Автор: Хазиева Гюльнара Ильдаровна
Должность: преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 1 им. С.В. Герасимова"
Населённый пункт: город Можайск. Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методика изготовления глиняной игрушки "Крестьянка"
Раздел: дополнительное образование
Методика изготовления каргопольской игрушки
« Крестьянка»
Разработка для освоения лепки фигурки .
Предмет местные народные художественные промыслы
Преподаватель Хазиева Г.И.
Уже десятки лет традиционная народная игрушка играет роль произведений
народного искусства.
Многое в ней созвучно современному художественному творчеству.
Многие имеющиеся в ней качества принадлежат к общим эстетическим нормам де-
коративно-прикладного искусства.
Она привлекает своим ёмким содержанием.
В ней ярко выражен не только самобытный русский характер, но и универсальные
интернациональные черты народной культуры.
Всюду, где бы ни жили люди, перед ними всегда стояла задача – передать свой жиз-
ненный опыт следующему поколению.
Отсюда были сходны и средства воспитания , а значит и игрушки.
Всюду они рождались из естественной бытовой потребности.
Везде народные мастера учились у одного учителя – природы.
Народная игрушка всегда является одним из средств приобщения к традициям и
обычаям своей страны.
1
Этапы изготовления фигурки « Крестьянка»
1. Подготовка глины к работе. Разминание удаление комочков.
2. Изготовление конусообразной формы.
3. Лепка юбки колокола.
4. Выделение формы женской фигурки. Приём зажима границы пояса и затем
шеи.
5. вытягивание формы головного убора.
6. Изготовление формы для рук.
7. Соединение деталей.
2
3
Фигурка крестьянки по форме напоминает каменную бабу, что до сих пор находят
археологи в научных экспедициях.
Женская фигурка с плоским невозмутимым «скифским» лицом возможно
является олицетворением матери сырой земли.
Мастера-художники изготавливают игрушку из целого куска глины методом
вытягивания формы с последующим дополнением формы более мелкими
элементами.
Традиции лепки сохраняются и передаются из поколения в поколение.
Для каргопольской игрушки характерны несложные формы фигурок с
последующим обжигом и росписью. Обожжённые фигурки закрашивают белой
краской. Затем наносят элементы росписи.
Самые распространённые знаки для росписи:
1.Солярные знаки: крестики и кружочки.
2. Знаки земли - прямые линии.
3. Ромбики с точками – знаки посевов.
4. Точка, овал – зерно.
5. вертикальные полосы – вспаханная нива.
6. Волнистые линии традиционно знаки воды.
Основные цвета, используемые для росписи:
1. Белый – свет излучаемый изнутри.
2. Красный – цвет солнца и огня.
3. Зелёный – цвет природы.
4. Чёрный – вспаханное поле.
4
Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера очень деятельны.
Они несут корзину, прядут нитки из кудели на пресницах, нянчат детей.
«При всей грубоватой неуклюжести каргопольской игрушки она производит
впечатление легкого, непосредственного творчества.
Две-три черных точки или "тычка" палочкой - и игрушка обрела глаза и рот,
несколько мазков кисти - и появился нарядный передник; чуть примятый комочек
глины - и готова шляпка на голове или гармонь в руках.
И все эти выразительные штрихи и намеки сделаны без особых усилий, словно
шутя и играя, сильные одним лишь талантом от природы одаренного мастера.»
И.Я . Богуславская
5
6