Напоминание

Профилактика травматизма на уроках физической культуры в системе среднего профессионального образования


Автор: Арутюнов Вараздат Ашотович
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ Колледж автоматизации и информационных технологий №20
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Профилактика травматизма на уроках физической культуры в системе среднего профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Профилактика травматизма на уроках физической культуры в системе

среднего профессионального образования.

Для успешных занятий по физической культуры необходимо

нормальное физическое состояние обучающихся, которое в частности

зависит от полноценного ночного сна.

Учебный труд подростка и студентов требует больших

психофизических нагрузок, а также предполагает значительное количество

времени на занятия и подготовку домашних заданий. Дефицит сна со

временем накапливается, и проблема недосыпания приводит к

многочисленным перебоям не только с успеваемостью, но и со здоровьем.

Нарушение биологических ритмов организма, режима и продолжительности

сна приводит к серьёзному ухудшению физического и психоэмоционального

состояния, памяти и внимания. Недосыпание снижает скорость

психомоторных реакций, что сказывается на занятиях по физической

культуре и может служить предпосылкой к травматизму. Регулярное

недосыпание заметно ухудшает физическую форму. Ощущение усталости и

вялости после непродуктивного сна отбивает желание активно заниматься

физической культурой. Недостаток сна снижает выработку в организме

гормона соматостатина, отвечающего за рост мышц. Так же недостаток сна

вызывает накопление лишнего веса и провоцирует ожирение.

На занятиях физической культурой было проведено анонимное

анкетирование. Обучающимся были выданы анкеты с двумя вопросами: «Во

сколько часов обучающийся лёг спать? И время подъёма утром?» Результаты

опроса в среднем таковы: один – два человека вообще не ложились спать, два

–три - легли в два часа ночи, три-четыре-в час-два ночи, а остальные до 24.00

часов, из них два –три человека не смогли заснуть в течении одного-двух

часов. Подъём у всех был около семи утра. Полученные результаты говорят о

том, что обучающиеся не представляют в какой степени их физическое

состояние зависит от сна. Студенты, после ночи проведённой без сна, не в

состоянии полноценно заниматься физической культурой, и это создаёт

дополнительный риск травматизма на занятиях.

Занимающимся для успешного биологического созревания в этот

период жизни требуется достаточное количество полноценного сна. Режим

сна и его продолжительность можно считать одним из главных показателей

здорового образа жизни. Специалисты считают, что соблюдение режима сна,

то есть время засыпания и пробуждения, существенно влияют на качество

сна. Норма продолжительности сна для обучающихся в возрасте 15-18 лет

составляет восемь с половиной – девять часов, нормы отхода ко сну

составляет 22 часа. Только во сне восстанавливаются нервные центры мозга

человека, а хроническое недосыпание нарушает процессы торможения и

возбуждения в коре головного мозга человека. Учёные давно вывели

наиболее эффективный период сна от 22.00 до 6.00 часов утра.

Сравнивая полученные данные опроса с рекомендуемой нормой,

приходим к неутешительному выводу, что большинство обучающихся

пренебрегают рекомендациями врачей и педагогов, что может привести к

опасному травматизму на уроках физической культуры.

Учитывая серьёзные требования по физической подготовке, которые

предъявляют новый комплекс ГТО и нормативы учебной программы, особого

внимания требует физическое и психоэмоциональное состояние

обучающихся. Успешность совместной работы в этом направлении

определяет просветительская деятельность преподавателей физической

культуры контроль перед началом и в течении занятий, а также

дополнительный контроль со стороны родителей. Очень важным фактором

является доверительные отношения между преподавателем и обучающимися.

Перед началом занятий преподаватель должен обратить внимание на

внешний вид и общие физическое состояние обучающихся. Существуют

признаки, по которым можно определить самочувствие занимающихся:

припухлость век, покраснение белков глаз, бледность кожи, образование

тёмных кругов под глазами, подавленное состояние или повышенная

раздражительность. Для нормализации сна необходимо соблюдать несложные

рекомендации: эффективным средством снижения возбудимости ЦНС

является циклическая работа низкой интенсивности в аэробном режиме

достаточно длительное время (это бег трусцой 30-60 минут, прогулки на

свежем воздухе продолжительностью более часа). Соблюдение режима дня –

подъём и отбой желательно в одно и тоже время. Не употреблять на ночь

тяжёлую жирную пищу, отказаться от кофеин содержащих напитков (кофе,

чай). Желательно выпить на ночь стакан тёплого молока с мёдом, проветрить

помещение перед сном. Не смотреть на ночь возбуждающие телепрограммы,

не играть в компьютерные игры. Ещё одно условие спокойного сна – это

состояние эмоционального покоя и умиротворения. Нужно постараться

оградить себя от беспокойных мыслей. Если описанные выше рекомендации

не помогают и не удаётся наладить ночной сон, нужно обратиться к врачу,

который подберёт адекватную терапию. Таким образом, совместные

слаженные усилия педагогов, родителей и самих обучающихся должны быть

направлены на нормализацию здорового образа жизни и сна, что является

лучшей профилактикой против травматизма на уроке физической культуры.

Список литературы.

Трастан В.Г., Корякина Ю.В. Физиологические основы физической культуры

и спорта. Омск СибГАФК 2001г

Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. ФиС 1989г

Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни

студентов. КНОРУС Москва 2016г

Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены. Просвещение 1989г

Коц Я.М. Спортивная физиология. Москва ФиС 1986г



В раздел образования