Напоминание

"Антонимы"


Автор: Белоусова Илиза Фанисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "АСОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: с.Актаныш, Актанышский район Республика Татарстан
Наименование материала: Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС
Тема: "Антонимы"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Технологическая карта урока

Учитель: Белоусова И.Ф.

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема

Антонимы

Цель

«Открытие» нового знания по теме «Антонимы»

Задачи

Образовательные:

уточнить понятие «антонимы»; выяснить роль антонимов в речи;

использовать антонимы при описании изображённого на рисунке;

находить антонимы в тексте;

подбирать антонимы к указанным словам, акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время

подбора антонимов;

познакомить со словарями антонимов;

Развивающие: развивать и совершенствовать коммуникативную, лингвистическую компетенции; навыки

самоорганизации и саморазвития, мышление, рефлексию;

Воспитательные: вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения, воспитывать

любовь к родному языку

УУД

Личностные

УУД:

формирование

ответственного отношения

к

учению,

познавательной

деятельности,

желание

приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознание эстетической ценности русского языка;

уважительное отношение к лексическим запасам языка и стремление к речевому самосовершенствованию;

Регулятивные УУД:

формулировать

тему

и

цель

урока;

высказывать

предположения

на

основе

наблюдений;

самостоятельно

составлять

план

решения

учебной

проблемы;

осуществлять

познавательную

и

личностную

рефлексию;

Коммуникативные УУД: свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и слышать других;

быть готовым корректировать свою точку зрения; владеть монологической речью; адекватно использовать речевые

средства для решения коммуникативных задач;

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; сравнивать, обобщать,

строить рассуждения, делать выводы; пользоваться разными видами чтения; извлекать информацию из учебника и

словарей; владеть приёмами отбора и систематизации материала

Планируемые

результаты

Предметные:

знать понятие «антонимы», о назначении словаря антонимов, о роли антонимов в речи;

уметь: подбирать антонимы к указанным словам, использовать антонимы при описании изображённого на рисунке,

находить антонимы в тексте,

Личностные: осознавать роль антонимов в формировании и выражении мыслей и чувств; осознавать эстетическую

ценность русского языка, необходимость владения русским языком для учебной деятельности,

Метапредметные: пользоваться словарём антонимов, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

использовать разные виды чтения для работы с учебной книгой, понимать содержание прочитанного текста, отвечать

на поставленные вопросы; точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Основные понятия

Синонимы, омонимы, антонимы

Межпредметные

связи

Литература, изобразительное искусство

Образовательные

ресурсы

1.Базовый учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская,

М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2013.

2. Т. А.Ладыженская и др. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей

общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. – 144 с.

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выполненная учителем, тестовое задание

Методы

и формы обучения

Деятельностный метод

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Технология

Игровая, исследовательская, проблемное обучение, здоровьесберегающая технология

Ход урока:

№ Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

момент

Приветственное слово учителя:

Заливается звонок,

Он зовёт нас на урок.

Будем все внимательны,

Прилежны и старательны!

- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку,

определение отсутствующих, организация внимания

учащихся).

Приветствуют учителя, делают

записи в тетрадях

УУД:

личностные,

коммуникативные.

Цель – создание

доброжелательной

атмосферы, мотивация

на учёбу, создание

ситуации успеха.

2

Актуализация

знаний

Слайд №1. Задание:

Одним словом вы должны дать определение кодовых слов по

теме «Лексика».

1. Словарный состав языка — это ...

2. То, что обозначает слово - это его...

3. Кроме лексического значения, слово имеет ...

4. Слова, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют

разное лексическое значение, - ...

5. Слова, имеющие одно и то же значение и принадлежащие

к одной и той же части речи, -….

6. Однокоренные слова, похожие по звучанию, но различные

по значению.

Самостоятельно записывают

слова, а затем осуществляют

самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные (контроль,

коррекция знаний).

3.

Введение в тему

Слайд №2

- Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и

для ваших наблюдений предлагается притча о добре и зле:

Добро и зло с далеких пор

Ведут свой древний, давний спор,

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле.

- О каких двух понятиях идёт речь в этом стихотворении?

(Добро и зло.)

– Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?

(Они противоположны по смыслу).

Дети находят антонимы в

тексте, определяют их значение.

УУД:

Регулятивные (поиск и

выделение

информации).

Предметные (анализ с

целью выделения общих

признаков, сравнение,

построение логического

рассуждения).

Познавательные (умение

строить высказывание,

выражение собственного

мнения).

4.

Определение

темы и целей

урока.

- О каких же словах пойдёт речь на нашем сегодняшнем

уроке? (Противоположных по смыслу или об антонимах).

Слайд №3

В течение урока мы должны ответить на следующие

вопросы:

Антонимы – это … (примеры)

Роль антонимов в речи…

Формулируют тему и цель

урока.

УУД:

Регулятивные

(формулировать тему и

цель урока,

планирование).

Познавательные

(формулирование

проблемы)

5.

Открытие нового

знания.

1. Объяснение новой темы.

Что же это за слова «антонимы»?

Постараемся выяснить и дополнить наши знания.

Рассмотрите рисунок на слайде №4 и закончите начатые

предложения. Подчеркните слова с противоположным

значением. Определите, какой частью речи они являются.

Ребята вышли из дома ранним утром, а возвратятся ---- ---.

Дети определяют значение

каждого слова, находят

различия в значении слов,

делают вывод.

Проблемное объяснение

нового материала.

УУД:

Коммуникативные

(взаимодействие, в ходе

которого выясняются

Петя поднимается в гору, а Коля ----- ------.

Петя идёт тяжело, а Коля ----- -----.

У Пети тёмные волосы, а у Коли ---- -----.

Ответы записываются в тетрадях (вечером, спускается,

легко, светлые).

- Слова эти одной и той же части речи с противоположным

лексическим значением. Эти слова называются антонимами.

ВЫВОД: Антонимы делают нашу речь выразительной,

яркой, сочной, многообразной. Особенно они нужны людям

творческих профессий. Кому? (Писателям, художникам,

музыкантам, актерам)

значения слов, признаки

антонимов.

Познавательные

(наблюдение, поиск

информации).

2. Работа с текстом учебника.

Посмотрим теперь, как учебник даёт определение

антонимов (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов др. Русский

язык 5 класс: п. 69, с. 166-167)

Слайд №5

3. Анализ терминов.

Антонимы – (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») —

это слова одной части речи, различные по звучанию и

написанию, имеющие прямо противоположные лексические

значения.

-В каком термине нам встречалась вторая часть этого слова?

(Синоним)

По-гречески часть «ним» означает «имя».

Греческая приставка АНТИ - встречается во многих словах:

антивирус, антибиотики, антиквар, антипатия, антитеза.

Читают теоретический

материал в учебнике, делают

выводы.

Познавательные

(наблюдение, поиск

информации).

6.

Закрепление

знания

- Все, что происходит в нашей жизни, нашло отражение в

языке.

Появление

антонимов

в

речи

неслучайно.

Еще

издавна

народ

обратил

внимание

на

противоположные

явления, признаки, действия, понятия (зима – лето, день –

ночь…). На противопоставлении построены многие жанры

фольклора, в том числе пословицы. В этом мы убедимся,

выполнив следующее упражнение.

1. Предлагает выполнить упр. 370 ( по заданию)

Спишите пословицы и подчеркните в них антонимы.

Объясните постановку запятой перед союзом а.

1.Учен(?)е – свет, а неучен(?) – тьма. 2. Мя…ко стелет, да

жёс(?)ко спать. 3.В глаза (не)хв…ли, а за глаза (не)кори.

4. Сытый голодного (не)разумеет. 5. За маленьким погнался,

а б…льшое пот…рял. 6. Меньше г…вори, а больше делай.

( Ученье – свет, а неученье – тьма. Мягко стелет, да жёстко

спать. В глаза не хвали, а за глаза не кори. Сытый голодного

не разумеет. За маленьким погнался, а большое потерял.

Меньше говори, а больше делай.)

Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её

в листе самооценки.

Выполняют задание

(коллективная работа, по

желанию – самостоятельно с

последующей самопроверкой).

Предметные

Познавательные

(общеучебные действия)

Регулятивные

(контроль)

3. Проблемное задание.

Работа в группах.

- Отметьте галочкой номера предложений, с которыми вы

встречаетесь на уроках:

литературы (1 группа),

биологии (2 группа),

математики (3группа)

Допишите эти предложения, добавив антонимы

(подчеркните антонимы):

Разбиваются на группы,

получают карточки с

заданиями, выполняют задание,

один из группы отвечает.

.

Коммуникативные

(умение высказывать и

отстаивать свою точку

зрения)

Познавательные (поиск

информации)

Регулятивные (анализ

предложений)

1. Ласточка день начинает, а соловей …

2. В первом примере поставьте плюс, а во втором поставьте

3. В сказках добро побеждает …

4. У прямоугольника длина больше, чем …

5. Баобаб – большое дерево, а карликовая береза – дерево ..

6. Пойдешь налево – коня потеряешь, пойдешь … – смерть

найдешь.

7. Трудно в ученье, ….. в бою.

8. В России климат холодный, а в Африке…

- Проверим работу ( Слайд №6 ).

- Итак, мы увидели, как широко применение антонимов в

речи.

Обобщение:

Что такое антонимы?

Какими частями речи они выражаются?

Какую роль играют в речи ?

Все ли части речи могут иметь антонимы?

- Не имеют антонимов числительные, имена собственные,

местоимения.

Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в

листе самооценки

-Урок мы с вами начали чтением притчи о добре и зле.

-Чтобы подробнее узнать значение слов добро и зло, мы

обратимся к словарю.

- Вы уже знакомы с различными словарями: толковым,

орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов.

Существует и словарь антонимов

Знакомство со «Словарём антонимов русского языка”

М.Р.Львова. В нем собраны наиболее употребляемые

антонимы, объединенные в пары. В словарных статьях

раскрывается значение антонимов, приводятся примеры из

произведений художественной литературы, показывающие

употребление антонимов. Как и в любом словаре, слова в

нем расположены в алфавитном порядке. Вот так выглядит

словарная статья в этом словаре.

(Слайд № 7)

Добрый – злой

Добрый – относящийся к людям с расположением,

проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь,

отзывчивый.

Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности,

злобы.

- Вот вы узнали о новом словаре, давайте поработаем с ним.

- Итак, мы знаем, что такое антонимы, умеем находить и

подбирать их, находить в словаре, знаем о широком

употреблении их в речи.

Рассматривают словари.

Находят антонимы, объясняют

их значения.

Познавательные

7.

Включение в

систему знаний и

повторение

Задания:

Подберите антонимы к прилагательным (слайд № 8). В

случае затруднения обращайтесь к словарю.

Проверим. Слайд №9

- Что удивило?

- Почему такое возможно?

- Что нового вы узнали об антонимах, выполняя это задание?

(У многозначных слов может быть несколько

антонимов)

Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в

листе самооценки.

2.Работа в парах. Устно исправьте ошибки ребят, сделанные

при составлении антонимических пар. Дидактический

материал на столе учащихся.

Умный – глупец, книга – тетрадь, подниматься – спуск.

Умный – глупый, подниматься – спускаться.

- Чего не учли ребята? (Антонимы – слова одной и той

же части речи. Слова «тетрадь» и «книга» не являются

антонимами, потому что обозначают конкретные

понятия)

Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в

листе самооценки.

Выполняют задание,

предложенное учителем

Самопроверка выполненной

работы.

Познавательные:

(использование знако-

символических средств)

Регулятивные

(контроль)

Коммуникативные

(выражение своих

мыслей с достаточной

полнотой и точностью)

8

Физминутка

- Ребята, сейчас мы проведём физкультминутку. А

некоторые ребята в это время

Ручки вместе, ручки врозь.

Глазки прямо, глазки вкось.

Ножки здесь, и ножки там.

Что за шум и что за гам?

- Назовите антонимы в физкультминутке (Вместе-врозь,

прямо-вкось, здесь-там )

-Какой частью речи являются данные слова? ( Наречия)

( Обратите внимание на написание этих слов).

Назовите синонимы. (Шум, гам)

Один из учеников проводит

физкультминутку. Выписывают

из физкультминутки антонимы

и синонимы.

Коммуникативные

9

Закрепление

знаний

(продолжение)

Определение роли антонимов в речи.Творческое задание.

На доске текст:

Какая долгая зима! По угрюмому небу плывут тёмные,

тяжёлые тучи. Тускло светит зимнее солнце. Дует холодный

северный ветер. Длинные ночи, короткие дни.

-Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (О

зиме)

-- Какие слова говорят, что это зима? Подберите к этим

словам антонимы и создайте новый текст.

- Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года

говорится в вашем тексте? (О лете)

- Сделайте вывод: а для чего нам нужны антонимы?

(Антонимы делают нашу речь выразительной, яркой,

сочной, многообразной)

Работают с текстом, делают

выводы.

Коммуникативные

(постановка вопроса)

(умение выражать свои

мысли)

Познавательные

(анализируют текст,

выделяя нужные слова)

Регулятивные

(выделяют и осознают

то, что уже усвоено,

вносят коррективы)

8.

Контроль

усвоения

материала

Один ученик у доски. Распечатанный материал на столах.

Мини-тест

1.Слова одной и той же части речи с противоположным

лексическим значением:

а) омонимы

б) синонимы

в) антонимы

2.Найдите лишнее слово:

а) большой

б) маленький

в) тяжёлый

3.Найдите антоним к слову печаль

а) грусть

б) горесть,

в) радость

4. Укажите антоним к слову добрый:

а) грустный

б) злой

в) глупый

Оцениваем свою работу на данном этапе. ( Слайд №10)

Участвуют в тестировании.

Проводят самоанализ и

взаимопроверку.

Регулятивные (контроль,

коррекция, оценка)

9.

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует

работу учащихся на уроке.

Воспринимают информацию.

Оценивают свою работу на

уроке.

Регулятивные

(самооценка)

Личностные

(самоопределение,

нравственно-

эстетическое

оценивание)

10.

Рефлексия

Слайд №11

1. Какую цель мы ставили сегодня на уроке? Удалось ли её

достичь?

2. Что осталось непонятным?

3. Что показалось самым трудным?

Рефлексируют. Выражают

личное отношение к процессу и

результатам урока.

Познавательные

(рефлексия

деятельности)

Регулятивные (контроль

4. напишите синквейн по теме урока.

4. Где можно применить новое знание?

Оцениваем свою работу на уроке. Фиксируем её в листе

самооценки.

Учитель оценивает работу учащихся

Пишут синквейн.

Оценивают свою работу на

уроке

и оценка процесса и

результатов

деятельности)

Личностные

(самоопределение,

самооценка)

Коммуникативные

(выражение своих

мыслей с достаточной

полнотой и точностью)

Личностные (адекватное

понимание причин

успехе/неуспеха в

учебной деятельности)

8.

Домашнее

задание

Слайд №12

Дифференцированное домашнее задание:

для слабых:

1.§ 69, упр. 372 (подобрать антонимы к указанным словам).

2.Вспомнить и записать 10 пословиц, в которых

используются антонимы.

для сильных:

Найдите языковые и контекстуальные антонимы в газетных

заголовках и отрывках из статей. Перепишите.

Записывают домашнее задание

(по выбору)

Личностные



В раздел образования