Автор: Белоусова Илиза Фанисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "АСОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: с.Актаныш, Актанышский район Республика Татарстан
Наименование материала: Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС
Тема: "Антонимы"
Раздел: среднее образование
Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС
Технологическая карта урока
Учитель: Белоусова И.Ф.
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема
Антонимы
Цель
«Открытие» нового знания по теме «Антонимы»
Задачи
Образовательные:
уточнить понятие «антонимы»; выяснить роль антонимов в речи;
использовать антонимы при описании изображённого на рисунке;
находить антонимы в тексте;
подбирать антонимы к указанным словам, акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время
подбора антонимов;
познакомить со словарями антонимов;
Развивающие: развивать и совершенствовать коммуникативную, лингвистическую компетенции; навыки
самоорганизации и саморазвития, мышление, рефлексию;
Воспитательные: вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения, воспитывать
любовь к родному языку
УУД
Личностные
УУД:
формирование
ответственного отношения
к
учению,
познавательной
деятельности,
желание
приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к лексическим запасам языка и стремление к речевому самосовершенствованию;
Регулятивные УУД:
формулировать
тему
и
цель
урока;
высказывать
предположения
на
основе
наблюдений;
самостоятельно
составлять
план
решения
учебной
проблемы;
осуществлять
познавательную
и
личностную
рефлексию;
Коммуникативные УУД: свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и слышать других;
быть готовым корректировать свою точку зрения; владеть монологической речью; адекватно использовать речевые
средства для решения коммуникативных задач;
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; сравнивать, обобщать,
строить рассуждения, делать выводы; пользоваться разными видами чтения; извлекать информацию из учебника и
словарей; владеть приёмами отбора и систематизации материала
Планируемые
результаты
Предметные:
знать понятие «антонимы», о назначении словаря антонимов, о роли антонимов в речи;
уметь: подбирать антонимы к указанным словам, использовать антонимы при описании изображённого на рисунке,
находить антонимы в тексте,
Личностные: осознавать роль антонимов в формировании и выражении мыслей и чувств; осознавать эстетическую
ценность русского языка, необходимость владения русским языком для учебной деятельности,
Метапредметные: пользоваться словарём антонимов, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
использовать разные виды чтения для работы с учебной книгой, понимать содержание прочитанного текста, отвечать
на поставленные вопросы; точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Основные понятия
Синонимы, омонимы, антонимы
Межпредметные
связи
Литература, изобразительное искусство
Образовательные
ресурсы
1.Базовый учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская,
М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2013.
2. Т. А.Ладыженская и др. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. – 144 с.
Оборудование
Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, выполненная учителем, тестовое задание
Методы
и формы обучения
Деятельностный метод
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Технология
Игровая, исследовательская, проблемное обучение, здоровьесберегающая технология
Ход урока:
№ Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1.
Организационный
момент
Приветственное слово учителя:
Заливается звонок,
Он зовёт нас на урок.
Будем все внимательны,
Прилежны и старательны!
- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку,
определение отсутствующих, организация внимания
учащихся).
Приветствуют учителя, делают
записи в тетрадях
УУД:
личностные,
коммуникативные.
Цель – создание
доброжелательной
атмосферы, мотивация
на учёбу, создание
ситуации успеха.
2
Актуализация
знаний
Слайд №1. Задание:
Одним словом вы должны дать определение кодовых слов по
теме «Лексика».
1. Словарный состав языка — это ...
2. То, что обозначает слово - это его...
3. Кроме лексического значения, слово имеет ...
4. Слова, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют
разное лексическое значение, - ...
5. Слова, имеющие одно и то же значение и принадлежащие
к одной и той же части речи, -….
6. Однокоренные слова, похожие по звучанию, но различные
по значению.
Самостоятельно записывают
слова, а затем осуществляют
самоанализ и взаимопроверку.
Регулятивные (контроль,
коррекция знаний).
3.
Введение в тему
Слайд №2
- Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и
для ваших наблюдений предлагается притча о добре и зле:
Добро и зло с далеких пор
Ведут свой древний, давний спор,
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле.
- О каких двух понятиях идёт речь в этом стихотворении?
(Добро и зло.)
– Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?
(Они противоположны по смыслу).
Дети находят антонимы в
тексте, определяют их значение.
УУД:
Регулятивные (поиск и
выделение
информации).
Предметные (анализ с
целью выделения общих
признаков, сравнение,
построение логического
рассуждения).
Познавательные (умение
строить высказывание,
выражение собственного
мнения).
4.
Определение
темы и целей
урока.
- О каких же словах пойдёт речь на нашем сегодняшнем
уроке? (Противоположных по смыслу или об антонимах).
Слайд №3
В течение урока мы должны ответить на следующие
вопросы:
Антонимы – это … (примеры)
Роль антонимов в речи…
Формулируют тему и цель
урока.
УУД:
Регулятивные
(формулировать тему и
цель урока,
планирование).
Познавательные
(формулирование
проблемы)
5.
Открытие нового
знания.
1. Объяснение новой темы.
Что же это за слова «антонимы»?
Постараемся выяснить и дополнить наши знания.
Рассмотрите рисунок на слайде №4 и закончите начатые
предложения. Подчеркните слова с противоположным
значением. Определите, какой частью речи они являются.
Ребята вышли из дома ранним утром, а возвратятся ---- ---.
Дети определяют значение
каждого слова, находят
различия в значении слов,
делают вывод.
Проблемное объяснение
нового материала.
УУД:
Коммуникативные
(взаимодействие, в ходе
которого выясняются
Петя поднимается в гору, а Коля ----- ------.
Петя идёт тяжело, а Коля ----- -----.
У Пети тёмные волосы, а у Коли ---- -----.
Ответы записываются в тетрадях (вечером, спускается,
легко, светлые).
- Слова эти одной и той же части речи с противоположным
лексическим значением. Эти слова называются антонимами.
ВЫВОД: Антонимы делают нашу речь выразительной,
яркой, сочной, многообразной. Особенно они нужны людям
творческих профессий. Кому? (Писателям, художникам,
музыкантам, актерам)
значения слов, признаки
антонимов.
Познавательные
(наблюдение, поиск
информации).
2. Работа с текстом учебника.
Посмотрим теперь, как учебник даёт определение
антонимов (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов др. Русский
язык 5 класс: п. 69, с. 166-167)
Слайд №5
3. Анализ терминов.
Антонимы – (греч. αντί- «против» + όνομα «имя») —
это слова одной части речи, различные по звучанию и
написанию, имеющие прямо противоположные лексические
значения.
-В каком термине нам встречалась вторая часть этого слова?
(Синоним)
По-гречески часть «ним» означает «имя».
Греческая приставка АНТИ - встречается во многих словах:
антивирус, антибиотики, антиквар, антипатия, антитеза.
Читают теоретический
материал в учебнике, делают
выводы.
Познавательные
(наблюдение, поиск
информации).
6.
Закрепление
знания
- Все, что происходит в нашей жизни, нашло отражение в
языке.
Появление
антонимов
в
речи
неслучайно.
Еще
издавна
народ
обратил
внимание
на
противоположные
явления, признаки, действия, понятия (зима – лето, день –
ночь…). На противопоставлении построены многие жанры
фольклора, в том числе пословицы. В этом мы убедимся,
выполнив следующее упражнение.
1. Предлагает выполнить упр. 370 ( по заданию)
Спишите пословицы и подчеркните в них антонимы.
Объясните постановку запятой перед союзом а.
1.Учен(?)е – свет, а неучен(?) – тьма. 2. Мя…ко стелет, да
жёс(?)ко спать. 3.В глаза (не)хв…ли, а за глаза (не)кори.
4. Сытый голодного (не)разумеет. 5. За маленьким погнался,
а б…льшое пот…рял. 6. Меньше г…вори, а больше делай.
( Ученье – свет, а неученье – тьма. Мягко стелет, да жёстко
спать. В глаза не хвали, а за глаза не кори. Сытый голодного
не разумеет. За маленьким погнался, а большое потерял.
Меньше говори, а больше делай.)
Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её
в листе самооценки.
Выполняют задание
(коллективная работа, по
желанию – самостоятельно с
последующей самопроверкой).
Предметные
Познавательные
(общеучебные действия)
Регулятивные
(контроль)
3. Проблемное задание.
Работа в группах.
- Отметьте галочкой номера предложений, с которыми вы
встречаетесь на уроках:
литературы (1 группа),
биологии (2 группа),
математики (3группа)
Допишите эти предложения, добавив антонимы
(подчеркните антонимы):
Разбиваются на группы,
получают карточки с
заданиями, выполняют задание,
один из группы отвечает.
.
Коммуникативные
(умение высказывать и
отстаивать свою точку
зрения)
Познавательные (поиск
информации)
Регулятивные (анализ
предложений)
1. Ласточка день начинает, а соловей …
2. В первом примере поставьте плюс, а во втором поставьте
…
3. В сказках добро побеждает …
4. У прямоугольника длина больше, чем …
5. Баобаб – большое дерево, а карликовая береза – дерево ..
6. Пойдешь налево – коня потеряешь, пойдешь … – смерть
найдешь.
7. Трудно в ученье, ….. в бою.
8. В России климат холодный, а в Африке…
- Проверим работу ( Слайд №6 ).
- Итак, мы увидели, как широко применение антонимов в
речи.
Обобщение:
Что такое антонимы?
Какими частями речи они выражаются?
Какую роль играют в речи ?
Все ли части речи могут иметь антонимы?
- Не имеют антонимов числительные, имена собственные,
местоимения.
Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в
листе самооценки
-Урок мы с вами начали чтением притчи о добре и зле.
-Чтобы подробнее узнать значение слов добро и зло, мы
обратимся к словарю.
- Вы уже знакомы с различными словарями: толковым,
орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов.
Существует и словарь антонимов
Знакомство со «Словарём антонимов русского языка”
М.Р.Львова. В нем собраны наиболее употребляемые
антонимы, объединенные в пары. В словарных статьях
раскрывается значение антонимов, приводятся примеры из
произведений художественной литературы, показывающие
употребление антонимов. Как и в любом словаре, слова в
нем расположены в алфавитном порядке. Вот так выглядит
словарная статья в этом словаре.
(Слайд № 7)
Добрый – злой
Добрый – относящийся к людям с расположением,
проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь,
отзывчивый.
Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности,
злобы.
- Вот вы узнали о новом словаре, давайте поработаем с ним.
- Итак, мы знаем, что такое антонимы, умеем находить и
подбирать их, находить в словаре, знаем о широком
употреблении их в речи.
Рассматривают словари.
Находят антонимы, объясняют
их значения.
Познавательные
7.
Включение в
систему знаний и
повторение
Задания:
Подберите антонимы к прилагательным (слайд № 8). В
случае затруднения обращайтесь к словарю.
Проверим. Слайд №9
- Что удивило?
- Почему такое возможно?
- Что нового вы узнали об антонимах, выполняя это задание?
(У многозначных слов может быть несколько
антонимов)
Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в
листе самооценки.
2.Работа в парах. Устно исправьте ошибки ребят, сделанные
при составлении антонимических пар. Дидактический
материал на столе учащихся.
Умный – глупец, книга – тетрадь, подниматься – спуск.
Умный – глупый, подниматься – спускаться.
- Чего не учли ребята? (Антонимы – слова одной и той
же части речи. Слова «тетрадь» и «книга» не являются
антонимами, потому что обозначают конкретные
понятия)
Оцениваем свою работу на данном этапе. Фиксируем её в
листе самооценки.
Выполняют задание,
предложенное учителем
Самопроверка выполненной
работы.
Познавательные:
(использование знако-
символических средств)
Регулятивные
(контроль)
Коммуникативные
(выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью)
8
Физминутка
- Ребята, сейчас мы проведём физкультминутку. А
некоторые ребята в это время
Ручки вместе, ручки врозь.
Глазки прямо, глазки вкось.
Ножки здесь, и ножки там.
Что за шум и что за гам?
- Назовите антонимы в физкультминутке (Вместе-врозь,
прямо-вкось, здесь-там )
-Какой частью речи являются данные слова? ( Наречия)
( Обратите внимание на написание этих слов).
Назовите синонимы. (Шум, гам)
Один из учеников проводит
физкультминутку. Выписывают
из физкультминутки антонимы
и синонимы.
Коммуникативные
9
Закрепление
знаний
(продолжение)
Определение роли антонимов в речи.Творческое задание.
На доске текст:
Какая долгая зима! По угрюмому небу плывут тёмные,
тяжёлые тучи. Тускло светит зимнее солнце. Дует холодный
северный ветер. Длинные ночи, короткие дни.
-Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (О
зиме)
-- Какие слова говорят, что это зима? Подберите к этим
словам антонимы и создайте новый текст.
- Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года
говорится в вашем тексте? (О лете)
- Сделайте вывод: а для чего нам нужны антонимы?
(Антонимы делают нашу речь выразительной, яркой,
сочной, многообразной)
Работают с текстом, делают
выводы.
Коммуникативные
(постановка вопроса)
(умение выражать свои
мысли)
Познавательные
(анализируют текст,
выделяя нужные слова)
Регулятивные
(выделяют и осознают
то, что уже усвоено,
вносят коррективы)
8.
Контроль
усвоения
материала
Один ученик у доски. Распечатанный материал на столах.
Мини-тест
1.Слова одной и той же части речи с противоположным
лексическим значением:
а) омонимы
б) синонимы
в) антонимы
2.Найдите лишнее слово:
а) большой
б) маленький
в) тяжёлый
3.Найдите антоним к слову печаль
а) грусть
б) горесть,
в) радость
4. Укажите антоним к слову добрый:
а) грустный
б) злой
в) глупый
Оцениваем свою работу на данном этапе. ( Слайд №10)
Участвуют в тестировании.
Проводят самоанализ и
взаимопроверку.
Регулятивные (контроль,
коррекция, оценка)
9.
Итог урока
Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует
работу учащихся на уроке.
Воспринимают информацию.
Оценивают свою работу на
уроке.
Регулятивные
(самооценка)
Личностные
(самоопределение,
нравственно-
эстетическое
оценивание)
10.
Рефлексия
Слайд №11
1. Какую цель мы ставили сегодня на уроке? Удалось ли её
достичь?
2. Что осталось непонятным?
3. Что показалось самым трудным?
Рефлексируют. Выражают
личное отношение к процессу и
результатам урока.
Познавательные
(рефлексия
деятельности)
Регулятивные (контроль
4. напишите синквейн по теме урока.
4. Где можно применить новое знание?
Оцениваем свою работу на уроке. Фиксируем её в листе
самооценки.
Учитель оценивает работу учащихся
Пишут синквейн.
Оценивают свою работу на
уроке
и оценка процесса и
результатов
деятельности)
Личностные
(самоопределение,
самооценка)
Коммуникативные
(выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью)
Личностные (адекватное
понимание причин
успехе/неуспеха в
учебной деятельности)
8.
Домашнее
задание
Слайд №12
Дифференцированное домашнее задание:
для слабых:
1.§ 69, упр. 372 (подобрать антонимы к указанным словам).
2.Вспомнить и записать 10 пословиц, в которых
используются антонимы.
для сильных:
Найдите языковые и контекстуальные антонимы в газетных
заголовках и отрывках из статей. Перепишите.
Записывают домашнее задание
(по выбору)
Личностные