Напоминание

"Музыка звучит в литературе"


Автор: Ефимова Ольга Борисовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Сош №12 имени Героя Советского Союза Черновского Семена Александровича"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музыка звучит в литературе"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: «Музыка как главный герой в баснях»,

«Музыка звучит в литературе».

Вступительное слово:

- Ребята сегодня мы познакомимся с вами и узнаем, что музыка может быть не только главным

героем в стихотворениях, сказках, но и в баснях.

Очень

часто

так

происходит,

что

музыка

становится

главным

героем

в

литературных

произведениях.

- А что значит главный герой? (Это главное действующее лицо).

Посмотрите, мы видим список басен (на доске записать басни).

- А назовите мне басни, в которых звучит музыка.

Слон и Моська, Скворец,

Кукушка и петух, Свинья под дубом,

Лебедь, щука и рак, Волки ягненок,

Осел и соловей, Квартет.

Это басни где музыка является главным героем, т.е. главным действующим лицом.

- Что общее в этих баснях? (музыка и автор)

- А кто автор этих басен? (Портрет)

Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов.

Да, но не все знают, что он еще и был неплохим музыкантом. И больше всего он любил играть в

квартете.

- А кто знает, что означает квартет? (интервал кварта, 4 музыкальных исполнителя)

- Сейчас мы с вами слушаем замечательную басню «Квартет» (слушание басни № 1)

- На каких инструментах играли музыканты?

2 скрипки: Прима и втора (прима – первая, втора – вторая)

2 виолончели: альт, бас (по звучанию низкий регистр)

- Какие это все инструменты? (струнные, струнный квартет)

- Получился квартет у музыкантов? (нет)

- Почему? (умение, слух, терпение)

Этот квартет не удался, а мы сейчас послушаем квартет, который исполняют настоящие музыканты.

И написал этот квартет Русский композитор Александр Порфирьевич Бородин (Портрет).

Родился

1833

1887

гг.

Хотя

музыка

не

была

основной

его

профессией,

он

был

так

же

талантливым ученым-химиком.

Даже во время лекций на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями

новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. А иногда

покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и тогда неслись по коридору стройные и

чудесные звуки его волшебной музыки.

(слушание квартет № 2 А.П. Бородина)

- Какая музыка по характеру? (нежная, ласковая, трепетная, тихая …)

- Это произведение он посвятил своей жене, которую он очень любил.

Сравниваем 2 квартета. Общее (инструменты)

Разное (музыка, музыканты-профессионалы)

А сейчас исполняем песню «Волшебный смычок».

В ней тоже поется о струнном инструменте? (скрипка).

Исполнение песни (можно разделить детей по ролям).

Можно использовать песни: «Песня о колоколах» Е. Крылатов и т.д.

Итог:

- Если бы не было музыки, что стало бы с литературой?

- Появились ли бы басни о музыке и музыкантах?

- Почему?

- В основе литературных произведений главным героем является музыка.



В раздел образования