Автор: Простакова Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/сад №5 "Гуси-лебеди"
Населённый пункт: г. Стародуб Брянская обл.
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: "Семейные обычаи на Руси"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс по нравственно-патриотическому воспитанию
Тема: Семейные обычаи на Руси (
РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА
)
Ход занятия
Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги!
Пусть этот день начнется с доброты,
Пусть будет больше теплоты,
Пусть день наполнится делами,
Прибудет новыми друзьями,
И важно сохранять покой,
Ведь завтра будет день другой.
Сейчас я проведу мастер- класс по теме: «Семейные обычаи на Руси»
Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями .
Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.
Для этого я приглашаю 6 желающих
Воспитатель:
-Здравствуйте, дети! Меня зовут Светлана Васильевна. Мне сказали, что вы очень
добрые, умные дружные, любите узнавать что-нибудь новое и интересное, и я
решила встретиться с вами .
А давайте подружимся и познакомиться. Подходите ко мне и становитесь в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. И скажем своё имя.
-Милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих я
приглашаю попутешествовать
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
(Музыка)
Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, узнаем много нового и интересного.
Возьмите друг друга и отправляемся в путь.
День наступает,
Природа оживает
Солнце встает
Нам светло дает.
Мы собираемся
В долгий путь отправляемся.
. Идут в зону «Русская изба»
Воспитатель: Вот мы и пришли. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где
же мы?
Дети:
- В русской избе. (Повторить)
Восп: Ой , ребята, сколько здесь интересных вещей.
Воспитатель: показывает сундук
- Дети, посмотрите это сундук. (Повторить слово 2-3 раза)
Дети:
- сундук
Воспитатель:
-А вы хотите узнать для чего нужен сундук?
Дети: Да
-Восп: В него складывали одежду.
. Воспитатель:
-А давайте откроем его и посмотрим что в нём. Это русские народные костюмы.
Примерим их.
(Музыка)
(дети открывают сундук и видят там русские народные костюмы, рассматривают
их и воспитатель предлагает их примерить, девочки одевают сарафаны и ленты на
голову, а мальчики рубашки и кушаки)
Восп: Какие вы все нарядные и красивые.
Воспитатель: В каждой избе была печь, про неё говорили:
«Печь всему голова»
Печь считалась главной в избе, потому что она и кормила всю семью, и обогревала
всю избу.
- Посмотрите сколько здесь всего интересного, необычного
Воспитатель: показывает чугунок.
- Дети, а я здесь ещё что-то нашла. А вы знаете что это?
Дети:
- Чугунок.
Воспитатель:
- В чугунке готовили еду. А какую как вы думаете?
Дети:
- Кашу , щи.
Восп. Конечно, в чугунке готовили ароматную, вкусную кашу. И я сейчас вас угощу
кашей, которую я приготовила. А кто будет есть кашу вырастит большим и
сильным. Проходите за стол, присаживайтесь. Ой, какая вкусная каша. (Берут ложки
и пробуют кашу).
Раздается звук плача ребенка
.(запись)
Воспитатель:
- Дети, что это за звук? Кто плачет?
Достает из колыбельки куклу.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш. Давайте его
покачаем.
Ребенок, качает (а-а-а-а), плач стихает.
Воспитатель:
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя.
Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а
старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена: Тимофей, Егор, Степан. Выбирают одно имя - ребеночка
называют Егор. ( Повторить несколько раз имя)
Воспитатель: Дети, а давайте назовем ласково нашего Егора.
Дети: Егорушка.
В: Ребята, назовите вы свои имена ласково.
Дети: Меня зовут Сашенька.
Воспитатель:
- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.
Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же
это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки) .
Дети: Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель: А вы хотите узнать, зачем нашему Егорушке эти предметы?
Дети: Да.
Воспитатель: Раньше, на Руси, давным-давно уголёк, зёрнышки и монетки клали в
таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже
искупаем нашего Егорушку. (Кладут в корыто)
Воспитатель кладет уголек.
Воспитатель: Когда клали уголек, говорили: «Привыкай к домашнему теплу».
Дети повторяют. Индивидуально спрашиваю 3-4-х человек.
Ребёнок кладёт зёрнышко.
Воспитатель: Когда клали зернышко говорили: «Будь всегда сыт».
Дети: Будь всегда сыт.
Ребёнок кладет денежку.
Воспитатель: Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».
Дети: Будь всегда богат.
Воспитатель: А теперь давайте искупаем Егорушку. А что приговаривали, когда
купали ребёнка. Давайте вспомним потешку.
Мыли-мыли-мыли-мыли
бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным-черна! (Повторить вместе)
Воспитатель: А теперь давайте вытрем Егорушку. А что же приговаривали, когда
вытирали?
Дети вытирают куклу.
Воспитатель:
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель:
- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, атеперь мы его оденем.
Воспитатель:
- А вы хотите узнать во что одевали ребеночка?
Дети: Да
Воспитатель:
- В отцову рубашку.
-Потому что родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же
работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?
Дети:
- красивая, праздничная.
Воспитатель:
- Давайте и мы оденем Егорушку.
Дети одевают куклу.
Воспитатель: приговаривает
- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся,
отдыхай, как им отдыхается.
Воспитатель:
- Одели мы нашего Егорушку, а сейчас мы его положим спать.
Воспитатель:
- А куда клали спать ребеночка вы хотите узнать?
Его клали спать в колыбельку.
Воспитатель:
- А что же такое колыбелька?
Дети:
- Это кроватка, куда клали малыша и качали.
Восп: В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было
качать в любую сторону.
Дети кладут ребёнка в колыбельку.
Воспитатель:
- Да, есть у нас такая колыбелька. Посмотрите, какая колыбелька у нашего
Егорушки(показывает детям).
Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.
Воспитатель:
- Что же это?
Дети:
- Хлеб и соль.
Воспитатель:
- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали
дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-
то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»(дети повторяют слова 2-3 раза)
Дети кладут в колыбельку.
Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?
Дети:
- Пели колыбельную.(Повторить)
Воспитатель:
- А что такое колыбельная?
Дети:
- Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель:
- Дети, мы будем качать Егорушку, а он будет засыпать, слушая колыбельную
песню.
Воспитатель:
- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
Когда вы были маленькие, вам мамы тоже пели колыбельные песни.
- На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. Давайте
мы поиграем в игру «Каравай».(Запись)
И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались
мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель:
- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Вот и я
сделала подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег-куклу
Лихоманку. (Повторить слово оберег)
Дети:
- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
Воспитатель:
- А теперь, давайте подарим Егорушке наш подарок и пусть каждый пожелает ему
что-нибудь.
Дети:
- Никогда не болей, будь здоров.
- Расти сильным, крепким да удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.
- Пусть живет-поживает, да добра наживает.
Воспитатель:
Ребята,
вот
и
подошло
к
концу
наше
путешествие
.
Вам
было
интересно?
- Что нового и интересного вы узнали ? - С кем познакомились? (с младенцем
Егоркой)
- Какую куклу –мы подарили Егорке? (куклу - лихоманку)
- Что обозначает слово оберег? (оберегает)
- Что вам понравилось на занятии?
- Ну а вам, ребятки, спасибо за работу вашу, за старание,
за пожелания и за слова добрые
Наш мастер-класс закончился, друзья!
И время подводить итог.
Скажу с уверенностью я-
Во многом вы мне помогли.
Как опыт людям передать,
Семье традиции хранить,
И в общем интересно жить.