Автор: Хисамиева Неля Радиковна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО Детская музыкальная школа
Населённый пункт: город Кизел Пермского края
Наименование материала: сценарий лекции-концерта
Тема: "В стране музыкальных звуков"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» города Кизела Пермского края
Методическая разработка
сценария концерта-лекции для дошкольных учреждений
«В стране музыкальных звуков»
подготовила
преподаватель фортепиано
Хисамиева Неля Радиковна
Кизел, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир звуков богат и разнообразен. Научить ребенка-дошкольника разбираться в
этих звуках, отличать музыкальные и шумовые звуки – вот цель моей лекции.
Данный
конспект
рассказывает
о
красоте
музыкальных
и
шумовых
звуков
и
рассчитан на учащихся образовательных учреждений города в возрасте 5 – 7 лет лет.
Выбор
музыкальных
произведений
был
обусловлен
репертуаром,
который
предложили
преподаватели
школы
для
данного
мероприятия.
Все
произведения
звучали в исполнении разных музыкальных инструментов, что позволяло попутно во
время мероприятия знакомить слушателей и с музыкальными инструментами.
Цель: научить отличать шумовые звуки от музыкальных
Задачи:
- развить художественный вкус слушателей;
- расширить кругозор слушателей и исполнителей;
- воспитать навыки слушания классической музыки;
- воспитать сценическую культуру у учащихся - исполнителей.
Форма проведения: тематический концерт.
Участники: учащиеся ДМШ
Место проведения: зал ДОУ
Время проведения: 30 минут.
Предварительная подготовка:
1.
Подготовка сценария мероприятия.
2.
Репетиции концертных номеров.
3.
Подготовка реквизита.
Необходимое оборудование:
1.
Реквизит для лекции: колокольчик, хрустальный фужер, барабан, игрушечные
лошадка, машинка, молоточек, деревянные ложки.
2.
Музыкальные инструменты.
Ход мероприятия
Добрый день ребята! Меня зовут Неля Радиковна, и пришла я не одна, а с
ребятами с музыкальной школы. Я знаю, что вы любите музыку и музыкальные
занятия. Сегодня у нас будет необычное путешествие. Мы отправимся в страну
веселых звуков.
Вы знаете, что вокруг нас существует много разных звуков. Например, когда вы
идете в детский сад, то вокруг не только видите, но и слышите, как гудят машины,
чирикают птички, шуршат листья, как идут рядом прохожие люди, как капает
дождик. А начнем мы наше занятие с веселой звуковой зарядки.
Давайте-ка ребята встанем вместе
Все ребята дружно, вместе совершаем бег на месте 1-2-3-4-5.
Если в сердце не покой громко топнули ногой 1-2, а другой 3-4.
А теперь ребятки, громко хлопайте в ладоши 1-2-3-4-5.
Вы улыбками со всеми поделитесь! И садитесь.
Ребята, что вы делали на зарядке?
Дети: топали, хлопали, шумели.
Когда вы громко топали и хлопали, мы услышали шум. Давайте на минуту тихо
прислушаемся к миру вокруг нас. Получается мир вокруг нас звучащий. На улице
гудят машины, дует ветерок, шуршат листья, птички чирикают, ходят прохожие
люди. Дома вы слышите, как родители ходят, как мама поет посуду, как вода
льется из крана. Это все звуки шумы.
Шумы это не музыкальные звуки, а шумовые звуки.
Ребята
все
вы
услышали,
как
ваши
ножки
топают,
знаете
ли
вы,
как
бегают
маленькие гномики. Сами гномики маленькие и ножки у них маленькие, а бегают
они очень быстро. Давайте поиграем с гномиками
По широкой улице гномики идут,
И в руках большие шарики несут.
И уносит гномиков легкий ветерок,
Потому что гномик ростом не высок.
Теперь послушаем гномиков музыкальной пьесе (музыкальный номер)
Ребята кого вы видите? Правильно лошадка, посмотрите, что умеет делать лошадка,
скакать и говорить. Давайте поиграем с лошадкой
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.
Теперь послушайте, как музыкальные звуки нам покажут лошадку (музыкальный
номер).
Ребята посмотрите у меня на руках лист бумажный, он может шуметь, если лист
бумажный помять послушайте этот звук (шуршание бумаги). Это шуршание почти
похожее на шуршание листьев в лесу. Давайте поиграем с листочками
Яркими красками листья сверкают-
Ветер подует – они облетают…
Будто бы бабочки, листья порхают,
Кружатся в небе, летают, летают
Пестрым ковром на землю ложатся
Они под ногами у нас шелестят –
Об осени скорой всем говорят
Послушайте, как музыкальные звуки изобразят нам шуршание листьев
(музыкальный номер).
Ребята посмотрите, что у меня на руках? Правильно стакан с водой, если капнуть
в стакан с водой капелькой мы услышим звук, звук не музыкальный. Давайте
поиграем с дождиком
Дождик, дождик озорной.
Ох! Какой же он смешной!
Дождик длинноногий,
Топал по дороге.
Долго он ходил, скакал.
И везде он поливал.
Послушайте, как музыкальные звуки нам покажут музыкальные капельки
(музыкальный номер).
Ребята, что это звенит? Правильно колокольчик, все мы услышали приятный
шумовой звук. Давайте поиграем с колокольчиком.
Дин- дон дили дон
–
пел нам колокольчик
–
Я с утра звенеть бы мог,
Нужен мне платочек.
Но мой синенький цветок
От росы совсем промок.
А звенеть мне, между прочим,
Помогает ветерок.
Я пою намного громче,
Если солнечный денёк!
Есть у нас музыкальная пьеса, в точности изобразит музыкальные колокольчики.
(музыкальный номер).
Ребятки, посмотрите, что это, да ведь это бокалы, да еще и хрустальные, как
красиво они издают хрустальный звон. Музыкальные звуки тоже могут издавать
хрустальный, волшебный звон. Давайте поиграем со звоном.
Дин - дон дили дон,
Вот хрустальный перезвон
Слышен он со всех сторон
Дили дили дили дон. Послушаем музыкальную пьесу, где звучит хрустальный звон
(музыкальный номер).
Ребята, что это у меня? Правильно, машинка. Посмотрите, когда едет машина
немного даже шумит, так как машинка маленькая не очень громко шумит, а на
улице мы слышим шум моторов и шум колес больших машин. Давайте поиграем с
машиной.
Легковой автомобиль по дороге мчится,
А за ним густая пыль тучею клубится.
Послушайте, как музыкальные звуки нам покажут, как едет автомобиль
(музыкальный номер).
Ребята, что это? Молоточек. Он поможет нам забить гвозди, когда молоток стучит,
появляется громкий стук похож на шум. А музыкальные звуки тоже могут стучать
музыкальными молоточками. Давайте поиграем молоточками
Молотком стучу, стучу,
Сто гвоздей заколочу.
Буду строить большой дом
Будем вместе жить на нем.
Послушайте, как звучит музыкальный молоточек (музыкальный номер).
Какие красивые молоточки сейчас прозвучали. Ребята посмотрите, что это у меня?
Барабан. Может стучать очень громко, но не каждый может постучать его ритм,
послушайте, а теперь попробуем постучать как барабан ладошками. Давайте
поиграем с барабаном.
Бум-Бум-Бум и Бам-Бам-Бам!
Мне купли барабан!
Барабан большой, красивый
Бью в него со всей я силы!
Палочки в руках мелькают,
Быстро такт нам отбивают.
Бум-Бум-Бум и Бам-Бам-Бам!
У меня есть барабан!
Молодцы, давайте послушаем, как нам музыкальные звуки изобразят нам стук
барабана (музыкальный номер).
Ребята что это у меня? Ложки. Послушайте, как ложками можно стучать, ведь они
совсем не музыкальные. Давайте поиграем с ложками
Ложка – труженик простой,
Кран подъёмный городской.
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.
Поднимай быстрее грузы,
Отправляй их прямо в пузо.
А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу –
Подберет всю кашу!
Послушайте, как музыкальные звуки нам будут изображать ложки (музыкальный
номер).
Ну,
что
же,
наша
встреча
со
звуками
подходит
к
концу.
Теперь
ребятки
все
запомнили,
что
звуки
бывают
шумовые
и
музыкальные.
В
нашем
концерте
принимали участие ребята из музыкальной школы. Теперь давайте прощаться. До
свидания, до новых встреч!