Напоминание

"Использование игровых упражнений для обучения плаванию"


Автор: Гвоздик Елена Антоновна
Должность: тренер - преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДЮСШ "Олимпиец"
Населённый пункт: г.Воркута
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование игровых упражнений для обучения плаванию"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Умение плавать необходимо в жизни. Плавание благотворно влияет не только на

физическое развитие ребёнка, но и на формирование его личности. Как правило, все дети

любят брызгаться в воде, плескаться, играть в различные игры. Важно, чтобы занятия по

обучению детей плаванию вызывали у детей только положительные эмоции: удовольствие,

радость, восторг. Но в процессе обучения детям приходится преодолевать различные

психологические и физические трудности. Такие как водобоязнь, боязнь глубины, чувство

страха при задержке дыхания, погружения в воду и т. д.

Обучение плаванию предполагает многократный повтор различных упражнений, и

чтобы у детей не пропал интерес к занятиям, приходится выдумывать разные интересные

игровые упражнения.

Анализ результатов диагностики физической подготовки детей за последние годы,

показывает, что у детей на первом месте стоит проблема нарушения координации

движений, далее недостаточное развитие основных физических качеств: быстроты,

ловкости и т. д. небольшая часть детей не может преодолеть страх перед погружением в

воду.

Использование на занятиях игровых упражений поможет в полной степени раскрыть

двигательное творчество детей, удовлетворит главную потребность ребёнка в игре,

повысит собственную самооценку, создаст ситуацию успеха на занятии.

Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, под час

представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных

игровых ситуациях. Весь урок может проходить в игровой форме.

В основе суждений младших школьников о признаках и свойствах предметов и явлений

лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Поэтому показ упражнений и

образное сравнение имеют большое значение в проведении игр.

С точки зрения теории физического воспитания процесс обучения какому-либо действию,

которое вводится до сформированного в определенной степени навыка, делится на три

последовательных этапа:

1. Этап начального обучения плаванию - стадия, на которой формируются основы, или

предпосылки умения.

2. Этап углубленного обучения плаванию - стадия, на которой образуется собственно

умение в его целостных контурах и деталях.

3. Этап результирующей отработки действия, который имеет своим результатом

сформированный до необходимой степени навык.

И поэтому в каждом разделе обучения (упражнения на дыхание, упражнения

позволяющие освоить скольжение и т.д.) мы будем различать три фазы:

а. игры для начального обучения

б. игры для закрепления пройденного материала

в. игры для повторения старого материала.

У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность и другие нежелательные

реакции при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью - формой

страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная

чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на

неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза. Давление воды и

температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затрудненность

дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной.

В процессе обучения (особенно в самом начальном периоде) нужно сделать акцент на

такие упражнения, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений у

новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде.

Существуют следующие советы для обучения плаванию:

1. Все начальные упражнения в погружениях, всплытиях, лежании на воде и особенно

скольженьях следует выполнять на глубоком вдохе и задержке дыхания для обеспечения

наилучших условий плавучести тела. Выдохи в воду применять только после овладения

скольжением.

2. От каждого новичка сразу же потребовать открывать глаза и не вытирать лицо, когда

оно находится под водой.

3. При повторно выполняемых погружениях, предлагая ученикам открывать глаза в воде и

рассматривать предметы на дне, особое внимание следует обращать внимание на тех, кто

обладает повышенной чувствительностью к водной среде.

4. Первые попытки лежания на воде на груди лучше делать с опорой вытянутыми руками

на бортик (или другой устойчивый предмет).

5. При выполнении скольжений на груди, если руки будут в положении "стрелочка" (одна

рука над другой) может нарушиться равновесие тела по его продольной оси. Чтобы

сохранить равновесие, не потерять ориентировку в воде, лучше держать руки вытянутыми

на ширине плеч и даже немножко расставить ноги.

6. При обучении скольжению на спине ухудшается ориентировка на воде, т.к. лицо

обращено вверх. Поэтому в начале обучения желательна помощь по поддержке тела

ребенка в горизонтальной плоскости.

7. При изучении прыжков в воду с бортика ногами вниз вначале выполняется вход в воду

сгруппировавшись (подтянуть колени к животу), при таком положении тела погружение

будет неглубоким.

Вся эта подготовка должна познакомить новичков с условиями плавучести и равновесия

своего тела, помочь им ориентироваться в воде, предупредить возможные причины

возникновения чувства страха. Обучение плаванию сочетается с различными

упражнениями в воде — гидроаэробикой: ходьба и бег по пояс в воде; ходьба, бег спиной

вперед; подпрыгивания, прыжки; общеразвивающие упражнения: держась за поручень

бортика типа велосипед, упражнения на растяжку и др.

Ребенка учат выполнять традиционные упражнения: дельфин, крокодил и др.; проводят

подвижные игры, игровые упражнения, хороводы, эстафеты и т.д. Навыки, полученные

ребенком, завершаются в спортивных праздниках.

Обучение детей плаванию предполагает использование следующих упражнений.

Научить двигаться в воде в различных направлениях и в разных положениях: лежа на

животе, на спине, бегать с игрушками по воде и без них. При этом воспитатель должен

придать детской возне форму игры: движение, когда каждый машет одной рукой («лодочка

с веслами»), спрятав руки за спиной («ледорез»), руки, сжатые в кулаки, выпрямлены

вперед («рыба»), стоя на четвереньках («крокодил»), пятиться назад («рак») и бежать,

высоко поднимая колени («лошадка»), и т.д.

Учить детей нырять в воду с головой. Дети плещутся, руками разбрызгивая воду, делают

«дождь». После этих упражнений можно попробовать нырнуть, пригнувшись, чтобы вода

доходила до уровня глаз, потом — лежа на спине. Затем можно предложить окунуть

голову, придерживая ее руками. Нужно, чтобы, окунувшись с головой, дети задержали

дыхание. Научив ребят нырять таким образом, можно разрешить им посмотреть под водой

сквозь пальцы рук.

Обучать движениям ног вверх-вниз, сначала сидя на берегу, а потом уже сидя в воде.

Движения выполняются выпрямленными ногами. Познакомив детей с движениями ног в

положении сидя, можно приступать к обучению их тем же движениям в положении лежа

на спине или на животе (в неглубоком месте). При этом упражнении нужно использовать

различные резиновые игрушки: круги, надувные подушки и т.д.

Обучать движениям рук, используя сначала скамеечки. Дети учатся попеременно каждой

рукой выполнять гребок. После этого движения рук и ног выполняются в воде, вначале

касаясь ногами дна (как «крокодил»). Это упражнение напоминает плавание стилем кроль,

только без выбрасывания рук вперед.

Учить выдоху в воду. Это упражнение сперва можно выполнять на берегу. С ладошки дети

учатся сдувать легкий предмет (бумажку. листок, перо и т.д.). В воде, нырнув до

подбородка, дети стараются «сдуть» воду («охлаждают горячий чай»).

Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их

также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание.

Методика обучению плаванию посредством игрового метода

1. Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и

интересны детям любой возрастной группы.

2. В игре должны учитываться: уровень плавательной подготовленности, физическое

развитие детей.

3. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира.

4. В игре должны активно участвовать все занимающиеся.

5. Игры должны служить средством эмоционального воздействия.

6. В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования физической

и психической нагрузки.

7. В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники.

8. В каждой игре участники должны получать достаточную физическую нагрузку.

9. При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль руководителя.

10. Учет индивидуальных особенностей ребят и, в зависимости от этого, осуществлять

деление на команды, назначений водящих, судей и т.д.

11. Коррекция игр во время их проведения.

12. Игры необходимо проводить систематически, постепенно усложняя их в зависимости

от возраста и подготовленности детей.

План объяснения игры:

1. Название игры

2. Правила игры

3. Нназвание команд и место их расположения

4. Основные принципы подведения итогов

Успешному проведению игр помогает непосредственное участие помощников и

инструкторов. Желательно, чтобы в такой роли побывал каждый ребенок: это формирует

сознательное отношение к игре и активность детей[1].

Все игры имеют определенную направленность и в соответствии с нею ниже предложена

мною методика на основании проработанного материала и литературы.

С точки зрения теории физического воспитания процесс обучения какому-либо действию,

которое вводится до сформированного в определенной степени навыка, делится на три

последовательных этапа:

1. Этап начального разучивания - стадия, на которой формируются основы, или

предпосылки умения.

2. Этап углубленного разучивания - стадия, на которой образуется собственно умение в его

целостных контурах и деталях.

3. Этап результирующей отработки действия, который имеет своим результатом

сформированный до необходимой степени навык.

И поэтому в каждом разделе обучения (упражнения на дыхание, упражнения

позволяющие освоить скольжение и т.д.) мы будем различать три фазы:

а) игры для начального обучения

б) игры для закрепления пройденного материала

в) игры для повторения старого материала.

Разделы и примеры игр

Игры для ознакомления со свойствами воды

а. Для начального разучивания.

1. "Морской бой"

Играющие стоят на дне, вода не выше груди. Одной рукой можно держаться за борт или за

преподавателя.

По команде дети одной рукой ударяют по воде так, чтобы брызги летели вперед, как

можно дальше. Брызги должны лететь не соседу в лицо, а в свободное пространство.

Победитель определяется по количеству брызг и дальности их полета.

Правила: не закрывать глаза и не толкать соседей.

2. "Хождение по дну"

Дети стоят по росту, впереди самый маленький. Уровень воды по пояс или по грудь.

- "ходьба по скале": дети идут друг за другом перебирая руками по борту.

- "ледокол": то же, выставив одну руку вперед.

- "лодочка на веслах": то же, помогая гребковыми движениями руками.

- "на парусе": то же, идя на носочках и бесшумно.

Правила: внимательно слушать и четко выполнять указания преподавателя.

Варианты: по мере освоения указанных заданий можно добавлять более сложные

элементы - с опусканием лица в воду, передвижения прыжками, ходьба спиной вперед.

3. "Кто выше?"

Дети стоят на дне, уровень воды по пояс.

По команде надо присесть, погрузившись до подбородка и оттолкнуться ногами от дна,

подпрыгнув как можно выше. Можно усложнить игру, если перед прыжком опускаться под

воду с головой.

Правила: выпрыгивать вертикально вверх. Побеждает тот, кто выше прыгнет.

4. "Волны на море"

Дети стоят на дне бассейна на расстоянии вытянутых рук, уровень воды по грудь.

Руки в стороны. По команде начать выполнять движения руками вперед и назад, образуя

волны.

Правила: не закрывать глаза, не толкать соседей. Выигрывает тот, у кого больше волн.

5. "Поймай рыбку"

Дети стоят на дне. На поверхности воды плавают маленькие пластмассовые предметы

(шарики или любые фигурки не больше спичечного коробка).

По команде "поймай рыбку" надо сложить ладошки "лодочкой", зачерпнуть воду вместе с

игрушкой и поднять ладошки до уровня плеч.

Правила: не толкать соседей. Выигрывает тот, у кого вода дольше останется в ладошках,

когда вода вытечет из ладошек надо отпустить "рыбку" обратно в воду.

6. "Умывание"

Дети стоят на дне.

Надо набрать воды в ладошки и "умыть" лицо.

Правила: глаза не закрывать. Во время "умывания" надо делать выдох через нос, чтобы

туда не попала вода.

7. "Футбол"

Дети стоят на дне. Если вода прозрачная на дно положить небольшие легкие предметы,

которые не будут всплывать (например, набивной мяч из ткани, набитый ватой, когда

намокнет - опуститься на дно и его легко ударять ногой). Сколько детей - столько

предметов.

По команде ведущего ребята выполняют "замах" и "удар" по мячу сначала одной ногой,

потом другой. Если вода в водоеме не прозрачная удары придется выполнять по

воображаемому мячу. При выполнении удара тыльной поверхностью стопы следует

вытягивать носок (как при плавании кролем) и напрягать мышцы голени. Если же удар

выполняется внутренней стороной стопы, то носок соответствует положению, как при

плавании ногами брассом.

Правила: не толкать соседей, бить по своему мячу. Следить, чтобы движение выполнялось

по максимальной амплитуде.

б. Для закрепления пройденного материала.

1. "До пяти"

Дети идут по дну друг за другом на расстоянии вытянутых рук.

По команде (хлопок, свисток) дети должны остановиться, сделать глубокий вдох,

погрузить лицо в воду так, чтобы уши остались над водой, и начать медленно выдыхать в

воду пока преподаватель медленно считает до пяти. Затем играющие идут дальше.

Правила: кто поднимет голову до пятого счета - получает штрафное очко. Выигрывает тот,

у кого меньше всего очков или их вообще нет. Для усложнения можно использовать

перемещения различными способами (бегом, прыжками, с различными положениями рук).

2. "Будь внимательным"

Дети стоят на дне, лицом к преподавателю.

Руководитель делает различные условные движения руками (вверх, в стороны, за голову и

т.д.). В соответствии с определенным положением рук руководящего, дети выполняют то

или иное упражнение (выпрыгивание из воды, приседания под воду, наклоны и т.д.)

Правила: за неправильное выполнение упражнений - штрафное очко. Побеждает тот, у

кого нет или меньше всех штрафных очков. Не следует применять более трех условных

движений, так как большинство играющих будет часто ошибаться и игра не даст

желаемого результата.

3. "Лягушата"

Дети стоят на дне.

По команде руководителя "Щука!" - играющие подпрыгивают вверх, а по сигналу "Утка" -

прячутся под воду.

Правила: Неверно выполнивший команду получает штрафное очко, выигрывают те, кто

набрал меньше всего штрафных очков.

4. "Смотри внимательно"

Дети стоят на дне, разделившись по парам и стоят напротив друг друга.

Один из партнеров приседает под воду с открытыми глазами. Второй, находящийся над

водой, показывает ему определенное количество пальцев (под водой, от 1 до 5).

Поднявшись из воды, первый игрок должен назвать партнеру увиденное количество

пальцев. Затем играющие меняются ролями.

Правила: брать за руку показывающего пальцы не разрешается. Игру можно проводить

только в прозрачной воде. Пальцы надо показывать на расстоянии 30-40см от глаз

партнера. Если ребенок еще не умеет считать, ему под водой можно показывать игрушки,

ему надо будет назвать цвет показанной игрушки или определить какая именно это

игрушка (мячик, лодочка, птичка и т.д., но в таком случае игрушки должны очень сильно

отличаться друг от друга по форме).

в. Для повторения старого материала.

1. "Пролезь в круг"

Дети стоят на дне друг за другом. На поверхности воды плавают по одной линии большие

надувные круги.

Первый игрок подходит к кругу, погружается с головой в воду с открытыми глазами, на

согнутых ногах проходит под круг и пролезает через него. Далее он идет к следующему

кругу и пролезает через него. В это время второй игрок идет к первому кругу.

Правила: если после выполнения упражнения круг очень сильно смещается от

первоначального положения игрок обязан его поправить

2. "Сомбреро"

Дети стоят на дне. На воде плавает маленький надувной круг.

Играющие по очереди подходят к "шляпе" и нырнув под нее при вставании пытаются

надеть ее на голову. Кто сможет встать так, чтобы круг остался лежать на голове получает

призовое очко.

Правила: глаза в воде не закрывать. Выигрывает набравший наибольшее количество очков.

3. "Спутник"

Дети стоят на дне в руках у всех по резиновому мячу (диаметр примерно от 1/2 до 3/4 от

длины туловища).

Обхватив руками мяч, ребенок ложится на него грудью и пытается выполнить кувырок

вперед. "Спутник" (ребенок) обогнет "луну" (мяч), если ему это удастся.

Правила: глаза должны быть открыты, нельзя мешать друг другу. Выигрывают те, кто

набрал наибольшее количество "витков" (кувырков) вокруг "луны" (мяча).

Игры обучающие погружению и всплытию

А.Для начального разучивания.

1. "Поплавок"

Дети стоят на дне бассейна, глубина воды по пояс.

Надо сделать глубокий вдох и выполнять упражнение на задержанном вдохе. Одну ногу

оторвать от дна и подтянуть колено к груди, руки обхватывают голени, голова убрана в

колени - положение группировки. Оторвать вторую ногу от дна и прижать к груди, руки

обхватывают обе ноги, "нос убран в колени". При отрывании от дна второй ноги ребенок

сначала может погрузиться ко дну, но если вдох сделан глубокий, то через 1-2 секунды он

всплывет так, что округлая спина будет плавать на поверхности воды. Не изменяя

положения, ребята считают до 5-10 (в зависимости от подготовки), а затем встает на дно.

Правила: в воде открывать глаза. Не отпускать колени раньше времени.

2. "Кто быстрее спрячется под воду?"

Дети стоят на дне бассейна.

По команде руководителя дети делают небольшой вдох, приседают и погружаются под

воду, начиная медленно выдыхать, при этом опускаясь на дно. Просчитав до 5-10 (в

зависимости от подготовки) - встают.

Правила: нельзя толкать соседних игроков, в воде глаза должны быть открыты.

3. "Пройди под мостом".

Дети стоят на дне бассейна друг за другом, на поверхности воды плавает пенопластовая

доска (или несколько).

Играющие должны пройти по длине бассейна, подныривая под досками. Задевший доску

получает штрафное очко. Выигрывают те, кто набрал наименьшее количество штрафных

очков.

Правила: если участник во время выполнения упражнения сдвинет доску в сторону - он

должен её поправить.

б. Для закрепления пройденного материала.

1. "Конкурс поплавков"

Дети стоят на дне бассейна, участники делятся на две команды.

По команде руководителя вся команда выполняет упражнение "поплавок", а руководитель

считает до 15. Правила: игрок продержавшиеся на воде в указанном положении до счета 5

- получает одно очко; до счета 10 - два очка; до счета 15 - три очка. Затем упражнение

выполняет вторая команда. Для подсчета очков следует выделить двух занимающихся из

числа не участвующих в игре. Выигрывает

команда, набравшая наибольшее количество очков.

2. "Водолазы"

Дети стоят на дне бассейна, руководитель кидает на дно небольшие яркие предметы

в количестве участников одной команды (или чуть больше: на 2-4 предмета).

По сигналу, "водолазы" участники первой команды ныряют вместе (или по очереди) и

достают предметы за определенное количество времени (1-3 минуты в зависимости от

подготовленности). Руководитель считает найденные предметы. Затем "водолазами"

становится вторая команда.

Правила: глаза в воде должны быть открыты, запрещается мешать команде, выполняющей

задание, отнимать предметы и топить друг друга. Выигрывает команда, доставшая

наибольшее количество предметов.

в. Для повторения старого материала.

1. "Сядь на дно"

Дети стоят на дне бассейна, глубина воды по пояс.

По команде руководителя участники пытаются сесть на дно, резко подняв ноги к

поверхности воды. Руки в стороны, делают гребковые движения помогая опускаться вниз.

Правила: упражнение выполняется на задержанном вдохе, нельзя толкать соседних

игроков.

2. "Кораллы"

Дети стоят на дне бассейна, разделившись на две команды. На дно кидаются 20 тонущих

предметов, 10 из них окрашено синим (или любым другим) цветом и 10 красным - эти

предметы считаются кораллами.

Две команды по сигналу руководителя ныряют на дно и достают свои предметы. Одна

команда - синие, другая - красные. Команда, извлекшая со дна за одну попытку большее

количество предметов - своего цвета, побеждает.

Правила: нельзя толкать соперников; отнимать "кораллы", толкать друг друга. Команде,

игрок которой ошибочно достал со дна предмет другого цвета, одно очко сбрасывается.

Применять игру можно только с детьми, хорошо ориентирующимися в воде и в

прозрачной воде.

3. "Буксир"

Игра может проводиться только в условиях большого бассейна, на глубине около двух

метров; с детьми умеющими плавать при помощи ног.

Дети стоят спиной к борту на подводной ступени, в руках держат одинаковые небольшие

пенопластовые игрушки. По команде руководящего "буксиры поплыли" дети должны

двумя ногами сильно оттолкнуться от борта и поплыть вперед-вниз, интенсивно работая

ногами кролем или брассом. Желательно достать дно бассейна. Опустившись на

максимальную глубину надо поднять руки с игрушкой вверх и ждать пока не всплывешь

на поверхность вслед за игрушкой.

Правила: игрок доставший дно, получает одно очко. Выигрывает тот, кто набрал больше

очков. Игрушка должна иметь соответствующую плавучесть, так, чтобы ее можно было

утопить при активном плавании вниз, и чтобы она потом могла подняться наверх вместе с

весом ребенка.

Игры, способствующие выработке навыка лежания на воде.

Для начального разучивания.

1. "Морская звездочка"

Дети стоят на дне бассейна, глубина воды по пояс.

Для выполнения упражнения надо сделать глубокий вдох, задержать дыхание,

наклониться вперед так, чтобы живот и плечи легли на воду, руки в стороны, голова

погружена в воду. Оторвать одну ногу от дна и поднять к поверхности воды, плавно

поднять вторую ногу, ноги разведены в стороны. Лежать в таком положении от 5 до 15

счетов (секунд).

Правила: открывать под водой глаза; выигрывает тот, кто дольше пролежит на воде.

2. "Буксировка"

Дети стоят на дне бассейна, разделившись на пары.

Один из игроков ложится на воду на грудь или спину вытягивая руки вверх "стрелочкой"

(прямые руки подняты вверх, на ладошке одной руки лежит тыльная сторона кисти другой

руки, пальцы вместе и вытянуты, локти обеих рук соединены и находятся за головой),

другой игрок берет его ладошки в одну руку, и начинает идти по дну бассейна двигаясь

спиной вперед, сначала медленно, затем быстрее, таща за собой лежащего на воде.

Правила: лежащий на воде ногами не работает.

б. Для закрепления пройденного материала.

1. "Медуза"

Дети стоят на дне бассейна, разделившись на пары.

Один из игроков выполняет задание, другой смотрит и помогает. Сначала выполняется

упражнение"поплавок", как только спина показалась на поверхности воды, наблюдающий

постукивает по ней, после чего первый игрок отпускает колени, опускает расслабленные

руки и ноги вниз (руки и ноги - это щупальца медузы). В таком положении ребенок

находится на плаву до тех пор, пока может задерживать дыхание, затем надо встать на дно

и выпрямиться. Потом игроки меняются местами.

Правила: руки и ноги ("щупальца") расслаблены, голова в воде должна быть опущена

вниз.

Вариант: из положения "медуза" плавный переход в положение "морская звездочка".

2. "Осьминог"

Дети стоят на дне бассейна.

Занимающиеся, приняв положение "медуза", начинают шевелить руками и ногами, как

"щупальцами", постепенно стараясь поднять руки и ноги к поверхности воды, а затем

возвратиться в исходное положение "медуза".

Правила: движения должны быть мягкими и плавными.

3. "Кто сделает?"

Дети стоят на дне бассейна.

Сделав глубокий вдох, играющие ложатся спиной на воду, вытянув вверх руки и ноги,

разведя их слегка в стороны. Лежать на воде надо не прогибаясь, слегка закинув голову

назад. Иногда бывает так, что ноги медленно опускаются ко дну. Тогда следует

предложить ребенку следующее: лечь на спину, приподнять таз к поверхности и кистями

рук, находящимися возле бедер, проделывать круги, нажимая ладонями на воду сверху

вниз.

в . Для повторения старого материала.

"Перевертыши"

Дети стоят на дне бассейна.

Игроки принимают положение "морской звездочки" на груди, лежат три счета, затем

плавно сводят вместе руки и ноги; потом переворачиваются на спину, разводят руки и ноги

и считают до трех; затем опять следует переворот на грудь и т.д., заданное количество раз.

Правила: нельзя задевать соседних игроков; побеждает тот, кто сможет перевернуться

нужное количество раз, не вставая ногами на дно и сохраняя горизонтальное положение

туловища.

Игры, способствующие выработке навыка скольжения.

Для начального разучивания.

1. "Стрела"

Дети стоят на дне бассейна друг за другом.

Первый игрок принимает положение "стрелочка" (прямые руки подняты вверх, на

ладошке одной руки лежит тыльная сторона кисти другой руки, пальцы вместе и

вытянуты, локти обеих рук соединены и находятся за головой; ноги вместе, носочки

оттянуты) и ложится на воду на спину или на живот (на задержанном вдохе). Руководитель

входит в воду, одной рукой берет игрока за ноги, другой поддерживая под живот (или под

спину) и сильно толкает вперед.

Правила: нельзя отталкиваться от руки руководящего самому; лучшей оказывается

"стрела", которая проскользит дальше всех.

Варианты: дети сами смогут выталкивать друг друга в положении "стрелочка", также

можно отталкиваться ногами от борта и скользить без движений.

б. Для закрепления пройденного материала.

1. "Торпеды"

Дети стоят на дне бассейна. Игра может проводиться только с теми детьми, которые умеют

плавать.

По сигналу играющие принимают исходное положение "стрелочка" и оттолкнувшись от

борта скользят сильно работая ногами.

Правила: во время скольжения нельзя мешать друг другу; выполнять движения, не

оговоренные условиями игры.

Варианты: по мере изучения скольжений, можно выполнять один гребок одновременно

обеими руками и далее скользить до полной остановки, прижав руки к туловищу.

в. Для повторения старого материала.

1. "Винт"

Дети стоят на дне бассейна.

Игроки, отталкиваясь от борта, выполняют скольжение с работой ног. А во время

скольжения надо выполнять

поворот на бок, на спину, перевороты на 360°, многократные безостановочные

перевороты.

Правила: побеждает тот, кто выполнит больше переворотов и при этом проскользит

дальше всех.

2. "Торпеды и корабли"

Игроки делятся на две команды и встают у разных бортов (борты первой и второй команд

находятся друг по отношению к другу под углом 90°)

Первая команда это "корабли", другая - "торпеды". По сигналу один корабль начинает

скользить по поверхности воды, не работая ногами. "Торпеда", высмотрев его, толкается

от бортика и старается "поразить" (дотронуться) ''корабль".

Правила: после "поражения корабля" его нельзя трогать руками и мешать возвращаться

назад. Выигрывает та команда, которая поразила большее количество "кораблей". Игра

проводится до

трех раз, затем "корабли" и "торпеды" меняются местами. Руководитель может давать

команду, когда надо начинать двигаться торпеде, если детям самим тяжело рассчитать

момент старта. Если военная тематика игры вам не нравится можете придумать любой

другой сюжет: первая команда - люди идущие по улице, вторая - снежинки; первая

команда - цветочек, вторая - пчелка и т.д.

Варианты: "корабли" скользят по поверхности, а "торпеды" ныряют.

3. "Кто дальше?"

Игра для детей, освоивших "скольжение" и "спад в воду" (см. раздел обучения прыжкам).

Играющие сидят на борту бассейна на корточках. После выполнения спада (учебного

прыжка) играющие скользят в воде в положении "стрелочка". Дальность - скольжения

определяется первыми плавательными движениями.

Выигрывают те, кто дальше проскользили.

Игры, обучающие дыханию.

Для начального разучивания.

1. "Горячий чай"

Дети стоят на дне, уровень воды по пояс.

По команде наклониться, руки упираются о колени, и сильно подуть на воду, представляя,

что это горячий чай. Надо стараться делать как можно более продолжительный выдох,

следить чтобы вода вокруг сильно бурлила.

Правила: не закрывать глаза, даже если от воды будут отлетать брызги. Выигрывает тот, у

кого на воде будет больше волн и других колебаний поверхности.

2. "Пузыри"

Дети стоят на дне, уровень воды по пояс.

По команде наклониться, руки упираются о колени, губы сложить трубочкой, опустить их

в воду и сильно выдохнуть в воду, так, чтобы было вокруг много пузырьков.

Для дальнейшего усложнения игры надо опускать в воду лицо целиком, при этом можно

выдыхать по-разному:

- сложить губы трубочкой и выдыхать очень тоненькой струйкой быстро или медленно

- сложить губы трубочкой и выдыхать обычно

- выдыхать через рот, губы в любом положении, медленно или быстро

- погрузиться с закрытым ртов, открыть рот как буква "о", выдох быстрый и сильный,

сразу после выдоха рот в воде закрыть

- прерывистый выдох с различной частотой. Приоткрыть рот сделать небольшой выдох,

закрыть рот, затем опять немного выдохнуть и т.д. За одно погружение сделать 4-8

выдохов

Правила: глаза должны быть открыты. Дети должны видеть и слышать свои пузыри.

Выигрывает тот, у кого больше пузырей.

б. Для закрепления пройденного материала.

1. "Общее дыхание"

Игроки располагаются двумя шеренгами около борта (две команды).

По команде, начиная с первых номеров, игроки в обеих командах, поочередно

погружаются в воду, делают продолжительный выдох и возвращаются в исходное

положение. Каждый последующий игрок погружается в воду сразу же после выхода из неё

своего соседа по шеренге. Игроки стараются делать выдох как можно медленнее.

Правила: на поверхности должен появляться непрерывный ряд пузырьков (т.е. сидеть под

водой на задержанном вдохе нельзя). Победившей считается команда, которая позже

закончила игру.

в. Для повторения старого материала.

1. "Эстафета с бегущей игрушкой"

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по лёгкой резиновой игрушке.

По команде дети начинают эстафету. Взяв игрушку и положив перед собой, игрок должен

дуть на неё, чтобы она передвигалась вперед, а сам ребёнок осторожно плывет (или идет)

за игрушкой. Пройдя заданную дистанцию, игрок подгоняет игрушку к следующему

участнику и уходит в конец строя.

Правила: нельзя дотрагиваться до игрушки. Побеждает команда, первой закончившей

эстафету. При объяснении игры надо подчеркнуть, что выигрывает тот, кто не только

приплыл первым, но и выполнил все обозначенные правила.

Игры вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения.

Перед обучением плавательным движениям в воде надо обязательно выполнить их в зале.

а. Для начального разучивания.

1. "Мотор"

Дети сидят на борту бассейна (если борта не подогреваются, то сидеть надо на

пенопластовой доске).

Ноги надо опустить в воду и делать движения расслабленными стопами вверх-вниз,

поднимая брызги (как от мотора катера). Надо следить, чтобы дети оттягивали носочки и

работали почти прямыми ногами, стопы должны быть развернуты немного вовнутрь -

большие пальцы ног почти соприкасаются, а пятки на расстоянии 5-10см друг от друга. У

лучшего "мотора" должно быть не только много брызг, но и правильное положение

"лопастей" (ног).

2. "Фонтан"

Дети стоят на дне, держась руками за борт бассейна (за лесенку или за сливной канал чуть

ниже борта).

По сигналу руководителя дети поднимают ноги к поверхности воды и начинают

выполнять ими плавательные движения кролем в различном темпе, для чего руководитель

дает команды: "больше брызг!", "меньше брызг", "без брызг". Ноги должны работать

почти прямые, носочки ног оттянуты, пятки немного разведены, а большие пальцы ног

рядом друг с другом. Если выполняются движения ногами на спине - колени высовываться

на поверхность воды не должны, в то время, как стопы работают под самой поверхностью

воды и иногда даже пальцы ног могут появиться над водой.

Правила; нельзя прекращать движения без команды, вытирать лицо, закрывать глаза.

Начинать упражнение рекомендуется с положения на спине, т.к. дети смогут видеть свой

фонтан. Продолжительность игры полторы-две минуты. Рекомендуется следить за

техникой выполняемых движений и вносить своевременные исправления.

3. "Гонка катеров"

Участники делятся на 2-4 команды, в руках все дети держат пенопластовые доски.

Первые номера, держась за доски, работая ногами, плывут к своим ориентирам и обратно.

Затем доску принимают вторые номера и т.д.

Правила: держать доску надо за ближний к себе край так, чтобы большой палец держал

доску снизу, а остальные четыре пальца - сверху. Руки должны быть на ширине плеч.

Побеждает команда, раньше других закончившая игру. Команды должны быть

уравновешены по силам. Перед занятием на воде надо повторить движения ног в плавании

в спортивном зале:

Варианты: для усложнения можно использовать сочетание работы ног с дыханием. Если

при плавании кролем на груди две руки держат доску, то вдох делается вперед. Вдох надо

делать очень быстро, руки при этом не сгибаются, а плечи не поднимаются, движение

совершает только шея, которая поднимает голову над поверхностью воды. Вдох надо

делать на один счет, а выдох на 4-6 счетов; также выдох можно делать на протяжении 6-10

движений ног. Это приучает детей к правильному соотношению времени на воду, голову

опустить в воду и выполнить определенное количество движений руками кролем или

брассом в сочетании с дыханием или без. В брассе вдох выполняется вперед, а в кроле - в

сторону.

5. "Мельница"

По команде, играющие отталкиваются от борта бассейна и после непродолжительного

скольжения на груди или на спине, делают попеременные движения руками (как

мельница), стараясь доплыть до определенной отметки. Побеждает тот, кто раньше других

преодолеет заданное расстояние.

Правила: при движениях руками ноги должны быть выпрямлены, но не напряжены. При

плавании на спине дыхание произвольное. Плавание на груди выполняется с задержкой

дыхания. Предварительно, в зале, выполнить гимнастические упражнения имитирующие

плавательные движения рук. Необходимо следить за техникой движений, выполняемых

детьми. Если детей обучает плаванию не специалист, то предварительно

надо обязательноизучить технику плавания различными способами.

б. Для закрепления пройденного материала.

1. "Кувырок"

Играющие плывут кролем на груди, при помощи ног, руки вытянуты вперед.

По сигналу (свисток), играющие должны развести руки в стороны-вниз, сгруппироваться,

сделать кувырок вперед, выйти на поверхность воды и продолжать плавание в прежнем

направлении.

Правила: глаза в воде не закрывать, соседей не толкать.

2. "Пароход"

Играющий принимает положение на груди, ноги работают кролем, руки вращаются под

грудью, подражая круговому движению лопастей колесного парохода.

Упражнение можно выполнять на перегонки, а можно на выявление самого "техничного

парохода", т.е. такого, который будет правильно работать и руками и ногами.

3. "Удержи доску"

Игроки ложатся животом на пенопластовые доски.

По команде дети плывут любым способом (удобнее всего ноги - кролем, а руки брассом

или кролем) наперегонки на определенное расстояние, стараясь удержаться на доске.

Правила: если игра проводится как эстафета при падении с доски игрок обязан сразу лечь

на нее обратно. Выигрывает та команда, которая быстрее проплывет нужную дистанцию.

4. "Хрустальные шары"

Дети стоят на дне у борта бассейна. На расстоянии двух метров от них на воде находятся

плавающие предметы (мячи, игрушки, пенопластовые доски и др.) - это "хрустальные

шары"

Оттолкнувшись от борта, ребёнок скользит под водой, выполняя движения ногами кролем.

"Хрустальный шар" не разобьется, если играющий проплыл под ним, на задев его.

Правила: глаза в воде должны быть открытыми. Ребёнок, разбивший шар получает

штрафное очко. Выигрывают те, кто набрал наименьшее количество штрафных очков.

в. Для повторения старого материала.

1. "Кто дольше?"

Игроки находятся на глубокой части бассейна рядом с бортом.

Играющие находятся в воде в вертикальном положении, поддерживая себя на поверхности

с помощью круговых гребков рук по поверхности воды (ладошки направлены вниз и

опираются на воду)и работы ног брассом. По команде играющие поднимают кисти над

поверхностью воды, продолжая движения ногами брассом. Выигрывает тот, кто дольше

продержится на воде с поднятыми кистями, работая ногами брассом. Когда игрок устанет

он может или принять горизонтальное положение в воде или взяться руками за борт

бассейна, который должен быть рядом.

Варианты: ногами можно работать одновременно или поочередно.

2. "Борьба за мяч"

Игроки находятся на глубокой части бассейна. Площадь игрового поля небольшая и

огорожена натянутыми дорожками (веревочными канатами с пластмассовыми кольцами)

чтобы уставший игрок мог отдохнуть взявшись за борт или за дорожку.

Играющие делятся на две команды; одевают шапочки разного цвета.

Руководитель бросает мяч на середину бассейна. Игроки каждой команды стараются

завладеть мячом. Игроки, захватившие мяч, перебрасываются им между собой. Другая

команда старается перехватить мяч.

Правила: нельзя вырывать мяч из рук противника, топить и хватать друг друга.

Руководитель должен уравновесить силы команд, так как при явном преимуществе одной

из них, интерес к игре быстро ослабеет.

Варианты: руководитель может задать любой способ передвижения в воде.

3. "Гусеница"

Участники разбиваются на пары, второй участник берет первого за щиколотки (оба

ребёнка лежат на воде).

По команде "гусеницы" отправляются в путь. Первый игрок работает руками, а второй

ногами. Способ плавания может быть любой, например: оба игрока плывут одним стилем

(лучше всего плыть кролем на спине или животе, так как при движении ногами брассом

движения получаются рывковые и пары могут распадаться)

Правила: нельзя отпускать ноги первого игрока, игрок, работающий руками должен

держать ноги вместе и не делать ими никаких движений. Держать ноги партнера можно

только за голеностопные суставы, а не за пальцы или пятки. Выигрывает пара первой

дошедшей до оговоренного места и не совершившая нарушений правил.

4. "Соревнования с яйцом"

Играющие становятся в ряд на расстоянии двух-трех метров друг от друга. На расстоянии

одного метра перед собой кладут яйцо, содержимое из которого предварительно удалено,

отверстие заделано замазкой (вместо яйца можно использовать шар для настольного

тенниса).

По сигналу соревнующиеся плывут к финишной линии, гоня впереди себя яйцо и не

задевая его руками (разрешается дуть, гнать волной и т.д.). Выигрывает тот, кто первый

доплывет до финиша.

Варианты: можно выполнять в качестве эстафеты.

Игры по овладению простейшими прыжками.

Для начального разучивания.

1. "Скатывание в воду"

Занимающиеся располагаются на борту бассейна.

Играющий ложится животом на доску, расположенную на бортике бассейна и напрягаясь,

принимает исходное положение для скольжения на груди (стрелочка).

Руководитель берет в руки задний край доски и приподнимает его до тех пор, пока

ребенок не соскользнет с доски в воду.

Доска должна быть гладкой; поднимать доску надо медленно, без рывков.

2. "Спрыгни в воду" (Спад в воду)

Дети сидят на борту, поставив ноги пятками на сливной канал. Глубина воды не менее 2м.

По команде дети делают руки "стрелочкой", наклоняются к бедрам и плавно тянутся

кончиками пальцев к воде. Когда тело начнет падать вниз, надо выпрямить ноги

оттолкнувшись от борта. следить, чтобы дети прыгали не вертикально вниз, а тянулись

вперед.

Варианты: то же, но дети сидят на бортике на одном колене, на корточках.

б. Для закрепления пройденного материала.

1. "Каскад"

Играющие стоят в шеренге на бортике бассейна, на расстоянии метра друг от друга.

Глубина воды не менее 2м.

По команде играющие один за другим выполняют соскок ногами вниз или какой-нибудь

другой прыжок.

Правила: руководитель должен подавать команду для следующего игрока, только

убедившись, что предыдущий игрок вышел из зоны прыжков и не нуждается в помощи.

Объяснить детям, что для того, чтобы не уходить глубоко под воду надо сразу после

погружения в нее начинать работать руками и ногами и всплывать наверх. Ноги должны

совершать движения кролем или брассом, руки из положения на верху делают гребок вниз

к бедрам, ладошки направлены во время гребка на дно и они совершают отталкивание от

воды. При гребке руки согнуты в локтях и движение происходит перед грудью, при этом

локти разведены в стороны, а кисти почти соприкасаются.

2. "Каскад из спадов"

Играющие сидят на борту, ноги опущены и стоят на сливном канале, руки подняты вверх в

положении стрелочка.

По команде первый игрок выполняет спад, за ним делает следующий, и так далее один за

другим, каскадом. следить, чтобы дети не мешали друг другу.

Варианты: так же можно выполнить спады из упора присев, стоя согнувшись, а также -

стартовый прыжок.

3. "Поймай мяч"

Игроки стоят около стартовой тумбы.

Играющие прыгают по очереди со стартовой тумбы ногами вниз и на лету ловят мяч,

брошенный руководителем. Выигрывает тот, кто поймает мяч наибольшее количество раз.

Правила: руководитель должен бросать мяч постоянно на одном уровне: на уровне груди

ребенка в верхней точке полета.

в. Для повторения старого материала.

1. "Кто дальше?"

Игра происходит в форме соревнования и состоит из трех частей (может быть больше

частей).

1. прыжок вниз головой со скольжением на максимальную дистанцию; место выхода рук

из воды в момент поднятия головы для вдоха - конец скольжения.

2. прыжок вниз головой на дальность полета (отличается по месту соприкосновения рук с

водой).

3. прыжки вниз ногами на дальность полета.

Победителя определяет следующим образом: за первое место - 1 очко, за втрое - 2 и т.д.

После окончания игры очки суммируются. Выигрывает игрок с наименьшим количеством

очков.

Игра проводится с небольшим количеством игроков из-за сложности подсчета очков.

2. "Точный прыжок"

Игроки стоят у стартовых тумбочек, на воде плавает большой надувной круг.

Игрок, прыгнув с тумбочки вниз головой (или вниз ногами) должен пройти сквозь

лежащий круг. Участники выполняют по пять - шесть прыжков. Выигрывает тот, кто

больше других попал в круг.

Правило: участник, выполнивший прыжок, устанавливает круг на прежнее место.

3. "Клоунада"

Играющие встают на борту в шеренгу, на расстоянии одного метра друг от друга.

По команде ведущего, играющие выполняют прыжок в воду ногами вниз из различных

исходных положений: стоя спиной к воде; с поворотом в воздухе на 180°; с разведением

ног в стороны и последующим их выпрямлением перед входом в воду; с изображением

животных и сказочных героев.

После того, как все варианты прыжков будут освоены каждым играющим, можно

выполнять их в парах. Ведущий оценивает изобретательность и артистизм каждой пары.

Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их

также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При

подведении итогов игры при участии нескольких ребят говорится, кто лучше всех сделал

упражнение, но при этом, не обижая других.

Применяя игровой метод в обучении детей дошкольного возраста плаванию, он

способствует повышению желания обучаться, формирует устойчивое позитивно-

эмоциональное отношение ребенка к воде и основной показатель – это сформированность

плавательных навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гутерман В.А. Вода и здоровье.- М.: Центр. науч.-иссл. ин-т сан. просвещения, 1965, 34с.

Казаковцева Т. С. Организационные и педагогические основы обучения плаванию детей

дошкольного возраста: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. — Л., 1989, 22 с.

Левин Г. Плавайте с малышами. — Минск: Полымя, 1981.

Макаренко JI. П. Учите плавать малышей. — М.: ФиС, 1985.

Медяников В. В. В помощь начинающему пловцу. — М.: Реклама, 1975.

Методические рекомендациии по закаливанию детей в дошкольных учреждениях и в

семье. — Витебск [Б. и.], 1988, 21 с.

Панов Н. Плавание — составная часть физкультурного занятия // Дошкольное воспитание,

1984.

Осокина Т.И. "Обучение плаванию в детском саду" - Москва: Просвещение, 1991г. -159с.



В раздел образования