Напоминание

"Семейные обычаи на Руси"


Автор: Простакова Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/сад №5 "Гуси-лебеди"
Населённый пункт: г. Стародуб Брянская обл.
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: "Семейные обычаи на Руси"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема: Семейные обычаи на Руси (

РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА

)

Ход занятия

Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги!

Пусть этот день начнется с доброты,

Пусть будет больше теплоты,

Пусть день наполнится делами,

Прибудет новыми друзьями,

И важно сохранять покой,

Ведь завтра будет день другой.

Сейчас я проведу мастер- класс по теме: «Семейные обычаи на Руси»

Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями .

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Для этого я приглашаю 6 желающих

Воспитатель:

-Здравствуйте, дети! Меня зовут Светлана Васильевна. Мне сказали, что вы очень

добрые, умные дружные, любите узнавать что-нибудь новое и интересное, и я

решила встретиться с вами .

А давайте подружимся и познакомиться. Подходите ко мне и становитесь в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся. И скажем своё имя.

-Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих я

приглашаю попутешествовать

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

(Музыка)

Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, узнаем много нового и интересного.

Возьмите друг друга и отправляемся в путь.

День наступает,

Природа оживает

Солнце встает

Нам светло дает.

Мы собираемся

В долгий путь отправляемся.

. Идут в зону «Русская изба»

Воспитатель: Вот мы и пришли. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где

же мы?

Дети:

- В русской избе. (Повторить)

Восп: Ой , ребята, сколько здесь интересных вещей.

Воспитатель: показывает сундук

- Дети, посмотрите это сундук. (Повторить слово 2-3 раза)

Дети:

- сундук

Воспитатель:

-А вы хотите узнать для чего нужен сундук?

Дети: Да

-Восп: В него складывали одежду.

. Воспитатель:

-А давайте откроем его и посмотрим что в нём. Это русские народные костюмы.

Примерим их.

(Музыка)

(дети открывают сундук и видят там русские народные костюмы, рассматривают

их и воспитатель предлагает их примерить, девочки одевают сарафаны и ленты на

голову, а мальчики рубашки и кушаки)

Восп: Какие вы все нарядные и красивые.

Воспитатель: В каждой избе была печь, про неё говорили:

«Печь всему голова»

Печь считалась главной в избе, потому что она и кормила всю семью, и обогревала

всю избу.

- Посмотрите сколько здесь всего интересного, необычного

Воспитатель: показывает чугунок.

- Дети, а я здесь ещё что-то нашла. А вы знаете что это?

Дети:

- Чугунок.

Воспитатель:

- В чугунке готовили еду. А какую как вы думаете?

Дети:

- Кашу , щи.

Восп. Конечно, в чугунке готовили ароматную, вкусную кашу. И я сейчас вас угощу

кашей, которую я приготовила. А кто будет есть кашу вырастит большим и

сильным. Проходите за стол, присаживайтесь. Ой, какая вкусная каша. (Берут ложки

и пробуют кашу).

Раздается звук плача ребенка

.(запись)

Воспитатель:

- Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш. Давайте его

покачаем.

Ребенок, качает (а-а-а-а), плач стихает.

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя.

Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а

старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Степан. Выбирают одно имя - ребеночка

называют Егор. ( Повторить несколько раз имя)

Воспитатель: Дети, а давайте назовем ласково нашего Егора.

Дети: Егорушка.

В: Ребята, назовите вы свои имена ласково.

Дети: Меня зовут Сашенька.

Воспитатель:

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же

это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки) .

Дети: Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель: А вы хотите узнать, зачем нашему Егорушке эти предметы?

Дети: Да.

Воспитатель: Раньше, на Руси, давным-давно уголёк, зёрнышки и монетки клали в

таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже

искупаем нашего Егорушку. (Кладут в корыто)

Воспитатель кладет уголек.

Воспитатель: Когда клали уголек, говорили: «Привыкай к домашнему теплу».

Дети повторяют. Индивидуально спрашиваю 3-4-х человек.

Ребёнок кладёт зёрнышко.

Воспитатель: Когда клали зернышко говорили: «Будь всегда сыт».

Дети: Будь всегда сыт.

Ребёнок кладет денежку.

Воспитатель: Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».

Дети: Будь всегда богат.

Воспитатель: А теперь давайте искупаем Егорушку. А что приговаривали, когда

купали ребёнка. Давайте вспомним потешку.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна! (Повторить вместе)

Воспитатель: А теперь давайте вытрем Егорушку. А что же приговаривали, когда

вытирали?

Дети вытирают куклу.

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:

- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, атеперь мы его оденем.

Воспитатель:

- А вы хотите узнать во что одевали ребеночка?

Дети: Да

Воспитатель:

- В отцову рубашку.

-Потому что родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же

работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети:

- красивая, праздничная.

Воспитатель:

- Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель: приговаривает

- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся,

отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель:

- Одели мы нашего Егорушку, а сейчас мы его положим спать.

Воспитатель:

- А куда клали спать ребеночка вы хотите узнать?

Его клали спать в колыбельку.

Воспитатель:

- А что же такое колыбелька?

Дети:

- Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Восп: В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было

качать в любую сторону.

Дети кладут ребёнка в колыбельку.

Воспитатель:

- Да, есть у нас такая колыбелька. Посмотрите, какая колыбелька у нашего

Егорушки(показывает детям).

Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.

Воспитатель:

- Что же это?

Дети:

- Хлеб и соль.

Воспитатель:

- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали

дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-

то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»(дети повторяют слова 2-3 раза)

Дети кладут в колыбельку.

Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети:

- Пели колыбельную.(Повторить)

Воспитатель:

- А что такое колыбельная?

Дети:

- Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель:

- Дети, мы будем качать Егорушку, а он будет засыпать, слушая колыбельную

песню.

Воспитатель:

- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

Когда вы были маленькие, вам мамы тоже пели колыбельные песни.

- На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. Давайте

мы поиграем в игру «Каравай».(Запись)

И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались

мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Вот и я

сделала подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег-куклу

Лихоманку. (Повторить слово оберег)

Дети:

- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Воспитатель:

- А теперь, давайте подарим Егорушке наш подарок и пусть каждый пожелает ему

что-нибудь.

Дети:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Воспитатель:

Ребята,

вот

и

подошло

к

концу

наше

путешествие

.

Вам

было

интересно?

- Что нового и интересного вы узнали ? - С кем познакомились? (с младенцем

Егоркой)

- Какую куклу –мы подарили Егорке? (куклу - лихоманку)

- Что обозначает слово оберег? (оберегает)

- Что вам понравилось на занятии?

- Ну а вам, ребятки, спасибо за работу вашу, за старание,

за пожелания и за слова добрые

Наш мастер-класс закончился, друзья!

И время подводить итог.

Скажу с уверенностью я-

Во многом вы мне помогли.

Как опыт людям передать,

Семье традиции хранить,

И в общем интересно жить.



В раздел образования