Напоминание

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "ВЕСЁЛЫЕ ЛАДОШКИ" возраст детей 5-7 лет срок реализации 2 года


Автор: Антипова Ольга Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 28 город Елец
Населённый пункт: город Елец Липецкая область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "ВЕСЁЛЫЕ ЛАДОШКИ" возраст детей 5-7 лет срок реализации 2 года
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28

Принято: на заседании

педагогического совета

протокол от 14.05.2015

№ 5

Утверждаю

Заведующая МБДОУ

детским садом № 28

___________ Н.В.Максимова

Приказ от 18.05.2015г. № 34

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ВЕСЁЛЫЕ ЛАДОШКИ»

возраст детей 5-7 лет

срок реализации 2 года

Составила:

воспитатель МБДОУ д/с №28

О.В. Антипова

г. Елец

2015 г.

1

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа

кружка

«Веселые

ладошки»

является

модифицированной,

однопрофильной и имеет художественно-эстетическую направленность.

Программа предназначена для кружковой работы по обучению детей 5-го

– 7-го года жизни.

Программа реализуется в форме занятий кружка 1 раз в неделю по 25 минут с

группой детей в количестве 10-12 человек. Занятия проводятся в свободное

от

о сновных

периодов

образовательной

деятельно сти

в р е м я .

Индивидуальный

и

дифференцированный

подход

является

основным

приемом работы с детьми.

Нетрадиционная

техника

рисования

способ

создания

изобразительного

образа

с

помощью

различных

материалов

(бумага,

поролон,

вата,

нить,

пробка

и

т.д.)

безопасных

для

организации

деятельности

детей

и

выразительными

средствами(

выдувания,

тычок,

процарапывания,

обрывания, теснения, прикладывания и т. д. ).Развитию детского творчества,

активности,

воображения

способствуют

разнообразие

предоставляемых

детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных,

поиски новых решений.

На занятиях по изобразительной деятельности

развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков,

пространственных

обозначений

способствует

обогащению

словаря;

высказывания

в

процессе

наблюдений

за

предметами,

при

обследовании

предметов,

построек,

а

также

при

рассматривании

иллюстраций,

репродукций

с

картин

художников

положительно

влияют

на

расширение

словарного запаса и формирование связной речи.

1.1

Актуальность программы.

Творческие

способности

далеко

не

новый

предмет

исследования.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во

все времена. Однако в прошлом у общества не вызывало особой потребности

в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой,

стихийно

создавали

шедевры

литературы

и

искусства:

делали

научные

открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся

человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху

научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И

она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности,

гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям,

творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой.

Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и

2

социальный

мир

в

соответствии

с

целями

и

потребностями

человека.

Творческое

созидание

это

проявление

продуктивной

активности

человеческого сознания.

Дошкольный

возраст

период

наиболее

интенсивного

развития,

воображения и наглядно – образного мышления, которые являются здесь

основными

формами

познания.

Успешность

умственного,

физического,

эстетического

воспитания

в

значительной

степени

зависит

от

уровня

сенсорного

развития

детей,

т.е.

от

того,

насколько

совершенно

ребенок

слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе

оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой

связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего

нервно-психического

развития

и

всестороннего

воспитания

дошкольника.

Чем меньше ребенок. Тем большее значение в его жизни имеет чувственный

опыт.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач

педагогической теории и практики на современном этапе.

Именно

в

изобразительной

деятельности

ярче

всего

раскрываются

творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида

способствуют

разностороннему

развитию

ребенка,

раскрывается

его

личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и

умения

для

решения

нестандартных

задач,

появляется

уверенность

в

правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать

творческие способности ребенка лучше начинать с дошкольного детства.

Именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов

личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и

способностями.

Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник

позволяет обогатить и развить внутренний мир ребенка, проявить творческое

воображение. Первое о чем надо подумать: ребенок – не пустой не сосуд,

который мы наполняем он субъект творчества. Нужно учитывать, что никто,

кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи.

Творческие задания носят открытый характер, не имеют правильного ответа.

Ответов столько же сколько и детей. Роль педагога состоит в том, чтобы не

только

понять

и

принять

разнообразные

решения,

но

и

показать

детям

правомерность этих решений, а иногда защитить нестандартную работу.

Принципы построения программы:

От простого к сложному.

Связь знаний, умений с жизнью, практикой.

Научность.

Доступность.

3

Системность знаний.

Воспитывающая и развивающая направленность.

Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений,

навыков.

Активность и самостоятельность.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и

учетом уровня развития детей.

Для воспитания и развития навыков творческой работы детей программой

предусмотрены следующие основные методы:

1.

Объяснительно-иллюстративные

(демонстрация

поделок,

иллюстрации)

2.

Репродуктивные (работа по образцам)

3.

Частично-поисковые (выполнение вариативных заданий)

4.

Творческие (творческие задания, эскизы, проекты)

5.

Исследовательские (исследование свойств теста, красок, а так

же возможностей других материалов)

1.2

Цель и задачи программы

Цель программы – формирование эмоционально-чувственного внутреннего

мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей

дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования,

развить

нестандартное

видение

предметов

и

ситуаций

в

окружающей

действительности.

Основные задачи программы:

Развивающие:

развивать

художественный

вкус,

пространственное

воображение,

творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное

мышление и любознательность

развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные

чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.

знакомить детей различными видами изобразительной деятельности,

многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними

формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих

работ.

4

Воспитательные:

воспитывать

аккуратность, трудолюбие и

желание добиваться

успеха

собственным трудом.

формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

1.3 Отличительные особенности данной программы

.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и

техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов

и

средств,

чтобы

выразить

свои

фантазии.

Нетрадиционные

техники

рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.

Несомненно,

достоинством

таких

техник

является

универсальность

их

использования.

Технология

их

выполнения

интересна

и

доступна

как

взрослому, так и ребенку.

Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они

открывают

большие

возможности

выражения

собственных

фантазий,

желаний и самовыражению в целом и дают ребёнку возможность удивиться

и радоваться миру. Работа с разными материалами расширяет сферу

возможностей

ребёнка,

обеспечивает

его

раскрепощение,

развивает

воображение, фантазию. Кружковой работой охвачены дети, которые имеют

художественные

способности

и

желание

заниматься

продуктивной

деятельностью.

Программа

разработана

как

специализированная

для

дополнительного

образования

детей

по

художественно-творческому

развитию.

1.4

Формы и режим занятий.

Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с малыми

подгруппами.

Формы проведения занятий: учебное занятие, открытое занятие, беседа, игра,

развлечение.

Программа предполагает проведение одного занятий в неделю, во вторую

половину

Программа рассчитана на 34 занятия в год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий 20-25 минут.

Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут

варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений

педагога.

Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной

категории детей.

5

Возраст

Количество детей в группе

Время занятия

5-6

10

20 минут

6-7

12

25 минут

Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух этапов.

Содержание

этапов

составлено

с

учетом

возрастных

особенностей

и

в

соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и

учебных занятий).

6

2.

Календарный учебный график.

1.

Организационная деятельность.

- длительность учебного года 37 учебных недель;

- начало учебного года – 1 сентября;

- окончание учебного года – 29 мая;

- зимние каникулы – 7 дней (с 12.01 по 18.01)

- летний оздоровительный период – с 01.06 по 31.08

2.

Групповой состав

Наименование

Возраст

Наполняемость

старшая

5-6 лет

10

подготовительная

6-7 лет

12

3.

Режим работы ДОУ

- рабочая неделя – 5 дней;

- рабочий день – с 7.00 до 17.30

- выходные дни – суббота, воскресенье и праздничные дни.

4.

Образовательная нагрузка

Группа

Продолжительност

ь

Количество в

неделю

Количество в год

старшая

20 мин.

1

34 (11 ч. 20

мин.)

подготовительная

25 мин.

1

34 (14 ч. 10

мин.)

При реализации дополнительной общеразвивающей программы

педагогическая диагностика проводится 1 раз в год.

7

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание рабочей учебной

программы

Объем учебной нагрузки по программе

(количество занятий)

Старшая группа

Подготовительная

группа

Нетрадиционные способы рисования

как средство формирования

световосприятия у детей

дошкольного возраста.

4*20=80

мин.

(1ч

20

мин.)

4*25=100мин.

(1ч.40мин)

Формирование умений связанных с

художественным отображением

предметов и явлений в различных

видах, техниках изобразительной

деятельности.

12*20

мин.

=

240мин

(4ч.)

12*25 мин. =300 мин (5

ч.)

Развитие художественного творчества

и активизация творческого

потенциала через нетрадиционное

рисование.

8*20

мин.

=160мин

(2ч.40 мин.)

8*25мин.=200мин.

(3ч.20мин)

Развитие умений и навыков в

свободно экспериментировании с

материалом, необходимым для

работы в нетрадиционных техниках.

10*20

мин.

=200мин

(3ч.20 мин.)

10*25мин.= 250мин.

(4ч.20мин)

34*20 = 680мин.

( 11ч.20 мин.)

34*25=850мин.

(14ч.10мин)

Разделы программы.

месяц

Разделы программы

Сентябрь

Нетрадиционные способы рисования как средство

формирования световосприятия у детей дошкольного возраста.

Октябрь-декабрь

Формирование умений связанных с художественным

отображением предметов и явлений в различных видах,

техниках изобразительной деятельности.

Январь-Февраль

Развитие художественного творчества и активизация

творческого потенциала через нетрадиционное рисование.

Март-май

Развитие умений и навыков в свободном экспериментировании

с материалом, необходимым для работы в нетрадиционных

техниках. Развитие интереса к художественно – эстетической

деятельности.

8

ТЕМА

№1

Нетрадиционные

способы

рисования

как

средство

формирования

цветовосприятия у детей дошкольного возраста.

Раздел1. «Введение в программу»

Теоретическая

часть.

История

развития

изобразительного

искусства.

Знакомство

с

программой и правилами поведения в кружке. Режим работы. Материалы, необходимые

для занятий. Правила безопасности труда на занятиях. Правила подготовки к работе.

Практическая деятельность. Изготовление продуктов детского творчества, дидактические

и подвижные игры физкультминутки.

Раздел 2. «Знакомство с чудо - помощниками»

Теоретическая деятельность.

Знакомство с основными инструментами художника: карандаш, кисточка, ватные палочки,

краски, пластилин, воск, песок, вода.

Практическая часть. Использование музыкальных и литературных произведений разных

авторов, в том числе и региональных, для раскрытия тем деятельности.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Дети:

Развитие

интегративных

качеств: сравнивают предметы, в ы д е л я я их

особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают

формообразующие

линии;

изображают

предметы

по

памяти;

используют

цвет

для

создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы;

передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного

рисования;

развёрнуто

комментируют

свою

творческую

работу.

Проводится

в

форме

выставки работ для сотрудников, дошкольников и родителей ДОУ.

ТЕМА №2 Формирование умений связанных с художественным

отображением предметов и явлений в различных видах, техниках

изобразительной деятельности.

Печатаем листьями по бумаге

Собрать листья различных деревьев или аккуратно срезать у красивых комнатных

растений листочки, которые начинают вянуть (их можно долго хранить в холодильнике в

целлофановом пакете).

Намазать листочек гуашью со стороны прожилок. Лист бумаги, на котором будет

изображение может быть цветным.

Прижать ладошкой листик закрашенной стороной к бумаге.

Осторожно снять листик, взяв за ножку.

Дорисовать кисточкой остальной рисунок.

Печатаем по трафарету

Нарисовать на листке плотной бумаги трафарет. Вырезать аккуратно и ровно. Можно

использовать готовые фабричные.

Налить в форму немного гуаши нужного цвета. Окунуть чистый тампон из поролона в

краску, чтобы он равномерно пропитался. Сделать на бумаге отпечаток тампоном. Если

краска ложится ровно, то можно начинать печатать рисунок уже на ткани через трафарет.

Краски на тампон нужно брать столько, чтобы отпечатки были четкими и краска не

размазывалась за пределы трафарета.

Затем прорисовать мелкие детали трафаретного изображения кисточкой.

Таким способом можно обновить старую салфетку, украсить карман на фартуке, сделать

воротник, пояс и т.д.

9

Печатаем штампами

Недолговечные штампы делаются из моркови, картофеля, яблок, редиса.

Долговечные штампы из бутылочной пробки, ластика (конечно, взрослыми).

Есть фабричные штампы – фломастеры с готовым рисунком.

Узорами, сделанными штампами, можно украсить бумажные салфетки и скатерти,

платочки и повязки. С их помощью можно создавать различные узоры и несложные

композиции: фантастический лес, жизнь подводного царства, космический мир. Для таких

изделий лучше использовать специальные краски для батика.

«Набрызг»

Составить на листе бумаги композицию из различных плоских изображений (листья,

цветы, геометрические фигуры и т.п.).

Налить в тарелку достаточно жидкую краску, обмакнуть в нее щетку. Держа щетку над

листом бумаги, проведем по ней расческой или теркой.

3. Дать краске высохнуть. Затем снять трафареты.

Дорисовать кисточкой мелкие детали.

Рисуем на ткани красками и клеем ПВА

Придумать композицию и нарисовать ее на бумаге.

Положить рисунок на клеенку, на него ткань и закрепить.

Обвести рисунок по контуру клеем ПВА. Чтобы контур был ровным, в бутылочку с клеем

вставить пустой стержень от авторучки или трубочку от коктейля.

Фон закрасить тампоном, не заходя за контур изображений.

Мелкие детали закрасить кисточкой.

«Батик» на бумаге

Смочить мокрым поролоном бумагу.

Нарисовать по мокрому фону изображение, добавляя на свое усмотрение цветовую гамму

(в зависимости от изображаемого объекта – цветок, дерево, облака и т.п.).

Когда работа подсохнет, дорисовать мелкие детали кистью.

«Пальцевую живопись» – краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае

наливается в плоские розетки и в плоские баночки ставится вода. Правило каждый палец

набирает определенную краску. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки –

в младших группах это украшение платьев, следы зверей, цветы на поляне, яблоки на

деревьях и др. В старших – получаются красивые пейзажи, деревья, смешивание красок,

накладывание их друг на друга.

Монотипии– краска наносится на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек линолеума, а

уже потом этот кусочек прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и

прижимается пальцем. В зависимости от размера пятна, от направления растирания

получаются различные изображения. Дети должны увидеть, что-то знакомое и дать этому

название, добавить детали для точного видения этого предмета или явления.

Разновидность монотипии – лист бумаги складывается пополам и краска наносится

только на одну сторону листа, потом складывается, и изображение как бы получается

зеркальным. Использовать можно при рисовании деревьев, цветов, бабочек, платьев и др.

Рисунок свечой, получается «волшебный рисунок» – он и есть, и его и не видно. Потом на

лист бумаги наносится тушь, цветные чернила, гуашь – и рисунок свечой проступает на

цветном фоне. Это использую при рисовании зимних пейзажей, дождя, ветра, снежных

бурь и др.

Рисовать на мокрой бумаге (по сырому фону). Сначала лист бумаги смачивается водой

(можно с добавлением цветной гуаши), а потом кистью или пальцем наносится

10

изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно

дорисовать детали берем сухие акварельные краски, или нужно подождать пока высохнет.

Хорошо использовать этот метод для рисования поздней осени, дождливой погоды,

рассвета.

Щетки разного размера – ими можно разбрызгивать краску, используя трафареты. Этот

способ рисования очень удобен для оформления групп к празднику, оформления выставок

и родительских уголков вместе с детьми.

«

Кляксография» – капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать

недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом, приподнимая и наклоняя

лист бумаги, растекающейся краской создать изображение. Или воспользоваться

трубочкой для коктейля и раздуть изображение в нужную сторону.

«Точечный рисунок» – весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком

кисти, пальцем, точки могут быть разного размера. Также можно использовать рисунок

только из линий.

Рисунок на предварительно скомканную бумагу и сжатую. Хорошо использовать этот

метод для рисования горных ландшафтов, зимних пейзажей.

«Граттаж» – наносится на бумагу слой воска (свечой), затем обезжиривается тальком

или мелом, потом покрывается черной тушью или гуашью. После высыхания рисунок

выцарапывается тоненькой палочкой или старым стержнем от шариковой ручки.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки,

пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы

пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование

ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы

большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или

окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и

левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются

салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск

поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная

подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и

размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с

краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и

поролон.

Оттиск

пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная

подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и

размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с

11

краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и

пенопласт.

Оттиск

смятой

бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная

подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и

размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и

блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге.

Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками

остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист

акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Развитие интегративных качеств: активно используют полученные навыки в

самостоятельной деятельности, плавно и ритмично изображают формообразующие линии;

изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов;

создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой

работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования. Определение

результативности проводится в форме создания альбома из детских рисунков и участия в

городских и областных конкурсах.

ТЕМА

№3

Развитие

художественного

творчества

и

активизация

творческого

потенциала через нетрадиционное рисование.

Раздел 3. «Работа карандашами и фломастерами»

Теоретическая часть.

Знакомство с техниками работы «Капелька», «Сапожок» Практическая деятельность.

Изготовление продуктов детского творчества с использованием изученных техник:

Раздел 4. «Работа с красками»

Теоретическая

часть.

Способы

тонирования

бумаги

помощью

кисти,

с

помощью

ватного тампона)

Практическая часть. Рисование кистью деревьев, домов

Раздел 5. «Творим без кисточки»

Теоретическая

часть.

Знакомство

со

способами

работы

с

красками

без

кисточки

с

помощью ладошек, пальчиков, отпечатывания растений, ватных палочек

Практическая

часть.

Изготовление

продуктов

детского

творчества

с

использованием

изученных приёмов:

Раздел 6. «Техника «Набрызг»

Теоретическая часть. Знакомство с техникой при помощи зубной щётки, сухой кисти и

трафарета

12

Практическая

часть.

Изготовление

продуктов

детского

творчества

с

использованием

изученных приёмов.

Раздел 7. «Техника «Кляксография»

Теоретическая часть. Знакомство с техникой «Кляксография».

Практическая

часть.

Изготовление

продуктов

детского

творчества

с

использованием

изученной техники. Средства выразительности.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ

получения

изображения:

ребенок

зачерпывает

гуашь

пластиковой

ложкой

и

выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист

накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на

одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается,

изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали

дорисовываются.

Раздел 10. Техника “Граттаж”

Теоретическая часть. Знакомство с техникой «Граттаж»

Практическая

часть.

Изготовление

продуктов

детского

творчества

с

использованием

техники «Граттаж»

– 1 год обучения Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная

тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок,

мисочки для туши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения:

ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него

наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается

тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

- 2 год обучения Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы:

цветной

картон

или

плотная

бумага,

предварительно

раскрашенные

акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с

заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был

покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом.

После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание

недостающих деталей гуашью.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования,

выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов

самоконтроля. Активно, самостоятельно проявляет себя, испытывает радость творческого

созидания. Оценка проводится в форме выставки работ дошкольников и изготовлении

подарков для праздников своим родителям.

ТЕМА

4

Развитие

умений

и

навыков

в

свободном

экспериментировании

с

материалом, необходимым для работы в нетрадиционных техниках.

Раздел 8. «Работа с пластилином»

Теоретическая

часть.

Знакомство

с

правилами

и

приёмами

работы

с

пластилином:

размазывание, цветовая гамма, «Барельеф»

Практическая

часть.

Изготовление

продуктов

детского

творчества

с

использованием

изученных приёмов: тонирование пластилином одного и разных цветов,

Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.

13

Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает

на белом листе бумаги по уже заготовленному контуру, накладывая “мазки” один на

другой. Можно большую выразительность придать, смешивая кусочки пластилина разного

цвета.

Раздел 9. «Работа с воском»

Теоретическая часть. Знакомство с правилами и приёмами работы с воском и восковыми

мелками

Практическая

часть.

Изготовление

продуктов

детского

творчества

с

использованием

восковых мелков и акварели:

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге.

Затем

закрашивает

лист

акварелью

в

один

или

несколько

цветов.

Рисунок

мелками

остается не закрашенным.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Формирование

предпосылок

учебной

деятельности

(самоконтроль,

самооценка,

обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом. развитие

творческой

активности

на

занятиях,

самостоятельности.

Способность

к

свободному

экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными

материалами.

Развитие

креативности.

Индивидуальный

«почерк»

детской

продукции.

Развитие общей ручной умелости

.

Определение результативности проводится в форме

диагностики и отчетного мероприятия по итогам года (концерт или вечер развлечений)

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

. Первый год обучения

Продолжительность

образовательной

деятельности

Периодичность

в неделю

Всего в год

Количество часов в год

20 мин

1 раз

34

11 часов20мин.

Месяц

Неделя

Тема

Техника рисования

Длительность

(мин.)

сентябрь

1

Диагностика

20 мин

2

Бабочки

Монотопия

20 мин

3

Цветы

Печать (печатками, по

трафарету) «знакомая форма –

новый образ»

20 мин

4

Рябинка

Р и с о в а н и е

п а л ьч и к а м и ,

аппликация

из

кленовых

листьев

20 мин

октябр

ь

1

Листопад

Тиснение

20 мин

2

Сказочный город

Тычкование

20 мин

14

3

Пушистый цыплёнок

Рисуем пальчиками

20 мин

4

Золотая осень

Мозаичная

аппликация

из

пластилина

20 мин

ноябрь

1

Осеннее дерево

Оттиск печатками, набрызг по

трафарету, монотипия

20 мин

2

Осенние фантазии

Техника

п р и п еч ат ы ва н и я

окрашенной нитью.

20 мин

3

Осенний пейзаж

Рисование поролоном, губкой

20 мин

4

Первый снег

Монотопия. Рисование

пальчиками.

20 мин

декабрь

1

Фантазии

Кляксография,

«знакомая

форма – новый образ»

20 мин

2

Волшебные снежинки

Рисование солью

20 мин

3

Зимний пейзаж

Рисование воском

20 мин

4

Новый год

Р и с о в а н и е

п а л ьч и к а м и ,

акварель + восковые мелки

20 мин

январь

1

Зимний лес

Печать

поролоном,

тычок

полусухой жёсткой кистью

20 мин

2

Животные

Тычок

полусухой

жесткой

кистью

20 мин

3

Цветные кляксы

кляксография

20 мин

4

Рыбки в аквариуме

Рисование ватными палочками

20 мин

февраль

1

Рисуем ручками

Р и с о в а н и е

л а д о ш к о й ,

восковые мелки + акварель

20 мин

2

Снеговик

Рисование пальчиками

20 мин

3

Зимняя фантазия

Мо н ото п и я

п р е д м е т н а я ,

рисование ватными палочками

20 мин

4

Подарок папе

Печать по трафарету

20 мин

март

1

Пригласительная

открытка

Аппликация

из

макаронных

изделий + гуашь

20 мин

2

Цветы для мамы

Техника «батик»

20 мин

3

Фартук для бабушки

Печать крышками

20 мин

4

Паучок в паутинке

Рисование

нитью,

крышкой,

ватными палочками

20 мин

апрель

1

Фантастическая планета

Пастельные мелки, рисование

ватными палочками

20 мин

2

Ракета

М о з а и к а

р и с о в а н и е

цветными карандашами

20 мин

3

Осьминожки

Рисование

ладошками

и

пальчиками

20 мин

4

Птичка - невеличка

Печать ладони

20 мин

май

1

Цветы

монотопия

20 мин

2

По замыслу

Различные

20 мин

15

Всего:

11часов20мин

2.2. Второй год обучения

Продолжительность

образовательной

деятельности

Периодичность

в неделю

Всего в год

Количество часов в год

25 мин

1 раз

34

14 часов 10 мин.

Меся

ц

Неделя

Тема

Техника рисования

Длительность

(мин.)

сентябрь

1

Диагностика

25 мин

2

Чудесные

превращения

кляксы

Кляксография

25 мин

3

Рябина

Рисование пальчиками, печать

спичечными коробками

25 мин

4

Грибы

Диатипия

25 мин

октябрь

1

Пушистые животные

Тычок

жёсткой

полусухой

кистью

25 мин

2

Яблонька

Р и с о в а н и е

л а д о ш к о й ,

поролоном

+

аппликация

из

ткани

25 мин

3

цветы в вазе

Эстамп- оттиск

штампик из верёвочки

25 мин

4

По замыслу

Различные

25 мин

ноябрь

1

Я рисую море

Рисование

зубной

щёткой,

набрызг по трафарету

25 мин

2

Листопад

Тиснение + восковые мелки

25 мин

3

Грибная поляна

Оттиск

пробкой,

вы-дувание

коктейльной трубочкой

25 мин

4

Птицы

Рисование ватными палочками

25 мин

декабрь

1

Зимняя ночь

Чёрно – белый граттаж

25 мин

2

Зимняя ночь

Черно-белый граттаж

25 мин

3

Ёлочка

Пластилиновая

живопись

(цветовая растяжка)

25 мин

4

Зимний пейзаж

Рисование манкой, опилками,

ПВА

25 мин

ян

варь

1

зимняя сказка

Аппликация из ватных дисков,

ватных

палочек,

шерстяных

ниток

25 мин

2

Зайчонок

Работа с ватой.

25 мин

16

3

Белый медведь

П е ч а т ь

п о р о л о н о м ,

п о

трафарету

25 мин

4

Сказочное деревце

Рисование

пальчиками +

выдувание трубочкой

25 мин

февраль

1

Узоры на окне

Р и с о в а н и е

п а с т е л ь ю ,

палочками от канапэ

25 мин

2

Цветы

Печать штампом

25 мин

3

Весёлые ладошки

Печать ладошкой

25 мин

4

Подарок папе

Работа с тканью, пуговицами,

ватными дисками, ПВА

25 мин

март

1

Подарок маме

К в и л л и н г,

в ы д у в а н и е

трубочкой,

тычок

жёсткой

полусухой кистью

25 мин

2

Фартук для бабушки

Печать крышками

25 мин

3

Цветы

Акварель + восковой мелок

25 мин

4

По замыслу

Различные

25 мин

апрель

1

Космические дали

Набрызг, печать по трафарету

25 мин

2

Цветы

Монотипия

25 мин

3

Волшебные рисунки

Рисование окрашенной нитью

25 мин

4

Цветные ладошки

П е ч а т ь

л а д о ш к а м и ,

пальчиками

25 мин

май

1

Одуванчики

Восковой

мелок+

акварель,

обрывание, тычкование

25 мин

2

По замыслу

Различные

25 мин

Всего

14часов10

мин.

4. Методическое обеспечение программы.

Материалы и инструменты:

бумага разного формата и цвета

мягкие цветные карандаши, ластики,

17

фломастеры;

ватман;

обои;

акварель, гуашь, тушь разноцветная.

баночки для воды.

кисти круглые и плоские разного размера.

салфетки.

печати – клише;

трафареты;

восковые мелки

«инструменты» для рисования нетрадиционными способами

рисования;

бусинки, пуговицы;

пробки;

нитки, вата;

пластилин;

ткань х/б или шелк (подходит и подкладочная).

кнопки.

пастель, сангина, уголь, аптечный парафин или восковые свечи.

трубочки для коктейля.

ванночки с поролоном.

рамы разных размеров или пяльцы.

художественная литература; игры для восприятия цвета и развития

руки;

альбомы с иллюстрациями;

репродукции картин.

Список используемой литературы и электронных ресурсов.

1.

Изобразительная

деятельность

и

художественный

труд/автор-

составитель О.В.Павлова.-Волгоград. Учитель,2013

18

2.

Нищева Н.В. Разноцветные сказки: цикл занятий по цветоведению у

д е т е й

д о ш к о л ь н о г о

в о з р а с т а :

У ч е б н о - м е т о д и ч е с к о е

пособие/Издательство «Детство-ПРЕСС»; Санкт-Петербург, 2001

3.

Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет;М:МОЗАИКА-

СИНТЕЗ,2011

4.

Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-

образовательной работы в ДОУ;-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

5.

Швайко

Д.Н.

Занятия

по

изобразительной

деятельности

в

детском

саду;-М.:ВЛАДОС,2002

6.

Поливанова

К.Н.

Проектная

деятельность

дошкольников;-

М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ,2011

7.

Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего

дошкольного возраста;-М.:Линка-ПРЕСС, 2007

8.

Казакова Т.С. Развивайте у дошкольников творчество;-М.Просвещение,

1985

9.

От

рождения

до

школы.

Примерная

основная

образовательная

программа

дошкольного

образования

Под

ред.

Н.Е.Вераксы,

Т.С.Комаровой, Н.А.Васильевой;-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

10.Куцакова Л.В. Творим и мастерим;-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010

11.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 6-7 лет;-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2011

12.Галанов

А.С.,

Корнилова

С.Н.

Занятия

с

дошкольниками

по

изобразительному искусству.-М.:ТЦ «Сфера», 2000

13.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей

группе детского сада;-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009

14.Комарова

Т.С.

Занятия

по

изобразительной

деятельности

в

подготовительной

к

школе

группы

детского

сада;-М.:МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2011

15.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники/

под ред. Р.Г.Казаковой.-М.:ТЦ «Сфера», 2005

16.Учимся рисовать (презентация)

17.Рисовать - это просто и увлекательно (презентация)

18.Нетрадиционные техники в работе с дошкольниками (презентация)

19

20



В раздел образования