Семейное воспитание в условиях учреждения для детей-сирот
Автор: Марущак Галина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: КГКУ "Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г.Спасска-Дальнего" Населённый пункт: г.Спасск-Дальний Приморский край Наименование материала: статья Тема: Семейное воспитание в условиях учреждения для детей-сирот Раздел: дополнительное образование
Гендерное воспитание дошкольников в условиях учреждения
Автор: Марущак Галина Ивановна
Выступление на педагогическом совете:
«Подготовка воспитанников учреждения к семейной жизни»
Организация: КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и
детей, оставшихся без попеечния родителей, г.Спасска-Дальнего»
Цель:
Повысить
методическую
квалификацию
педагогов
по
семейному
воспитанию
В общеобразовательной программе дошкольного образования поставлена задача –
формирование у детей гендерной принадлежности.
Под «гендером» понимается
социальный
пол
человека,
формируемый
в
процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные
и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а
существующие свойства и отношения называются гендерными.
Практика показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования
в
условиях
учреждения
у
детей
отсутствуют
или
неправильно
сформированы
гендерные
различия
о
ролевой
структуре
семьи,
поэтому
возникают
серьёзные
проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем,
что
в
программно-методическом
обеспечении
дошкольных
образовательных
учреждений
России
не
учитывали
гендерные
особенности.
В
результате
этого
содержание
воспитания
и
образования
ориентировано
на
возрастные
и
психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного
возраста, которые, по мнению ученых различаются, а именно:
− в физическом развитии и социальном поведении;
− в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне
достижений;
− в проявлении агрессии и многом другом.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и
родители
должны
понять
ребенка
и
помочь
ему
раскрыть
те
уникальные
возможности, которые даны ему своим полом. Но дети, которые воспитываются в
учреждении
лишены
этой
возможности,
у
них
нарушены
представления
о
различных семейных ролях, о ролевой структуре и гендерной принадлежности. Они
попадают в учреждение еще совсем маленькими и , как правило, их окружают и
занимаются из воспитанием и уходом одни женщины, и они не могут правильно
определять ролевую структуру семьи.
В результате анализа психолого-педагогических исследований, было установлено,
что именно в период дошкольного детства у детей, происходит принятие гендерной
роли:
к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо
мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится
понятно,
что
гендер
не
изменяется:
мальчики
становятся
мужчинами,
а
девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится.
При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в
стимулах,
в
большей
степени
построенных
на
основе
слухового
восприятия.
Мальчики
плохо
воспринимают
объяснение
воспитателя
на
слух
и
для
них
предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном
восприятии.
На занятиях по творческой деятельности важно создавать условия для того, чтобы
девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или
эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей рисованием,
лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем
развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.
При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки,
аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что
девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для
девочек
очень
важно,
чтобы
ими
восхищались
в
присутствии
других
детей,
взрослых и т.п… Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он
добился
результата
именно
в
этом:
научился
здороваться,
чистить
зубы,
конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который
мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте,
позволяет
гордиться
собой
и
стремиться
к
новым
достижениям.
Но
именно
у
мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде
деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать
одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует
правильного понимания со стороны воспитателя.
Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в
игровой
деятельности.
Ученые
отмечают
разное
содержание
и
игровые
стили,
которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям –
женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Мальчики очень
любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у
детей
положительный
эмоциональный
фон.
Воспитатели
не
всегда
правильно
понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая
детей
радости,
которую
они
при
этом
испытывают.
Шумные,
наполненные
движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они
считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут
привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны
быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что
отрицательно сказывается на их личностном развитии.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической
задачей
является
преодоление
разобщенности
между
детьми
и
организации
совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в
соответствии
с
гендерными
особенностями.
Где
мальчики
принимают
на
себя
мужские роли, а девочки – женские. Организация таких игр может быть построена,
через театрализованную деятельность.
Особого
внимания
со
стороны
педагогов
требуют
проблемы,
связанные
с
организацией
предметно-пространственной
среды.
Общеизвестно,
что
среда
является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его
индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда
не
только
обеспечивает
разные
виды
активности
дошкольников
(физической,
игровой,
умственной
и
т.п.),
но
и
является
основой
его
самостоятельной
деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае
состоит
в
том,
чтобы
открыть
перед
мальчиками
и
девочками
весь
спектр
возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов
ее с учетом гендерных, индивидуальных особенностей и потребностей каждого
ребенка.
С учетом ФГОС и в нашем учреждении используется гендерная принадлежность,
через
непосредственно
–
образовательную
деятельность:
участие
в
конкурсах
- «Есть такая профессия – Родину защищать», «Знакомство с русским народным
костюмом», «Пожар», «Русские богатыри – защитники Отечества», «Будем в Армии
служить»
.
Беседы «Кто
я:
мальчик
или
девочка?»,
«Чем
мы
похожи
и
чем
отличаемся?»…
«Мои
достоинства»,
«Мои
таланты»,
«Мои
недостатки»…
Словесные игры «Мир без тебя», «На какого сказочного героя я похож (похожа)?»,
«Что
умеют
руки
мальчиков?»,
«Что
умеют
руки
девочек?»…
Тренинги
и
педагогические
ситуации «Обратись
ко
мне
по
имени»,
«Поможем
девочкам»,
Волшебная
ромашка»,
«Снежный
ком
из
ласковых
имен»,
«Комплименты»…
Чтение
художественной
литературы: Чтение
таких
р.н.сказок,
как
«Крошечка-
Хаврошечка»,
«Как
аукнется,
так
и
откликнется»,
«Рукодельница
и
ленивица»,
сказки Г.Х.Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди» , «Иван – крестьянский
сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка», рассказы о русских солдатах, «Рассказ о
неизвестном герое» С.Маршака и др.
Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками
· Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или
девочка
с
присущими
им
особенностями
восприятия,
мышления,
эмоций.
Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень
любить.
· Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример
другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно
старше ровесников – мальчиков.
· Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают,
по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-
разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не
так, как мы взрослые.
· Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина
– девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в
детстве с ними – неверно и бесполезно.
· Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности
выполнения вашего задания.
· Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту,
включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее
рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому,
чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
· С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать
принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо
постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным
схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые
задачи,
как
учили
на
уроке),
подталкивать
к
поиску
собственных
решений
незнакомых, нетиповых заданий.
· Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это
важно для мальчиков.
· Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то
понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это
сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то
областях, он будет знать, и уметь больше вас.
· Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и
тревожность мальчиков.
· Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к
ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают.
Сначала разберитесь, в чем ошибка.
· Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не
могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает
слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.