Авторы: Латыпова Альбина Раулевна, Козак Елизавета Михайловна
Должность: воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с № 171" г. Магнитогорска
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Использование мнемотехники в познавательно-
речевом развитии старших дошкольников
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и
основными
средствами,
которыми
ребёнок
овладевает
в
этом
возрасте,
являются
образные
средства:
сенсорные
эталоны,
различные
символы
и
знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и
т.п.).
Использование
обобщений
позволяет
ребёнку
обобщить
свой
непосредственный
опыт.
Главное
направление
развития
образного
мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности
к
замещению
и
пространственному
моделированию.
И
если
мы
хотим
развить
у
ребёнка
богатое
воображение,
способность
к
замещению,
различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, надо учить его
«читать» графическую аналогию. Графическая аналогия – умение обозначать
каким–либо
одним
символом
реальный
образ
(или
несколько
образов),
отразив им общие признаки объекта и замещать предметы, т.е. пользоваться
«заместителями».
В
предложенном
вниманию
занятии
предполагается
использование мнемотаблиц для закрепления и расширения у дошкольников
знаний
об
окружающем
мире,
выполнение
различных
игровых
заданий,
способствующих интеллектуальному развитию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая
информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно
сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов (памяти, внимания, образного
мышления);
-
перекодирование
информации,
т.е.
преобразование
из
абстрактных
символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом
воспроизведении.
«Путешествие в осенний лес»
Задачи: закреплять знания детей о характерных особенностях времен года с
помощью условных обозначений на мнемотаблице.
Ход занятия:
Воспитатель
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, а куда – отгадайте.
Дом со всех сторон открыт,
Он зелёный крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
(Дети подходят к декорации осеннего леса).
- Опавшей листвы разговор еле слышен: «Мы с кленов… Мы с яблонь… Мы
с вишен… С осинки… С черёмухи… С дуба… С берёзы…».
Везде листопад.
На пороге морозы.
Четыре сестрицы живут
И всех по-разному зовут.
У каждого из них разноцветное платье,
Попробуйте этих сестёр отгадайте.
О каких временах года говорится? А мы с вами в каком лесу оказались?
Лесная полянка пестра, как цыганка. Цыганка-осень не сеет, не косит, только
собирает в фартук. Мониста на ней из осиновых листьев. Она гадалка. Как вы
думаете, осень – утро, день, ночь или вечер года? И мы вечером готовимся ко
сну. Вот и деревья сняли свой наряд, умылись дождём. Земля засыпает.
Интересно, что ей приснится зимой?
Какой была осень, и какой стала?
Была золотой, стала… (серой)
Была радостной, стала… (грустной)
Была тёплой, стала… (холодной)
Была светлой, стала… (тёмной)
А сейчас закончите мои предложения:
Вечером солнце садится, а утром…
Ночью темно, а днём…
Утром всё становится вокруг разноцветным, а ночью…
Синицы утром просыпаются, а совы…
Весной птицы прилетают, а осенью…
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Гулко шепчет тёмный лес.
Осень слякоть принесла
И дожди с собою,
Под ногами лужи, грязь,
Ветер гонит листья,
Небо серое грустит
Тучи в нём повисли.
Ребята, а как вы думаете, почему осень грустит и плачет. Наверное, дело в
том, что скоро зима и осени придётся уходить. Может быть, она не хочет
расставаться с нами? Давайте порадуем её и расскажем всё, что знаем об
осени. А помогут нам в этом наши таблицы – схемы (на магнитной доске
расположены схемы, дети отвечают на вопросы, используя их).
- Назовите осенние месяцы. Как называли сентябрь в народе, и почему?
(«Руен» – за жёлтый цвет в лесах; «ревун» – за ветреную погоду; «хмурень»
– за короткие дни; «вересень» - за первый иней).
Одна из первых примет осени – жёлтые пряди в листве. В сентябре синица
очень просится в гости. «Холоден батюшка – сентябрь, да кормить горазд».
Почему сентябрь называют месяцем синиц? (Поют, свистят, заглядывают
во все щели и трещинки, часто приближаются к человеческому жилью).
- Как ни хороша осенняя погода, как не сытен сентябрьский лес, а улетать
надо – путь предстоит не близкий. И улетают птицы в далёкие тёплые
страны.
Какие
птицы
улетают
первыми? (Кукушки,
зимородки,
зырянки,
коршуны, ястребы, соколы).
Как летят птицы? (Утки – косым рядом, чибисы – длинной цепочкой, журавли
и гуси летят клином).
- Закончился первый месяц осени, наступил октябрь, месяц близкой пороши,
предзимье, первый суровый месяц осени. А что вы знаете об этом месяце? (В
октябре и снег и дождь. Ветер кусты за вихры дерёт).
-
Какие
имена
дал
октябрю
народ
и
почему? («Листобой – за опавшие
листья; «ветродуй» - за сильные ветра; «мокрохвост» - за сырость, дожди;
«хлебник»– за убранные хлебные поля).
- Как животные готовятся к зиме?
(Белка меняет коричневый наряд на
голубо–серый, барсук чистит нору и залегает в зимнюю спячку. Ёж готовит
нору на зиму).
- А вот ноябрь – ворота зимы, месяц молодого звонкого льда. Как зовут
ноябрь в народе и почему? («Полузимником» - наполовину в зиму уходит;
«кузнецом» - реки и озёра льдом покрываются).
- На смену грачам и скворцам прилетел… (красногрудые снегири, суетливые
чечётки, красавцы – свиристели).
- Звери сменили свой наряд на тёплый, зимний.
У него изо льда корона,
Из иней перстенёк
Снегом низан поясок.
Сыплет зима из правого рукава снег, из левого иней. И бегут за нею вьюги да
метели.
В
конце
месяца
на
Руси
начинались
зимние
катанья
на
санях.
«Молодая зима с гор на санках катается» – говорили в народе.
Многое мы рассказали об осени и помогли нам в этом таблицы – схемы.
Отгадайте, ребята, какая песня спряталась в этой схеме? (Дети по схеме
вспоминают и поют песню об осени).
Артикуляционная гимнастика «Осень»
Мой язык похож на лист, широкий, расслабленный язык
Что слетел с берёзы вниз. удерживать неподвижно на нижней
губе на счёт до 10
Широкий, мягкий, плоский
Совсем как лист берёзки.
Прыгают по мягким листьям постучать по широкому языку верхними
зубами
Зайцы, белочки и лисы. «пя – пя – пя»
Листья высохли, свернулись, язык «чашечкой»
Краешки их вверх загнулись.
В лужах листья там и тут язык за верхние зубы,
Словно лодочки плывут. затем за нижние «качели»
Ветер листья подхватил, дуть в широкий язык
Поднял вверх, подул, завыл.
В листьях ветер шелестит губы в сильной улыбочке
И свистит он и свистит. тянуть «с – ссссссссс»
Ветер с листьями играет, дуть в трубучку
На грибок их опускает. упражнение «грибок»
Дождь в лесок тот прибежал, стучать за верхними зубами «т –
По листочкам застучал. ттттттттт»
Физминутка «Теремок»
Стоит в поле теремок – теремок,
Он ни низок, ни высок.
Мышь-норушка там муку толчёт,
А лягушка пирожки печёт.
Пирожки печёт с капустою
Очень жирные и вкусные.
Серый волк с колючим ёжиком
Режет сало острым ножиком,
А петух на подоконники
Всем играет на гармоники.
А теперь теремок на замок
Будет спать до утра теремок.
- Щедрая осень всем дарит свои гостинцы. Нам осень подарила урожай
овощей и фруктов. А в одной сказке репка уродилась на славу.
Инсценирование сказки «Репка»
- Спасибо осени за урожаи овощей и фруктов. Мы вновь увидимся с ней
через год и будем ждать её. А за что можно поблагодарить осень?
Игра «Спасибо, осень»
Спасибо, осень,
Спасибо, осень,
Хорошо, что ты была.
И тебя мы, осень, спросим:
«Что в подарок принесла?»
- Принесла я вам муки – значит, будут пирожки.
Принесла вам овощей – и для супа, и для щей.
Принесла вам груши – на зиму насушим.
Принесла вам мёду – полную колоду.
Ты и хлеба, ты и мёду,
Ты и яблок принесла,
И хорошую погоду нам в подарок припасла.
- А вы, ребята, хотите поблагодарить осень? (Дети благодарят осень).
- Осень не стоит на месте, она идёт к зиме. Придумайте зимние слова, и
осень вас пропустит в ворота.
Игра «Ворота зимы»
(Двое детей образуют «воротики». Остальные дети по одному проходят в
«воротики» и произносят слова с зимней тематикой. Затем дети садятся
за столы. На столах – листы бумаги, простые карандаши.)
- Мы сейчас с вами прослушаем песню, и каждый из вас составит по ней
схему. (Звучит песня, дети рисуют. После выполнения задания дети по
схеме исполняют песню).
По дороге золочённой
Осень щедрая прошла.
Убранный листами клёна
Сундучок вам принесла.
А в сундучке всем ребяткам подарки, а какие, каждый выберет себе сам среди
каштанов, не заглядывая в сундучок, с помощью своих пальчиков. (Дети
выбирают подарки).