Автор: Койнова Галина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО "Троицкий Дом детского творчества"
Населённый пункт: п.Троицкий, Талицкого района, Свердловской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературно-музыкальная инсценировка по стихам С.В.Михалкова "Дело было вечером"
Раздел: дополнительное образование
ДЕЛО БЫЛО ВЕЧЕРОМ
( ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНСЦЕНИРОВКА ПО СТИХАМ
С.В.МИХАЛКОВА)
Цель:
Эстетическое воспитание детей средствами литературы.
Задачи: формировать заинтересованность детей к творчеству писателя
С.В.Михалкова; поощрять творческое проявление в работе над инсценировкой;
развивать артистические способности; воспитывать положительные качества.
Ход:
-- Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
ПЕСНЯ « ЕСЛИ ДРУГ НЕ СМЕЕТСЯ» (1 куплет)
---- А у меня в кармане гвоздь. А у вас?
----- А у нас сегодня гость. А у вас?
----- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят…( испуганно) Ой…Кто это?
( На сцену выходит дядя Степа)
----- В доме восемь, дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча.
Д.Степа: ( отдавая честь)
По фамилии Степанов
И по имени Степан…
ВСЕ ( хором):
Из районных великанов
Самый главный великан!
---- Уважали дядю Степу
За такую высоту.
Шел с работы дядя Степа-
Видно было за версту.
Лихо мерили шаги
Две огромные ноги…
Д.Степа: ( со вздохом, показывая ботинки)
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.
( д.Степа садится, ребята пристраиваются возле него. Он надевает свою
фуражку одному из ребят)
----- Все любили дядю Степу,
Уважали дядю Степу:
Был он самым лучшим другом
Всех ребят со всех дворов
----- Он домой спешит с Арбата.
- Как живешь? – кричат ребята.
Он чихнет – ребята хором…
Все :( хором) Дядя Степа, будь здоров!
Д.Степа: Спасибо. Вообще то я редко чихаю. Здоровый образ жизни.
----- А как это?
ИНСЦЕНИРОВКА ПЕСНИ ПРО ЗАРЯДКУ(эй, лежебоки…)
( Все дети рассаживаются, д.Степа замечает, что одна из девочек стоит –
места не хватило)
Д.Степа ( Хулигану): А ну кА, друг, встань!
Хулиган: Чего это?
Д.Степа: Не видишь – девочка стоит
Хулиган: Так что, девчонке место уступать?
Д.Степа: Обязательно!
Хулиган: Еще чего! Мало того, что каждой бабушке в автобусе место
Уступай, так еще и девчонкам?
Д.Степа ( встает, сажает девочку, хулигана выводит вперед)
А бабушкам, значит, вы место уступаете?
Хулиган: А как же!
Д.Степа: А, так это я не вас видел вчера в трамвае?
ИНСЦЕНИРОВКА СТИХОТВОРЕНИЯ «ШЕЛ ТРАМВАЙ ДЕСЯТЫЙ НОМЕР»
---- (весело) Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо.
Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.
( Появляется бабушка, потоптавшись, «застывает» над сидящим)
Д.С тепа ( угрожающе):
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Николай сидит, скучает
Бабка рядышком стоит.
Николай: Ой, моя остановка! ( быстро вскакивает и убегает, бабушка
наклоняется, чтобы взять сумку, на свободное место тут же впрыгивает
пионер Валентин)
------ Пионеру Валентину
Ехать очень хорошо.
Он сидит на лучшем месте,
Возвращается с катка.
Люди входят и выходят,
Продвига…
Д.Степа:( стряхивает со стула хулигана, усаживает бабушку)
Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать
Но давайте скажем в рифму….
Все: Старость нужно уважать!
( Вперед выходит девочка с плюшевым щенком, нос у него забинтован)
Девочка: А у меня…А у меня…
Д.Степа: Что у тебя случилось?
ПЕСНЯ « Пропала собака»
Девочка: Вот, смотрите ( показывает щенка)
Я сегодня сбилась с ног,
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
---- Может быть, его украли,
На веревке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь заставили?
---- Может он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим,
Заблудился, ищет дом,
Мокнет, бедный, под дождем?
----( д.Степе со страхом) Вдруг какой то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог…
Д.Степа: Кто же это?
Девочка: Мой щенок! Его пчелы покусали – вот я его сразу и не узнала. Он
же в меде вымазался, убежал на улицу- а там его пчелы и учуяли.
Весь укутанный, в постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу-
Я сама его лечу.
Мальчик: (грустно) Тебе хорошо, у тебя хоть собака есть…
Когда мне было восемь лет,
Мечтал я лишь о том,
Чтоб небольшой велосипед
Ко мне вкатился в дом.
Я утром, вечером и днем
Катался бы на нем.
Обидно было мне до слез,
Когда я слышал: — Нет!
С тобой, малыш, и без колес
Не оберешься бед.
О санках я зимой мечтал
И видел их во сне.
А наяву я твердо знал:
Их не подарят мне.
Я редко слышал слово:
«Да!» —
А возражать не смел,
И мне дарили все всегда
Не то, что я хотел:
То — шарф, то — новое
пальто,
То — «музыкальное лото»,
То — Михалкова, то — Барто,
Но это было все не то —
Не то, что я хотел!
Как жаль, что взрослые
подчас
Совсем не понимают нас.
А детство, сами говорят,
Бывает только раз!
(д.Степа подает мальчику игрушечную машинку)
ИНСЦЕНИРОВКА ПЕСНЯ «БИБИКА»
Хвастун: Отстань, Надька, не пойду я в школу!
Д.Степа: Что? В школу не хочешь? А я знаю почему!
Хвастун (хмуро): Что вы знаете?
Д.Степа: А у вас прививку сегодня делают. Ты прививки боишься!
Хвастун (вскакивает): Я?! Боюсь?
Все: (выстраиваются в ряд, хором)
На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это нас!
Хвастун (выходит вперед, как солист):
Я прививки не боюсь: если надо – уколюсь!
Ну, подумаешь, укол; укололи –и пошел..
Это только трус боится на укол идти к врачу.
Лично я, при виде шприца, улыбаюсь и шучу.
(Появляется м/сестра, улыбается, медленно набирает в шприц лекарство)
Хвастун(опасливо косится на м/сестру):
Я вхожу один из первых в медицинский кабинет.
У меня стальные нервы или вовсе нервов нет!
Если кто бы только знал бы, что билеты на футбол
Я охотно променял бы на добавочный укол!..
Медсестра(ласково): На прививку, первый класс!
Все: Вы слыхали? Это нас!
Хвастун: (прислоняется к стене)
Почему я встал у стенки? У меня…дрожат коленки…
( Сползает на пол. М/сестра, улыбаясь , уводит его за ширму. )
Хулиган(жалобно из-за ширмы): Ну, подумаешь, укол…О-о-ё-ёй!
Д.Степа: Ничего страшного. Хвастаться только не надо
( По сцене идут за ручку мальчик с девочкой)
Хулиган: Тили-тили тесто ! Жених и невеста!
( кто то из детей отвешивает ему подзатыльник)
1-я Сплетница:
Мальчик с девочкой дружил,
Мальчик дружбой дорожил.
Как товарищ, как знакомый,
Как приятель, он не раз
Провожал ее до дома,
До калитки в поздний час.
Очень часто с нею вместе
Он ходил на стадион.
И о ней как о невесте
Никогда не думал он.
2-я Сплетница: Ага! А она про него такие желания загадывала!
ПЕСНЯ «ТРИ ЖЕЛАНИЯ»
( Выходит мальчик с большим листом бумаги, карандашами. Ложится на пол, что
то рисует. Ребята подходят к нему и каждый подрисовывает своё)
---- Я карандаш с бумагой взял, нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал, а рядом с ним корову.
--- Направо дождь, налево сад, в саду 15 точек,
Как будто яблоки висят и дождик их не мочит.
--- Я сделал розовым быка, оранжевой дорогу
---Потом под ними облака подрисовал немного.
--- И эти тучи я потом проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром и молния над садом!
---Еще я дождик удлинил – он сразу в сад ворвался,
--- Но, не хватило мне чернил, а карандаш сломался
(мальчик забирается на стул)
--- И я поставил стул на стол, залез как можно выше
И там рисунок приколол…
Хотя он плохо вышел.
--- Совсем и не плохо, очень даже понятно
--- И красиво!
--- И видно всем!
Д.Степа: А главное – вы так дружно его рисовали!
ПЕСНЯ « ДОРОГА К СОЛНЦУ»