Автор: Чирикова Наталия Николаевна
Должность: преподаватель естественнонаучных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ АО Астраханский государственный политехнический колледж
Населённый пункт: г. Астрахань,
Наименование материала: статья
Тема: "ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-ТЕХНОЛОГОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ"
Раздел: среднее профессиональное
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР
ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-
ТЕХНОЛОГОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Чирикова Н.Н.
ГБПОУ АО Астраханский государственный политехнический
колледж
414041, г. Астрахань, ул. Куликова 42
Образование играет важную роль в свете инновационного развития
страны. Оно становится ключевым ресурсом, повышающим мобильность
гражданина
и
его
конкурентоспособность
в
процессе
социализации.
Конкурентоспособный специалист должен быть разносторонне развитой
личностью
с
интеллектуальным
потенциалом
и
широким
кругозором.
Поэтому
становится
очевидным,
что
обучение
профессиональным
дисциплинам
невозможно
без
глубокого
изучения
специальных
и
общеобразовательных дисциплин. Переход на Государственные стандарты
требует
от
системы
среднего
профессионального
образования
совершенствование
подготовки
специалиста,
становление
его
как
профессионала,
то
есть
формирование
у
него
соответствующих
общепрофессиональных и культурных компетенций.
Разные
авторы
выделяют
различные
ключевые
компетенции.
На
основе
нескольких
классификаций
была
создана
собственная
классификация, включающая в себя компетенции, охватывающие наиболее
важные,
по
нашему
мнению,
сферы
жизнедеятельности
будущего
специалиста.
Учебно-познавательная компетенция – совокупность компетенций,
состоящая
из
элементов
логической,
методологической
и
учебной
деятельности; студент овладевает приемами действий в нестандартных
ситуациях эвристическими методами решения проблем.
Информационная компетенция – при помощи реальных объектов и
информационных
технологий
формируются
умения
самостоятельно
искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Профессиональная
компетенция
направлена
на
развитие
профессионально
важных
качеств
личности,
способствует
повышению
уровня
продуктивно сти
деятельно сти,
о сво ению
п р е д м е т а
профессиональной
деятельности,
совершенствованию
знаний,
умений,
навыков, формированию основ профессионального мастерства учащихся.
Все
перечисленные
компетенции
важны
для
студента,
но
самую
большую
роль
в
становлении
специалиста
играет
профессиональная
компетенция.
Для формирования конкурентоспособного специалиста, необходима
эффективная
система
познавательной
деятельности
на
уроках
и
во
внеурочное время. Активизация познавательной деятельности на уроках
химии
и
микробиологии
включает
следующие
виды
самостоятельных
работ:
конкурс
интересных
сообщений,
защита
творческих
работ,
составление таблиц и схем, решение проблемных вопросов и ситуаций,
составление презентаций и видеофильмов по отдельным темам.
Большую
сложность,
как
вид
самостоятельной
деятельности,
вызывает решение задач по химии. С этой целью
были разработаны
методические рекомендации для студентов по решению задач по темам:
«Объёмный метод анализа», «Произведение растворимости», «Растворы,
растворимость», «Химическое равновесие, скорость химической реакции».
Эти и другие виды задач вошли в электронный сборник, составленный для
разно уровневого обучения.
Современные
информационно-коммуникативные
технологии
расширяют возможности преподавателя и студентов, позволяя последним
систематизировать дополнительный материал на электронных носителях.
Мультимедийные презентации применяются для объяснения новых
тем, закрепления изученного материала, контроля знаний, как средство
информации во внеклассной работе.
Мультимедиа
презентации
по
темам:
«Микроорганизмы,
их
классификация», «Строение пищеварительной системы», «Рациональное
питание» были использованы при составлении электронного учебника по
дисциплине «Физиология питания».
Для
исследования
химического
состава
отдельных
продуктов
на
уроках
химии
были
оставлены
и
применяются
видеоролики
по
теме
«Качественные реакции на катионы», «Качественные реакции на анионы»,
« Исследование качества меда».
Включение
студентов
в
многообразные
виды
деятельности
способствует
формированию
у
них
активной
жизненной
позиции,
нравственных ценностей и идеалов, учит продуктивному взаимодействию
с другими людьми, предоставляет возможность для самореализации.
Познавательную
деятельность
студентов
можно
формировать
не
только на уроках, но и во внеклассной работе. Студенты участвуют в
разработке проектов «Химия вокруг нас», «Плесневые грибы-индикатор
натуральности продуктов питания», «Проблема отходов и потребительская
психология»,
«Физико-химиче ские
изменения
нутриентов
в
технологических
процессах
приготовления
пищи».
Данные
работы
студентов в всероссийском конкурсе «Созидание
и творчество» были
отмечены дипломами лауреатов второй степени.
Подводя итоги, можно сказать, что эффективность формирования
ключевых
компетенций
студентов
обеспечивается
активизацией
познавательной деятельности в ходе урока и во внеурочное время.
Таким
образом,
студенты
являются
активными
субъектами
образовательного
процесса,
что
позволяет
им
развивать
аналитическое
мышление,
творческое
воображение,
устную
речь,
находить
причинно-
следственные связи, расширять свой кругозор. Вышеописанные факторы
способствуют
интенсификации
у
студенческой
молодёжи
ключевых
компетенций, что, в свою очередь, позволяет выполнять с максимальной
с т е п е н ь ю
к ач е с т в а
с о ц и а л ь н ы й
з а к а з
р а б о т о д а т е л е й
н а
конкурентоспособных специалистов.
Список литературы
1.
Герасимов
Г.И.,
Илюхина
Л.В.
Инновации
в
образовании:
сущность и социальные механизмы. Ростов н/д, 2012г.
2.
Современные
технологии
обучения
в
образовательных
учреждениях
среднего
профессионального
образования.
Серия:
«Библиотека Федеральной программы развития образования», М.,
2014г.
3.
Химия: проектная деятельность студентов. Автор-составитель
Ширшина Н.В., Волгоград: Учитель, 2012г.
4.
Щепотин
А.Ф.,
Федоров
В.Д.
Современные
технологии
обучения среднего профессионального образования. М., 2013г.