Автор: Бякова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №223"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по ПДД "Мы –пассажиры" для детей старшей группы.
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по ПДД «Мы –пассажиры»
для детей старшей группы.
Цель: воспитание культуры поведения в транспорте, на проезжей части.
Задачи: - продолжать закреплять знания детей о понятии «пассажир», «водитель»;
- закреплять знания детей о дорожных знаках «Место остановки автобуса и (или)
троллейбуса», «Место остановки трамвая»;
- продолжать знакомить с правилами поведения в общественном транспорте;
- воспитывать вежливое отношение друг к другу.
Материалы и оборудование: детские стульчики, изображающие салон автобуса,2-3
стойки с дорожными знаками «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»,
«Место остановки трамвая»; 2-3 стойки с другими дорожными знаками; картинки с
изображением ситуации в транспорте; коробка с вырезанным отверстием,
изображающий гараж, игрушечный автобус, рули, картинка с изображением остановки
автобуса в соответствии с правилами, 2-3 картинки, где автобус остановился не по
правилам, например, на пешеходном переходе, на повороте и др., круги красного и
зелёного цветов, детали автобуса из цветной бумаги, клей, кисточки, альбомный лист
формата А3.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мне загадали загадку, но я не знаю ответа. Может, вы мне
поможете?
-Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Дети: высказывают свои предложения.
Воспитатель: В нашем «гараже» (показывает коробку с закрытыми «воротами»)
находится ответ на загадку. Мы откроем ворота и проверим, отгадали или нет. Ребёнок
достаёт из коробки игрушку автобуса.
Воспитатель: Для чего нужен людям автобус (трамвай)? А как вы думаете, может ли
водитель автобуса (трамвая) останавливаться там, где захочет? (ответы детей).
Воспитатель: Конечно, нет. Автобус (трамвай) останавливается в специально
отведённых для остановок местах, которые обозначаются определёнными знаками.
Кто мне напомнит эти знаки? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, это знаки - «Место остановки автобуса и (или)
троллейбуса», «Место остановки трамвая» (показывает знак). Напомню, что эти знаки
прямоугольной формы синего цвета, на белом фоне изображён автобус (трамвай).
Воспитатель: А сейчас поиграем в водителей автобусов.
Подвижная игра «Водители». Детям раздаются рули, в разных местах группы
устанавливаются стойки с дорожными знаками «Место остановки автобуса и (или)
троллейбуса». Дети – водители едут, по сигналу подъезжают к знаку остановки
автобуса. Если ребёнок остановился не там, где положено, обсуждают, что он нарушил.
Игра проводится 2-3 раза, можно менять знаки местами.
Воспитатель: Молодцы, все водители останавливались на остановках. Как вы
думаете, автобус может останавливаться на проезжей части. Почему нет? (дети
размышляют, объясняют свои предположения)
- Если автобус остановился на проезжей части, он будет мешать мимо проезжавшему
транспорту, а так же пассажиры могут подвергнуться опасности. Что может произойти
с пассажирами? (ответы детей)
Дидактическая игра «Водитель на остановке». На доске выставляется несколько
картинок, где нарисован автобус на остановке, на проезжей части, на пешеходном
переходе, перед поворотом и др. Предложить детям найти картинку, где автобус
остановился по правилам. Объяснить свой выбор.
Воспитатель: А сейчас, мы поедим в автобусе. Как называют людей, которые едут в
автобусе? (Пассажиры). Поэтому автобус называется каким транспортом?
(пассажирским, общественным).
- А кто еще должен находиться в автобусе? (Водитель)
- Тогда надо нам выбрать водителя. (Ребёнок- водитель занимает место «за рулём»).
- А каким должен быть водитель? (внимательным, вежливым и др.)
- А каким должен бать пассажир? (воспитанным, вежливым, добрым, культурным и
др.)
- Проходите в автобус и занимайте места. (Стульчики расставлены в два ряда, дети
занимают свои места)
- Отправляемся в путь. Пока мы едем, поиграем в игру «Можно-нельзя»:
1. Разговаривать с водителем во время движения….
2. Ходить по автобусу во время движения….
3. Выглядывать в окно, когда автобус едет…
4. В автобусе громко разговаривать, кричать…
5. В автобусе вести себя спокойно…
6. Становиться ногами на сиденье…
7. Играть и прыгать на остановке… и др.
Воспитатель: Молодцы, вы знаете правила поведения в общественном транспорте.
Всегда их соблюдаете! Мы подъезжаем к остановке. Правило: выходить из
транспортного средства необходимо после его полной остановки.
Физкультминутка.
С утра, перед дорогою 15 раз подряд, (ходьба на месте)
Ворона- мама строгая –учила воронят:
Проезжая часть не тропинка, проезжая часть не канава (повороты вправо, влево)
Сперва смотри на лево, потом смотри направо.
А в травке за обочиной заняться по прыжкам, (прыжки на месте)
Кузнечик озабоченно твердит своим сынкам:
Проезжая часть не тропинка, проезжая часть не канава (повороты вправо, влево)
Сперва смотри на лево, потом смотри направо
Сказать мне больше нечего, для всех один закон (плечи вверх-вниз)
Для кошек и кузнечиков, людей, кротов, ворон.
Быть очень осторожными, чтоб нас не огорчать, (хлопки в ладоши)
И правила дорожные как следует учить:
Проезжая часть не тропинка, проезжая часть не канава (повороты вправо, влево)
Сперва смотри на лево, потом смотри направо.
Воспитатель: Размялись? Молодцы. А теперь, чтобы закрепить ваши знания о
правилах поведения в общественном транспорте внимательно рассмотрите картинки и
ответьте, так должно быть или нет и почему? (Детям предлагается взять круги
зелёного и красного цветов. Если на картинке ситуация, как правильно себя вести в
общественном транспорте- поднять зелёный круг, если нет- красный).
Воспитатель: показывает картинки с изображением различных ситуаций, например:
-Ребёнок ногами встал на сиденье;
- Два мальчика в транспорте щёлкают семечки;
- Мальчик в транспорте ест мороженое;
- Мальчик уступает место пожилому человеку и др. (Здесь воспитателю следует
пояснить, что людям престарелого возраста, женщинам с детьми необходимо
уступать место в пассажирском транспорте. Но! Это должен сделать взрослый, а
не ребёнок. Необходимо попросить взрослого (родителя или другого взрослого
пассажира), чтобы тот уступил место пожилому человеку)
Дети объясняют ситуацию, делают выводы.
Воспитатель: Вот мы и приехали в детский сад. А сейчас, ребята, выполним все
вместе аппликацию «Автобус», на котором ехали.
Воспитатель: Вот, такие замечательные автобусы у нас получились. Давайте,
вспомним, что нового вы узнали. (Ответы детей. Дети делятся впечатлениями.)