Автор: Арутюнов Вараздат Ашотович
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ Колледж автоматизации и информационных технологий №20
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Профилактика травматизма на уроках физической культуры в системе среднего профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное
Профилактика травматизма на уроках физической культуры в системе
среднего профессионального образования.
Для успешных занятий по физической культуры необходимо
нормальное физическое состояние обучающихся, которое в частности
зависит от полноценного ночного сна.
Учебный труд подростка и студентов требует больших
психофизических нагрузок, а также предполагает значительное количество
времени на занятия и подготовку домашних заданий. Дефицит сна со
временем накапливается, и проблема недосыпания приводит к
многочисленным перебоям не только с успеваемостью, но и со здоровьем.
Нарушение биологических ритмов организма, режима и продолжительности
сна приводит к серьёзному ухудшению физического и психоэмоционального
состояния, памяти и внимания. Недосыпание снижает скорость
психомоторных реакций, что сказывается на занятиях по физической
культуре и может служить предпосылкой к травматизму. Регулярное
недосыпание заметно ухудшает физическую форму. Ощущение усталости и
вялости после непродуктивного сна отбивает желание активно заниматься
физической культурой. Недостаток сна снижает выработку в организме
гормона соматостатина, отвечающего за рост мышц. Так же недостаток сна
вызывает накопление лишнего веса и провоцирует ожирение.
На занятиях физической культурой было проведено анонимное
анкетирование. Обучающимся были выданы анкеты с двумя вопросами: «Во
сколько часов обучающийся лёг спать? И время подъёма утром?» Результаты
опроса в среднем таковы: один – два человека вообще не ложились спать, два
–три - легли в два часа ночи, три-четыре-в час-два ночи, а остальные до 24.00
часов, из них два –три человека не смогли заснуть в течении одного-двух
часов. Подъём у всех был около семи утра. Полученные результаты говорят о
том, что обучающиеся не представляют в какой степени их физическое
состояние зависит от сна. Студенты, после ночи проведённой без сна, не в
состоянии полноценно заниматься физической культурой, и это создаёт
дополнительный риск травматизма на занятиях.
Занимающимся для успешного биологического созревания в этот
период жизни требуется достаточное количество полноценного сна. Режим
сна и его продолжительность можно считать одним из главных показателей
здорового образа жизни. Специалисты считают, что соблюдение режима сна,
то есть время засыпания и пробуждения, существенно влияют на качество
сна. Норма продолжительности сна для обучающихся в возрасте 15-18 лет
составляет восемь с половиной – девять часов, нормы отхода ко сну
составляет 22 часа. Только во сне восстанавливаются нервные центры мозга
человека, а хроническое недосыпание нарушает процессы торможения и
возбуждения в коре головного мозга человека. Учёные давно вывели
наиболее эффективный период сна от 22.00 до 6.00 часов утра.
Сравнивая полученные данные опроса с рекомендуемой нормой,
приходим к неутешительному выводу, что большинство обучающихся
пренебрегают рекомендациями врачей и педагогов, что может привести к
опасному травматизму на уроках физической культуры.
Учитывая серьёзные требования по физической подготовке, которые
предъявляют новый комплекс ГТО и нормативы учебной программы, особого
внимания требует физическое и психоэмоциональное состояние
обучающихся. Успешность совместной работы в этом направлении
определяет просветительская деятельность преподавателей физической
культуры контроль перед началом и в течении занятий, а также
дополнительный контроль со стороны родителей. Очень важным фактором
является доверительные отношения между преподавателем и обучающимися.
Перед началом занятий преподаватель должен обратить внимание на
внешний вид и общие физическое состояние обучающихся. Существуют
признаки, по которым можно определить самочувствие занимающихся:
припухлость век, покраснение белков глаз, бледность кожи, образование
тёмных кругов под глазами, подавленное состояние или повышенная
раздражительность. Для нормализации сна необходимо соблюдать несложные
рекомендации: эффективным средством снижения возбудимости ЦНС
является циклическая работа низкой интенсивности в аэробном режиме
достаточно длительное время (это бег трусцой 30-60 минут, прогулки на
свежем воздухе продолжительностью более часа). Соблюдение режима дня –
подъём и отбой желательно в одно и тоже время. Не употреблять на ночь
тяжёлую жирную пищу, отказаться от кофеин содержащих напитков (кофе,
чай). Желательно выпить на ночь стакан тёплого молока с мёдом, проветрить
помещение перед сном. Не смотреть на ночь возбуждающие телепрограммы,
не играть в компьютерные игры. Ещё одно условие спокойного сна – это
состояние эмоционального покоя и умиротворения. Нужно постараться
оградить себя от беспокойных мыслей. Если описанные выше рекомендации
не помогают и не удаётся наладить ночной сон, нужно обратиться к врачу,
который подберёт адекватную терапию. Таким образом, совместные
слаженные усилия педагогов, родителей и самих обучающихся должны быть
направлены на нормализацию здорового образа жизни и сна, что является
лучшей профилактикой против травматизма на уроке физической культуры.
Список литературы.
Трастан В.Г., Корякина Ю.В. Физиологические основы физической культуры
и спорта. Омск СибГАФК 2001г
Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. ФиС 1989г
Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни
студентов. КНОРУС Москва 2016г
Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены. Просвещение 1989г
Коц Я.М. Спортивная физиология. Москва ФиС 1986г