Автор: Тришина Татьяна Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №82"
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Внеурочный присмотр и уход за детьми"
Раздел: начальное образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Поколение
современных
детей
формируется
под
влиянием
изменяющихся условий жизни, поэтому перед педагогами возникают все
новые и более сложные задачи обучения и воспитания. Одна из главных задач
школы состоит в том, чтобы не только дать знания, но и пробудить личность,
привить
интерес
к
обучению,
тягу
к
само совершенствованию.
Познавательная
деятельность
школьника
в
современном
обществе
представляет
собой
систематически
совершаемую
деятельно сть
подрастающего
поколения.
Также
отличительной
чертой
познавательной
деятельности школьника является характер протекания. В зависимости от
активности, самостоятельности школьника в одних случаях познавательная
деятельность носит подражательный, репродуктивный характер, в других -
поисковый, в иных – творческий. Именно характер протекания процесса
деятельности и влияет на характер приобретаемых знаний, умений, навыков.
Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в
школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.
Данная программа предназначена
для работы с детьми в условиях
общеобразовательных
школ.
Программа
рассчитана
на
обучающихся
начальной
школы
6-10
лет
(I-IV
классы)
прибывающих в
группе
«Внеурочный присмотр за детьми 1-4 классов». Программа краткосрочная,
рассчитана на 2017-2018 учебный год.
Актуальность программы в том, что она создает благоприятные
условия для личностного развития обучающихся, способствует
формированию положительной мотивации личности к творчеству, развитию.
Цель программы: создание условий для развития личности
воспитанника и его самореализация в соответствии с требованиями
современного общества.
Данная программа имеет потенциал для решения следующих задач:
1.
Интенсификация
всех
уровней
учебно-воспитательного
процесса за счет дополнительного образования, а именно:
• повышение эффективности и качества процесса обучения и воспитания;
• повышение активности познавательной деятельности;
• углубление межпредметных связей;
• создание условий для равного проявления индивидуальных способностей
в деятельности.
2 .
П о д г о т о в к а
ш к о л ь н и к а
к
ж и з н и
в
о б щ е с т в е :
• развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его
нравственных качеств;
• развитие коммуникативных способностей;
•
формирование
у
младших
школьников
целостного
и
эмоционально–
образного восприятия мира;
• эстетическое воспитание.
Программа группы внеурочного присмотра за детьми 1-4 классов (1 класс)
рассчитана на 96 уроков.( по 12 часов в месяц).
2
I.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения программы являются:
-
Развитие
целеустремленности,
умения
преодолевать
трудности
–
качеств, важных для деятельности человека.
-
Сохранение,
укрепление
и
дальнейшее
формирование
главной
ценности воспитанника – здоровье.
-
Формирование
потребности
заботиться
о
своем
физическом
и
психическом здоровье.
-
Формирование
самостоятельного
выполнения
домашнего
задания
и
самоконтроля
поведения,
способствующего
успешной
социальной
адаптации.
-
Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
-
Обучение
воспитанников
практическим
умениям
и
навыкам,
необходимым
для
обеспечения,
поддержания
самостоятельности
и
укрепления здоровья.
-
Обучение
воспитанников
практическим
умениям
и
навыкам,
необходимым для обеспечения самостоятельности и, поддержания и
укрепления здоровья.
Метапредметные результаты:
-
Применять
изученные
спо собы
работы
с
дополнительной
литературой.
-
Действовать в соответствии с общепринятыми правилами.
-
Участвовать в решении проблемных вопросов,
-
высказывать собственное мнение и аргументировать его.
-
Выполнять пробное учебное действие.
-
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
-
Контролировать
свою
деятельность
(обнаруживать
и
исправлять
ошибки).
-
Моделировать ситуацию, описанную в литературе.
-
Обосновывать выполняемые и выполненные действия.
-
Участвовать в диалоге.
-
Оценивать процесс поиска решения задачи.
-
Включаться в групповую работу.
-
Сопоставлять
полученный
(промежуточный,
итоговый)
результат
с
заданным условием.
Предметные результаты:
Воспитание
нравственных
чувств
и
этического
сознания
у
младших
школьников как направление духовно- нравственного развития и воспитания
обучающихся
должно
обеспечивать
присвоение
ими
соответствующих
3
ценностей,
формирование
знаний,
начальных
представлений,
опыта
эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного
действия в контексте становления идентичности гражданина России. В ходе
реализации
программы
будет
обеспечено
достижение
обучающимися
воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты любого
из
видов
деятельности
школьников
распределяются
по
трем
уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний
(об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых
и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной
реальности
и
повседневной
жизни.
Для
достижения
данного
уровня
результатов
особое
значение
имеет
взаимодействие
ученика
со
своими
учителями
как
значимыми
для
него
носителями
положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и
позитивного
отношения
к
базовым
ценностям
общества
(человек,
семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне
класса, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает
первое
практическое
подтверждение
приобретенных
социальных
знаний,
начинает их ценить.
Тр е т и й
у р о ве н ь
р е зул ьт ато в – пол у ч е н и е
ш кол ь н и ком
о п ы т а
самостоятельного
общественного
действия.
Только
в
самостоятельном
общественном
действии
юный
человек
действительно
становится
социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения
данного
уровня
результатов
особое
значение
имеет
взаимодействие
школьника
с
социальными
субъектами
за
пределами
школы,
в
открытой
общественной среде. Переход от одного уровня воспитательных результатов
к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трех
уровней
воспитательных
результатов
обеспечивает
появление
значимых
эффектов
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
обучающихся
–
формирование
основ
российской
идентичности,
присвоение
базовых
национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление
духовного и социально- психологического здоровья, позитивного отношения
к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.
В результате прохождения программного материала обучающиеся
должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности,
признавая это право и за другими.
4
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных
местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте,
содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради,
необходимые для уроков по расписанию.
10.Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
11. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
12. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
13. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
14. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
15. Быть сострадательными к чужому горю.
16. Не обижать животных и птиц.
17. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков
литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
18. Проявлять положительные моральные качества в достойном
поведении, поступках.
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5
Основные
формы
работы:
практические
занятия,
ролевые
игры,
конкурсы,
праздники,
беседы,
викторины,
чтение
художественной
литературы, экскурсии.
Программа разработана с учетом запросов детей, потребностей семьи и
общества
в
разносторонне
развитой
личности,
острой
необходимости
с о ц и а л ь н о й
з а щ и т ы
д е т е й
в
с о в р е м е н н ы х
у с л о в и я х .
Учебно-воспитательная
работа
по
данной
программе
представляет
собой
совокупность
различных
видов
деятельности
и
обладает
широкими
возможностями
воспитательного
воздействия
на
ребёнка
в
различных
образовательных областях:
- эстетическое воспитание – формируется эстетическое отношение к
жизни
(труду,
природе,
искусству,
поведению);
развивается
чувство
прекрасного;
- физическое воспитание предполагает правильное физическое
развитие
школьника,
выработку
двигательных
умений
и
навыков,
формирование гигиенических умений и навыков;
- трудовое воспитание – акцент делается на практическом применении
школьниками
теоретических
знаний;
трудовое
образование
является
комплексным и включает представления о технике и технологии, умения
решать практические задачи, достигать качественных результатов;
- экологическое воспитание – основной задачей является конкретная
п р а к т и ч е с к а я
п р и р о д о о х р а н н а я
д е я т е л ь н о с т ь ;
нравственное
воспитание
–
формирование
нравственного
создания,
воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек
нравственного поведения;
- умственное воспитание.
Работа
воспитателя
по
программе
основывается
на
следующих
принципах:
гуманизма
и
педагогического
оптимизма,
признания
уникальности каждого ребенка; гибкости, вариативности форм проведения
занятий,
разнообразия
методов
и
приемов;
интеграции
различных
видов
деятельности.
Методический аспект:
Программа направления «Основы безопасности жизнедеятельности»:
-формирование установки на здоровый образ жизни;
-сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому
образу жизни;
-развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в
школе и семье;
-развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;
-обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и
физиологии человека.
6
Программа направления «Интеллект. Учение. Общение»:
формирование интереса к процессу познания; освоение знаний об объектах,
явлениях,
закономерностях
окружающего
мира
и
методах
их
познания;
развитие
кругозора,
наблюдательности;
осуществление
экологического,
э с т е т и ч е с ко го ,
ф и з и ч е с ко го ,
н р а в с т в е н н о - п а т р и о т и ч е с ко г о ,
профессионально-ориентированного
воспитания
младших
школьников;
воспитание
нравственных
норм
межличностных
отношений
младших
школьников.
Программа направления «В творческой мастерской»
Художественная деятельность включает в себя различные виды деятельности
(познавательную, оценочную, воспитательную, игровую), которые входят в
нее благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту.
Главной целью программы является не механический труд ради упражнения
рук, не изготовление отдельных занимательных поделок, а формирование
высокого интеллекта и духовности через мастерство.
Ребенок делает первые шаги в мире искусства, от которых зависит глубина
восприятия и приобщения к прекрасному во всех его проявлениях.
Программа направления «Читаем вместе»
На занятии дети знакомятся с произведениями детской художественной
литературы. Получают развитие навыка слушания на основе
целенаправленного восприятия элементов формы и содержания
литературного произведения. Учатся выражать собственное отношение к
тексту.
Игротека
в группе «Внеурочный присмотр за детьми 1-4 классов»
Во
время
обучения
ребенка
в
школе
остро
возникает
проблема
гипокинезии.
Ребенок
попадает
в
ситуацию
резкого
ограничения
его
двигательной
активности,
хотя
потребности
организма
в
движении
возрастают.
Из
всех
факторов
(учебные
и
статические
нагрузки,
новый
коллектив и т.д.) именно статические нагрузки наиболее трудно переносятся
ребенком. Статическое напряжение, обеспечивающее поддержание рабочей
позы
школьника,
приводит
к
быстрому
утомлению
детского
организма,
падению
работоспособности,
нарушению
деятельности
нервной
системы,
сколиозу.
Для снятия статического напряжения используются подвижные игры на
воздухе, а в классе – малоподвижные и подражательные.
Игры и развлечения
7
№
п/п
Тема
Примечание
1
Подвижные игры, забавы и развлечения.
В тёплую погоду на воздухе.
Ø Групповые игры (без разделения на команды).
Ø Командные игры.
Ø Игры-эстафеты.
Ø Соревнования-поединки.
Ø Большая игра с малым мячом.
Ø Прыгалки-скакалки.
Ø Забытые игры.
2
Зимой на воздухе.
Ø На снеговой площадке.
Ø
Строительные
игры
из
снега.
«Клуб
ледяных
инженеров».
3
В помещении (в классе, зале)
Ø «Олимпийские игры в комнате».
Ø Подражательные игры.
Ø Весёлые состязания и малоподвижные игры.
Ø Игры за столом.
Режимные моменты внеурочного присмотра и ухода за детьми
понедельник
вторник
среда
Приём детей.
Приём детей.
Приём детей.
Подготовка к обеду.
Обед.
Подготовка к обеду.
Обед.
Подготовка к обеду.
Обед.
Прогулка на свежем
воздухе, экскурсии,
подвижные игры.
Прогулка на свежем
воздухе, экскурсии,
подвижные игры.
Прогулка на свежем
воздухе, экскурсии,
подвижные игры.
8
Беседы, занятия
по интересам.
Беседы, занятия
по интересам.
Беседы, занятия
по интересам.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ
КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЯ
КАЖДОЙ ТЕМЫ
№
Целевая программа
1 класс (ч)
1.
Основы безопасности жизнедеятельности.
24
2.
Интеллект. Учение. Общение.
24
3.
В творческой мастерской.
24
4.
Читаем вместе.
24
9