Автор: Керн Ирина Юсуповна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО ЦРТДиЮ
Населённый пункт: п. Чегдомын Верхнебуреинский район
Наименование материала: Статья
Тема: Сопровождение и развитие одаренных детей в МБУ ДО ЦРТДиЮ.
Раздел: дополнительное образование
Сопровождение и развитие одаренных детей
в МБУ ДО ЦРТДиЮ.
Современная российская система обучения детей и подростков основывается на
взаимодействии
общеобразовательной
школы
и
учреждений
дополнительного
образования. И, если главная задача школы – дать каждому учащемуся фундаментальные
знания по всем предметам, то дополнительное образование является средством выявления,
поддержки и развития талантливых и одаренных детей.
В дополнительном образовании преобладают дети с такими видами одаренности, как:
Интеллектуальная
Психомоторная или спортивная
Художественная
Лидерская.
Наше учреждение имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Оно
предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности,
среди которых каждый
воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его
профессией.
На протяжении последних лет ЦРТДиЮ работает по Комплексной программе
«Одаренные дети» (срок реализации 2015-2020 гг.).
Целью данной программы является создание
условий для выявления, поддержки и
развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в
соответствии со способностями.
Первоначальный этап работы педагогов состоит в том, чтобы собрать предварительную
информацию о ребенке, поступающем на обучение в ЦРТДиЮ. Информация собирается
от родителей, учителей школы и самих детей.
На протяжении следующего этапа идет формирование базы данных о талантливых и
одаренных детях с целью сопровождения, поддержки и отслеживания их дальнейшего
личностного и профессионального самоопределения. В базу данных вносятся сведения о
детях, отличающихся ускоренным темпом развития, проявляющие особые способности к
конкретной
деятельности, стабильно показывающие высокие результаты, занимающие
призовые
места
в
творческих
конкурсах,
спортивных
соревнованиях,
научных
конференциях. В 2015 году базу данных составляют 86 воспитанников нашего Центра.
В помощь педагогам, работающим с одаренными детьми, проблемно-целевой
группой Центра по теме «Методы и приемы выявления и развития одаренных детей»
разработаны методические рекомендации: «Способы выявления детской одаренности» и
«Приемы и методы работы с одаренными детьми». В них представлены диагностические
методики:
«Определение
креативности
обучающихся»,
«Карта
одаренности»
и
«Экспертная оценка одаренности».
Одарённые дети требуют индивидуального подхода, системной и продуманной работы с ними,
поэтому
важно
не
«закопать»
талант,
а
максимально
способствовать
развитию
интеллекта
одарённых детей, поэтому в своей работе с одаренными детьми педагоги Центра используют
различные формы работы:
индивидуальное обучение и обучение в малых группах по образовательным программам
определенной направленности;
работа над исследовательскими и творческими проектами в режиме наставничества;
профильные лагеря;
творческие конкурсы;
фестивали;
соревнования;
первенства;
выставки;
концерты;
1
научное общество учащихся;
научно-практические конференции.
Благоприятные условия, созданные в учреждении способствуют развитию одаренности, а
участие в различных концертах, конкурсах становится хорошим стимулом для таких ребят:
Для поддержки одаренных детей на уровне учреждения и района проводятся следующие
мероприятия:
участие в деятельности научного общества ЦРТДиЮ «Дискавери» (83 чел.);
освещение достижений обучающихся в СМИ (сайт ЦРТДиЮ, газета «Рабочее
слово», журнал «Чегдомын»). В 2015-2016 учебном году вышло 15 статей в газете
«Рабочее слово», 6 статей в журнале «Чегдомын» и 30 заметок размещено на сайте
ЦРТДиЮ.
размещение фотографий одаренных детей, их достижений, грамот и дипломов на
стендах ЦРТДиЮ: «Наши звездочки», Научное общество «Дискавери», «В городе
детства…»;
написание рекомендаций (ходатайств) на получение наградных путевок в краевые,
Всероссийские оздоровительно-образовательные детские центры.
представления
на
премию
Губернатора
Хабаровского
края
и
Главы
Верхнебуреинского района.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию
их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач Центра.
При этом
успехи, достижения ребенка сравниваются не со стандартом, как в основном образовании, а с
исходными возможностями самого обучающего. Способствует не только росту достижений, но
и оказывает влияние на дальнейший жизненный путь ребенка.
Педагог – организатор ЦРТДиЮ Керн И.Ю.
2