Автор: Габитова Венера Минигаяновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №224
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Роль музыкальных занятий в воспитании гармоничной личности"
Раздел: дошкольное образование
Роль музыкальных занятий в воспитании гармоничной
личности ребенка.
Музыкальное
воспитание
и
образование
является
неотъемлемой
частью
общего
процесса,
направленного
на
формирование
и
развитие
человеческой
личности.
Поэтому
нельзя
рассматривать
их
как
некую
обособленную
отрасль
знаний.
Установлено,
что
«школьники,
отлично
занимающиеся
музыкой,
успешно
учатся
и
по
общеобразовательным
предметам,
а
жизнь
многократно
подтверждает
наличие
у
одаренных
музыкантов незаурядных способностей вообще».
Психологи утверждают, что все способности поддаются развитию и
что
методике
обучения
определенному
виду
деятельности
принадлежит
решающая роль в проявлении человеком способностей в данной области. В
процессе
обучения
музыке
ребенок
приобретает
необходимые
навыки,
знания, умения, проявляя при этом определенные музыкальные способности,
и целесообразно найти такие методы обучения, при которых они выявились
бы наилучшим образом.
В
педагогическом
процессе
преподаватель
выступает
посредником
между
учениками
и
учебным
материалом,
составляющим
содержание
предмета. Его задача – так организовать обучение, чтобы учащиеся, усваивая
содержание,
успешно
и
грамотно
развивались.
Австрийский
пианист
и
педагог
Артур
Шнабель
писал:
«Роль
педагога
состоит
в
том,
чтобы
открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика». Учебно-
воспитательный
процесс
становится
хорошо
управляемым,
когда
педагог
ясно
представляет
цель
обучения,
содержание
предмета
и
методические
средства для реализации педагогических задач.
Развивающее
обучение
реализуется
во
взаимосвязи
накопленных
знаний, умений и навыков с самим процессом познания и преодолением
трудностей в нем, с эмоциями и чувствами, которые его сопровождают, с
практической
деятельностью,
которая
его
закрепляет
и
совершенствует.
Современная
педагогика
требует
включения
в
педагогический
процесс
активной психической деятельности детей: внимания, восприятия, памяти,
воображения, эмоциональных и волевых проявлений. Современное обучение
и воспитание базируется на выявлении новых интеллектуальных ресурсов
детской психики. Одна из главнейших задач педагога в работе с детьми –
развитие и сохранение интереса к музыкальным занятиям, чему в полной
мере будет способствовать комплексный подход с позиций развивающего
обучения
.
благоприятного периода для развития эстетически – нравственных
и музыкальных способностей, чем детство.
Музыка
всесторонне
и
разнопланово
действует
на
общее
развитие
ребёнка. Известно, что позитивное воздействие музыки начинается ещё в
младенческом возрасте. Реагируя на первые музыкальные звуки, ребёнок
приобретает
начальный
опыт
эмоциональных
переживаний,
способных
развивать сферу чувств и формировать мышление. Развитие музыкального
вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент
музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в
будущем.
Занятия
музыкой
с
раннего
детства
способствуют
развитию
речи,
поскольку
в
головном
мозге
речевые
и
музыкальные
центры
близко
расположены
друг
к
другу.
Музыкальная
интонация
и
ритм
помогают
запоминанию текстового материала, что в свою очередь благотворно влияет
на
развитие
памяти.
У
детей,
занимающихся
музыкой,
наблюдается
значительная релаксация работы мозга, что в нейропсихологии означает –
всякое усилие отнимает у «музыкального» мозга меньше энергии, всякая
интеллектуальная работа даётся музыкальному мозгу легче, а значит, у него
остаётся больше ресурсов на выполнение других задач.
Обучаясь
игре
на
каком-либо
музыкальном
инструменте,
ребёнок
учится производить необходимые игровые движения пальцами и всей рукой.
При этом развивается двигательная активность рук. Чем больше отработаны
у ребенка движения, тем развитее у него мышление. В двигательной зоне
коры головного мозга большая часть приходится на кисть и, особенно, на
большой палец. Это говорит о том, насколько велика роль движения пальцев
в
развитии
мозга,
и
как
необходимы
для
правильного
развития
ребенка
упражнения для кисти и пальцев рук.
При игре на фортепиано взаимодействуют практически все сенсорные
системы, при этом задача, решаемая каждой из них, предельно трудна. Кроме
того, сами двигательные акты не менее
сложны – в них задействованы
многие
мышцы
организма,
опорно-мышечный
аппарат,
крупные
мышцы
спины
и
шеи,
мышцы
ног,
мелкие
мышцы
кистей
рук
и
т.д.
Точность,
синхронность и своевременность движений требует порой необыкновенной
виртуозности, натренированности и тонкости «настройки» всего организма.
Занятия
на
фортепиано
или
другом
музыкальном
инструменте
способны
принести
реальную
пользу
для
формирования
способностей
и
личностных качеств у ребёнка. В частности, развить зрительную и слуховую
память, улучшить зрение, развить внимание и умение концентрироваться,
способность выкладываться и доводить дело до конца, сформировать чувство
ответственности, самообладания, умение решать проблемы, беречь время,
быть
организованным,
не
теряться
в
незнакомых
ситуациях,
повысить
самооценку.
Музыка полезна и в воспитании стрессоустойчивости. Музыкальные
занятия
создают
своеобразную
привычку
к
стрессу,
дети
начинают
его
меньше замечать и меньше фиксироваться на нём. Ведь игра на сцене – это
своего
рода
стрессовая
ситуация,
в
которой
ребёнок
должен
сконцентрировать своё внимание и удачно выступить. Доиграть пьесу до
конца – это тоже очень большое напряжение: каждое движение играющего
точно рассчитано, и он не может ни на секунду расслабиться или отложить
что-нибудь на потом.
Известно,
что
занятия
музыкой
очень
хорошо
развивают
математические
способности.
Особенно
интенсивно
развивается
пространственное
мышление
от
занятий
на
фортепиано.
Психологами
в
результате
проведённого
тестирования
было
выявлено,
что
дети,
занимающиеся
музыкой,
лучше
других
справились
с
тестами
на
пространственное
мышление.
Те
дети,
которые
занимались
на
разных
музыкальных инструментах, превзошли тех, кто музыкой не занимался, но
зато те дети, которые обучались игре на фортепиано, превзошли даже своих
«коллег»,
занимающихся
на
других
инструментах.
Успехи
пианистов
в
пространственном мышлении были просто фантастическими. Очень полезно
чтение нот с листа. Оно способствует умению далеко видеть и сравнивать
сложные пространственные фигуры, а также умению мгновенно переводить
увиденное и понятое в физические действия в условиях крайних временных
ограничений.
Музыканты
–
это
очень
сильные
люди,
поскольку
они
всё
время
работают
в
условиях
дефицита
времени.
Это
формирует
у
них
умение
планировать своё время, ставить перед собой определённые цели и задачи и
добиваться нужного результата. Человек, у которого есть опыт музыкальных
занятий,
лучше
понимает
других
людей,
поскольку
у
него
более
развит
внутренний духовный мир. Он более чуток и способен увидеть ситуацию
глазами другого человека. Этому каждый день учит его музыка.
Таким образом, музыканты обладают целым рядом свойств, совместить
которые в одном человеке порой бывает невозможно. С одной стороны, они
эмоционально чутки и отзывчивы, а с другой стороны – стабильны и их
нелегко сбить с толку. Музыканты способны действовать самостоятельно, а
также они прекрасно работают в команде. Они готовы к риску и вместе с тем
благоразумны. Разве не нужны такие качества операторам сложных машин,
авиадиспетчерам, пилотам и прочим специалистам, вынужденным мгновенно
реагировать на сложную ситуацию?
Интересные данные в своей статье приводит И. Евард, он пишет о том, что
сегодня профессия музыканта потеряла свою былую престижность, и часто
музыканты
работают
не
по
специальности,
но
что
удивительно
-
большинство из них преуспевает. Музыкант на рынке труда оказался весьма
конкурентоспособным.
Получается,
что
не
зря
прошли
годы
труда
в
музыкальных
учебных
заведениях,
что
музыканты
выраст ают
востребованными
и
успешными
людьми.
В
чем
же
здесь
секрет?
Проанализировав этот оптимистический парадокс, музыкальный психолог и
педагог
Д.К.Кирнарская
делает
вывод,
что
образование
-
это
отнюдь
не
способ накопления неких полезных знаний, которые потом можно будет
«продать». Образование - это способ воспитания себя, своего ума, своего
подхода
к
самым
разным
явлениям,
своей
способности
воспринимать
и
осваивать новые идеи и способы действий. Образование - это ключ к тому,
чтобы не бояться перемен и всегда действовать сообразно обстоятельствам,
получая позитивный результат. Именно таково музыкальное образование,
поскольку
оно
лучше,
чем
какое-либо
другое,
способствует
достижению
названных целей.
Музыка
всесторонне
ускоряет
общее
развитие
ребенка,
она
не
только
умножает интеллект в целом, но и развивает способность работать сразу в
нескольких нужных любому человеку направлениях. Например, контроль
словесной памяти показал, что те, кто прошел музыкальную подготовку до 12
лет, запоминают иностранные слова на порядок лучше остальных.
Важна музыка и для развития социальных навыков. Оказалось, что
самый гармоничный тип человека - это музыкант. Музыканты совершенно
неагрессивны,
гормон
тестостерон
у
них
находится
на
нижней
границе
нормы.
Интересны
данные
анализа
статистической
информации
американского
исследователя
Мартина
Гарденера,
изучавшего
связь
преступности
и
музыкальных
занятий.
Он
выяснил:
те,
кто
занимается
музыкой, наименее склонны к преступной деятельности. Более того: те, кто
играл на музыкальных инструментах, почти не вовлекаются в преступные
группировки,
а
те,
кто
знает
ноты
и
умеет
читать
с
листа,
вообще
не
становятся преступниками. И если мы не хотим жить в мире агрессии и
нетерпимости
к
инакомыслию,
то
должны
по-новому
взглянуть
на
классическое музыкальное образование и понять, что музыка должна стать
неотъемлемой
частью
общей
программы
воспитания.
Музыкальное
образование необходимо детям в первую очередь не для того, чтобы стать
музыкантами,
а
для
того,
чтобы
развить
в
них
самостоятельность,
аналитические способности, эстетические чувства, конкурентоспособность
по
всем
направлениям
профессиональной
деятельности.
Искусство,
как
приобщение
к
человеческим
ценностям,
эмоциональное
и
духовное
совершенствование будет актуально во все времена, и в мире современных
технологий оно найдёт своё достойное место. Отзывчивость, способность к
сочувствию
и
сопереживанию,
стремление
подрастающего
поколения
к
высоким
моральным
ориентирам
со
временем
перейдёт
из
разряда
«второстепенных» задач в «первостепенные», как необходимое требование в
формировании личности каждого человека.