Автор: Хромцова Елена Валерьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ № 15 г.Вологды
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Объём прямоугольного параллелепипеда и куба"
Раздел: среднее образование
Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Цель
урока:
вывести
формулу
для
вычисления
объёма
прямоугольного
параллелепипеда
и
куба;
сформировать
умение
находить
объем
прямоугольного
параллелепипеда и куба в стандартных ситуациях.
Задачи:
Обучающие:
помочь
учащимся
вывести
формулу
для
нахождения
объема
прямоугольного
параллелепипеда и куба;
научить вычислять объем прямоугольного параллелепипеда и куба;
дать понятие единиц измерения объема.
совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающие:
развитие математической речи (устной и письменной);
развитие внимания, логического мышления;
учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
развивать навыки самостоятельной работы при выполнении различных заданий на
уроке;
демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности;
воспитывать аккуратность, дисциплинированность.
Тип урока: изложение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах.
Необходимое
оборудование: персональный
компьютер,
интерактивная
доска
или
проектор и экран, презентация «Объем прямоугольного параллелепипеда».
План урока
1. Организационный момент
1 мин.
2. Устный счёт («Морской бой») 7 мин.
3. Сообщение темы урока
1 мин.
4. Изложение нового материала 10 мин.
5. Физкультминутка 1 мин.
6. Закрепление нового материала 15 мин.
7. Повторение изученного материала 3 мин
8. Тест 7 мин.
9. Домашнее задание.
1 мин.
10. Подведение итогов урока
1 мин.
Цель:
Ну-ка проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку «5».
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем же удачи
–За работу, в добрый час!
Ребята, любите ли Вы играть? (Да)
А знакома ли вам игра в «Морской бой»? (Да)
Я вам предлагаю «математический морской бой».
На учительском столе лежат карточки с вопросами к нужным полям нашего моря. У меня
скрыто
12
однопалубных
кораблей.
Если
Вы
отвечаете
правильно,
то
«вражеский»
корабль подбит, и мы смело двигаемся дальше…
А1.Вычислите: 2
3
А2.Что можно сказать о противоположных гранях прямоугольного параллелепипеда?
А3. Вычислите: 3
2
А4.Какими фигурами являются грани куба?
Б1. Вычислите: 4
3
Б2. Сколько у параллелепипеда рёбер?
Б3. Вычислите: 5
2
Б4.Какое число в кубе даёт 1000?
В1. Чему равен объём фигуры №1 на столе учителя?
В2. Вычислите: 7
3
В3.Как Вы понимаете, что такое объём?
В4.Любой ли прямоугольный параллелепипед является кубом?
1
2
3
4
А
Б
В
Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения
обучающихся
в
школе,
где
они
проводят
большую
часть
времени,
поэтому
к
гигиеническому
состоянию
этих
помещений
предъявляются
особо
высокие
требования.
Несоблюдение
гигиенических
требований
к
воздушному
режиму
ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в
Санитарных
правилах,
утвержденных
СанПиН
2.4.2.2821-10
от
29
июня
2011
г.
Комфортные,
т.
е.
физически
хорошо
воспринимаемые
условия
для
обучающихся
в
классах следующие: 18-20 градусов C°, атмосферное давление в среднем 760 мм ртутного
столба, содержание 21% кислорода, 0,04% углекислого газа. В классной комнате во время
урока
возрастает
концентрация
углекислоты
и
падает
содержание
кислорода.
Минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника- достигает 4 куб. м.
Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН? Что
для этого необходимо знать?
Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы:
1.
Надо знать санитарно-гигиенические нормы потребления воздуха в классной
комнате на одного обучающегося.
2.
Надо знать сколько обучающихся в классе.
3.
Сколько воздуха находится в классной комнате?
И объём воздуха в классе надо как-то вычислить, учитывая, что учебный кабинет имеет
форму прямоугольного параллелепипеда.
Итак, кто сформулирует тему урока?
ТЕМА: «Объём прямоугольного параллелепипеда и куба».
Какая должна быть цель нашего урока?
- Научиться находить объем прямоугольного параллелепипеда и куба.
Задачи:
1.Вывести формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и куба.
2.Научиться её применять.
3.Выяснить, где на практике можно применять формулы для вычисления объёма.
Вы знаете, единицы измерения длин и площадей. Назовите их.
Единицы измерения длины мм, см, дм, м, км
Единицы измерения площади мм
2
, см
2
, дм
2
, м
2
, км
2
А что же принято за единицу измерения объема?
(слайд )
Единица измерения объёма – куб со стороной равной 1 длины
Если сторона куба 1см, то объём равен 1см
3
Если сторона куба 1мм, то объём равен 1мм
3
Для измерения объемов применяются единицы измерения:
(мм
3
, см
3
, дм
3
, м
3
, км
3
, мл, л)
У вас на партах лежат кубики. Ребро ваших кубиков 1длины.
Скажите, чему равен его объём? 1ед
3
Мы знаем, что объём геометрического тела равен числу, входящих в него кубиков.
Как можно определить вместимость коробки?
Для этого сложим ваши модели кубиков в коробку.
Вместимость коробки зависит от ее размеров.
Ученики по очереди укладывают кубики в коробку.
Коробка заполнена. Сколько кубиков в неё поместилось?
Тридцать
Но коробка имеет форму прямоугольного параллелепипеда.
Как найти его объем, зная три его измерения?
Сколько слоёв? (2 слоя)
Сколько столбиков? (3 столбика)
Сколько кубиков в каждом столбике? (5 кубиков в каждом столбике)
Сделайте вывод?
Выведем формулу объёма прямоугольного параллелепипеда.
(слайд )
Чтобы получить 30 надо:
2 ∙ 3 ∙ 5
Запишем формулу объёма в тетрадь.
V=аbс, а, в, с- его измерения
Вернёмся к нашей задаче. Соответствуют ли размеры нашего класса нормам СанПин?
Решение задачи – проблемы у доски.
Дано: а=9 м, b=6 м, с=3м.
К=27-количество обучающихся
V=аbс,
V=9м×6м×3м= 162м
3
V
1
= 4 м
3
, V: К=162 м
3
:27=6 м
3
.
Вывод: Размеры нашего класса и его наполняемость соответствуют нормам СанПиН.
А как быть, если у нас комната, коробка и т. д. будут иметь форму куба?
Пусть, а = 5см, тогда V=5
∙
5
∙
5 =125(см
3
)
А теперь кто скажет: как будет выглядеть формула для вычисления объёма куба с
измерением, а?
Обучающиеся выводят и записывают в тетрадях формулу для вычисления объёма куба
V=а·а·а=а
3
.
Физкультминутка.
Практическая работа.
Выполните необходимые измерения и вычислите объёмы кубов, которые у вас лежат на
парте.
Дифференцированная самостоятельная работа (тест)
ТЕСТ (объёмы)
Вариант1
1.Найдите объём куба с ребром 7 дм.
1)49 дм
3
2) 243 дм
3
3) 343 дм
3
4) 21 дм
3
2 . Н а й д и т е
о б ъ ё м
п р я м о у г о л ь н о г о
параллелепипеда, если его длина 4см, ширина 2
см, высота 3см.
1)24 см
3
2) 48 см
3
3) 72 см
3
4) 52 см
3
3.Чему равно ребро куба, если его объём равен
1000 см
3
?
1) 100 см 2) 10 см 3) 10 дм 4) 1 мм
4.Найдите объём комнаты, если её длина равна 6
м, ширина в 2 раза меньше длины, а высота в 3
раза меньше длины.
1) 24 м
3
2) 54 м
3
3) 36 м
3
4) 50м
3
5.Объём спортивного зала 320 м
3
, высота 4м, а
длина 10м. Найдите ширину зала.
1) 32 м 2) 80 м 3) 8 м 4) 8 дм
Дополнительная задача.
Длина аквариума 80см, ширина 45 см, а высота
55см.
Сколько
литров
воды
надо
влить
в
этот
аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего
края аквариума на 10 см?
ТЕСТ (объёмы)
Вариант2
1.Найдите объём куба с ребром 6 дм.
1)116дм
3
2) 36 дм
3
3) 216 дм
3
4) 18 дм
3
2 . Н а й д и т е
о б ъ ё м
п р я м о у г о л ь н о г о
параллелепипеда, если его длина 5см, ширина 1
см, высота 4см.
1)20 см
3
2) 40 см
3
3) 72 см
3
4) 60 см
3
3.Чему равно ребро куба, если его объём равен
125 см
3
?
1) 15 см 2) 5 см 3) 5 дм 4) 5мм
4.Найдите
объём
комнаты,
если
её
ширина
равна 4 м, длина в 2 раза больше ширины, а
высота на 5м меньше длины.
1) 128 м
3
2) 24 м
3
3) 96 м
3
4) 40м
3
5.Объём спортивного зала 240 м
3
, высота 4м, а
длина 10м. Найдите ширину зала.
1) 24 м 2) 60 м 3) 6 м 4) 6 дм
Дополнительная задача.
Длина аквариума 80см, ширина 45 см, а высота
55см.
Сколько
литров
воды
надо
влить
в
этот
аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего
края аквариума на 10 см?
Ответы к тесту.
1
2
3
4
5
Вариант1
3
1
2
3
3
Вариант1
3
2
2
3
3
Дополнительная задача.
Длина аквариума 80см, ширина 45 см, а высота 55см. Сколько литров воды надо влить в
этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?
(162000см
3
)
Что нового узнали на уроке?
- Какие существуют единицы измерения объемов?
- Как вычислить объем прямоугольного параллелепипеда?
- Что понравилось на уроке?
- Сегодня на уроке все работали хорошо, особенно хочется отметить некоторых учащихся.
(выставление оценок).
Рефлексия: термометр настроения.
Домашнее задание:
№ 841, 845, творческое задание (красиво оформить). Какие старинные единицы объёма нам
известны?