Напоминание

"Методика изготовления глиняной игрушки "Крестьянка"


Автор: Хазиева Гюльнара Ильдаровна
Должность: преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 1 им. С.В. Герасимова"
Населённый пункт: город Можайск. Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методика изготовления глиняной игрушки "Крестьянка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методика изготовления каргопольской игрушки

« Крестьянка»

Разработка для освоения лепки фигурки .

Предмет местные народные художественные промыслы

Преподаватель Хазиева Г.И.

Уже десятки лет традиционная народная игрушка играет роль произведений

народного искусства.

Многое в ней созвучно современному художественному творчеству.

Многие имеющиеся в ней качества принадлежат к общим эстетическим нормам де-

коративно-прикладного искусства.

Она привлекает своим ёмким содержанием.

В ней ярко выражен не только самобытный русский характер, но и универсальные

интернациональные черты народной культуры.

Всюду, где бы ни жили люди, перед ними всегда стояла задача – передать свой жиз-

ненный опыт следующему поколению.

Отсюда были сходны и средства воспитания , а значит и игрушки.

Всюду они рождались из естественной бытовой потребности.

Везде народные мастера учились у одного учителя – природы.

Народная игрушка всегда является одним из средств приобщения к традициям и

обычаям своей страны.

1

Этапы изготовления фигурки « Крестьянка»

1. Подготовка глины к работе. Разминание удаление комочков.

2. Изготовление конусообразной формы.

3. Лепка юбки колокола.

4. Выделение формы женской фигурки. Приём зажима границы пояса и затем

шеи.

5. вытягивание формы головного убора.

6. Изготовление формы для рук.

7. Соединение деталей.

2

3

Фигурка крестьянки по форме напоминает каменную бабу, что до сих пор находят

археологи в научных экспедициях.

Женская фигурка с плоским невозмутимым «скифским» лицом возможно

является олицетворением матери сырой земли.

Мастера-художники изготавливают игрушку из целого куска глины методом

вытягивания формы с последующим дополнением формы более мелкими

элементами.

Традиции лепки сохраняются и передаются из поколения в поколение.

Для каргопольской игрушки характерны несложные формы фигурок с

последующим обжигом и росписью. Обожжённые фигурки закрашивают белой

краской. Затем наносят элементы росписи.

Самые распространённые знаки для росписи:

1.Солярные знаки: крестики и кружочки.

2. Знаки земли - прямые линии.

3. Ромбики с точками – знаки посевов.

4. Точка, овал – зерно.

5. вертикальные полосы – вспаханная нива.

6. Волнистые линии традиционно знаки воды.

Основные цвета, используемые для росписи:

1. Белый – свет излучаемый изнутри.

2. Красный – цвет солнца и огня.

3. Зелёный – цвет природы.

4. Чёрный – вспаханное поле.

4

Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера очень деятельны.

Они несут корзину, прядут нитки из кудели на пресницах, нянчат детей.

«При всей грубоватой неуклюжести каргопольской игрушки она производит

впечатление легкого, непосредственного творчества.

Две-три черных точки или "тычка" палочкой - и игрушка обрела глаза и рот,

несколько мазков кисти - и появился нарядный передник; чуть примятый комочек

глины - и готова шляпка на голове или гармонь в руках.

И все эти выразительные штрихи и намеки сделаны без особых усилий, словно

шутя и играя, сильные одним лишь талантом от природы одаренного мастера.»

И.Я . Богуславская

5

6



В раздел образования