Автор: Александрова Татьяна Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МА ДОУ №44
Населённый пункт: город Белорецк
Наименование материала: Методы работы по развитию детей с нарушением зрения
Тема: "Роль пропедевтических занятий по развитию сенсорных функций у детей с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование
Роль пропедевтических занятий по развитию сенсорных
функций у детей с нарушением зрения
Ознакомление с предметами ближайшего окружения слабовидящих детей
дошкольного возраста 4-5 лет играет значительную роль в развитии
представлений об окружающем мире и развитии речи.
Особое значение в этой связи имеют предметно-практические действия
слабовидящего ребенка, опирающиеся на чувственную основу. Усвоение на
неполноценной чувственной основе слово не переносится детьми на
другую, более широкую ситуацию.
В процессе умственного воспитания дошкольников с нарушением
зрения особое внимание приходиться уделять созданию возможно более
обогащенных представлений о предметах окружающего мира, об их
свойствах и отношениях, преодолению фрагментарности, вербализма и
разрозненности представлений.
Именно поэтому на занятиях по ознакомлению с предметами
слабовидящий ребенок должен не только услышать от тифлопедагога или
воспитателя о том, как называется предмет, узнать через слово педагога о
свойствах и качествах предмета, его назначении, цвете, форме и величине,
но он обязательно должен, используя все сохранные анализаторы, сам
увидеть все признаки предмета.
Это достигается только при условии, если ребенок с глубокими
нарушениями зрения не будет пассивно только слушать педагога, а сам будет
активно действовать с предметом. Однако это не произойдет само собой,
предметно-практическому действию слабовидящего ребенка, а также как и
слепого, следует научить. При этом необходимо учитывать общие
психофизиологические особенности, присущие детям с нарушением зрения и
индивидуальный подход к каждому ребенку в отдельности, т.е. с учетом его
состояния зрения, состояния психических процессов, уровня представлений о
предметах, их свойствах и качествах, уровня развития речи, состояния
моторики, умения правильно обследовать предмет.
Проведение занятий с учетом предметно-практической
деятельности способствует расширению словаря ребенка, установлению
более полной соотнесенности слова и образа предмета, подготавливает
ребенка к планированию мыслительных и речевых операций. Система всех
занятий обеспечивает формирование способов и приемов познавательной
деятельности (Волков Л.С., 1979).
С целью адекватного овладения слабовидящими дошкольниками
предметами окружающего мира, мы считаем необходимым вначале
провести в плане пропедевтики специальные занятия по развитию
сенсорных функций, так как было выше отмечено, дети дошкольного
возраста с глубокими нарушениями зрения очень редко используют
сохранные сенсорные функции и определение предмета осуществляется в
основном с помощью остаточного зрения. Это не дает возможности
формирования полноценных представлений о предметах, что в свою
очередь снижает познавательную активность слабовидящего ребенка-
дошкольника.
Развитие сенсорных функций у слабовидящих детей дошкольного
возраста не может происходить само по себе, спонтанно, их необходимо
развивать в специально созданной педагогом обстановке, используя для
этого адекватные методы и приемы для их развития. И здесь особое место
должно быть отведено игре как ведущей деятельности ребенка-
дошкольника, как главному фактору, способствующему развитию сохранных
сенсорных функций.
Зрении, слух, осязание, обоняние- составляют чувственное познание
окружающего мира. Сенсорная организация сложилась в процессе
общественно-исторического развития человека и целиком отражает образ
его жизни и характер деятельности.
Советский тифлопсихолог А.Г. Литвак, давая характеристику
сенсорной организации человека при дефектах зрения, пишет, что серьезные
нарушения или любая утрата функций зрительного анализатора, приводящие
к слепоте или к слабовидению, разрушают полностью или частично
сложившиеся в процессе общественно-исторического развития
межанализаторные связи. Нарушение исторически сложившегося
взаимодействия между зрительными и другими анализаторами отражается
на всей сенсорной организации человека, что вызывает отклонения в сферах
логического познания и практики
Все это могло бы привести к необратимым патологическим
изменениям в развитии психики, если бы сенсорная организация не
обладала большой динамичностью и пластичностью. Эти качества сенсорной
организации проявляются в том, что она продолжает развиваться и
претерпевать определенные изменения в зависимости от трудовой
деятельности людей с ОВЗ и окружающих их условий.
Экспериментальные исследования, проведенные показали, что
слабовидящие дети при обследовании и опознании предметов, их свойств и
качеств не используют в полной мере сохранные анализаторы, это
происходит, во-первых, в силу того, что эти анализаторы недостаточно
развиты и требуют специальной разработки, во-вторых, в дошкольных
учреждениях для детей с глубокими нарушениями зрения, ввиду отсутствия
специальных методик по развитию сенсорных анализаторов, педагоги мало
внимания уделяют этой важной сенсорной компенсации слепоты, что в
определенной мере задерживает подготовку детей к школе. В основном
опознание объектов происходит только визуально, без опоры на другие
сохранные анализаторы. Слуховой анализатор при обследовании и
опознании объекта слабовидящими дошкольниками используется только в
том случае, когда тактильный анализатор не дает представлений об объекте.
Обследование объекта с помощью тактильного и тактильно-
кинестетического анализаторов происходит у детей с глубокими
нарушениями зрения совершенно формально, то есть согнутой кистью
правой руки, что не дает возможности создания представления целостного
образа предмета кроме того, руки дошкольников не готовы к осязанию;
кисти обеих рук настолько напряжены и полусогнуты, что педагогу часто с
трудом приходиться разгибать ладошку ребенка, особенно слепого.
Все это требует того, чтобы у слабовидящих детей дошкольного
возраста посредствам специальных игр и упражнений были развиты функции
сохранных анализаторов; слабовидящего ребенка следует обучать
адекватному использованию этих анализаторов.
Рекомендуемые дидактические игры и игровые упражнения
представляют собой определенную систему. Они разбиты на группы в
соответствии с задачами развития, того или иного сенсорного анализатора. В
основу предлагаемой системы положены современные педагогические и
психологические знания о компенсаторном сенсорном развитии.
Дидактические игры и упражнения на развитие остаточного
зрения
1. Рассматривание яркой расцветки игрушек-вкладышей.
2. Найди игрушку нужного цвета среди других игрушек.
3. Узнай, какого цвета шарик.
4. Выложи узор, как у воспитателя, из цветных палочек, камешков, мозаики.
5. Выложи такой же узор по образцу, по памяти.
6. Упражнение на различение контрастных цветов, размеров.
7. Упражнения на различение основных геометрических фигур.
8. Из предметных картинок, расположенных рядами вертикально или
горизонтально на столе, найти нужную и показать.
9. Разложи в правильной последовательности картинки.
10. Следи глазами за движущейся игрушкой на столе, на полу.
11. Внимательно рассмотреть картинку и после того, как воспитатель ее
уберет или закроет, рассказать, что на ней нарисовано, при этом передать
все детали, указать пространственное расположение предметов, описать
изображенные действия.
Дидактические игры на развитие остаточного зрения
1. «Живое домино»
2. «Что в мешочке»
3. «Магазин открывается»
4. «Что кому?»
5. «Чего не стало?»
6. «Что прибавилось?», «Что изменилось?»
7. «Кто быстрее покажет?», «Кто быстрее подберет?»
8. «Разрезные картинки»
9. «Найди такую же»
10. «Цветные коврики»
11. «Найди и поставь на место»
Дидактические игры и упражнения на развитие осязания
Примерный комплекс гимнастики на расслабление мышц кистей рук
1. Поднять руки вверх, сжать сильно ладони в кулак, разжать и опустить руки
вниз.
2. Потрясти расслабленными кистями рук.
3. Попеременно медленно сжимать пальцы рук, прижимая их к середине
ладони- резко разжать и опустить руки вниз
4. Пальцы обеих рук сжать «в замок», разжать и потрясти кистями.
5. Поставить руки перед грудью, расслабить кисти обеих рук, потрясти
кистями.
6. Напрягая мелкие мышцы, соприкасать пальцы друг с другом (большой
палец с большим, указательный с указательным и т.д.), разжать пальцы,
потрясти кистями.
Игровые упражнения на развитие осязания
1. Выкладывание матрешек, грибков и т.д.
2. Накорми матрешек из тарелочек, напои из чашечек, сообразно их
величине.
3. Найди среди игрушек собаку, кошку, стол, стул и т.д.
4. Выложить из палочек треугольник, квадрат, прямоугольник и т.д.
5. Из геометрической мозаики выбрать треугольники, квадраты и т.д.
6. Собрать в коробку со стола шары (деревянные, металлические) так, чтобы
они не упали.
7. Нанизывание колец, бусин на нитку.
8. Работа с крупным и мелким конструктором.
9. Найди в мешочке маленький, большой шарик.
10. Определить, какая это крупа.
Дидактические игры на развитие осязания
1. «Кого нет?»
2. «Кто больше соберет»
3. «Угадай, что я вам дала»
4. «Угадай предмет и расскажи о нем»
5. «Какой игрушки не стало?»
6. «Угадай, что изменилось у куклы?»
7. «Найди то, что я назову»
8. «Построй как я»
9. «Что в мешочке?»
10. «Угадай, что изменилось?»
11. «Поручения»
12. «Кто скорее найдет такой же предмет»
13. «Назови и расскажи»
Дидактические игры и упражнения на развитие слуха
Игровые упражнения на развитие слуха
(от практических действий к звуку)
1. Разрезать бумагу ножницами, послушать и рассказать о том, что при этом
слышно.
2. Открыть кран, послушать и рассказать о том, что при этом слышно.
3. Покормить куклу, уронить ложку, провести карандашом по бумаге,
помешать ложкой чай послушать и рассказать о том, что при этом слышно.
4. Послушать, как играют дети, как работает повар, как пилят, забивают
гвозди, послушать и рассказать о том, какие при этом слышаться.
5. Рассказать о том, что слышали на улице: шум машин, говор людей, шум
дождя, грозы ит.д.
6. В музыкальном зале идет занятие, послушай и скажи, какие звуки ты
слышишь.
Дидактические игры на развитие слуха
(от звука к определению характера действий и предмета)
1. «Кто позвал?»
2. «Определи, что делаю?»
3. «Узнай из чего сделано»
4. «Кто как кричит»
5. «Где мы находимся?»
6. «Кто первым узнает»
7. «Что спрятано?»