Напоминание

"Внеурочный присмотр и уход за детьми"


Автор: Тришина Татьяна Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №82"
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Внеурочный присмотр и уход за детьми"
Раздел: начальное образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Поколение

современных

детей

формируется

под

влиянием

изменяющихся условий жизни, поэтому перед педагогами возникают все

новые и более сложные задачи обучения и воспитания. Одна из главных задач

школы состоит в том, чтобы не только дать знания, но и пробудить личность,

привить

интерес

к

обучению,

тягу

к

само совершенствованию.

Познавательная

деятельность

школьника

в

современном

обществе

представляет

собой

систематически

совершаемую

деятельно сть

подрастающего

поколения.

Также

отличительной

чертой

познавательной

деятельности школьника является характер протекания. В зависимости от

активности, самостоятельности школьника в одних случаях познавательная

деятельность носит подражательный, репродуктивный характер, в других -

поисковый, в иных – творческий. Именно характер протекания процесса

деятельности и влияет на характер приобретаемых знаний, умений, навыков.

Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в

школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Данная программа предназначена

для работы с детьми в условиях

общеобразовательных

школ.

Программа

рассчитана

на

обучающихся

начальной

школы

6-10

лет

(I-IV

классы)

прибывающих в

группе

«Внеурочный присмотр за детьми 1-4 классов». Программа краткосрочная,

рассчитана на 2017-2018 учебный год.

Актуальность программы в том, что она создает благоприятные

условия для личностного развития обучающихся, способствует

формированию положительной мотивации личности к творчеству, развитию.

Цель программы: создание условий для развития личности

воспитанника и его самореализация в соответствии с требованиями

современного общества.

Данная программа имеет потенциал для решения следующих задач:

1.

Интенсификация

всех

уровней

учебно-воспитательного

процесса за счет дополнительного образования, а именно:

• повышение эффективности и качества процесса обучения и воспитания;

• повышение активности познавательной деятельности;

• углубление межпредметных связей;

• создание условий для равного проявления индивидуальных способностей

в деятельности.

2 .

П о д г о т о в к а

ш к о л ь н и к а

к

ж и з н и

в

о б щ е с т в е :

• развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его

нравственных качеств;

• развитие коммуникативных способностей;

формирование

у

младших

школьников

целостного

и

эмоционально–

образного восприятия мира;

• эстетическое воспитание.

Программа группы внеурочного присмотра за детьми 1-4 классов (1 класс)

рассчитана на 96 уроков.( по 12 часов в месяц).

2

I.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами освоения программы являются:

-

Развитие

целеустремленности,

умения

преодолевать

трудности

качеств, важных для деятельности человека.

-

Сохранение,

укрепление

и

дальнейшее

формирование

главной

ценности воспитанника – здоровье.

-

Формирование

потребности

заботиться

о

своем

физическом

и

психическом здоровье.

-

Формирование

самостоятельного

выполнения

домашнего

задания

и

самоконтроля

поведения,

способствующего

успешной

социальной

адаптации.

-

Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

-

Обучение

воспитанников

практическим

умениям

и

навыкам,

необходимым

для

обеспечения,

поддержания

самостоятельности

и

укрепления здоровья.

-

Обучение

воспитанников

практическим

умениям

и

навыкам,

необходимым для обеспечения самостоятельности и, поддержания и

укрепления здоровья.

Метапредметные результаты:

-

Применять

изученные

спо собы

работы

с

дополнительной

литературой.

-

Действовать в соответствии с общепринятыми правилами.

-

Участвовать в решении проблемных вопросов,

-

высказывать собственное мнение и аргументировать его.

-

Выполнять пробное учебное действие.

-

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные

мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

-

Контролировать

свою

деятельность

(обнаруживать

и

исправлять

ошибки).

-

Моделировать ситуацию, описанную в литературе.

-

Обосновывать выполняемые и выполненные действия.

-

Участвовать в диалоге.

-

Оценивать процесс поиска решения задачи.

-

Включаться в групповую работу.

-

Сопоставлять

полученный

(промежуточный,

итоговый)

результат

с

заданным условием.

Предметные результаты:

Воспитание

нравственных

чувств

и

этического

сознания

у

младших

школьников как направление духовно- нравственного развития и воспитания

обучающихся

должно

обеспечивать

присвоение

ими

соответствующих

3

ценностей,

формирование

знаний,

начальных

представлений,

опыта

эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного

действия в контексте становления идентичности гражданина России. В ходе

реализации

программы

будет

обеспечено

достижение

обучающимися

воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты любого

из

видов

деятельности

школьников

распределяются

по

трем

уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний

(об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых

и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной

реальности

и

повседневной

жизни.

Для

достижения

данного

уровня

результатов

особое

значение

имеет

взаимодействие

ученика

со

своими

учителями

как

значимыми

для

него

носителями

положительного

социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и

позитивного

отношения

к

базовым

ценностям

общества

(человек,

семья,

Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к

социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов

особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне

класса, т.е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает

первое

практическое

подтверждение

приобретенных

социальных

знаний,

начинает их ценить.

Тр е т и й

у р о ве н ь

р е зул ьт ато в – пол у ч е н и е

ш кол ь н и ком

о п ы т а

самостоятельного

общественного

действия.

Только

в

самостоятельном

общественном

действии

юный

человек

действительно

становится

социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения

данного

уровня

результатов

особое

значение

имеет

взаимодействие

школьника

с

социальными

субъектами

за

пределами

школы,

в

открытой

общественной среде. Переход от одного уровня воспитательных результатов

к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трех

уровней

воспитательных

результатов

обеспечивает

появление

значимых

эффектов

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

обучающихся

формирование

основ

российской

идентичности,

присвоение

базовых

национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление

духовного и социально- психологического здоровья, позитивного отношения

к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.

В результате прохождения программного материала обучающиеся

должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности,

признавая это право и за другими.

4

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных

местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте,

содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради,

необходимые для уроков по расписанию.

10.Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

11. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

12. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

13. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

14. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

15. Быть сострадательными к чужому горю.

16. Не обижать животных и птиц.

17. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков

литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

18. Проявлять положительные моральные качества в достойном

поведении, поступках.

II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5

Основные

формы

работы:

практические

занятия,

ролевые

игры,

конкурсы,

праздники,

беседы,

викторины,

чтение

художественной

литературы, экскурсии.

Программа разработана с учетом запросов детей, потребностей семьи и

общества

в

разносторонне

развитой

личности,

острой

необходимости

с о ц и а л ь н о й

з а щ и т ы

д е т е й

в

с о в р е м е н н ы х

у с л о в и я х .

Учебно-воспитательная

работа

по

данной

программе

представляет

собой

совокупность

различных

видов

деятельности

и

обладает

широкими

возможностями

воспитательного

воздействия

на

ребёнка

в

различных

образовательных областях:

- эстетическое воспитание – формируется эстетическое отношение к

жизни

(труду,

природе,

искусству,

поведению);

развивается

чувство

прекрасного;

- физическое воспитание предполагает правильное физическое

развитие

школьника,

выработку

двигательных

умений

и

навыков,

формирование гигиенических умений и навыков;

- трудовое воспитание – акцент делается на практическом применении

школьниками

теоретических

знаний;

трудовое

образование

является

комплексным и включает представления о технике и технологии, умения

решать практические задачи, достигать качественных результатов;

- экологическое воспитание – основной задачей является конкретная

п р а к т и ч е с к а я

п р и р о д о о х р а н н а я

д е я т е л ь н о с т ь ;

нравственное

воспитание

формирование

нравственного

создания,

воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек

нравственного поведения;

- умственное воспитание.

Работа

воспитателя

по

программе

основывается

на

следующих

принципах:

гуманизма

и

педагогического

оптимизма,

признания

уникальности каждого ребенка; гибкости, вариативности форм проведения

занятий,

разнообразия

методов

и

приемов;

интеграции

различных

видов

деятельности.

Методический аспект:

Программа направления «Основы безопасности жизнедеятельности»:

-формирование установки на здоровый образ жизни;

-сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому

образу жизни;

-развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в

школе и семье;

-развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;

-обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и

физиологии человека.

6

Программа направления «Интеллект. Учение. Общение»:

формирование интереса к процессу познания; освоение знаний об объектах,

явлениях,

закономерностях

окружающего

мира

и

методах

их

познания;

развитие

кругозора,

наблюдательности;

осуществление

экологического,

э с т е т и ч е с ко го ,

ф и з и ч е с ко го ,

н р а в с т в е н н о - п а т р и о т и ч е с ко г о ,

профессионально-ориентированного

воспитания

младших

школьников;

воспитание

нравственных

норм

межличностных

отношений

младших

школьников.

Программа направления «В творческой мастерской»

Художественная деятельность включает в себя различные виды деятельности

(познавательную, оценочную, воспитательную, игровую), которые входят в

нее благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту.

Главной целью программы является не механический труд ради упражнения

рук, не изготовление отдельных занимательных поделок, а формирование

высокого интеллекта и духовности через мастерство.

Ребенок делает первые шаги в мире искусства, от которых зависит глубина

восприятия и приобщения к прекрасному во всех его проявлениях.

Программа направления «Читаем вместе»

На занятии дети знакомятся с произведениями детской художественной

литературы. Получают развитие навыка слушания на основе

целенаправленного восприятия элементов формы и содержания

литературного произведения. Учатся выражать собственное отношение к

тексту.

Игротека

в группе «Внеурочный присмотр за детьми 1-4 классов»

Во

время

обучения

ребенка

в

школе

остро

возникает

проблема

гипокинезии.

Ребенок

попадает

в

ситуацию

резкого

ограничения

его

двигательной

активности,

хотя

потребности

организма

в

движении

возрастают.

Из

всех

факторов

(учебные

и

статические

нагрузки,

новый

коллектив и т.д.) именно статические нагрузки наиболее трудно переносятся

ребенком. Статическое напряжение, обеспечивающее поддержание рабочей

позы

школьника,

приводит

к

быстрому

утомлению

детского

организма,

падению

работоспособности,

нарушению

деятельности

нервной

системы,

сколиозу.

Для снятия статического напряжения используются подвижные игры на

воздухе, а в классе – малоподвижные и подражательные.

Игры и развлечения

7

п/п

Тема

Примечание

1

Подвижные игры, забавы и развлечения.

В тёплую погоду на воздухе.

Ø Групповые игры (без разделения на команды).

Ø Командные игры.

Ø Игры-эстафеты.

Ø Соревнования-поединки.

Ø Большая игра с малым мячом.

Ø Прыгалки-скакалки.

Ø Забытые игры.

2

Зимой на воздухе.

Ø На снеговой площадке.

Ø

Строительные

игры

из

снега.

«Клуб

ледяных

инженеров».

3

В помещении (в классе, зале)

Ø «Олимпийские игры в комнате».

Ø Подражательные игры.

Ø Весёлые состязания и малоподвижные игры.

Ø Игры за столом.

Режимные моменты внеурочного присмотра и ухода за детьми

понедельник

вторник

среда

Приём детей.

Приём детей.

Приём детей.

Подготовка к обеду.

Обед.

Подготовка к обеду.

Обед.

Подготовка к обеду.

Обед.

Прогулка на свежем

воздухе, экскурсии,

подвижные игры.

Прогулка на свежем

воздухе, экскурсии,

подвижные игры.

Прогулка на свежем

воздухе, экскурсии,

подвижные игры.

8

Беседы, занятия

по интересам.

Беседы, занятия

по интересам.

Беседы, занятия

по интересам.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ

КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЯ

КАЖДОЙ ТЕМЫ

Целевая программа

1 класс (ч)

1.

Основы безопасности жизнедеятельности.

24

2.

Интеллект. Учение. Общение.

24

3.

В творческой мастерской.

24

4.

Читаем вместе.

24

9



В раздел образования