Напоминание

Влияние досуга на процесс социализации


Автор: Черепанова Галина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №9
Населённый пункт: Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние досуга на процесс социализации
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Влияние досуга на процесс социализации».

Социализация личности одно из ведущих понятий социальной педагогики и представляет

собой сложное социальное явление. Социализация – это сложный непрерывный процесс,

протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровне. Социализация

человека начинается с младенчества и продолжается на протяжении всей жизни.

Сегодня проблему социализации или её отдельных аспектов изучают философы,

этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.

Социализация - механизм усвоения человеком накопленного человечеством социального

опыта в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнить определенно

жизненно важные социальные роли.

Современное общество динамично и нестабильно, меняются его структура, цели и задачи,

ценности и нормы. Вместе с тем в течение своей жизни многократно меняется сам

человек, его взгляды, вкусы, привычки, правила поведения, статусы и роли. Благодаря

социализации люди реализуют свои потребности, возможности и способности,

налаживают нормальные отношения с другими членами общества, с группами,

социальными институтами и организациями, с обществом в целом.

Особенно актуальной для современного общества является социализация подрастающего

поколения. Именно в подростковый период складываются основные структуры личности,

качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от окружающей

среды.

Своеобразной формой социализации человека является его досуг. Досуг может стать

могучим стимулом для развития личности. Однако, сам по себе досуг не является

показателем ценностей.

Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его

свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его

структуры.

Досуг может превратиться в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и

поведение. Это может привести к ограничению духовного мира и даже к проявлениям

асоциальности (пьянство, наркомания, преступность).

В этой связи, особую актуальность приобретает вопрос о характере досуга, степени его

социальной насыщенности.

Для того чтобы досуг выполнял свою роль в системе социализации, он должен

удовлетворять эмоциональные потребности и способствовать интеллектуальному поиску.

Важно, чтобы процесс досугового общения подростка с искусством, техникой, спортом,

природой, а так же с другими людьми, проходил рационально, продуктивно и творчески.

Досуг в существенной степени ответственен за формирование характера ребенка, в

частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность,

мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность.

Досуг является благоприятной почвой для испытания подростками фундаментальных

человеческих потребностей.

В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе,

даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности.

Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического

развития детей.

Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг

способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств.

Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку,

юноше реализовать то лучшее, что в нем есть. В этом заключены его прогрессивные

возможности.

В сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных

социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать

на их нравственный облик и мировоззрение.

Следовательно, досуг выступает как важный фактор становления и развития личности

усвоения ею культурных и духовных ценностей.

Проблема досуговой деятельности как средства социализации подростков является

социальной проблемой, которая на протяжении многих лет носит ярко выраженный

характер. Плодотворное использование досуга человеком, и особенно, молодым

человеком – важная задача общества.

Деятельность культурно-досуговых учреждений должна быть направлена на создание

наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и

творческих способностей человека.

Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов, способствующих

формированию и развитию подрастающего поколения, делает работу досуговых

учреждений привлекательной, интересной и содержательной, а это, в свою очередь,

способствует привлечению в них детей и подростков. А досугу подростков необходимо

уделять больше внимания, занимать их полезной досуговой деятельностью, что будет

служить средством их социализации и развития.



В раздел образования