее
осмысленной
с
эстетических
позиций.
Из
нее
впоследствии
выросло
современное
понятие
красоты,
повышенной
декоративности,
красочности,
конструктивности
изделий
и
отточенностьи
приемов профессионального мастерства, понимания материала и его свойств,
четкая архитектоника в построении.
Сувенирная функция - это как бы воспроизведение того или иного предмета
старого крестьянского быта в виде памятного знака. Эта функция возобладала
во
многих
формах
народного
современного
искусства.
К
числу
таких
предметов
можно
отнести
продукцию
известных
предприятий,
например
Гжели - это чашечки, самовары, пудреницы и т.п., а также броши в виде
2
миниатюрных
жостовских
подносов
или
хохломских
изделий
и
мн.
др.
Можно предположить, что сувенирная функция стала зарождаться уже в
начале XX столетия. Именно на подобную продукцию указывали ученые-
искусствоведы, которые писали о том, что они столкнулись с двумя крайне
характерными
явлениями.
Первое
-
среди
изделий
промыслов
начали
преобладать мелкие изделия, имеющие практическое значение. Второе - это
то, что изделия были оторваны от быта и направлены на нужды города, да и
то потребностей весьма несущественных, главным образом удовлетворение
капризных и модных запросов городского населения.
Ещё
одна
функция
-
коммерческая (вложение
денежных
средств).
Эта
функция характерна для всех форм народного искусства. Как в прошлом
столетии, так и в нынешнем она играет свою определенную роль. Продукция
мастеров
выходит
за
пределы
дома,
села,
городка,
промысла,
фабрики,
объединения и т. п. Она связана с рынками, местными и центральными,
отечественными
и
зарубежными. Экономическая
функция,
особенно
в
последние годы, играет решающую роль, превращая предметно-вещный мир
традиционной народной культуры (и все, что около нее) в предмет широкого
потребления, создает условия для его дальнейшего развития.
Когда
еще
в
20-х
годах XX
века
изделия
художественных
артелей
и
промыслов продавали за границей для привлечения средств и облегчения
«бедственного положения кустаря», ученые видели в этом определенную
опасность - превращение продукции в чисто экономическую. За прошедшие
десятилетия
экспорт
продукции
народных
мастеров,
особенно
таких
знаменитых, как Палех, Федоскино, Хохлома и др., продолжал составлять
важную статью дохода государства, а их изделия стали визитной карточкой
страны.
Конечно, следует помнить, что в экономической функции есть две стороны -
прямая
и
обратная.
Одна
как
способствующая
развитию
творчества
и
обновлению
предметно-вещного
мира.
Вторая
-
как
функция,
невольно
разрушающая народную культуру, т.е. эксплуатирующая качества народной
образности,
стилевых
приемов
декоративности.
Эстетика
вещи
прежде
никогда не выступала самодовлеющей ценностью. Традиционное народное
искусство, как писал В. Воронов, было здоровым и плодотворным в своем
жизненном течении и никогда не уклонялось от своего главного назначения -
функционально-художественного оформления быта.
В XX в. эти принципы были во многом нарушены. В самом деле, если мы
сравним
функции
современной
народной
вещной
культуры
с
функциями
«домашнего» ремесла и кустарного крестьянского производства, то окажется,
что функции как будто те же, а вот соотношения между ними стали иными.
Утилитарно-практическая
функция
уступила
первенствующее
место
3
художественно-декоративной. Религиозно-магическая (знаковая) функция то
вовсе угасла, то возродилась, перетекая в чисто религиозную. На смену
когда-то многочисленным обрядовым вещам и предметам пришли изделия в
основном
церковного
характера
-
иконы,
пелены,
плащаницы,
складни,
кресты, выполненные в разных материалах.
Более
того,
все
названные
функции
будут
поддерживаться
не
всегда
естественным течением жизни и быта, а целым рядом условий. В одних
случаях
-
социальными
и
природными
условиями
(как,
например,
в
отдаленных районах и территориях), в других - социально культурными
условиями
(признанием
их
как
необходимых
средств
украшения
самой
жизни, праздничным мироощущением бытия). В третьих, - как осознанная
потребность
творческого
выражения
и
одновременно
художественно-
функционального оформления быта (так жили наши предки). В четвертых, -
только традицией, живущей в народном самосознании (как архангельские
пряники, пасхальные яйца и др.). Последняя немногочисленна.
Трудно не согласиться с выводом искусствоведов, что народное творчество
как
мировоззрение
уходит
в
прошлое,
однако
отдельные
его
проявления
живут и в наше время и, очевидно, будут существовать и в будущем, пока
живы корни поэтического видения и народного самосознания, исходящие из
самого
жизненного
уклада,
труда,
традиций,
окружающей
природы.
Некоторые
виды
творчества,
а
с
ними
и
сами
предметы
продолжают
рождаться и жить в народной бытовой культуре.
Нельзя
не
отметить
еще
одной
важной
перемены,
происшедшей
в
традиционном народном вещном мире - поменялся адрес самих изделий.
Вместо деревни их потребителем стал в основном город, а сами предметы в
большей
мере
стали
носить
характер
декоративно-сувенирный,
чем
функциональный.
Изделия
народного
декоративно-прикладного
искусства
покупают,
как
правило, все слои населения, но более всего как знак, предмет причастный к
народной культуре прошлого. Как мы уже говорили вещи не пронизывают
быт,
за
небольшим
исключением,
они
-
своеобразные
памятные
знаки
-
изысканные по форме и декору, радостные и красочные, с особым образным
поэтико-сказочным смыслом . Вещь таким образом лишаясь привычного
содержания приобретает новый смысл в связи с новым его озвучиванием, с
новым
предназначением,
хотя
и
теряет
при
этом
свою
изначальную
ценностную форму и содержание.
Выводы:
4
Не все выделенные искусствоведами формы существования традиционного
народного искусства являются аутентичными, т.е. собственно народными.
Менее всего это касается художественных промыслов и производств. Лишь
первая форма - этническая, вторая - местные промыслы частично, как и
творчество отдельных мастеров могут считаться традиционными.
Многие
крупные
художественные
промыслы
(типа
предприятий,
фабрик,
объединений) как бы примыкают к традиционной народной вещной культуре,
но, по сути, являются новой областью деятельности, хотя и на основе старых
образцов. Происходит как бы вторичное рождение и бытование вещного
мира,
вторичная
их
жизнь
в
современной
культуре,
специально
инициируемая культурной политикой. Это подтверждают в первую очередь,
происходящие изменения в составе самих носителей культуры в функциях
изделий, механизмах передачи традиции.
Следовательно, деятельность большинства художественных промыслов, по
традиции
называемых
народным
искусством,
является
областью
специализированной профессионализируемой культуры, а не народной в ее
традиционном
понимании.
Она
предстает
как
специальная
область,
специального
обучения
и
специального
адресата,
добавим
специального
предназначения (сохранение образцов традиционной культуры народа как
объектов
для
экспонирования
на
выставках,
подражания,
заимствования,
художественного экспериментирования, учебно-педагогической практики).
Все ныне существующие художественные промыслы, особенно те, которые
включают
знаменитые
исторически
сложившиеся
-
Хохлому,
Городец,
Федоскино, Палех, Мстеру, Холуй, Жостово и др. представляют несомненную
художественную ценность для нашей страны и всего мира. Но следует себе
отдавать отчет в том, что не все они являются прямыми продолжателями
народного традиционного искусства со всеми особенностями, присущими
культуре
прошлого. По
сути
-
это
уже
новое
явление,
н о ва я
специализированная
художественная
деятельность,
которая
примыкает
к
прошлой народной культуре, возникла на ее основе, но уже отличается от нее.
Культурологи даже высказывают мнение, что целостная система нормативно-
ценностного
жизнеобеспечения
народа
в
наши
дни
распадается
на
фрагменты,
которые
со
временем
теряют
функционально-смысловое
наполнение в рамках современной народной культуры.
Это означает, что мастер, именуемый народным или художником того или
иного
промысла
вправе
развиваться,
согласно
своему
собственному
органичному видению мира, его не надо натаскивать на работу в народном
ключе,
переучивать,
если
он
не
обладает
врожденным
народным
мировидением,
а
хочет
быть
профессиональным
художником
с
широкой
системой
ее
образных
начал
и
структур.
И
наоборот
всячески
беречь
в
мастере
его
самобытность,
его
врожденную
народность,
данную
ему
от
5
природы. Для этого необходимо понимание его возможности, а также того, в
каком мире, в какой художественной системе он живет и работает.
В XX веке произошли необратимые изменения, и это живая жизнь со всеми
ее отрицательными и положительными сторонами. Для укрепления традиций
и
их
органического
существования
необходимо
понимание
того,
что
происходит сегодня на основе объективных законов.
В судьбе традиционной вещной культуры в современных условиях в связи с
социальными
изменениями
и
расширением
сферы
экономической
самостоятельности локальных и территориальных подразделений, нельзя не
увидеть ряда перемен.
1. Одна из важных перемен - это появление рынка. Попадая на рынок,
изделия
народных
мастеров
как
бы
получают
вновь
некогда
утерянную
возможность
вернуться
к
своему
былому
состоянию
-
естественному
пребыванию
в
социуме.
Именно
мелкотоварное
производство
изделий
и
предметов быта, как известно, составляло некогда основу экономики для
многих
очагов
народного
«промысла».
Рыночный
спрос
и
конкуренция
товаров
были
главными
регуляторами
качества
изделий,
повышения
мастерства.
Помимо всего обнаружилось, что происходящие социальные и культурные
перемены
оказались
неожиданными
для
многих
художников,
мастеров
и
ремесленников,
выявив
своего
рода
массовое
социальное
невежество
-
результат неэффективности правовой системы, существования на протяжении
долгих лет жесткой системы и методов управления культурой, приоритета
«практики» над наукой.
Художественное творчество подвергается новому осмыслению. (Появились
всевозможные проекты по развитию народного традиционного искусства -
просветительского,
экономического,
правового,
рекламного
типа
при
поддержке различных фондов).
С появлением рынка нельзя не признать такого факта как ослабление роли
искусствоведов
и
критиков
-
регуляторов
состояния
традиционного
народного искусства, задающих его «параметры», ратующих за «чистоту»
вкуса,
за
сохранение
«подлинности
народного
искусства»,
а
также
чиновников-управленцев,
отвечающих
за
культурную
политику.
В
целом
благодаря
рынку
отмечается
возрождение
рукотворного
творчества
среди
всех
слоев
населения
-
ремесла.
Во
многих
созданиях
умельцев
и
ремесленников
традиция
проявляется
не
всегда
прямо,
а
скорее
опосредованно: освоение идет через самостоятельное постижение разными
путями и обучение у старых мастеров.
6
3. В этой связи нельзя не отметить появление всевозможных объединений,
ассоциаций,
центров
и
школ
ремесел
и
т.д.
Одни
из
них
стремятся
к
пропаганде традиционных ремесел, вторые - к обучению на традиционной
основе
(по-своему
понимая
традицию),
третьи
объединяются
для
координации
работы
мастеров
и
продажи
их
произведений,
четвертые
занимаются организацией социально-бытовых условий и т.д.
Народные мастера традиционных промыслов обрели большую свободу: они
могут выходить из объединений, вступать в новые, делать продукцию на
рынок, на заказ, на выставки и т.д. Однако в связи с тем, что художественные
промыслы получили ряд льгот (отсутствие налогов, таможенных взносов и т.
п.) то пребывание в лоне художественных промыслов стало для них поводом
для
своеобразной
борьбы
(определенной
выгоды,
статуса
мастера
художественных
промыслов).
А
те,
кто
не
попали
в
сферу
промыслов,
наоборот получили стимул стремления стать таковыми ради указанных льгот.
Все это позволяет говорить о том, что система сложившаяся в советские годы
в отношении художественных промыслов как ведущих и представляющих
народную традиционную культуру, продолжает существовать и развиваться в
том же направлении. Несмотря на иллюзию видимости наступившей свободы
творче ства
и
вольно сти,
по-прежнему
наблюдает ся
ж е с т ко е
противопоставление
между
творчеством
мастеров
промыслов
(особенно
известных) и теми, кто вступил на путь творчества ремесленников-самоучек.
Таким
образом,
«современное
пространство»
нашей
культуры
наполнено
вещами,
напоминающими
предметный
мир
далеких
предков
(облик
предметов чисто визуально как будто тот же). Но основа их рождения далеко
не
та
же,
что
была.
Она
не
столько
мифологическая,
сколько
психологическая. В их основе - тяга к повторению излюбленных образцов
художественного ремесла старых мастеров благодаря их волнующей, наивной
чистоте, крепости и целесообразности форм, декоративности и красочности,
т.е.
ко
всему
тому
продолжает
жить
как
некий
антипод
современному
рационалистическому мышлению человека XX века.
Создания
наших
современников
стали,
бесспорно,
разнообразнее,
технологически
сложнее,
виртуознее
в
плане
своего
исполнительского
мастерства,
но
в
то
же
время
эклектичнее,
отвечая
з а д ач а м
постмодернистской культуры. Смысл (семантика) многих из них стал иным -
лишенным былого скрытого подтекста, знаковости, символичности, т.е. того
мироощущения, которое было присуще мастерам прошлого.
Вещи не всегда наполняют быт, как прежде (за небольшим исключением), но
они - эти не менее красочные памятные знаки присутствуют почти везде - в
каждой
семье,
доме,
только
как
единичные,
разрозненные
части
некогда
целой и нераздельной культуры нашего народа.
7
Главным для всех кустарных промыслов было то обстоятельство, что все
изделия
делались
исключительно
на
продажу,
кроме
изделий
домашнего
ремесла
(да
и
то
до
определенного
времени).
К
началу
XIX
в.
и
на
протяжении
всего
столетия
в
деревнях
и
городках
России
продолжало
существовать и развиваться домашнее дело. Женщины, как и много веков
назад, пряли, ткали, шили, обряжали всю семью. Мужчины изготавливали
для своего хозяйства все предметы труда и хозяйства. С большим пластом
предметов
крестьянского
ремесла
связано
открытие
его
как
народного
искусства. В начале нашего столетия большинство исследователей связывали
народное искусство и его лучшие образцы именно с деревней. Вот почему и
мы ограничиваем свое внимание кругом предметов этой группы населения
России. Правда в наше время в него входит значительно больше предметов и
изделий
художественного,
околохудожественного
и
бытового
характера,
которые
относят
к
народному
искусству.
Ремесло
в
своем
изначальном
понимании
становится
другим
в
силу
иных
социально-экономических
условий.
Бытовые
предметы
изготавливались
и
из
других
материалов,
например,
глины.
Однако
производство
посуды
из
обожженной
глины
все
больше
с вя з ы ва е т с я
н е
с
д ома ш н и м
к р е с т ь я н с к и м
р е м е с л ом ,
а
с о
специализированным
ремесленным
трудом,
так
технология
гончарного
производства и оборудование для него (наличие глины, горна, красок и пр.)
требовали уже иных, специальных условий. Зато лепка из глины фигурок
животных и человека в виде свистулек и иной мелкой пластики было делом
вполне доступным по сравнению с изготовлением мисок, горшков, кувшинов.
Благодаря характерной форме, образам, раскраске мы узнаем, откуда та или
иная фигурка родом - из Каргополя, Тулы, Курска, Пензы, Дымки и т.д.
Обобщив
небольшой
опыт
работы
со
студентами
училища
декоративно-
прикладного искусства и народных промыслов на уроках по лепке народной
игрушки, могу сделать следующие выводы:
1. Обучение лепке народной игрушки расширяет горизонты возможности
самореализации наших студентов в их будущей профессии;
2.
Обращение
к
объёмному
виду
искусства
помогает
развивать
пространственное мышление у обучающихся;
3. Умение лепить, приобретённые навыки могут пригодится в изготовлении
сувениров;
4. С учётом получаемой специальности "преподаватель" знакомство наших
студентов
с
народной
игрушкой,
её
особенностями
производства,
знания
8
различных промыслов нашей страны позволит приобщать своих учеников к
лепке.
5. Глиняная игрушка – специфичный и в то же время самый демократичный
вид
народного
искусства.
В
дохристианские
времена
глиняная
игрушка
выполняла тотемную и обережную функции. Во времена раннего и позднего
средневековья она служила малой скульптурной формой для украшения в
быту,
к
чему
мы
пришли
и
сейчас.
Демократичность
ее
выражается
в
доступности
материала
при
использовании
минимальных
технических
средств.
6.
Сколько
существует
гончарство,
столько
же
существует
и
глиняная
игрушка.
Порой
архаичная,
наивная
или
высокохудожественная,
точно-
образная или символичная, но всегда самобытная и характерная для данного
региона, глиняная игрушка передавала представления о мире, природе, людях
и
былинно-мифологической
составляющей
данного
периода.
Глиняная
игрушка
-
специфичный
и
в
то
же
время
самый
«демократичный»
вид
народного
искусства.
Для
детей
это
были
шары-погремушки,
игрушки-
громотухи,
свистульки,
потешные
фигурки.
В
дохристианские
времена
глиняная игрушка носила тотемную и обережную функцию. Во времена
раннего
и
позднего
средневековья
она
служила
как
малая
скульптурная
форма,
для
украшения
в
быту,
(к
чему
мы
пришли
и
сейчас).
Демократичность
же
ее
выражается
в
широкой
доступности
материала
(глины),
при
использовании
минимальных
технических
средств:
печь
и
любые доступные краски.
В
ходе
археологических
раскопок
на
исторических
территориях
Москвы
(Московский Кремль, Манежная площадь, Васильевский спуск, Гончарная
слобода (Заяузье), Гостиный двор) найдены сотни глиняных игрушек. Это
фигурки
людей,
коней,
всадников,
баранов,
птиц,
медведей,
домашних
животных,
саней,
посуды.
Учитывая,
что
ремесленно-художественные
навыки и специфические для Москвы образы передавались мастерами из века
в
век
и
из
поколения
в
поколение,
искусство
изготовления
творчески
отшлифовывалось
и
обогащалось,
совершенствовались
художественные
достоинства игрушек. Будучи столицей сначала Московского княжества, а
впоследствии
и
Российского
государства,
Москва
располагала
самыми
лучшими, одаренными и талантливыми ремесленниками. Естественно, это
касалось и всего гончарного промысла, включая глиняную игрушку.
В последние 100-150 лет промысел постепенно сходил на нет. Это было
связано с тем, что московские гончарные мастерские закрывались ввиду
завоза в столицу гончарных изделий (включая игрушку) со всей России в
больших количествах. После 1917 года кустарно-частное производство не
только
не
приветствовалось,
но
и
принудительно
закрывалось.
Лишь
в
последние годы не только в Москве, но и во всей России отношение к
9
народному
декоративно-прикладному
искусству
изменилось
коренным
образом. Только сейчас мы стали понимать значимость наших исторических
корней и традиций на примере народного творчества. В этом плане визитной
карточкой Москвы в области народного декоративно-прикладного искусства
может стать традиционная московская глиняная игрушка. Москвичи и гости
нашего города могут увидеть их в собрании Государственного исторического
музея
РФ,
Музея
истории
города
Москвы
(Зубовский
бульвар,
д.
2),
выставочного
археологического
комплекса
«Старый
Гостиный
двор»
(Хрустальный переулок, д. 1) и некоторых других музеях.
Реконструкцией, а затем и возрождением московской глиняной игрушки с
2005
года
занимаются
Галина
Александровна
Новикова,
Сергей
Александрович Сидоров и Сергей Владимирович Скирченко. Сделанные ими
игрушки находятся как в частных коллекциях, так и в собраниях некоторых
музеев, в частности Российского музея игрушки (город Сергиев-Посад).
10