Напоминание

"Создание условий для речевого развития детей в группе компенсирующей направленности (нарушение речи)"


Автор: Югай Фарида Риваевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Белоснежка"
Населённый пункт: п.Солнечный Сургутский район Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание условий для речевого развития детей в группе компенсирующей направленности (нарушение речи)"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Создание условий для речевого

развития детей в группе

компенсирующей направленности

(нарушение речи)»

Югай

Фарида Риваевна

воспитатель

МБДОУ д\с «Белоснежка»

Тюменская область

Сургутский район

п.Солнечный

2016

Развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли

движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она

обогащает

личностное

развитие

каждого

и

способствует

его

самореализации

в

дальнейшем.

В

дошкольном

образовании

термин

«Развивающая

предметно-пространственная

среда»

понимается

как

комплекс

материально-технических,

санитарно-гигиениче ских,

эстетических,

психолого-педагогических

условий,

обеспечивающих

организацию жизни детей и взрослых. Коррекционно-развивающая среда

в ДОУ так же является важным средством воспитания и развития детей с

нарушением

речи.

Она

решает

задачи

коррекционной

помощи

и

организацию

условий,

соответствующих

задачам

исправления,

преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с проблемами

в развитии.

Цель

моего

выступления

раскрыть

особенности

развивающей

предметно-пространственной

среды

в

группах

компенсирующей

направленности

для

детей

с

нарушениями

речи.

Проблема

преобразования образовательного пространства, в котором происходит

воспитание,

обучение

и

развитие

ребёнка

занимает

особое

место

в

педагогических исследованиях последних лет. При этом развивающей

среде,

как

части

целостной

формы

педагогической

деятельности,

отводится

большая

роль

в

речевом

и

психическом

развитии

детей,

имеющих речевое недоразвитие.

Важнейшими

принципами

функционирования

такой

среды

являются

принцип

научности,

перспективной

направленности,

комплексного

использования предметов среды, принцип оптимального насыщения.

По

утверждению

Нишевой

Н.

В.

«правильно

организованная

развивающая

предметно-пространственная

среда

в

логопедической

группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта,

преодоления

отставания

в

речевом

развитии

и

позволяет

ребёнку

проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной

деятельности,

стимулирует

развитие

творческих

способностей,

самостоятельности,

инициативности,

помогает

утвердиться

в

чувстве

уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному

развитию личности»

Развивающая

предметно-пространственной

среда

создается

в

соответствии со следующими принципами:

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и

содержанию Программы. Организация образовательного пространства и

разнообразие

материалов

обеспечивает:

игровую,

познавательную,

исследовательскую

и

творческую

активность

всех

воспитанников;

двигательную

активность,

в

том

числе

развитие

крупной

и

мелкой

моторики;

эмоциональное

благополучие

детей

во

взаимодействии

с

предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения

детей дошкольников.

Трансформируемость,

обеспечивающая

возможность

изменений

развивающей

предметно-пространственной

среды,

позволяющая,

по

ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Трансформируемость развивающей среды нашей группы происходит в

основном

за

счет

рационального

размещения

столов,

использования

мольбертов.

Если

воспитатель

планирует

индивидуальную

работу,

закрепление навыков организованности, то столы стоят рядами. Если

планируется

совместная

деятельность,

которая

требует

терпения

и

настойчивости,

мебель

располагают

в

виде

полукруга,

или

квадрата.

Можем

обойтись и вовсе без столов: во время беседы, дидактических

игр, дети садятся прямо на ковер.

Полифункциональность,

предусматривающая

обеспечение

вс ех

составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность

разнообразного

использования

различных

составляющих

развивающей

предметно-пространственной

среды. Данный

принцип

реализуется

благодаря

комплексно-тематическому

планированию

и

интеграции

образовательных

областей. развивающая

предметно-пространственная

среда

преобразуется

в

соответствии

с

темой

недели

оформляются

уголки,

детям

предоставляется

игровой

материал,

который

послужит

развитию

и

закреплению

определенных

познавательно-речевых

способностей.

Вариативность, предполагает наличие различных пространств, наличие

материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских

видов

деятельности.

При

любых

обстоятельствах

предметный

мир,

окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, т.к. появление

новых

предметов

стимулирует

исследовательскую,

познавательную,

игровую, двигательную активность детей. В качестве ориентиров для

подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности

развития

ребенка

на

каждом

возрастном

этапе.

Предметы,

игрушки,

пособия

должны

отражать

уровень

современного

мира,

нести

информацию и стимулировать поиск

Доступность среды предполагает: свободный доступ детей к играм,

игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды

детской активности; исправность и сохранность материалов и

оборудования.

Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов

требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их

использования.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе дошкольного

образовательного

учреждения

должна

учитывать

все

направления

развития

ребенка,

должна

быть

направлена

на

реализацию

образовательных задач в совместной

деятельности взрослых и детей,

самостоятельной

деятельности

самих

детей,

режимных

моментах

в

условиях созданной педагогами групп, соответствовать ФГОС, отвечать

всем

нормам

СанПИН

и

нормам

безопасности.

Развивающая

среда

позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в

процесс

познания

и

усвоения

навыков

и

умений,

развивать

их

любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Развивающая среда в группе компенсирующей направленности для детей

с

нарушением

речи

так

же

способствует

реализации

основных

направлений

развития

детей:

физическому,

познавательному,

художественно-эстетическому,

социально-коммуникативному,

речевому.

Ребенку с нарушением речи необходимы разнообразные по содержанию

занятия,

где

ставится

задача

развития

комплекса

представлений,

предметных,

ролевых

и

игровых

действий

на

основе

тактильно-

кинестетических, слуховых и других ощущений. Выполняя различные

манипуляции

с

набором

игр,

требующих

составить

из

частей

целое,

сложить объекты по заданной схеме действия, тренируют мышечный

аппарат

ребенка,

развивают

мелкую

моторику,

стимулируют

двигательную

активность

и

предметную

деятельность

ребенка.

Такие

формы общения с окружающими людьми и сверстниками занимательны и

интересны детям.

Содержание

определяется

в

строгом

соответствии

с

Адаптированной

образовательной

программой

ДОО,

физиологическими

и

психолого-

педагогическими

особенностями

формирования

речи

детей

с

ОНР.

Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом

и

воспитателями

совместно,

что

делает

их

взаимодействие

не

формальным, а очень тесным и плодотворным. Материал, содержащийся

в

центре

речевого

развития,

носит

многофункциональный

характер,

используется в разных целях. Игры подобраны в порядке нарастающей

сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых

психических

процессов,

составляющих

психологическую

базу

речи.

Важно в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии создавать

условия для самоутверждения. В этом им помогают дидактические игры,

без которых в центрах никак не обойтись. Играя в дидактические игры,

дети учатся систематизировать предметы по сходным и отличительным

признакам, а это то, что страдает у всех детей с проблемами в развитии. В

этом случае благодаря игровому действию дети наиболее сосредоточенно

работают над выполнением сложной для них задачи.

В современном мире одной из составляющих предметно-развивающей

среды детей являются информационные технологии. Компьютерные

технологии являются частью современного образовательного

пространства в дошкольных и школьных учреждениях. Использование

компьютерных игровых презентаций, интерактивных упражнений

позволяет в интересной занимательной форме преподнести детям

необходимый материал, добиться результатов в более короткие сроки

В группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями

речи

«Центр

речевого

развития»

включает

обязательно

раздел

по

формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной

речи, который классифицируется на следующие зоны:

зону

лексического

развития

(муляжи,

игрушки,

картинки

по

лексическим темам, домино и лото, предметные и сюжетные картинки,

книжки

на

подбор

синонимов,

антонимов,

омонимов,

многозначных

слов);

зону

формирования

грамматического

строя

речи

(пособия

на

словоизменение и словообразование, на согласование частей речи, для

составления

предложений

с

простыми

и

сложными

предлогами,

для

формирования фразы (работа над структурой предложения);

зону

развития

связной

речи

(игрушки

и

персонажи

сказок

для

описания,

картинки

для

фланелеграфа,

сюжетные

картинки

и

серии

картинок, карточки и дидактические игры для пересказов, составления

рассказов, книги, раскладушки, маски для инсценирования.

Таким образом, организация коррекционно-развивающей среды в ДО с

учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее

эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его

склонностей, интересов, уровня активности. Важно, что развивающая

среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к

корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая,

но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир,

окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда

среда способствует формированию познавательной, речевой,

двигательной и творческой активности.



В раздел образования